СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к тематическому планированию 5 класс ФГОС (совместное обучение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

совместное обучение мальчиков и девочек по программе Н.В.Синица П.С.Самородский "Технология" Пояснительная записка к тематическому планированию. Цели учебного предмета и задачи курса. Общая характеристика учебного предмета. Место учебного предмета в учебном плане. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета "Технология". Результаты изучения предмета технология. Содержание учебного предмета. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к тематическому планированию 5 класс ФГОС (совместное обучение)»

Пояснительная записка.

Программа разработана на основе:

  1. Федерального государственного стандарта основного общего образования ( приказ МО РФ от 17.12.2010г. №1897)\

  2. Программы по учебному предмету «Технология» для 5-8 (9) классов./Н.В. Синица, П.С.Самородский. – М.: Вентана – Граф, 2014г.


  1. Цели изучения учебного предмета «Технология».

  • Формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;

  • Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;

  • Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными ) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;

  • Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства.

Основные задачи курса.

  • Формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • Развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • Формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно исследовательской деятельности

  • Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • Воспитание гражданских и патриотических качеств личности;

  • Профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

  1. Общая характеристика учебного предмета «Технология».

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Данная программа является комбинированной, в ней сочетаются два основных направления технологии: «Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома», в рамках которых изучается учебный предмет.

Содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • Культура, эргономика и эстетика труда;

  • Получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

  • Основы черчения, графики и дизайна;

  • Элементы домашней и прикладной экономии, предпринимательства;

  • Знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных профессиональных планов;

  • Влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • Творческая, проектно-исследовательская деятельность;

  • Технологическая культура производства;

  • История, перспективы и социальные последствия развития техники и технологий;

  • Распространённые технологии современного производства.


В результате изучения технологии обучающиеся ознакомятся:


  • С ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;

  • Функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;

  • Элементами домашней экономики, бюджетом семьи, предпринимательской деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью, налогом;

  • Экономическими требованиями к технологиям, социальными последствиями применения технологий;

  • Производительностью труда, реализацией продукции;

  • Устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (инструменты и приспособления);

  • Предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;

  • Методами обеспечения безопасности труда, технологической дисциплиной, культурой труда, этикой общения на производстве;

  • Информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями.

Овладеют:

  • Основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов социальной и природной сферы, навыками созидательной преобразующей, творческой деятельности;

  • Умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов;

  • Умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;

  • Навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;

  • Навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;

  • Навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;

  • Навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;

  • Умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;

  • Умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.

Все разделы программы содержат основные теоретические сведения, лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ обучающиеся должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения – учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.

Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это:

  • связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных операций и графических построений;

  • с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов;

  • с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий;

  • с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов.

При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.


  1. Место учебного предмета в учебном плане.

Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. На изучение технологии в 5 классе отводится 68 часов плюс 2 часа резервное время, из расчёта 2часа в неделю.

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Технология».

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В результате обучения школьники овладевают:

  • Трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;

  • Умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

  • Навыками применения распространённых ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства, культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучении технологии обучающиеся получают возможность ознакомиться:

  • С основными технологическими понятиями и характеристиками;

  • Технологическими свойствами и назначением материалов;

  • назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

  • видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;

  • видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

  • профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

  • со значением здорового питания для сохранения своего здоровья.

Выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

  • рационально организовывать рабочее место;

  • находить необходимую информацию в различных источниках;

  • Применять конструкторскую и технологическую документацию;

  • Составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;

  • Выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;

  • Конструировать, моделировать, изготавливать изделие;

  • Выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;

  • Соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;

  • Осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготавливаемого изделия или продукта;

  • Находить и устранять допущенные дефекты;

  • Проводить разработку творческого проект по изготовлению изделия или получению продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

  • Планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий;

  • Распределять работу при коллективной деятельности;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:

  • Понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; формирования эстетической среды;

  • Развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;

  • Получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;

  • Организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

  • Создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

  • изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;

  • контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;

  • выполнения безопасных приёмов труда и правил электробезопасности, санитарии, гигиены;

  • оценка затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;

  • построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.


  1. Результаты изучения предмета «Технология».

При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных,метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:

  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

  • Самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах;

  • Воспитание трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражения желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

  • Осознание и выбор профессий и профессиональных предпочтений, формирование уважительного отношения к труду;

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ;

  • Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

  • Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:

  • Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

  • Планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

  • Определение способов решения учебной или трудовой задачи;

  • Комбинирование известных способов действия в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

  • Проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ;

  • Виртуальное и натуральное моделирование технических объектов, проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач;

  • Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

  • Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; объективное оценивание вклада своего труда в решение общих задач коллектива;

  • Соблюдение норм и правил безопасной познавательной деятельности, культуры труда;

  • Оценивание своей деятельности по принятым в обществе требованиям и принципам;

  • Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе.

В познавательной сфере:

  • Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;

  • Практическое освоение обучающимися основ проектно исследовательской деятельности;

  • Уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

  • Развитие умений применять различные технологии в современном производстве;

  • Овладение средствами и формами графического отображения объектов, методами чтения технической, технологической и конструктивной информации.

  • Овладение методами решения технико-технологических задач, элементами научной организации труда, технологической культурой производства.

В трудовой сфере:

  • Планирование технологического процесса, подбор материалов, инструментов, приспособлений;

  • Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • Выполнение технологических операций с учётом установленных норм, стандартов, правил безопасного труда, гигиены;

  • Контроль промежуточных и конечных результатов труда;

  • Документирование результатов труда и проектной деятельности, расчёт себестоимости продукта труда, примерная экономическая оценка возможной прибыли;

В мотивационной сфере:

  • Оценивание своих способностей к труду, осознание ответственности за качество результатов труда;

  • Формирование представлений о мире профессий и их востребованности;

  • Выраженная готовность к труду в сфере материального производства, сфере услуг, предпринимательской деятельности;

  • Стремление к экономии и бережливости, наличию экологической культуры.

В эстетической сфере:

  • Овладение эстетическими методами оформления изделий, дизайнерского проектирования;

  • Рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и научной организации труда;

  • Умение выражать себя в художественно-декоративном творчестве;

В коммуникативной сфере:

  • Уметь согласовывать свои действия и умение поддерживать контакты с другими людьми;

  • Установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта;

  • Сравнение разных точек зрения для принятия решения и осуществления выбора;

  • Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, овладение устной и письменной речью.

В физиолого-психологической сфере:

  • Развитие моторики и координации движения рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов, достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

  • Соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам;

  • Сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.


  1. Содержание учебного предмета.

5 класс (68+2часа)

Основным видом деятельности обучающихся, изучающих предмет»Технология», является проектная деятельность. В течении учебного года школьник выполняет четыре небольших проекта, соответствующих четырём разделам программы: «Технологии домашнего хозяйства», «Технологии обработки конструкционных материалов», «Создание изделий из текстильных материалов», «Кулинария».


Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (1ч)

Тема Интерьер жилого дома ()

Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические.

Планировка кухни. Разделение кухни на рабочую и обеденную зоны. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Проектирование кухни на компьютере


Раздел «Электротехника» (1 ч)

Тема «Бытовые электроприборы» (1 ч)

Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ)


Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» (20 ч)

Тема «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов» (12 ч)

Рабочее место обучающегося. Столярный или универсальный верстак.

Ручные инструменты и приспособления. Планирование создания изделий.

Технологический процесс, технологические операции. Понятия «заготовка», «деталь», «изделие». Технологическая и маршрутная карты.

Графическое изображение изделия: технический рисунок, эскиз, чертёж.

Разметка плоского изделия на заготовке. Разметочные и измерительные инструменты, шаблон. Применение компьютера для разработки графической документации.

Древесина как конструкционный материал. Пиломатериалы.

Конструкционные древесные материалы.

Основные технологические операции и приёмы ручной обработки древесины и древесных материалов; особенности их выполнения: пиление, строгание, сверление.

Сборка деталей изделия: гвоздями, шурупами, склеиванием. Зачистка и лакирование деревянных поверхностей. Правила безопасного труда

Тема «Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов» (4 ч)

Рабочее место для ручной обработки металлов и искусственных материалов (пластмасс). Тонкие металлические листы, проволока и искусственные конструкционные материалы.

Основные технологические операции и приёмы ручной обработки металлов (правка, резание, зачистка, гибка) и искусственных материалов.

Соединение тонких металлических листов фальцевым швом и заклёпками.

Правила безопасной работы

Тема «Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов» (2 ч) Сверлильный станок: назначение, устройство. Инструменты и оснастка. Приёмы работы на сверлильном станке. Крепление заготовок.

Правила безопасной работы на сверлильном станке

Тема «Технологии художественно-прикладной обработки материалов» (2 ч)

Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выпиливание контуров фигур лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места, приёмы выполнения работ. Правила безопасной работы лобзиком.

Выжигание. Электровыжигатель, его устройство и принцип работы. Материалы и инструменты. Нанесение рисунка. Организация рабочего места


Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (20 ч)

Тема «Свойства текстильных материалов» (2 ч)

Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.

Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент

Тема «Конструирование швейных изделий (2ч)

Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек фартука, прямой юбки с кулиской на резинке. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами»

Тема «Швейная машина» (2 ч)

Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад

Тема «Технология изготовления швейных изделий» (10 ч)

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами.

Инструменты и приспособления для ручных работ. Понятие о стежке, строчке, шве. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: портновскими булавками и мелом, прямыми стежками.

Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания  — ручное обмётывание; временное соединение деталей — смётывание; временное закрепление подогнутого края — замётывание (с открытым и закрытым срезами).

Требования к выполнению машинных работ. Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами).

Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Правила безопасной работы утюгом.

Классификация машинных швов: соединительные (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевые (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом). Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива фартука, юбки, шорт. Обработка кулиски для мягкого пояса (в фартуке), резинки (в юбке)

Тема «Художественные ремёсла» (4 ч)

Отделка швейных изделий вышивкой. Материалы и оборудование для вышивки крестом. Подготовка ткани и ниток к вышивке. Технология вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали. Использование компьютера в вышивке крестом


Раздел «Кулинария» (10 ч)

Тема «Санитария и гигиена на кухне» (1 ч)

Понятия «санитария» и «гигиена». Правила санитарии и гигиены перед началом работы, при приготовлении пищи.

Правила безопасной работы при пользовании электрическими плитами и электроприборами, газовыми плитами, при работе с ножом, кипящими жидкостями и приспособлениями. Профессия повар

Тема «Здоровое питание» (1 ч)

Питание как физиологическая потребность. Состав пищевых продуктов. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах

Тема «Бутерброды и горячие напитки» (2 ч)

Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов.

Виды горячих напитков (чай, кофе, какао). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Технология заваривания, подача чая. Виды кофе. Технология приготовления, подача кофе. Приборы для приготовления кофе

Тема «Блюда из овощей и фруктов» (2 ч)

Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, клетчатки, воды. Кулинарная классификация овощей. Питательная ценность фруктов.

Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые виды нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки.

Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов).

Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов

Тема «Блюда из яиц» (2 ч)

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Способы варки куриных яиц: всмятку, «в мешочек», вкрутую. Приспособления для взбивания. Подача варёных яиц. Технология приготовления омлета. Подача готовых блюд

Тема «Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку» (2 ч)

Меню завтрака. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Салфеточный этикет


Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (16 ч)

Тема «Исследовательская и созидательная деятельность» (16 ч)

Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников.

Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический (основной), аналитический (заключительный). Определение затрат на изготовление проектного

изделия. Испытания проектных изделий.

Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта




  1. Тематическое планирование с основными видами деятельности обучающихся.

№ п/п

Тема урока

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Дата проведения

примечание

план

факт

1 четверть

Вводный урок. Правила ТБ. Творческая проектная деятельность.

Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 5 классе. Определить цели и задачи проектной деятельности.




Творческая проектная деятельность

Изучить этапы выполнения проекта. Знакомиться с примерами творческих проектов пятиклассников.




Интерьер и планировка кухни.

Знакомиться с примерами творческих проектов «Технологии домашнего хозяйства». Определять цели и задачи проектной деятельности по разделу. Знакомиться с эргономическими, санитарно-гигиеническими , эстетическими требованиями к интерьеру.




Бытовые электроприборы на кухне

Находить и представлять информацию об устройстве современной кухни. Планировать кухню с помощью шаблонов и компьютера. Изучать потребность в бытовых электроприборах на кухне. Знакомиться с принципом действия и правилами эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника.




Творческий проект по разделу «Оформление интерьера».

Творческий проект по разделу «Оформление интерьера».




Творческий проект по разделу «Оформление интерьера».

Творческий проект по разделу «Оформление интерьера».




Оборудование рабочего места обучающегося.

Изучать устройство и назначение верстака, крепление заготовки в зажиме верстака.




Планирование работ по созданию изделий из древесины.

Изучать технологический процесс изготовления изделий. Знакомиться с изделиями и проектами пятиклассников.




Графическое изображение изделия.

Читать и выполнять графическое изображение изделия. Применять графический редактор компьютера в графическом изображении изделия.




Разметка изделия на заготовке.

Размечать плоское изделие с учётом направления волокон древесины. Выполнять рациональную разметку.




Древесина для изготовления изделий.

Определять породы древесины. Изучать разрезы ствола дерева и его строение.




Древесные материалы для изготовления изделий.

Характеризовать пиломатериалы и древесные материалы.




Основные технологические операции при изготовлении изделий из древесины.

Изучать элементы пиломатериалов: пласть, кромка торец, ребро.




Приёмы пиления древесины

Знакомиться с видами пил. Определять режущие кромки зубьев пил для поперечного и продольного пиления древесины. Соблюдать безопасность при пилении.




Операции и приемы строгания древесины.

Изучить строгание древесины. Изучить устройство и назначение стругов. Выполнять приёмы строгания.




Операции и приемы сверления отверстий в древесине.

Изучать сверление древесины и древесных материалов, виды свёрл, устройство коловорота, ручной дрели. Выполнять приёмы сверления. Соблюдать безопасность при сверлении.




Соединение деталей из древесины гвоздями и шурупами.

Изучать виды соединения деталей гвоздями, шурупами, саморезами. Учиться соединять детали гвоздями, шурупами. Выбирать инструменты и приспособления для соединения деталей гвоздями, шурупами .Работать ручными инструментами с соблюдением правил безопасности.




Соединение деталей из древесины клеем.

Изучать виды соединения деталей клеем. Учиться склеивать детали. Работать ручными инструментами с соблюдением правил безопасности.




2 четверть

Отделка изделий: выпиливание лобзиком, зачистка.

Знакомиться с художественной и декоративной отделкой изделий. Изучать выпиливание лобзиком, устройство лобзика и крепление пилки. Наносить выпиливаемый рисунок на заготовку. Выполнять приёмы выпиливания лобзиком с соблюдением правил безопасности. Зачищать деревянные поверхности.




Отделка изделий: выжигание, лакирование.

Изучать устройство выжигателя и приёмы выполнения работ. Выжигать рисунок на поверхности деревянного изделия. Зачищать и лакировать деревянные поверхности изделия.




Оборудование рабочего места обучающегося.

Оборудовать рабочее место для изготовления изделий из металлов и пластмасс. Изучать устройство и работу сверлильного станка. Знакомиться с машинными тисками и способами крепления заготовок. Отрабатывать приёмы крепления заготовок и сверления на сверлильном станке.




Планирование работ по созданию изделий из металлов и пластмасс.

Знакомиться с тонкими металлическими листами, проволокой и искусственными материалами. Планировать слесарные работы. Размечать детали из тонких металлических листов, проволоки, пластмасс.




Операции и приемы ручной обработки металлических листов и проволоки.

Выполнять правку, резание, зачистку и гибку металлического листа и проволоки с соблюдением правил безопасного труда. Соединять тонкие металлические листы фальцевым швом и заклёпками.




Операции и приемы ручной обработки пластмасс.

Выполнять развёртку объёмного изделия из пластмассового листа. Соблюдать правила безопасного труда.




Изготовление изделий из жести соединением фальцевым швом.

Выполнять приёмы изготовления фальцевого шва и требования безопасности.




Изготовление изделий из жести соединением заклёпками.

Знать виды заклёпок, применяемые инструменты и приспособления. Выполнять отверстия под заклёпки. Осваивать приёмы выполнения заклёпочного соединения с соблюдением правил безопасного труда.




Творческий проект по разделу «Создание изделий из древесины, металлов, пластмасс

Выполнять проект по разделу «Создание изделий из древесины и металлов».




Выполнение творческого проекта

Изготавливать спроектированное изделие




Выполнение творческого проекта

Изготавливать спроектированное изделие




Защита творческого проекта.

Оценивать свои технологические возможности.




Свойства текстильных материалов.

Составлять коллекции из тканей натуральных волокон растительного происхождения. Исследовать свойства тканей. Изучать характеристики различных материалов. Определять направление долевой нити. Изучать свойства нитей основы и утка.




Свойства текстильных материалов

Определять лицевую и изнаночную сторону тканей, виды переплетения нитей в ткани. Проводить анализ прочности окраски. Находить информацию о производстве нитей и тканей в домашних условиях, инструментах и приспособлениях, которыми пользовались для этих целей.




3 четверть

Конструирование швейных изделий.

Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений. Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий.




Конструирование швейных изделий.

Строить чертёж швейного изделия. Копировать готовую выкройку. Находить информацию об истории щвейных изделий.




Раскрой швейного изделия.

Определять способ подготовки ткани к раскрою. Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани с учётом долевой нити, ширины ткани и направления рисунка.




Раскрой швейного изделия.

Выкраивать детали швейного изделия. Находить информацию об истории создания инструментов для раскроя . Знакомиться с профессией закройщик.




Ручные швейные работы.

Изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя с помощью прямых стежков, булавок.




Ручные швейные работы.

Изготовлять образцы ручных работ: обмётывание косыми стежками, замётывание, смётывание.




Швейная машина.

Изучать устройство бытовой швейной машины с электроприводом. Подготавливать швейную машину к работе. Выполнять прямую и зигзагообразную машинную строчку с различной длиной стежка.




Швейная машина.

Выполнять закрепки в начале и в конце строчки с использованием клавиши шитья назад. Находить информацию об истории швейной машины. Овладевать безопасными приёмами труда.




Основные операции при машинной обработке изделия.

Изготовлять образцы машинных работ: обмётывание зигзагообразной строчкой, застрачивание, стачивание.




Машинные швы. ВТО.

Выполнять машинные швы. Проводить ВТО на образцах машинных швов.




Последовательность изготовления швейных изделий.

Изучать последовательность изготовления швейных изделий.




Последовательность изготовления швейных изделий.

Обрабатывать проектное изделие по индивидуальному плану.




Последовательность изготовления швейных изделий.

Обрабатывать проектное изделие по индивидуальному плану.




Последовательность изготовления швейных изделий.

Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки. находить информацию об истории одежды, овладевать безопасными приёмами труда.




Отделка швейных изделий вышивкой.

Подбирать материалы и оборудование для вышивки крестом.




Отделка швейных изделий вышивкой.

Выполнять образцы вышивки швом крест горизонтальными рядами.




Отделка швейных изделий вышивкой.

Выполнять образцы вышивки швом крест вертикальными рядами и по диагонали.




Отделка швейных изделий вышивкой.

Создавать схемы для вышивки в технике крест с помощью ПК.




Творческий прект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов.

Выполнять проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».




Выполнение творческого пректа

Изготавливать спроектированное изделие.




4 четверть

Выполнение творческого проекта.

Изготавливать спроектированное изделие.




Защита творческого проекта.

Оценивать свои технологические возможности.




Санитария и гигиена на кухне.

Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении и хранении пищи. Организовывать рабочее место. Определять набор безопасных моющих средств.




Здоровое питание.

Находить информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей, микроэлементов. Оценивать качество пищевых продуктов и воды. Составлять индивидуальный режим питания и дневного рациона.




Бутерброды.

Приготавливать и оформлять бутерброды. Определять вкусовые сочетания продуктов. Подсушивать хлеб в жарочном шкафу или тостере. Дегустировать бутерброды.




Горячие напитки.

Приготавливать горячие напитки. Проводить сравнительный анализ различных видов чая и кофе. Находить информацию о растениях, из которых можно приготовить горячие напитки. Дегустировать горячие напитки




Блюда из овощей.

Определять доброкачественность овощей по внешнему виду. Выполнять кулинарную и механическую обработку овощей. Выполнять нарезку овощей. Выполнять художественное украшение салатов. Осваивать безопасные приёмы работы.




Блюда из фруктов.

Определять доброкачественность фруктов по внешнему виду. Отрабатывать точность и координацию движений при выполнении нарезки. Осуществлять органолептическую оценку готовых блюд. Находить информацию о влиянии фруктов на здоровье человека.




Блюда из яиц.

Определять свежесть яиц. Готовить блюда из яиц.




Блюда из яиц.

Находить информацию о способах хранения яиц без холодильника, блюдах из яиц. Способах оформления яиц к народным праздникам.




Приготовление завтрака.

Подбирать столовое бельё для сервировки стола к завтраку. Подбирать столовые приборы и посуду. Составлять меню завтрака. Расчитывать количество и стоимость продуктов.




Сервировка стола к завтраку.

Выполнять сервировку стола к завтраку. Складывать салфетки.




Творческий проект по разделу «Кулинария».

Выполнять проект по разделу «Кулинария».




Выполнение творческого проекта.

Выполнять творческую работу.




Выполнение творческого проекта.

Выполнять творческую работу




Подготовка к защите творческого проекта.

Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Подготавливать электронную презентацию проекта. Составлять доклад к защите проекта.




Защита творческого проекта.

Защищать творческий проект.




Подведение итогов года.

Анализировать проделанную работу.










8 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Учебно-методическое обеспечение по предмету технология.

  1. Н.В.Синица, П.С. Самородский Программа «Технология» 5-8(9) классы.. – М.: Вентана-Граф, 2014г.

  2. «Технология» 5 класс Учебник для учащихся общеобразовательных организаций ./Н.В. Синица, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко, О.В.Яковенко. – М.:Вентана-Граф,2014г.

  3. «Технология» 5 класс. Рабочая тетрадь. Для учащихся общеобразовательных организаций./ Н.В.Синица, П.С.Самородский. –М.: Вентана-Граф, 2015г.

Методические пособия.

  1. «Технология» методическое пособие 5 класс./Н.В.Синица, П.С.Самородский. – М.: Вентана-Граф, 2014г.

Информационно-коммуникативные средства.

  1. Электронное приложение к программе «Технология» 5-8(9) классы

Технические средства обучения.

  • Оборудование рабочего места учителя

  • Классная доска с креплениями для таблиц

  • Персональный компьютер с принтером

  • Мультимедийный проектор

  • Экспозиционный экран

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

Для работы учащихся необходимы:

  • Индивидуальное рабочее место;

  • Простейшие материалы и инструменты для для ручной обработки материалов: Ножницы школьные, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка, угольник, иглы в игольнице;

  • Материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: ткань, текстильные материалы, деревянные заготовки, листы из жести.

  • Наборы инструментов для работы с различными материалами в в соответствии с программой.

  • Наборы демонстрационных материалов , коллекции в соответствии с программой

  • Альбомы демонстрационного и раздаточного материала

  • Коллекции «Лён», «Хлопок», «Шерсть».

  • Демонстрационные таблицы по кулинарии.

  • Раздаточные материалы.

Рабочая программа рассчитана на количество часов:

5 А класс – 70 часов (1четв -18 час, 2четв -14 час, 3четв – 20 час, 4четв – 18час).

5 Б класс – 70 часов (1четв -18 час, 2четв -14 час, 3четв – 20 час, 4четв – 18час).



График проведения контроля прохождения практической части.

Вид контроля,класс

Месяц, дата

всего

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май


Защита творческого проекта.

5 А










4

5 Б










4



Срок реализации рабочей программы – 2015/2016 учебный год.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!