Содержание учебного плана
1. Модуль «Производство и технологии»
1.1. Технологии вокруг нас. 2 часа Введение. Вводный инструктаж. Технологии вокруг нас. Потребности человека. Преобразующая деятельность человека и технологии. Материальный мир и потребности человека.
Мир идей и создание новых вещей и продуктов. Производственная деятельность.
Техносфера как среда жизни и деятельности человека. Трудовая деятельность человека и создание вещей. Свойства вещей. Идея как прообраз вещей. Практическая работа «Изучение свойств вещей»
Основные виды деятельности обучающихся Аналитическая деятельность:
– объяснять понятия «потребности»,
«техносфера», «труд», «вещь»;
–изучать потребности человека; – изучать и анализировать потребности ближайшего социального окружения;
– анализировать свойства вещей.
Практическая деятельность: – изучать пирамиду потребностей современного человека; – изучать свойства вещей
1.2. Материалы и сырье в трудовой деятельности человека. 4 часа Естественные и искусственные материалы. Основные виды сырья. Производство материалов. Классификация материалов. Основные свойства материалов (механические, физические, химические и пр.) и их изучение. Практическая работа «Выбор материалов на основе анализа его свойства» Производство и техника. Материальные технологии. Роль техники в производственной деятельности человека. Результаты производственной деятельности человека (продукт, изделие).
Материальные технологии и их виды. Технологический процесс. Технологические операции. Практическая работа «Анализ технологических операций»
1.3. Проектирование и проекты. 2 часа Когнитивные технологии: мозговой штурм, метод интеллект-карт, метод фокальных объектов. Сфера применения и развития когнитивных технологий. Проекты и ресурсы
в производственной деятельности человека. Проект как форма организации деятельности.
Виды проектов. Этапы выполнения проекта. Проектная документация.
Паспорт проекта. Проектная папка. Какие бывают профессии.
Практическая работа «Составление интеллект-карты «Технология». Мини-проект «Разработка паспорта учебного проекта».
2.Модуль «Компьютерная графика. Черчение»
2.1. Введение в графику и черчение. 4 часа Основы графической грамоты. Графическая информация как средство передачи информации о материальном мире (вещах). Виды и области применения графической информации
(графических изображений). Графические материалы и инструменты.
Практическая работа «Чтение графических изображений».
Графические изображения. Типы графических изображений: рисунок, диаграмма, графики, графы, эскиз, технический рисунок, чертёж, схема, карта, пиктограмма и другое. Требования к выполнению графических изображений. Эскиз.
Практическая работа «Выполнение эскиза изделия (например, из древесины, текстиля)»
2.2. Основные элементы графических изображений и их построение. 4 часа. Основные элементы графических изображений: точка, линия, контур, буквы и цифры, условные знаки. Правила построения линий. Правила построения чертежного шрифта.
Практическая работа «Выполнение чертёжного шрифта». Чертеж. Правила построения чертежа. Черчение. Виды черчения. Правила построения чертежа рамка, основная надпись, масштаб, виды, нанесение размеров. Чтение чертежа. Практическая работа «Выполнение чертежа плоской детали (изделия)»
3.Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»
3.1.Технологии обработки конструкционных материалов. Проектирование, моделирование, конструирование – основные составляющие технологии. Основные элементы структуры технологии: действия, операции, этапы.
Технологическая карта.
Технология, ее основные составляющие. Бумага и её свойства
Бумага и её свойства. Производство бумаги, история и современные технологии.
Практическая работа «Составление технологической карты выполнения изделия из бумаги».
3.2. Конструкционные материалы и их свойства. Виды и свойства конструкционных материалов.
Древесина. Использование древесины человеком (история и современность).
Использование древесины и охрана природы. Общие сведения о древесине хвойных и лиственных пород. Пиломатериалы. Способы обработки древесины.
Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из древесины»:
– определение проблемы, продукта проекта, цели, задач;
– анализ ресурсов;
– обоснование проекта
3.3.Технологии ручной обработки древесины. Виды и характеристики электрифицированного инструмента для обработки древесины. 4 часа.
Народные промыслы по обработке древесины. Ручной инструмент для обработки древесины.
Назначение разметки. Правила разметки заготовок из древесины на основе графической документации. Инструменты для разметки. Инструменты для пиления заготовок из древесины и древесных материалов. Организация рабочего места при работе с древесиной. Правила безопасной работы ручными инструментами.
Электрифицированный инструмент для обработки древесины. Виды, назначение, основные характеристики. Приемы работы электрифицированными инструментами. Операции (основные): пиление, сверление. Правила безопасной работы электрифицированными инструментами. Индивидуальный творческий(учебный) проект «Изделие из древесины»:
– выполнение эскиза проектного изделия;
– определение материалов, инструментов;
– составление технологической карты;
– выполнение проекта по технологической карте
3.4. Приемы тонирования и лакирования изделий из древесины. Декорирование древесины. 2 часа Декорирование древесины: способы декорирования (роспись, выжиг, резьба, декупаж и др.).
Рабочее место, правила работы. Тонирование и лакирование как способы окончательной отделки изделий из древесины. Защитная и декоративная отделка поверхности изделий из древесины. Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из древесины»: – выполнение проекта по технологической карте
3.5.Качество изделия. Подходы к оценке качества изделия из древесины.
Мир профессий. Профессии, связанные с производством и обработкой древесины. Качество изделия. Подходы к оценке качества изделия из древесины. Контроль и оценка качества изделий из древесины. Оформление проектной документации. Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из древесины»:
– оценка качества проектного изделия;
– подготовка проекта к защите; – самоанализ результатов проектной работы;
– защита проекта
3.6 Технологии обработки пищевых продуктов 6 часов. Общие сведения о питании и технологиях приготовления пищи. Рациональное, здоровое питание, режим питания, пищевая пирамида. Значение выбора продуктов для здоровья человека. Общие сведения о питании и технологиях приготовления пищи. Пищевая ценность яиц, круп, овощей. Технологии обработки овощей, круп. Технология приготовления блюд из яиц, круп, овощей. Определение качества продуктов, правила хранения продуктов.
Групповой проект по теме «Питание и здоровье человека»:
– определение этапов командного проекта;
– распределение ролей и обязанностей в команде;
– определение продукта, проблемы, цели, задач; анализ ресурсов;
– обоснование проекта;
– выполнение проекта;
– подготовка проекта к защите; – защита проекта
3.7.Технологии обработки текстильных материалов 2 часа. Основы материаловедения. Текстильные материалы (нитки, ткань), производство и использование человеком. Современные технологии производства тканей с разными свойствами.
Технологии получения текстильных материалов из натуральных волокон растительного, животного происхождения, из химических волокон. Производство тканей: современное прядильное, ткацкое и красильноотделочное производства. Ткацкие переплетения. Раппорт. Основа и уток. Направление долевой нити в ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Основы технологии изготовления изделий из текстильных материалов. Практическая работа «Изучение свойств тканей».
Практическая работа «Определение направления нитей основы и утка»
3.8. Швейная машина как основное технологическое оборудование для изготовления швейных изделий. Устройство швейной машины: виды приводов швейной машины, регуляторы. Правила безопасной работы на швейной машине. Подготовка швейной машины к работе. Приёмы работы на швейной машине. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Виды стежков, швов. Виды ручных и машинных швов (стачные, краевые). Профессии, связанные со швейным производством.
Практическая работа «Заправка верхней и нижней нитей машины. Выполнение прямых строчек»
3.9. Конструирование швейных изделий. Чертёж и изготовление выкроек швейного
изделия.4 часа. Конструирование швейных изделий. Определение размеров швейного изделия. Последовательность изготовления швейного изделия. Технологическая карта изготовления швейного изделия.
Чертёж выкроек проектного швейного изделия (например, мешок для сменной обуви, прихватка, лоскутное шитье).
Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя.
Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из текстильных материалов»: – определение проблемы, продукта цели, задач учебного проекта;
– анализ ресурсов;
– обоснование проекта;
– выполнение эскиза проектного швейного изделия;
– определение материалов, инструментов;
– составление технологической карты;
– выполнение проекта по технологической карте
3.10. Технологические операции по пошиву изделия. Оценка качества швейного изделия. Ручные и машинные швы.
Швейные машинные работы. Выполнение технологических операций по пошиву проектного изделия, отделке изделия.
Понятие о временных и постоянных ручных работах. Инструменты и приспособления для ручных работ. Понятие о стежке, строчке, шве. Основные операции при ручных работах: ручная закрепка, перенос линий выкройки на детали кроя портновскими булавками и мелом, прямыми стежками; обмётывание, смётывание, стачивание, замётывание.
Классификация машинных швов. Машинные швы и их условное обозначение. Соединительные швы: стачной вразутюжку и взаутюжку; краевые швы: вподгибку с открытым срезом и закрытым срезом. Основные операции при машинной обработке изделия: обмётывание, стачивание, застрачивание.
Оценка качества изготовления проектного швейного изделия. Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из текстильных материалов»: – выполнение проекта по технологической карте; – оценка качества проектного изделия;
– самоанализ результатов проектной работы;
– защита проекта.
4. Модуль «Робототехника»
4.1.Введение в робототехнику. Робототехнический конструктор. Введение в робототехнику. История развития робототехники. Понятия «робот», «робототехника».
Автоматизация и роботизация. Принципы работы робота. Классификация современных роботов. Виды роботов, их функции и назначение. Практическая работа «Мой роботпомощник». Взаимосвязь конструкции робота и выполняемой им функции. Робототехнический конструктор. Детали конструкторов. Назначение деталей конструктора.
конструкции. Практическая работа «Сортировка деталей конструктора»
4.2. Конструирование: подвижные и неподвижные соединения, механическая передача. Взаимосвязь конструкции робота и выполняемой им функции.
Подвижные и неподвижные соединения.
Механическая передача, виды.
Ременная передача, её свойства.
Зубчатая передача, её свойства.
Понижающая, повышающая передача. Сборка моделей передач. Практическая работа
«Сборка модели с ременной или зубчатой передачей»
4.3. Электронные устройства: двигатель и контроллер, назначение, устройство и функции Механическая часть робота: исполнительный механизм, рабочий орган. Контроллер, его устройство, назначение, функции. Сборка робота по схеме, инструкции.
Электродвигатели: назначение, функции, общие принципы устройства. Характеристика исполнителей и датчиков. Устройства ввода и вывода информации. Среда программирования.
Практическая работа «Подключение мотора к контроллеру, управление вращением»
4.4 Программирование робота. 2 часа. Понятие «алгоритм»: Свойства алгоритмов, основное свойство алгоритма, исполнители алгоритмов (человек, робот). Блок-схемы. Среда программирования (среда разработки). Базовые принципы программирования. Визуальная среда программирования, язык для программирования роботов.
Практическая работа «Сборка модели робота, программирование мотора»
4.5. Датчики, их функции и принцип работы 4 часа. Знакомство с датчиками, функции, принцип работы. Программирование датчиков. Изучение, применение и программирование датчика нажатия. Практическая работа «Сборка модели транспортного робота, программирование датчика нажатия».
Использование датчиков нажатия для ориентирования в пространстве. Чтение схем. Сборка моделей роботов с двумя датчиками нажатия. Анализ конструкции. Возможности усовершенствования модели. Практическая работа «Программирование модели робота с двумя датчиками нажатия»
4.6. Основы проектной деятельности 6 часов Групповой творческий (учебный) проект «Робот-помощник»: – определение этапов проекта; – распределение ролей и обязанностей в команде;
– определение продукта, проблемы, цели, задач;
– обоснование проекта;
– анализ ресурсов;
– выполнение проекта;
– самооценка результатов проектной деятельности; – защита проекта