СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы религиозной культуры и светской этики. Модуль "Основы православной культуры". 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторы:  А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков и  авторской учебной программы  «Основы религиозных культур и светской этики», автор: А. Я. Данилюк.

Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом  РФ «Об образовании» ст.9, п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п.6 ст. 9 и п.2 ст.14 Закона РФ «Об образовании», п.1 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», п.1 ст.63 Семейного кодекса РФ. Требований Стандарта (п. 12.4)

 Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632)

Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики (ФГОС п.19.5).

 

Просмотр содержимого документа
«Основы религиозной культуры и светской этики. Модуль "Основы православной культуры". 4 класс.»

ОРКиСЭ. 4 КЛАСС.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторы: А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики», автор: А. Я. Данилюк.

Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» ст.9, п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п.6 ст. 9 и п.2 ст.14 Закона РФ «Об образовании», п.1 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», п.1 ст.63 Семейного кодекса РФ. Требований Стандарта (п. 12.4)

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632)

Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики (ФГОС п.19.5).


Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:

  1. Основы православной культуры;

  2. Основы исламской культуры;

  3. Основы буддийской культуры;

  4. Основы иудейской культуры;

  5. Основы мировых религиозных культур;

  6. Основы светской этики.

1. Цели и задачи курса


ЦЕЛЬ: Формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.


ЗАДАЧИ:

  • Знакомство учащихся с основами православной культуры и светской этики;

  • Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.


2. Общая характеристика курса

Современный период в российской истории и образовании – это смена ценностных ориентиров. В этот период нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.

В Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования введена новая предметная область — «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании молодежи. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Поэтому в Стандарт начального общего образования включен курс «Основы религиозных культур и светской этики». Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, произведения которой до сих пор высоко оцениваются во всём мире. Авторы как теоретических, так и практических разработок, в качестве важнейшего компонента национального содержания образования указывают на Православие, которое является историообразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом жизни русского народа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства и обеспечивало духовное единство народа.

Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. «От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России, не в меньшей степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит слова учителя – слова настойчивого, убедительного, подкреплённого личным примером и объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье».

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Изучение русской культуры невозможно без основ православия, составившего его основу и стержень. Все богатейшее наследие православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание.

Курс ОРКСЭ носит светский характер. Состоит он из 6 модулей. Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры.

Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.





3. Место предмета  в учебном плане

С введением в инвариантную часть базисного учебного плана начального общего образования предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», предмет «Основы православной культуры» вводится с 4 класса (34 ч, 1ч в неделю).

Организационно-правовая независимость государственных и муниципальных образовательных учреждений от организаций религиозных конфессий позволяет государственным и муниципальным органам управления образованием организовать изучение православной культуры в соответствии с требованиями российского законодательства и настоящего Примерного содержания при соблюдении всех законных прав и интересов обучаемых и их родителей (законных представителей), других участников образовательного процесса.

Модуль «Основы православной культуры» выбран по заявлению родителей (законные представители) учащихся. УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, в неделю – 1 час.


4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Предполагается, что усвоение курса сформирует у младшего школьника мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций русского народа, уважении к ним, диалогу с представителями других культур и мировоззрений. А также установлению духовной, творческой атмосферы в классе, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитании благоразумных стремлений к добродетелям и желания одолеть свои пороки.


5. Планируемые результаты освоения ФГОС НОО по ОРКСЭ:

Требования к личностным результатам освоения курса:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  • формирование первоначального представления о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.




Требования к уровню подготовки


Ученик должен знать/понимать:

  • Основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.

  • Историю возникновения культуры;

  • Особенности и традиции религии;

  • Описание основных священных книг, праздников, святынь.


Уметь:

  • Описывать различные явления религиозной культуры, традиции;

  • Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;

  • Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

  • Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

  • Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;

  • Готовить сообщения по выбранным темам.



6. Содержание ФГОС НОО по ОРКСЭ

Раздел I. Введение в православную духовную традицию.

Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

Храм. Что люди делают в храмах. Как устроен православный храм.

Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.

Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.

Раздел II. Православие в России.

Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение).











8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесс


  1. Данилюк, А. Я.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-022138-2 .

  2. Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: книга для родителей / А. Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с.: ил. - ISBN 978-5-09-024076-5.

  3. Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011. - 95 с.: ил.

  4. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы Москва издательство «Просвещение» 2010 г.


Информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные обучающие худо­жественные программы.

Электронные учебники.

Технические средства обучения

Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Мультимедийный проектор. Интерактивная доска. Компьютер. Система тестирования ВОТУМ. Документ-камера. Сканер. Принтер лазерный. Принтер цветной (по возможности). Фотокамера цифровая (по возможности). Видеокамера цифровая со штативом (по воз­можности).

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи музыки, литературных произведений.

Видеофильмы и презентации.











КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ


(1 ч в неделю, всего 34 часа)


№ п/п Тема урока


Содержание Характеристика деятельности учащихся Дата

1

Россия – наша

Родина.

Россия – наша Родина; полиэтническое государство, культурные традиции;

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Основные термины и понятия: Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, президент, государственные символы, толерантность.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным

материалом, самостоятельная работа с

источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.


2

Культура и религия.

Что такое культура и религия. Их значение в жизни человека.

Основные термины и понятия: культура, религия.

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с

иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой

беседы с членами семьи.



3

Человек и Бог в православии.

Бог и православие

Основные термины и понятия: Бог, православие, Творец.

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с

иллюстративным материалом.




4

Православная молитва.

Православие. Благодать.

О молитве «Отче наш».

Беседа, устный рассказ на тему.






5

Библия и Евангелие.

Кто такие христиане. Что такое Библия и Евангелие.

Основные термины и понятия: христиане, Библия, Евангелие, пророки, Христос, Священное Писание, Откровение.

Беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками

информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.


6

Проповедь Христа.

Проповедь Христа, Завет Христа. Основные термины и понятия: проповедь, Нагорная проповедь.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным

материалом, самостоятельная работа

с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.


7

Христос и Его крест.


Как Бог стал человеком. Символика креста.

Основные термины и понятия: Голгофа, жертва Христа, распятие, символика креста.

Беседа, устный рассказ на тему, подготовка творческой беседы с членами семьи.


8

Пасха.


Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Пасха – самый светлый и радостный православный праздник.

Дают определения основных понятий православной культуры.


9

Православное учение о человеке.


Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей

Основные термины и понятия:

душа, внутренний мир человека.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным

материалом, самостоятельная работа с

источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи


10

Совесть и раскаяние.


Через поступки людей дети учатся различать добро и зло; учиться умению прощать; уметь давать оценку своим действиям и поступкам.

Основные термины и понятия: совесть, грех, зло, раскаяние.

Беседа, комментированное чтение, пересказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.



11

Заповеди.

Урок изучения нового материала.

О заповедях как правилах жизни, которые помогают каждому стать лучше и быть счастливым. «Не гордись, не ленись, не унывай, всех с радушьем принимай» и др. 

Основные термины и понятия: заповедь, Скиния, скрижали, Святое Святых.

Беседа, комментированное чтение, пересказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.


12

Милосердие и сострадание.


Учатся понимать, что такое милосердие, чем оно отличается от дружбы. Знакомятся со значением слова «милостыня».

Основные термины и понятия: милосердие, милостыня.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.


13

Золотое правило этики.


Узнают правила этики; учатся формулировать свои правила отношений в обществе.

Основные термины и понятия:

осуждение, неосуждение.

Беседа, комментированное чтение, работа в группах, взаимооценивание, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.


14

Храм.


Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Основные термины и понятия: храм, икона, иконостас, Царские Врата, алтарь, благословение.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.


15

Икона.

Учатся видеть через иконы сокровенный мир души человека.

Основные термины и понятия: икона, нимб, лик.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.


16

Творческие работы учащихся.

Подведение итогов.






Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Основные термины и понятия: храм, икона, иконостас, благословение, алтарь.

Повторение основных содержательных моментов курса.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.


17

Как христианство пришло на Русь.

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Основные термины и понятия: Крещение, мудрость, Святая Русь, исповедь.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации.


18

Подвиг.

Знакомятся с понятием подвиг, рассуждают об условиях, при которых расставание становится жертвой.

Основные термины и понятия: подвиг, Жертва Богу, подвижник.



Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.



19

Заповеди блаженств.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их c нормами религиозной культуры (православной и др.).

Основные термины понятия: блаженный, Царство небесное.


Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.




20

Зачем творить добро?

Добро и зло.

Основные термины и понятия: добро, зло, гуманность.

Беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками

информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.



21

Чудо в жизни христианина.

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

Основные термины и понятия: добродетель, вера, Святая Троица.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.


22

Совесть и раскаяние.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Основные термины и понятия:

совесть, стыд, размышления, раскаяние.


Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная

работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы.


23

Православие о Божием суде.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.


Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.


24

Таинство причастия.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)

Основные термины и понятия: Тайная вечеря, Причастие, Литургия.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.



25

Монастырь.

Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.

Основные термины и понятия: монах, отшельник.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.



26

Отношение христианина к природе.

Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.

Основные термины и понятия: христианское милосердие, ответственность за мир.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.



27

Христианская семья.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Основные термины и понятия: семья, венчание.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.


28

Защита Отечества.

Учатся различать поступки недопустимые даже на войне.

Основные термины и понятия:

Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности. Народ.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.



29

Любовь и уважение к

Отечеству.


Категории любви.

Любовь – основа нашей жизни.

Любовь и уважение к Отечеству.

Беседа, комментированное чтение, размышление на тему.


30

Подготовка творческих

проектов.

Повторение основных содержательных моментов курса.

Проект и этапы работы над ним. Определение темы для индивидуальных

творческих работ на основе анализа

пройденного материала.

Формирование групп учащихся для выполнения групповых проектов, выбор

тем, разработка плана работы над проектом.

Определение содержание проектной работы.

Варианты тем: «Значение нравственности и этики в жизни человека и общества», «Мое отношение к миру».


31 -34

Итоговая презентация

творческих проектов

учащихся.

Повторение основных

содержательных моментов

курса.

Участвуют в диспутах, учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.


Презентация творческих проектов учащихся по индивидуальным темам.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!