ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Кожевникова Н.Ю.
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Гимназия №6» г. Оренбурга
Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся также является задачей из Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Мероприятия для реализации поставленной Президентом задачи отражены в федеральном проекте «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование».
Школа призвана всесторонне развивать всех школьников и, тем самым, выявлять и учитывать наиболее яркие способности каждого.
Задача учителя - во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-вторых, умело их развивать и применять на практике.
Выявление способных детей — долгий по времени процесс, связанный с анализом развития каждого ребенка. Творчество всегда самодеятельно, успех достигается на основе увлечённости.
Одаренным детям, независимо от области проявления одаренности, свойственны:
• уровень развития способностей;
• высокая степень обучаемости;
• творческие проявления (креативность);
• мотивация – огромный интерес, активность, увлеченность деятельностью в области одаренности ребенка.
Сущность понятия «детская одаренность» можно выразить формулой:
мотивация + интеллект + креативность = детская одаренность.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
-выявление одаренных детей;
-развитие творческих способностей на уроках;
-развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
-создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
-развитие у учащихся навыков публичного выступления.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
Развитие способностей происходит через включение в учебный процесс, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленное изучение предмета, обучение самооценке результатов своей деятельности, формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей, результатов решения различных задач повышенной сложности, проведение предметных недель, участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах разного уровня, участие в проектной и исследовательской деятельности, участие в научно-практических конференциях.
Стратегия работы с одаренными детьми.
Оптимальный результат достигается при одновременно существующем изменении содержания учебных программ, методов обучения и сочетании основных стратегий ускорения: вертикального и горизонтального обогащения.
Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета.
Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно. Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление знаний и развития инструментария получения знаний. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.
Учебный материал, который я применяю в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание.
Одним из способов развития способностей обучающихся считается применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей, с созданием условий для включения детей в активную познавательную деятельность. Одной из форм с одарёнными детьми считаю научно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся. Готовясь к участию в научно-практической конференции, школьники развивают многие метапредметные качества. Учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, выступает перед аудиторией, отстаивает свою точку зрения. Проектная и исследовательская деятельность развивает ребёнка в целом.
В 5-х классах выполняются краткосрочные практико-ориентированные монопроекты, что объясняется конкретностью мышления детей. Исследовательские навыки у учащихся я также формирую, работая с текстами. Работая с текстом, учащиеся часто сталкиваются со словосочетаниями типа “Buy time”, “The hands of the clock” и т п. Каждое отдельное слово в приведенных примерах хорошо знакомо школьникам, но сами словосочетания могут вызвать некоторые затруднения при переводе. Возникает необходимость, своего рода, аналитической работы.
Исследовательскую деятельность на уроках английского языка применяю, конечно же, и при введении новых грамматических правил. Это как нельзя более оправдано по ряду причин. Первая причина – психологическая. Хорошо известно, что лучше всего запоминается материал, который был добыт путем логических рассуждений и самостоятельных умозаключений. Вторая причина – лингвистическая. Русские школьники, изучая английский язык, сталкиваются с рядом грамматических структур, аналога которым в русском языке нет: 12 времен английского глагола, сложная система предлогов и некоторые другие. Исследовательская работа как раз и помогает преодолеть некоторые неизбежные трудности в изучении языка.
Моя роль при введении нового материала – направлять работу учащихся, помогать в поисках верного результата. Учащиеся сами добывают нужную информацию, анализируют полученные результаты, формулируют правила, соответственно, легче их запоминают, а также приобретают такие важные навыки, как умение выявлять главное, сопоставлять, находить аналогии и делать выводы.
В 7 классе подбираю задания, которые развивают умения и навыки школьника, повышающие интерес к обучению. Появляется новый, более сложный тип проекта — информационный, что позволяет сделать вывод о повышении уровня языковой компетенции учащихся. Повышается уровень языковой компетенции, развивается аналитическое, ассоциативное и системное мышление, комбинаторные умения. Усиливаются межпредметные связи, расширяется общий кругозор. Информационный проект приобретает межпредметный характер. В восьмых классах ребятам предлагаю решать проблемные ситуации, составлять проекты, прогнозирующие дальнейшие изменения. Ребятам 9 классов предлагаю ряд самостоятельных работ, где они выступают в роли руководителей районов, промышленных предприятий, решают проблемные ситуации, создают проекты, проводят исследования с использованием различных носителей информации, создают презентации. В 9 классах доминирует поисковая, исследовательская и прикладная деятельность.
Хочется отметить, чтобы эффективно использовать проектно-исследовательскую работу на уроке, от учащихся требуется серьезная подготовка при выполнении домашнего задания. В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на разные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников. Эта нехитрая, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой. Опробована также и модель индивидуального взаимодействия учащихся с ИКТ. Данная модель работает тогда, когда дома у детей имеются компьютеры, или же они имеют доступ к компьютеру в послеурочное время в школе, в какой-либо организации и когда он имеет возможность выйти в Интернет для поиска дополнительной информации. Формой такой модели взаимодействия с ИКТ считаю домашнюю исследовательскую работу. В ходе выполнения индивидуальных исследований дети больше взаимодействуют с компьютером и у них быстрее формируются навыки компьютерной компетентности.
Учащиеся принимают активное участие и занимают призовые места в предметных конкурсах, викторинах, олимпиадах, конференциях разного уровня.
Стимулирование учащихся к занятию интеллектуальной деятельностью, развитию и проявлению творческих способностей:
-использование для повышения престижа творческих достижений ресурсы школьных, областных СМИ;
-функционирование стенда «Ими гордится школа»;
-оформление фотозоны успешных обучающихся в предметном кабинете;
-ежегодное участие в конкурсе гимназии «Гимназист года»
Формой реализации способностей учащихся служит «Портфолио», где накапливаются индивидуальные учебные и внеучебные достижения в течение учебного года.
Свою работу с одаренными детьми по организации проектно-исследовательской деятельности я начала с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создался образ учащихся и была спланирована дальнейшая работа. Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность строю в сотрудничестве с родителями. Для успешной работы с одаренными детьми важно:
-психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
-совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
-поддержка и поощрение родителей одаренных детей
Обучение с использованием проектно-исследовательской деятельности делает акцент на овладение ключевыми компетенциями — ценностно-смысловая, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная компетенции. Они необходимы в любой профессии и при получении дальнейшего образования. Этими ключевыми навыками являются: общение, грамотность, способность выполнения упражнений, использование информационных технологий и способность работы в группе, команде.
Обучение ведется по принципу постепенного накопления знаний, переход к следующему модулю осуществляется после полного усвоения предыдущего, причем каждым учащимся индивидуально.
Хочу также отметить преимущества, которые получила я как учитель:
-появилось возможность концентрировать больше внимания на проблемах каждого ученика;
-с каждым уроком я больше узнаю о своих учениках и открываю в них новые способности и возможности.
Но наряду с положительными сторонами исследовательской деятельности нельзя не назвать и некоторые её недостатки.
- увеличение умственной нагрузки;
-требование более сложной системы оценивания;
- увеличение объёма работы учителя;
-существование риска неудачного выполнения работы;
-повышение эмоциональной нагрузки;
Но, как показывает мой опыт, все эти проблемы преодолимы.Главное – иметь желание работать по-новому с целью обеспечения качества, эффективности и доступности образования.
Суммируя вышесказанное, я могу сделать вывод, что проектно-исследовательская деятельность обучения действительно является эффективной, дающей возможность использовать именно те подходы к обучению и воспитанию, которые помогают ребенку раскрыть свой творческий потенциал, самореализоваться, получить навыки рефлексии.
Работа с одарёнными детьми — это сложная, но интересная работа, которая должна вестись родителями и педагогами. Каждый шаг в этом направлении принесёт пользу в будущем. Воспитание одаренных детей в силу их особенностей требует индивидуального творческого подхода. Индивидуальная работа по развитию одаренных детей при активном включении их в совместную творческую деятельность повышает не только уровень их самостоятельности, но и помогает развивать их мыслительную деятельность и речь.
Список литературы
Горбачева С.М. /Молодой ученый.// Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала одаренных детей [Электронный ресурс].-2016
URL: https://moluch.ru/archive/124/34295
Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала одаренных детей. [Электронный ресурс] URL:https://fioco.ru/Media/Default/Documents/pdf
Камнева В.И.// Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи[Электронный ресурс ] https://multiurok.ru/index.php/files/doklad-na-temu-formirovanie-effektivnoi-sistemy-vy.html?ysclid=l6s2euoyuc10263171