СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы учения, история, Практика (опыт) и регионы распространения. Основные направления буддизма

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

представить учащимся одну из религий мира – буддизм.  Его  основатель Сиддхартха Гаутама. Влияние индийской легенды на эволюцию развития религии, о причине появления легенды.

Просмотр содержимого документа
«Основы учения, история, Практика (опыт) и регионы распространения. Основные направления буддизма»

Класс: 9 «Б» дата: 22.11.17 г.

Тема урока: буддизм. Основы учения, история,

Практика (опыт) и регионы распространения.

Основные направления буддизма

Цель урока:

1. Обучающая: представить учащимся одну из религий мира – буддизм. Его основатель Сиддхартха Гаутама. Влияние индийской легенды на эволюцию развития религии, о причине появления легенды.

2. Развивающая: создать возможность осознания того, что мысли отдельного человека, его религиозное познание могут быть заложены в основу религиозного познания не только целого народа, но и могут быть распространены на мировом уровне.

3. Воспитательная: осмысление места и значения религии в общественном сознании казахстанского общества в современный период развития;


Тип урока: комбинированный.


Структура урока:

  1. организационный момент урока;

  2. проверка домашнего задания;

  3. актуализация ранее усвоенных знаний, умений учащимися необходимых для изучения новой темы;

  4. ознакомление учащихся с новым учебным материалом;

  5. закрепление новых знаний и новых практических умений учащихся;

  6. привитие навыков к применению полученных новых знаний и практических умений на творческом уровне (в нестандартных условиях, в случае отсутствия образца);

  7. систематизация знаний и практических умений учащихся;

  8. контроль качества знаний учащихся;

  9. рекомендации учащимся по выполнению домашнего задания;

  10. подведение итогов урока.


Методы и премы урока: наглядное и проблемное изложение, дискуссия, систематизация, закрепление знаний.

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

Межпредметная связь: история, искусство, география.

Оснащенность урока: книга, карта, видеоматериалы.


Ход урока

  1. Организационный момент урока: проверяется посещаемость учащихся и их готовность к уроку.

2) Проверка домашнего задания. Учитель предлагает краткие тесты по проверке подготовки учащихся к уроку и проверке материала, пройденного на предыдущем уроке.

3) Актуализация ранее усвоенных знаний, умений учащимися, необходимых для изучения новой темы;

4) Ознакомление учащихся с новым учебным материалом. Слова учителя:

– Цель сегодняшнего урока – узнать о самой древней в мире религии – буддизме. На прошлом уроке вы узнали о мыслях и учениях видных ученых Китая Конфуцийя и Лао-Цзы, о философских и религиозных влияниях, занимаемых определенное место в религиозных познаниях и традициях народа. Сегодня мы познакомимся с учением Будды и с его основателем Суддхартха Гаутамой.

5) Закрепляющие вопросы новых знаний и новых практических умений учащихся:

– Каким образом принц Гаутама покинул свой дворец?

- Как Будда получил просветление?

- Чему Будда обучал своих учеников?

– Как рассматривается достижение пути к нирване?

– Какие народы придерживаются буддизма?

6) Привитие навыков к применению полученных новых знаний и практических умений на творческом уровне (в нестандартных условиях, в случае отсутствия образца):

– Объясните что такое нирвана в буддизме?

– Чем буддизм отличается от других индийских религий?

– Что буддийские монахи считали грехом и в чем был запрет?

– Сколько течений существуют в буддизме? Перечислите их.

7) Систематизация новых знаний и новых практических умений учащихся. Слова учителя: «Учение Гаутамы подверглось значительным изменениям, и буддизм стал сильно отличаться от своего первоначального учения. Историю развития буддизма принято делить на два периода: ранний буддизм и поздний буддизм. В позднем буддизме, наряду с учением о нирване, распространились понятия рая и ада, заимствованные из других религий. Начали расти и противоречия внутри самого буддизма».

8) Контроль качества знаний учащихся. Вопрос учителя: «Почему буддизм нашел поддержку не на своей родине – Индии, а в других странах, таких, как Китай, Япония, Таиланд, Монголия?». Получив краткий ответ, учитель оценивает активность учащихся на уроке.

9) Рекомендации учащимся по выполнению домашнего задания. Задает прочитать учащимся текст из хрестоматии, и написать кратко свои мысли. Написать в общей тетради личную оценку их учениям. С целью обострения воображения учащегося можно обсудить вместе с учащимися 1-2 мысли Будды (Гаутама).

10) Работа по подведению итогов урока. Через промежуточную рефлексию она должна быть направлена на осознание того, о чем сегодня узнал учащийся, что освоил, каким образом эти знания будут использоваться в бытовых и социальных условиях.

Материал для методической копилки


Буддизм

А.Махаева

Буддизм – одна из самых древних мировых религий, возникших в Индии в VІ в. д.н.э. На юге Средней Азии буддизм широко распространился в І веке. Буддистский храм Аиртам, находящийся в Средней Азии считается построенным на Северной Бактрийской земле и относится ко ІІ веку. Мощный центр буддизма, похоже, распологался в Термезе. Здесь археологи раскрыли единый комплекс храмов, посвященных Будде. Было установлено, что южный регион Средней Азии долгое время являлся крупным центром буддизма.

Буддизм был признан официальной религией во время царствия Кушана. Осуществлявшие свою деятельность в политических целях миссионеры в царстве Кушана во ІІ-ІІІ веках распространяют буддизм в Восточном Туркестане и Китае. Буддизм достиг Монголии, Тибета, Китая и Японии через миссионеров.

Буддистская община существовала и в Мерве. На юго-западе городка Гяур расположился построенный во ІІ веке буддистский монастырь. Также и Кей-Марзубанский храм в Мерве заслуживал особого внимания.

Ибн аль-Факих так описывает Кей-Марзубанский храм: «В Мерве стоял большой старый дом. На том месте навеса, высота которого была чуть выше роста человека, был изображен портрет смотрящих в разные стороны мужчины и женщины, а также на внутренней стороне можно было увидеть удивительные загадочные картинки».

Какие-то неизвестные люди сказав, что это построили их предки, разрушили его и забрали с собой те деревянные брусья, на которых были изображения. Это был удивительно построенный дом. С того самого года, когда был разрушен дом, на Мерв и его жителей одна за другой находили напасти. Жители Мерва считали этот дом талисманом расцвета и развития.

Населявшие Восточный Туркестан тюрки уже в ІV-V веках установили связь с народами, прославлявшими буддистскую религию. На тюрков буддизм оказал сильное влияние в VІ веке.

Особенно буддизм был популярен среди тюркских аристократов. Предводитель тюркского каганата Мукан каган (553–572) уже в первые годы своего правления стремился принять буддизм в качестве официальной религии. Такому шагу кагана поспособствовали миссионеры, часто совершавшие визит в Тюркский каганат через Великий шелковый путь. Среди мировых религий буддизм был особенно известен в аристократических кругах.

Кочевавшие в окрестностях Иссык-Куля племена продолжали поклоняться огню и духам предков. По сведениям, оставленным китайским путешественником Хуэйчаоном, в начале VІІІ века большая часть западных тюрков не имела представления о буддистском учении, о существовании понятий «монастырь» и «монах».

Тем не менее, первые средневековые буддистские памятники были найдены не только в районе Жетысу, но и в Согды, Маркиане, Фергане.

Монастырь в Аджине Тепе, найденный на территории сегодняшнего Таджикистана, считается самым знаменитым памятником буддизма VII–VIII веков. Он отличается своей очень сложной конструкцией. Здесь были найдены 12-метровая статуя Будды, а также около 600 произведений искусства.

Аджинатепенский комплекс позволяет судить о том, что индо-буддистская культура подвергнулась влиянию достижений местной народной культуры.