ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ НОО
Российская Федерация
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 им. Ю. А. Гарнаева
с углубленным изучением отдельных предметов
Утверждаю Директор МОУ школы № 5 им. Ю.А. Гарнаева ________________ А.В.Бубнова Приказ № ___ от _____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ (КУРСУ)
Основы религиозных культур и светской этики.
4 «Б» КЛАСС
НА 2020 -2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Черепкова Оксана Анатольевна
учитель начальных классов
2020
Пояснительная записка.
Рабочая программа по «Основам религиозных культур и светской этики» для 4 класса на уровне начального общего образования составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г., с изм. от 02.05.2015 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015 г.)
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 с изменениями);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009г. № 373»;
Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
на основе авторской программы курса «Основы религиозных культур и светской этики». Руководитель проекта – доктор философских наук, профессор М.М. Шахнович, под редакцией автора А.И. Шемшуриной (М.: Просвещение,2015).
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни. Учебник : Основы религиозных культур и светской этики: 4 кл: учебник Основы светской этики/ А.И. Шемшурина - 2-е изд., «Просвещение», 2015 г.
Цель курса.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса.
развивать представления младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Место курса в учебном плане.
На изучение данного курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа. С учетом календаря праздничных дат, расписанием учебных занятий школы, годового учебного графика программа будет пройдена за 33 ч. Программа будет пройдена за счет уплотнения и обобщения учебного материала и часов, выделенных на повторение.
Таким образом, программа будет пройдена полностью.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностные результаты:
Ученик научится:
- формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формированию образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Ученик получит возможность научится:
- развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличию мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Ученик научится:
- овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формированию умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватно использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
Ученик получит возможность научится:
- умению осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладению навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладению логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовностью слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— определению общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Ученик научится:
- знанию, пониманию и принятию ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбию, как основам культурных традиций многонационального народа России;
- основам светской и религиозной морали, пониманию их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
Ученик получит возможность научится:
- формированию первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
Осознанию ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
В результате изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Ученик научатся:
- излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества.
- соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов;
- строить толерантные отношения в обществе;
- применять полученные знания в социуме;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;
- участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по выбранным темам.
В результате изучения модуля ученик получит возможность научиться:
- основным понятиям светскойэтики.
- значениям этики в жизни человека;
- образцам нравственности в культурах разных народов;
- духовным ценностям и нравственным идеалам в жизни человека и общества.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (2 часа)
Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.
Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.
Этика общения. (4 часа)
Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.
Этикет. (4 часа)
Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.
Этика человеческих отношений. (4 часа)
Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели. Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.
Этика отношений в коллективе. (4 часа)
Что такое ответственность. Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. День-это маленькая жизнь. Вежливость и хорошие манеры.
Простые нравственные истины. (4 часа)
Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом». Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.
Душа обязана трудиться. (4 часа)
Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое родословная. Что такое нравственный поступок. Как формулируется золотое правило нравственности. Что такое стыд. Что такое чувство вины. Что такое честь, совесть. Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».
Посеешь поступок- пожнёшь характер. (4 часа)
Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
Судьба и Родина едины. (4часа)
Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты. Что такое этикет. Одежда и этикет. Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Тематическое планирование.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Введение в часть 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | 2 ч |
2 | Этика общения. | 4 ч |
3 | Этикет. | 4 ч |
4 | Этика человеческих отношений. | 4 ч. |
5 | Этика отношений в коллективе. | 4 ч. |
6 | Простые нравственные истины. | 4 ч. |
7 | Душа обязана трудиться. | 4 ч. |
8 | Посеешь поступок- пожнёшь характер. | 4 ч. |
9 | Судьба и Родина едины. Повторение. | 4 ч. |
ИТОГО: | 34ч. |
Приложение №1.
Календарно - тематическое планирование курса «Основы светской этики».
(1 ч. в неделю, всего 34 ч.)
№ урока | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме: | Плановые сроки прохожде-ния | Скорректированные сроки прохождения |
Введение. (2ч) 02.09-09.09 |
1 | Россия - наша Родина. | Формирование чувства гордости за свою Родину, общие представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная, многоконфециальная) РОССИИ; развитие этических чувств и норм. Знакомство с общественными нормами нравственности и морали | 02.09 | |
2 | Этика – наука о нравственной жизни человека. | 09.09 | |
Раздел 1. Этика общения. (4 ч) 16.09-14.10 | | |
3 | Добрым жить на белом свете веселей. | Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Установка взаимосвязи между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственные формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия | 16.09 | |
4 | Правила общения для всех. | 23.09 | |
5 | От добрых правил – добрые слова и поступки. | 30.10 | |
6 | Каждый интересен. | 14.10 | |
Раздел 2. Этикет. (4 ч) 21.10-25.11 | | |
7 | Премудрости этикета. | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей Установка взаимосвязи между культурой и поведением людей. Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России. Овладение логическими действиями анализа готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения | 21.10 | |
8 | Красота этикета. | 28.10 | |
9 | Простые школьные и домашние правила этикета. | 11.11 | |
10 | Чистый ручеёк нашей речи. | 25.11 | |
Раздел 3.Этика человеческих отношений (4 ч). 02.11-27.12 | |
11 | В развитие добрых чувств – творение души. | Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.). Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения. Обучение толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России. Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | 02.12 | |
12 | Природа – волшебные двери к добру и доверию. | 09.12 | |
13 | Чувство Родины. | 16.12 | |
14 | Жизнь протекает среди людей. | 23.12 | |
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (4 ч). 25.12-24.01 |
15 | Чтобы быть коллективом | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | 30.12 | |
16 | Коллектив начинается с меня. | 13.01 | |
17 | Мой класс – мои друзья. | 20.01 27.01 | |
18 | Ежели душевны вы и к этике не глухи. | |
Раздел 5. Простые нравственные истины (4 ч) 03.02-03.03 |
19 | Жизнь священна. | Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.). Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.). Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | 03.02 | |
20 | Человек рождён для добра. | 10.02 | |
21 | Милосердие -закон жизни. | 24.02 | |
22 | Жить во благо себе и другим. | 03.03 | |
Раздел 6. Душа обязана трудиться (4 ч). 02.03-31.03 |
23 | Следовать нравственной установке. | Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях. | 02.03 | |
24 | Достойно жить среди людей. | 17.03 | |
25 | Уметь понять и простить. | 24.03 | |
26 | Простая этика поступков. | 31.03 | |
Раздел 7. Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч) 14.04-05.05 |
27 | Общение и источники преодоления обид. | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | 14.04 | |
21.04 | |
28 | Ростки нравственного опыта поведения. |
29 | Доброте сопутствует терпение. | 28.04 | |
30 | Действия с приставкой «СО». | 05.05 | |
Раздел 8. Судьба и Родина едины (4 ч). 12.05-26.05 |
31 | С чего начинается Родина. | Знакомство с ценностями: Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России. Анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм Подведение итогов. Презентация творческих работ. Участие в диспутах, обучение слушать собеседника и излагать своё мнение. | 12.05 | |
19.05 | |
32 | В тебе рождается патриот и гражданин. |
33 34 | Человек– чело века. Слово, обращённое к себе. Повторение. | 26.05 | |
| ИТОГО: 34 часа. | | |
Перечень учебно-методического и материально–технического обеспечения.
Для учащихся:
Основы религиозных культур и светской этики: 4 кл. учебник / А.И. Шемшурина
2-е изд. - М.: «Просвещение», 2015.
Для учителя:
Основы религиозных культур и светской этики: 4 кл. учебник / А.И. Шемшурина
2-е изд. - М.: «Просвещение», 2015.
2. А.И. Шемшурина. Рабочая тетрадь, 4 класс, изд. «Просвещение», М., 2015г.
3. Электронное приложение к учебнику «Основы светской этики» (Диск СD-ROM).
4. Методическое пособие. Основы светской этики. А.И. Шемшурина 4 класс. Просвещение 2015 г
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Компьютер
Принтер
Проектор
Интерактивная доска
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
Руководитель ШМО Заместитель директора
МОУ школы №5
Варламова О.А. по УВР
Буланова Н.Н.
_____________________
______________________ «______» ____________
«______»______________