СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы выбора профессии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основы выбора профессии

Просмотр содержимого документа
«Основы выбора профессии»

Тема:

Основы выбора профессии. Составление профессиограммы.

Цель:

ознакомить учащихся с факторами, влияющими на выбор профессии, с понятием, назначением и содержанием профессиограммы.

Задачи:

  • научить составлять профессиограмму;

  • формировать сознательное определение профессиональной пригодности;

  • воспитывать уважительное отношение к различным профессиям.

Оборудование:

научно-популярная литература о различных профессиях, иллюстрации, образцы профессиограмм.

Основные понятия: профессиональная пригодность, профессиограмма.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Беседа.

Учитель:

  • Вы уже выбрали профессию?

  • Как вы полагаете, какие факторы способны повлиять на ваш выбор?

  • Что следует учитывать, выбирая ту или иную профессию?

(Подводя итоги беседы, учитель отмечает, что на выбор профессии влияют многие факторы - личные интересы, способности, состояние здоровья, мнение других людей (родственников, знакомых), социальная востребованность данной профессии).

  1. Изучение нового материала.

  1. Факторы, влияющие на выбор профессии:

интересы, склонности, способности.

Рассказ учителя.

Слово «профессия» означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования. Это еще наличие знаний, умений и определенных личностных качеств, необходимых для успешного выполнения работы, за которую получают вознаграждение.

Говоря о выборе профессии, под интересами следует понимать положительное отношение к определенному виду труда, стремление к познанию, деятельности в данной области. Интересы, не являясь постоянной величиной, отражают широту кругозора, любознательность человека. Систематическое и глубокое изучение предмета труда усиливает интересы, которые укрепляются, становятся устойчивыми и зачастую перерастают в склонности – желание заниматься определенным видом деятельности, совершенствуя умения, навыки, накапливая знания и опыт.

Склонности можно формировать и развивать, включаясь в различные виды труда, активно интересуясь практической деятельностью в разных формах.

С интересами и склонностями тесно связаны способности человека – индивидуально-психологические особенности личности, способствующие достижению успеха в какой-либо деятельности.

Можно выделить общие и специальные способности. Под общими чаще всего подразумевают интеллектуальные и творческие способности, а также обучаемость, волевые качества, общий уровень работоспособности личности . Они определяют успешность во многих сферах деятельности.

Специальные способности принято соотносить с конкретными областями деятельности человека.

Виды специальных способностей:

- математические – способность удержать в памяти много цифр, математических знаков, комбинировать их, умение логически мыслить, анализировать и обобщать информацию;

-технические – способность к освоению техники, успешное усвоение химических и физических знаний;

-педагогические – способность воздействовать на одного человека или коллектив людей с целью обучения, воспитания; четкость и убедительность речи, тактичность, справедливость.

-способности к искусствам предполагают наличие у человека образного мышления, творческого воображения, яркого зрительного восприятия (художник), способности к перевоплощению (актер).

- литературно-лингвистические – способности к литературной деятельности (изучение произведений литературы, наблюдательность, богатый словарный запас, правильная речь), изучению языков (развитая слуховая память, интерес).

2.Понятие, назначение и содержание профессиограммы.

Правильному выбору профессии способствует количество и достоверность информации об условиях и характере труда , его содержании. Такие сведения можно получить, изучая справочную литературу, участвуя в производственном процессе, обобщая опыт и знания специалистов, и т. д.

Дополнительным источником информации является профессиограмма – характеристика профессии, включающая основные требования, которые предъявляются к личным качествам человека, описание условий труда и т. д.

Учитель знакомит учащихся с алгоритмом построения профессиограммы, который предполагает следующие характеристики:

- название;

- значение и место в обществе, социальная востребованность;

- вид труда (механический, ручной, автоматизированный);

- предмет и продукт труда;

- знания и умения , необходимые для работы;

- условия работы, оборудование рабочего места;

- режим труда (сменность, монотонность) и отдыха;

- медицинские противопоказания;

- влияние профессии на личность (развитие умственных способностей человека, формирование черт характера, общий культурный уровень);

- требования к личностным качествам;

- пути получения профессии (учебные заведения, условия поступления);

- перспективы профессионального роста;

- родственные профессии.

IV. Практическая работа.

Составление профессиограммы выбранной профессии.

Оборудование: научно-популярная и справочная литература.

Учащиеся составляют профессиограммы по предложенному алгоритму, используя имеющуюся литературу.

  1. Закрепление новых знаний и умений учащихся.

Учитель оценивает окончательные или промежуточные результаты практической работы, корректирует их, разбирает типичные ошибки, допущенные учащимися.

  1. Итоги урока.

Учитель.

Правильность выбора профессии состоит в том, чтобы будущая работа приносила удовлетворение человеку и пользу обществу.

Чтобы правильно выбрать профессию, нужно разобраться в себе, личностных особенностях, реально оценивать способности, попробовать себя в разных видах деятельности. При этом не следует торопиться с выводами. Главное, помнить, что ничего не дается без труда, усилия воли и даже любимая работа требует терпения, напряжения всех сил, поиска выхода из непредвиденных сложных ситуаций.

Выбирая будущую профессию, оцените степень своего интереса к ней, уровень своих способностей, знаний и умений, представьте специфику профессии и возможные трудности.

  1. Домашнее задание.

Закончить составление профессиограммы.