Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
• единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
• ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
• педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
• системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
• ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
• единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
«Основы светской этики».
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов. Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. Учащимися 4 класса «А» и их родителями выбран модуль «Основы светской этики.»
• развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
• развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально государственного, духовного единства российской жизни.
• понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
• знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
• укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.
Россия — наша Родина.
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека.
Праздники как одна из форм исторической памяти.
Образцы нравственности в культурах разных народов.
Государство и мораль гражданина.
Образцы нравственности в культуре Отечества.
Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.
Нормы морали. Этикет.
Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
| Планируемые результаты в соответствии с ФГОС |
№ п/п | Дата урока | Тема урока, страницы учебника | Решаемые проблемы (цели) | Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
1-я четверть (8 ч) |
1 | | Россия — наша Родина. с. 4 — 5 | Знакомство с духовным миром человека. Осознание, что такое культурные традиции и для чего они существуют. | Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы. | Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. Формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. |
2 | | Что такое светская этика. с. 6 — 7 | Знакомство с понятиями «этика», «светская этика». Формирование понимания, что предполагает светская этика. | Культура, мораль, этика. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. |
3 | | Культура и мораль. с. 8 — 9 | Знакомство со значениями слова «культура». Понимание того, что культура — вторая природа. Знакомство с происхождением морали. | Мораль, культура. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
4 | 26.09 | Особенности морали. с. 10 — 11 | Осознание особенностей морали. Знакомство с нормами морали, принятыми в обществе. | Культура, материальная культура, духовная культура, мораль. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. |
5,6 | | Добро и зло. с. 12 — 15 | Формирование понимания, что есть добро и зло, их проявления. Знакомство с изменением представлений о добре и зле в ходе истории. | Добро и зло - основные этические понятия, гуманность. | Воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. |
7,8 | | Добродетель и порок. с. 16 — 21 | Знакомство с понятиями «добродетель», «порок». Осознание важности добродетели в жизни человека. | Добро, зло, добродетель, порок, чувство собственного достоинства. | Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. |
2-я четверть (8 ч) |
1(9) | | Свобода моральный выбор человека. с. 22 — 23 | Знакомство с понятием «свобода», понимание взаимосвязи свободы и морального выбора человека. | Свобода, моральный выбор, моральный конфликт. | Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. Формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. |
2(10) | | Свобода и ответственность. с. 24 — 25 | Осознание понятия «ответственность», при каких условиях возможно ответственное поведение. | Ответственное поведение, свободный выбор личности, отношения ответственности. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости. |
3(11) | | Моральный долг. с. 26 — 27 | Понимание, что такое моральный долг, в чем особенности его проявления. Знакомство с моральными обязанностями человека. | Моральный долг, моральная обязанность. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
4(12) | | Справедливость. с. 28 — 29 | Осознание понятия «справедливость», выяснение моральных правил справедливого человека. | Справедливость, моральные правила. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. |
5(13) | | Альтруизм и эгоизм. с. 30 — 31 | Знакомство с понятиями «альтруизм» и «эгоизм». Формирование здорового эгоизма. | Эгоизм, альтруизм, разумный эгоизм. | Воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. |
6(14) | | Дружба. с. 32 — 33 | Формирование понимания сути добродетельных, дружеских отношений. Раскрытие понятия «дружба». | Добродетельные отношения, дружба. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов. |
7(15) | | Что значит быть моральным. с. 34 — 35 | Закрепление знаний о добре и зле, добродетели, уяснение взаимозависимости свободы и морального выбора. | Добро и зло, добродетель, свобода, моральный выбор, моральные нормы. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. |
8(16) | | Подведение итогов. с. 36 — 37 | Презентация творческих работ по изученным темам. | | Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
3-я четверть (10 ч) |
1(17) | | Род и семья — исток нравственных отношений. с. 38 — 39 | Продолжение формирования понимания ценности родовых, семейных отношений, необходимости знания своей родословной, уважительного отношения к фамилии. | Род, семья, фамилия, родословная. | Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. Формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
2(18) | | Нравственный поступок. с. 40 — 41 | Знакомство с тем, что входит в понятия «поступок» и «нравственный поступок». Осознание мотивов поступков и их целей, выбор средств достижения целей. | Нравственный поступок. Поступок: мотив, цель, средства, действие, результат. | Воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. |
3(19) | | Золотое правило нравственности. с. 42 — 43 | Понимание и принятие афоризма «Поступай с другим так, как хотел бы, чтобы поступили с тобой». | Золотое правило нравственности. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. |
4(20) | | Стыд, вина, извинение. с. 44 — 45 | Раскрытие понятий «стыд», «вина». Осознание отличия ложного стыда от стыда и чувства вины. Понимание необходимости раскаяния и извинения. | Стыд, «ложный стыд», вина, раскаяние, извинение. | Воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоций. |
5(21) | | Честь и достоинство. с. 46 — 47 | Осознание, что входит в понятия «честь» и «достоинство». Раскрытие составляющих кодекса чести. | Честь, достоинство, кодекс чести. | Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. |
6(22) | | Совесть. с. 48 — 49 | Формирование представлений о совести, ее связи с понятием «стыд». | Совесть, стыд, размышления, чувства, воля. | Воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. |
7,8 (23,24) | | Нравственные идеалы. с. 50 — 53 | Знакомство с понятиями «идеал», нравственный идеал», наполнения их жизненными примерами. | Богатырь, рыцарь, правила честного поединка. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. |
9(25) | 13.03 | Образцы нравственности в культуре Отечества. с. 54 — 55 | Продолжение формирования представлений о нравственности и культуре. Развитие патриотизма, чувства гордости за героев страны. Воспитание чувства коллективизма. | Нравственность, культура, патриот, защитник Отечества, коллективист. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. |
10(26) | | Этикет. с. 56 — 57 | Осознание понятий «образец», «этикет», роли этикета в жизни человека. Знакомство с основными правилами этикета. | Этикет, образец, правила этикета. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
4-я четверть (8 ч) |
1(27) | | Семейные праздники. с. 58 — 59 | Развитие чувства семейственности, укрепление семейных отношений. Знакомство с праздничными ритуалами, правилами дарения и принятия подарков. | Праздник, подарок, праздничный ритуал. | Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. Формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. |
2(28) | | Жизнь человека — высшая нравственная ценность. с. 60 — 61 | Осознание и принятие формулировки «жизнь человека -высшая нравственная ценность». Формирование понимания уникальности и неповторимости человеческой жизни, воспитание толерантности. | Ценности, жизнь человека, уникальность, неповторимость жизни. | Воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. |
3(29) | | Любовь и уважение к Отечеству. с. 62 — 63 | Развитие чувства гражданственности, патриотизма, любви и уважения к Родине. Знакомство с понятием «мораль гражданина». | Государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. |
4,5 (30,31) | | Подведение итогов. | Работа над творческими работами по изученным темам, оформление проектов. | | Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
6-8 (32-34) | | Презентация творческих работ. | Защита проектов, презентация творческих работ | |