СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Основы рационального питания. Пищевая ценность овощей. Технологии обработки овощей».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Основы рационального питания. Пищевая ценность овощей. Технологии обработки овощей».»

Технологическая карта урока труд (технология)

ФИО учителя

Усова Ольга Николаевна

Класс

5

Дата проведения

19.12.2024

Тема урока

«Основы рационального питания. Пищевая ценность овощей. Технологии обработки овощей».

Цель урока

Способствовать развитию основ здорового образа жизни на примере правильного питания, формированию представлений обучающегося о видах и питательной ценности овощей, о способах механической обработки овощей и приготовлению блюд из сырых овощей. Создать условия для овладения обучающимися УУД в процессе учебной деятельности.

Задачи урока

Планируемые результаты:

1) Предметные - учащиеся ознакомятся с основами рационального питания, навыкам обработки овощей и пищевой ценностью овощей.

2) Метапредметные (УУД):

- регулятивные – определение технологической последовательности обработки овощей .

-коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, разрешать конфликтные ситуации, спокойно воспринимать и вырабатывать уважительное отношение к сверстникам в ходе совместной работы.

- познавательные - рациональное потребления пищи и проводить анализ пищевой ценности продуктов (овощи).

3) Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развивать трудолюбие, воспитывать аккуратности и опрятности в работе.

Тип урока

комбинированный.

Методы и приемы работы, используемые технологии

Частично-поисковый (эвристический), групповой, метод проектов. Приёмы: «комплимент», «вопросительные слова», «толстые и тонкие вопросы», «кластер» Технология деятельностного метода.

Оборудование урока (методическое обеспечение, мультимедийное оборудование, ЭОР)

Базовый учебник: Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. – М.: Вентана - Граф, 2020

 компьютер, проектор, экран, презентация;

ножи, приспособления для очистки овощей, разделочные доски, блюда.



Структура и ход урока

Таблица 1

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


Определение проблемы



Формирование

цели


Настрой учащихся на работу

Для формулирования темы урока как учебной проблемы учитель читает стихотворение:

Когда похудеть захотел бегемот: Он ел сельдерей,
Пил несладкий компот,
Неделю бродил с рюкзаком по горам
И так похудел на один килограмм.
Он крикнул:
«Победа!
Победа!
Я смог!»
И слопал на радостях:
Сладкий пирог,
Конфеты,
Печенье,
Бисквит с пастилой...
При этом он очень гордился собой!

- о чем говорится в стихотворении?

Учитель задает загадку:

Огурец, капуста, кабачок,

Перец, лук, морковь и чесночок!

Как все это вместе назовем

В огороде нашем соберем?

Учитель задает наводящие вопросы.

Заходя в класс, учащиеся рассаживаются по бригадам (4-5 человек )

эмоциональный настрой на урок






Отвечают на вопросы учителя

Слушают учителя, строят высказывания


самостоятельное определение темы урока:

«Основы рационального питания. Пищевая ценность овощей. Технологии обработки овощей»



Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока

3мин.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

 

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)


- Ребята, давайте вспомним, какими полезными веществами обладают продукты?

-Какие продукты в рационе человека, обладают яркими вкусовым качествам?

-Знаете ли вы, какие овощи больше всего содержат сахар?

А какие овощи вам известны с низким содержанием крахмала?

- Верно, давайте приступим к уроку получения новых знаний!

Слайд 1. «что такое кулинария?»

Слайд 2. «Это интересно».

Слайд 3. «Пища. Правильное питание».

Слайд 4-7. «Продукты растительного и животного происхождения»

Слайд 8-12. «Питательные вещества»

-какие?

- чем они полезны?

Слайд 13-14 «Рациональное питание»

-Что повторили?

-Что лежит в основе основы рационального питания?

-Для чего вы получили данные знания?

- Какие вам известны овощные растения?

- Какие части растений используют в питании ( клубни, листья,

корни, плоды)?

- Какие группы овощей вам известны?

1). Корнеплоды (свекла, морковь, репа, редис, редька, хрен, петрушка корневая, сельдерей корневой);

2). Клубнеплоды (картофель, земляной миндаль);

3). Тыквенные (огурцы, тыквы, кабачки, патиссоны);

4). Бобовые (горох, фасоль, бобы, соя, земляной орех);

5). Пасленовые (томаты, баклажаны, перец сладкий);

6). Листовые (салат, кресс-салат);

7). Луковичные ( лук репчатый, чеснок, лук порей);

8). Пряности (эстрагон, анис, мята, тмин).

«Технология нарезки овощей» учитель объясняет, показывает, как правильно обрабатывать овощи для различных видов блюд.

Механическая (первичная) обработка овощей.

Внимание!

«Ножи на кухне. Первая помощь при порезе».

-Почему, мы должны аккуратно пользоваться ножом, что необходимо знать?

Предполагаемые ответы:

Витамины, минеральные вещества, жиры, углеводы и белки

 

 

 

 



- это искусство приготовления пищи

(ребята читают)

(запись в тетрадях)

(приводят примеры)



Ответы ребят

-Питание с наибольшей пользой для здоровья и жизнедеятельности человека называется рациональным питанием.

 - режим питания, разнообразие, сбалансированность

 Повторяем то, что нам пригодится для открытия новых знаний.

 


 Ребята составляют кластер

(у каждой бригады по 2 -3 группы овощей)

 

 

 

 

 

Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения…

 Ребята наблюдают

 - мытьё, очистка, нарезка, промывание

Повторение правил безопасной работы с ножом (стенд)

ЗАТРУДНЕНИЕ!


10 мин.

Постановка учебной задачи

В группах обсудить технологию приготовления овощного салата. Результат записать в тетрадь.

Учитель дает лексическом значение слова «салат».

Для работы нам потребуется выбрать овощи и способ их нарезки.

Через 3 минуты ответственный от группы защитит перед классом работу и объяснит почему выбраны в салат данные овощи.


Будем выполнять практическую работу в группах с основой на инструкционную карту. Обсуждают, какие овощи, будем использовать для приготовления салата. Работаем на общий результат. В группе должен быть ответственный. Своё мнение и несогласие высказывай вежливо, ели не понял, переспроси

4

Выявление места и причины затруднения.

У кого возникли затруднения?

Почему? Чего не хватает ?

Обратимся к учебнику (развиваем читательские компетенции).

 

-Я не знаю способов очистки и нарезки овощей.

-Какие продукты сочетаются в салате.

-Не знаю, как правильно подать овощи.

-Не владею информацией о рациональном питании.

-Не умею чистить картофель.

2

Построение проекта выхода из затруднения.

Какую цель поставите перед собой на уроке?

 

Вспомним правила работы в группе.

 


Научиться обрабатывать овощи, знать их пищевую ценность.

 


1


Реализация построенного проекта.

Давайте обобщим сделанные выводы. Какие бывают овощи, повторим их особенности и пищевую ценность.

Вводный инструктаж учителя:

  • инструктаж по технике безопасности.

 Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

Формирование новых умений:

  • проверка организованности начала работы учащихся;

  • проверка организации рабочих мест учащихся

  • соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

  Усвоение новых  знаний:

  • проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;

  • инструктирование по выполнению задания в соответствии с  технологической  документацией.


   Целевые обходы:

  • инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

  • концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах  выполнения операций;

  • оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

  • контроль за бережным отношением учащихся к средствам  обучения;

  • рациональное  использование учебного времени учащимися.


Практическая работа. «Приготовление салата из сырых овощей». (Работа в группах по инструкционной карте).


Практическая работа. «Приготовление салата из сырых овощей». (Работа в группах по инструкционной карте).


Самостоятельная работа учащихся

Учащиеся работаю по карте, после каждого выполненного действия делают вывод, делают записи в тетради.

















15 мин.

Представление результатов работы

Анализирует выполнение самостоятельной работы учащимися;


Представляют результаты практической работы, определяют ошибки, допущенные в процессе групповой работы

3 минут

Рефлексия

Слайд 15

  • Какие новые знания вы сегодня открыли?

  • Какие питательные вещества должны преобладать в рационе питания детей и подростков?

  • Пригодятся ли вам полученные на сегодняшнем уроке знания? 

  • Что вы открыли новое для себя в полученных знаниях? 




Формулируют предложения, высказываются

2 минуты

Задание на дом

Слайд 16

-Оформить пословицы, поговорки, загадки об овощах.

-Составить кроссворд по теме « Овощи»

-Оформить рецепты несложных блюд из овощей.

(задание по выбору)
























«Кулинария. Основы рационального питания»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Презентация по технологии на тему «Кулинария. Основы рационального питания»


Информационный

Презентация

https://multiurok.ru/files/kulinariia-osnovy-ratsionalnogo-pitaniia.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя