СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы религиозных культур и светской этики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основы религиозных культур и светской этики.»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌  Министерство образования и науки Республики Бурятия 

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ

МАОУ «СОШ №57 г.Улан-Удэ»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID  3238451)



учебный предмет «Основы культуры и светской этики»

для обучающихся 4 класса











 г. Улан-Удэ ‌ 2023 год 



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа Рабочая ссылка вариант уточнения требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО.

Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При разработке приведенных результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандартах, и конкретное содержание каждой учебной модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые обучают каждого обучающегося, независимо от изучаемого модуля. 

Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представленных о моральных идеалах и ценностях особенно и светских традиций народов России, формировании ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предметов ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них навыков, выслушивания позиции партнера по деятельности, ее, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и размышления. Деятельностный подход, основа принципиальной диалогичности, осуществления в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждение разных точек зрения и т. д. п.

Предпосылками обучения младшими школьниками содержание курса являются психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, получение результатов взросления. Психологи подчеркивают естественную открытость детей этого возраста, способны эмоционально реагировать на искренность окружающей среды, остро реагировать на доброжелательность, отзывчивость, доброту к другим людям, а также на несправедливость, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к пониманию солнечных лучей в социуме и принятию их как руководства к собственному управлению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники с трудом осваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения,

Целью ОРКСЭ является привлечение к мотивации обучающегося к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении традиций многонационального культурного народа России, а также к диалогу с отчасти другими культурами и мировоззрениями.

Основными задачами ОРКСЭ являются:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культуры, основами мировой культуры постепенно и светской этики по выбору родителей (законных представителей);

  • развитие представленных обучающихся о понимании нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, приводит к ценностно-смысловой сфере личности с учётом мировоззренческих и культурных явлений и настроений семьи;

  • развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической, разно мировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного контроля и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ – культурологический подход, содействие формированию у младших школьников первоначальных представлений или традиционных религий народов культур России (православия, ислама, буддизм, иудаизм), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина. в Российской Федерации.

Учебный предмет «Основы культуры и светской этики» изучается в 4 классе один час в неделю, общий объем составляет 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и ее ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Модуль «ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Россия – наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учителя нравственности в исламской традиции. Во что верят правоверные мусульмане. Добро и зло в исламских традициях. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их различия и особенности проведения. Искусство ислама.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Модуль «ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Россия – наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святыни. Будды и бодхисатвы. Семья в буддийской культуре и ее ценностях. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Модуль «ОСНОВЫ ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Россия – наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархии еврейского народа. Пророки и добродетели в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройства. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни следуют. Ответственное составление заповедей. Еврейский дом. Еврейский календарь: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Модуль «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»

Россия – наша Родина. Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в необычных традициях мира. Добро и зло. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Праздники и календари в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Россия – наша Родина. Культура и религия. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как современная норма. Методы нравственного самосовершенствования появляются.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Основы культуры и светской этики» в 4 классе у обучающегося формируются следующие личностные результаты:

  • понимать основы российской гражданской идентичности, проблему чувства гордости за свою Родину;

  • формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

  • понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность легкой жизни;

  • понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества;

  • осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать какую-либо религию;

  • строить свое общение, совместную деятельность на основе правил общения: навыки договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от приборов собеседников, к религии или к атеизму;

  • соотносить свои действия с моральными ценностями, принятыми в российском обществе, учитывать уважение к духовным традициям народов России, терпимость к сторонникам разного вероисповедания;

  • строить свое поведение с учётными моральными нормами и правилами; приспособление в повседневной жизни к доброту, справедливости, доброжелательности в обществе, желанию при необходимости прийти на помощь;

  • осознавать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать свое поведение, осуждать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей;

  • Не следует игнорировать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • овладевать пониманием и сохранением целей и задач учебной деятельности, определение оптимальных средств их достижения;

  • формировать знания, планировать, контролировать и оценивать технологические действия в соответствии с поставленной задачей и обеспечивать ее реализацию, определять и находить наиболее эффективные методы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта ошибок характера, понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности. ;

  • совершенствовать навыки в различных видах речевой деятельности и коммуникативных аппаратах; адекватное использование речевых средств и средств решения информационно-коммуникационных технологий для различных коммуникативных и познавательных задач;

  • совершенствовать навыки в области работы с информацией, осуществление информационного поиска для выполнения учебных заданий;

  • овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами общения;

  • владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, проведения аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • формировать способность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность освещения различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и наблюдать за событиями;

  • совершенствовать организационные навыки в коллективной деятельности, навыки определения цели и пути ее достижений, умений договариваться о распределенных ролях в совместной деятельности, адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих.

Универсальные технические действия

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в понятиях, отражающих моральные ценности общества – мораль, этика, этика, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также влияние в разных религиях (в пределах изученного);

  • использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);

  • применять логические действия и операции для решения математических задач: сравнивать, анализировать, обсуждать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;

  • признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;

  • выполнить совместные проектные задания с опорой на предложенные элементы.

Работа с информацией:

  • воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчеркивать ее принадлежность к конкретной религии и/или к этой гражданке;

  • использовать разные средства получения информации в соответствии с поставленной учебной программой (текстовую, графическую, видео);

  • находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);

  • анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать ее объективность и правильность.

Коммуникативные УУД:

  • использовать смысловое чтение для выделения главной мысли именно при тч, сказанных, проявленных фольклоре и художественной литературе, анализе и оценке жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;

  • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать свое мнение; обеспечить уважительное отношение к собеседнику с учетом всех участников общения;

  • создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для Европы, анализ и оценку морально-этических идей, представленных в конце учений и светской этике.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных мероприятиях; следить за состоянием своего здоровья и эмоционального состояния, предвидеть опасные ситуации для здоровья и жизни и правильно их интерпретировать;

  • обеспечение готовности изменять себя, анализировать свои действия, ориентироваться на моральные правила и нормы современного российского общества; предоставить возможность к осознанию самоограничения в поведении;

  • анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и отрицательного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);

  • выражать свое отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать несправедливость, жадность, нечестность, зло;

  • уровень высокого уровня познавательной мотивации, интереса к предмету, желания больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.

Совместная деятельность:

  • выбирать партнера не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно отмечать свою работу, объективно их оценивать;

  • владеть навыками совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;

  • Готовьте индивидуально, в парах, в группах по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным воздействием и видео презентацией.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:

  • выразить эти формулировки на начальном этапе понимания сути духовного развития как осознания и формирования людей, значимых для жизни, представленных о себе, людях, непрерывной работе;

  • выразить мои слова понимания открытия нравственного с неожиданностью и роли в этом личном человеке, приведя пример;

  • выражать понимание и понимание значений российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основ духовного развития, морального развития;

  • разработка о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их понимание в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;

  • подробно раскрыть содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, парламентие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), постоянное содержание и отношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств , христианского морально-идеальногоа; объяснить «золотое правило нравственности» в православной христианской традиции;

  • первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики;

  • раскрыть своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картинном мире) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;

  • повествование о Священном Писании Писания Церкви – слушания (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции;

  • разработка назначения и устройства православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), норм поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями;

  • идея о православных праздниках (не менее трёх, Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста;

  • раскрыть более подробно содержание норм в православной семье, ответственности и ответственности мужчин в семье, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей;

  • распознавать христианскую символику, объяснять ее словами ее смысл (православный крест) и значение в православной культуре;

  • произведение о художественной культуре в православной традиции, об иконописи; предлагать и объяснять особенности значков в изображении с картинками;

  • излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), этими словами объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;

  • первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионах (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению ее результатов;

  • приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой этих наческих норм религиозной культуры и внутреннего установления личности, поступать согласно своему совести;

  • выразить этими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить пример), понимание российского общенационального (общенационального, культурного) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить сотрудничество последователей традиционных религий;

  • название традиционной религии в России (не менее трех, кроме изучаемой), народы России, для длительного сохранения религии историческими являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;

  • выразить своими словами понимание человеческого достоинства, ценности жизни в православной духовно-нравственной культуре, традициях.

Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы исламской культуры» должны отражать сформированность умений:

  • выразить эти формулировки на начальном этапе понимания сути духовного развития как осознания и формирования людей, значимых для жизни, представленных о себе, людях, непрерывной работе;

  • выразить мои слова понимания открытия нравственного с неожиданностью и роли в этом личном человеке, приведя пример;

  • выражать понимание и понимание значений российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основ духовного развития, морального развития;

  • разработка о нравственных заповедях, нормах исламской религиозной морали, их воплощение в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;

  • раскрыть содержание нравственных категорий в исламской культуре, традициях (вера, искренность, парламентие, ответственность, справедливость, честность, великодушие, скромность, верность, терпимость, выдержка, достойное поведение, уважение к знаниям);

  • первоначальный опыт осмысления и моральной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиции исламской этики;

  • раскрыть своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картинном мире) в исламской культуре, единобожии, вере и ее основах;

  • проповедь о Священном Коране и Сунне – примеры из жизни пророка Мухаммады; о праведных предках, о ритуальной практике в исламе (намаз, хадж, пост, закят, дуа, зикр);

  • разработка назначения и устройства мечети (минбар, михраб), нормы поведения в мечети, общение с верующими и служителями ислама;

  • «Идея о праздниках в исламе» (Ураза-байрам, Курбан-байрам, Маулид);

  • раскрыть подробное содержание норм отношений в исламской семье, отношений и ответственности членов семьи; нормальные отношения детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; нормализовать отношения с дальними родственниками, соседями; исламских семейных отношений;

  • распознавать исламскую символику, объяснять ее смысл своими словами и охарактеризовать назначение исламского орнамента;

  • произведение о художественной культуре в исламской традиции, особенно напевах, каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике, физическом;

  • излагать основные исторические сведения о возникновении исламской религиозной традиции в России, своими словами объяснить роль ислама в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;

  • первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исламского исторического и культурного наследия в своей местности, регионах (мечети, медресе, памятные и святые места), оформлению и представлению ее результатов;

  • приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой этих наческих норм религиозной культуры и внутреннего установления личности поступать согласно своему совести;

  • выразить этими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить пример), понимание российского общенационального (общенационального, культурного) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить сотрудничество последователей традиционных религий;

  • название традиционной религии в России (не менее трех, кроме изучаемой), народы России, для длительного сохранения религии историческими являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;

  • выражать словами понимание человеческого достоинства, ценности жизни в исламской духовно-нравственной культуре, традиции.

Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы буддийской культуры» должны отражать сформированность умений:

  • выразить эти формулировки на начальном этапе понимания сути духовного развития как осознания и формирования людей, значимых для жизни, представленных о себе, людях, непрерывной работе;

  • выразить эти слова понимания открытия морального самосознания и роли в этом личном человеке, приведя пример;

  • выражать понимание и понимание значений российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основ духовного развития, морального развития;

  • проповедь о нравственных заповедях, нормах буддийской религиозной морали, их проявление в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;

  • раскрыть содержание нравственных категорий в буддийской культуре, традиции (сострадание, президентство, любовь, ответственность, благое и неблагие деяния, освобождение, борьба с неведением, уверенность в себе, постоянство перемен, внимательность); основные идеи (учения) Будды о сущности легкой жизни, цикличности и значении сансары; понимание личности как раскрытие всех поступков; значение понятий «правильное воззрение» и «правильное действие»;

  • первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций буддийской этики;

  • раскрыть своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картинном мире) в буддийской культуре, учении о Будде (будде), бодхисаттвах, вселенной, человеке, обществе, сангхе, сансаре и нирване; понимание ценностей любой формы жизни как связанной с ценностью легкой жизни и бытия;

  • история о буддийских писаниях, ламах, службах; смысл принятия, восьмеричным путем и карме;

  • идея назначения и устройства буддийского храма, нормы поведения в храме, общение с мирскими последователями и ламами;

  • рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе;

  • раскрыть более подробно содержание норм в буддийской семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношения детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; буддийских семейных ценностей;

  • распознавать буддийскую символику, объяснять ее смысл и значение в буддийской культуре своими словами;

  • произведение о художественной культуре в буддийских традициях;

  • излагать основные исторические сведения о возникновении буддийской религиозной традиции в истории и в России, своими словами объяснять роль буддизма в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;

  • первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению буддийского исторического и культурного наследия в своей местности, регионах (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению ее результатов;

  • приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой этих наческих норм религиозной культуры и внутреннего установления личности, поступать согласно своему совести;

  • выразить этими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить пример), понимание российского общенационального (общенационального, культурного) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить сотрудничество последователей традиционных религий;

  • название традиционной религии в России (не менее трех, кроме изучаемой), народы России, для длительного сохранения религии историческими являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;

  • выразить словами понимание человеческого достоинства, ценностей жизни в буддийской духовно-нравственной культуре, традиции.

Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы иудейской культуры» должны отражать сформированность умений:

  • выразить эти формулировки на начальном этапе понимания сути духовного развития как осознания и формирования людей, значимых для жизни, представленных о себе, людях, непрерывной работе;

  • выразить мои слова понимания открытия нравственного с неожиданностью и роли в этом личном человеке, приведя пример;

  • выражать понимание и понимание значений российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основ духовного развития, морального развития;

  • проповедь о нравственных заповедях, нормах иудейской морали, их проявление в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;

  • подробно раскрыть содержание нравственных категорий в иудейской культуре, традиции (любовь, вера, парламентие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, исполнение заповедей, борьба с грехом и спасением), основное содержание и место заповедей (прежде всего, Десяти заповедей) в жизнь человека; объяснить «золотое правило нравственности» в иудейской религиозной традиции;

  • первоначальный опыт осмысления и моральной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиции иудейской этики;

  • раскрыть своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в иудаизме, учении о единобожии, об основных принципах иудаизма;

  • проповедь о священных текстах иудаизма – Торе и Танахе, о Талмуде, произведения выдающихся деятелей иудаизма, богослужений, молитв;

  • разработать назначения и устройства синагог, о раввинах, нормах поведения в синагоге, общении с мирянами и раввинами;

  • история об иудейских праздниках (не менее четырех, включая Рош-а-Шана, Йом-Киппур, Суккот, Суккот), постах, назначении поста;

  • раскрыть подробное содержание норм в еврейской семье, ответственности и ответственности членов семьи, детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту отношениям, предкам; иудейских традиционных семейных расходов;

  • распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами ее смысл (магендовид) и значение в еврейской культуре;

  • произведение о художественной культуре в иудейской традиции, каллиграфии, собственно напевах, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике, существе;

  • изложить основные исторические сведения о возникновении иудаизма на территории России, своими словами объяснить роль иудаизма в становлении народов культуры России, российской культуры и государственности;

  • первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению иудейского исторического и культурного наследия в своей местности, нациях (синагоги, кладбища, памятные и святые места), оформлению и представлению ее результатов;

  • приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой этих наческих норм религиозной культуры и внутреннего установления личности, поступать согласно своему совести;

  • выразить этими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить пример), понимание российского общенационального (общенационального, культурного) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить сотрудничество последователей традиционных религий;

  • название традиционной религии в России (не менее трех, кроме изучаемой), народы России, для длительного сохранения религии историческими являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;

  • выражать словами понимание человеческого достоинства, ценности жизни в иудейской духовно-нравственной культуре, традиции.

Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы конкретно культурных народов России» должны отражать сформированность умений:

  • выразить эти формулировки на начальном этапе понимания сути духовного развития как осознания и формирования людей, значимых для жизни, представленных о себе, людях, непрерывной работе;

  • выразить эти слова понимания открытия морального самосознания и роли в этом личном человеке, приведя пример;

  • выражать понимание и понимание значений российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основ духовного развития, морального развития;

  • проповедь о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их проявление в выстраивании отношений в семье, между людьми;

  • раскрыть содержание нравственных категорий (долг, свобода, ответственность, парламентариев, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной культуре народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме); объяснить «золотое правило нравственности» в традиционных традициях;

  • соотносить носимые нравственные формы поведения с моральными нормами, заповедями в традиционных религиях народов России;

  • раскрыть своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма; об основателях религий;

  • описание священных писаний традиционных религий народов России (Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителей предания и служителей религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины), периодически обрядов, ритуалов, обычаев (1–2 экземпляра);

  • разработка назначений и устройств священных сооружений (храмов) традиционных религий народов России, основные нормы поведения в храмах, общение с верующими;

  • создание о особых календарях и праздниках традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного религиозного праздника каждой традиции);

  • подробно раскрыть содержание норм в религиозной семье (православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценовых отношениях в традиционных религиях народов России; понимание отношений к труду, учебе в традиционных религиях народов России;

  • распознавать религиозную символику традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизм, иудаизм минимально по одному символу), объяснять своими словами ее значение в религиозной культуре;

  • «Идея о художественной культурной традиционных религиозных народов России» (православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкопись); основные особенности религиозного искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма (архитектура, изобразительное искусство, язык и поэтика, включая тексты, музыка или звуковой среды);

  • излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в становлении культуры народов России, российского общества, российской государственности;

  • первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия традиционных религиозных народов России в своей местности, регионах (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению ее результатов;

  • приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой этих наческих норм религиозной культуры и внутреннего установления личности поступать согласно своему совести;

  • выразить этими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить пример), понимание российского общенационального (общенационального, культурного) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить сотрудничество последователей традиционных религий;

  • название традиционной религии в России, народы России, для которых историческими религиями являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;

  • выражать словами понимание человеческого достоинства, ценности жизни в традиционных религиях народов России.

Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики» должны отражать сформированность умений:

  • выразить эти формулировки на начальном этапе понимания сути духовного развития как осознания и формирования людей, значимых для жизни, представленных о себе, людях, непрерывной работе;

  • выразить эти слова понимания открытия морального самосознания и роли в этом личном человеке, приведя пример;

  • выражать понимание и понимание значений российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основ духовного развития, морального развития;

  • представление о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношениях и поведении людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России;

  • раскрыть содержание этих нравственных категорий российской светскойки (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство средней жизни, взаимоуважение, вера в добродетель, человеколюбие, парламентарие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснить «золотое правило нравственности»;

  • высказывать мнение оценочного характера, выражающего нравственность в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;

  • первоначальный опыт осмысления и моральной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиции российской светской (гражданской) этики;

  • раскрыть своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение к памяти предков, исторических и культурных традиций и народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;

  • история праздников как единой из форм древней памяти народа, общества; российские праздники (государственные, народные, экономические, семейные праздники); российские государственные праздники, их история и традиции (не менее трех), особенно праздники (не менее двух разных традиционных религиозных народов России), праздники в своих странах (не менее одного), о роликовых семейных праздниках в жизни человека, семьи;

  • раскрыть глубокое содержание понимания, семейных отношений на основе российских традиционных духовных ценностей (семья – союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота о детях, нуждающихся в помощи). родителях; уважение старших по возрасту, предков); российские традиционные семейные расходы;

  • распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять ее значение; выразить уважение российской государственности, власти в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;

  • проповедь о трудовой морали, моральных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;

  • работа о российских культурных памятниках и возведении памятников, о культурных достопримечательностях и памятниках культуры своего региона;

  • раскрыть основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России;

  • объяснить своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности;

  • первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своем регионе, оформлению и представлению ее результатов;

  • приводить примеры нравственных поступков, осуществляемых с опорой этих наческих норм российской светской (гражданской) этики и вводить установку личности поступать согласно своему совести;

  • выразить этими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить пример), понимание российского общенационального (общенационального, культурного) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить сотрудничество последователей традиционных религий;

  • название традиционной религии в России, народы России, для которых историческими религиями являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;

  • выражать словами понимание человеческого достоинства, ценности жизни в российской светской (гражданской) этике.





темАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

№ п/п

Название разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Россия — наша Родина

1



https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

2

Этика и ее значение в жизни человека. Нормы морали. Нравственные ценности, идеалы, принципы

8


1

https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

3

Государство и мораль гражданина. Основной Закон (Конституция) в государстве как источник российской гражданской этики

1



https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

4

Этикет

2


1

https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

5

Что значит быть нравственным в наше время. Методы нравственного самосовершенствования

6


1

https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

6

Образцы нравственности в культуре Отечества, народов России. Природа и человек

8


1

https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

7

Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства

3



https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

8

Семейные ценности. Этика семейных отношений

1


1

https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

9

Праздники как одна из форм исторической памяти

2



https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

10

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

2


1

https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

6



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 КЛАСС

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Введение в предмет.

1




https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

2

Россия – Родина моя

1




https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

3

Россия – Родина моя

1




https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

4

Этика и этикет

1




https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

5

Этика и этикет

1




https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

6

Вежливость

1




https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

7

Вежливость

1




https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

8

Добро и зло

1




https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

9

Добро и зло

1




https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

10

Дружба и порядочность

1




https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

11

Дружба и порядочность

1




https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

12

Честность и искренность

1




https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

13

Гордость и гордыня

1




https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

14

Подготовка творческих работ (проектов) учащихся.

1




https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

15

Подведение итогов.

1


1


https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

16

Обычаи и обряды русского народа

1




https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

17

Обычаи и обряды русского народа

1


1


https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

18

Терпение и труд

1




https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

19

Семья

1




https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

20

Семейные традиции

1




https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

21

Подготовка творческих проектов по теме: «Семья и семейные традиции»

1




https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

22

Семейные и семейные традиции (защита творческих проектов

1


1


https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

23

Сердце матери

1




https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

24

Правила жизни

1


1


https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

25

Правила жизни

1




https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

26

Защитники Отечества

1




https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

27

Защитники Отечества

1




https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

28

Защитники Отечества (защита проектов)

1


1


https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

29

Праздники народов России

1




https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

30

Праздники народов России

1




https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

31

Урок обобщения знаний по всему курсу

1




https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

32

Подготовка творческих проектов.

1




https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

33

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

1




https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

1


1


https://uchi.ru/ https://resh.edu.ru/class/ https://multiurok.ru/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

6















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌• Эти основы культуры конкретно и светской. Основы светской этики: 4-й класс: учебник, 4 класс/ Шемшурина А.И., Шемшурин А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»‌​

​‌  Основы светской этики. 4 класс. Студеникин М.Т. (300), Москва, «Русское слово», 2018 вариант 2018 г.



МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​‌1. Издательство «Просвещение». Сборник рабочих программ «Перспектива» 1-4 классы, 2011
2. Студеникин М.Т. Программа курса. Основы светской этики. 4 класс. (40) , Москва, «Русское слово», 2011
3. Кочегаров К.А., Студеникин М.Т. Рабочие программы. 4 класс Москва, «Русское слово», 2019
4. Поурочные разработки к учебнику Основы светской этики. 4 класс. Студеникин М.Т. Москва, «Русское слово», 2020



ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

‌ Введитеhttps://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/class/
https://multiurok.ru/






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!