СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы здоровьесберегающего поведения при работе с компьютером

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

 На физическое здоровье человека оказывает воздействие целый ряд факторов. Это, прежде всего, излучение от компьютера и изменение качества воздушной среды: повышение температуры и влажности воздуха, увеличение количества положительно заряженных ионов, что неблагоприятно влияет на работоспособность

Просмотр содержимого документа
«Основы здоровьесберегающего поведения при работе с компьютером»

Основы здоровьесберегающего поведения при работе с компьютером


Ушакова В.С., преподаватель

естественнонаучных дисциплин,

ГБПОУ КК КПК


Научно-технический прогресс движется вперед столь стремительно, что идеи, недавно казавшиеся фантастическими, сегодня становятся реальностью для каждого человека. Хотим мы того или нет, компьютер в нашей жизни уже давно стал не только необходимым оборудованием рабочего места, но и привычным предметом домашнего обихода. Но с развитием современных информационно-коммуникативных технологий система «человек – компьютер» быстро превратилась в серьезную проблему, так как наличие в ней негативного воздействия на здоровье человека целого ряда специфических факторов уже является неоспоримым. По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это полное физическое, душевное и социальное благополучие», и поэтому необходимо учитывать комплексное влияния компьютерных систем на все его составляющие.

На физическое здоровье человека оказывает воздействие целый ряд факторов. Это, прежде всего, излучение от компьютера и изменение качества воздушной среды: повышение температуры и влажности воздуха, увеличение количества положительно заряженных ионов, что неблагоприятно влияет на работоспособность. В наибольшей степени при работе на компьютере страдает зрение, что связано с особенностью восприятия изображения на экране монитора: оно имеет светящийся, мерцающий характер, что не является естественным для глаз человека. Излишняя яркость приводит к нарушению работы фоторецепторов сетчатки, а мерцающий характер изображения вызывает излишнее напряжение механизмов аккомодации и световой адаптации. Считывание информации с экрана в сочетании с периодическим переводом глаз на текст или клавиатуру представляет собой очень интенсивный режим работы, результате чего возникает ряд симптомов, характерных для так называемого компьютерного зрительного синдрома: астенопия (зрительное утомление), затуманенность, двоение и расплывчатость изображения, слезотечение, чувство зуда, жжения, ощущение «песка в глазах» (синдром «сухого глаза», связанный с редким морганием и, соответственно, с нарушением работы слезных желез и кровоснабжения глазного яблока). Перегрузка зрительного анализатора приводит к нарушению работы и других органов и систем: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной и других.

Большое напряжение при работе на компьютере испытывает и костно-мышечная система, хотя данный вид деятельности относится к умственному, а не к физическому труду. Но малоподвижное положение в течение длительного времени, особенно в неправильной позе, провоцирует значительные статические нагрузки мышц шеи, спины, плечевого пояса, рук, головы. В них появляются неприятные ощущения (вплоть до сильных болей), возникает тремор (дрожание), порой даже судороги, слабость и онемение в подушечках пальцев, часто возникают перегрузки суставов кисти, позвоночника, что может привести к артритам, остеохондрозу, нарушениям осанки (сколиозу). Длительное напряжение мышц ухудшает кровообращение, приводит к застойным явлениям в области таза, конечностей, к нарушению обмена веществ, появлению избыточного веса.

Таким образом, компьютер оказывает существенное влияние на физическое здоровье человека, но в то же время вызывает и значительное нервно-эмоциональное напряжение, оказывает специфическое влияние на психическое здоровье. Особенно страдает психика при увлечении компьютерными играми, что столь характерно для многих пользователей. При этом может отмечаться возникновение компьютерной зависимости, что проявляется в потере ориентирования и уходе от реальности, погружении в иллюзорный мир с принятием чужих ролей, возникновении чувства мнимого превосходства над окружающими. Часто это приводит к серьезному нарушению психологического состояния, к появлению возбудимости, агрессии, замкнутости. Все эти изменения не могут не сказаться и на социальном здоровье человека: возникает социальная изоляция, круг социальных контактов сужается, что может привести к социальной деградации личности.

Но компьютерные проблемы связаны не столько с опасностью самого компьютера, сколько с реакциями нашего организма на возникающие специфические факторы, поэтому необходимо их всестороннее изучение с целью разработки мероприятий по профилактике негативного воздействия на здоровье человека.

В Краснодарском педагогическом колледже ведется систематическая целенаправленная работа по формированию здоровьесберегающих компетенций обучающихся, в том числе связанных с использованием информационно-коммуникативных технологий. При этом особое внимание уделяется овладению умениями применять полученные знания для включения в индивидуальную программу здорового образа жизни и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также формированию профессиональных компетенций по рациональной организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях на основе здоровьесберегающих технологий.

С первого курса в рамках ряда учебных дисциплин у студентов формируются соответствующие представления и понятия, а также потребность в здоровом образе жизни, при этом широко используются межпредметные связи. Так, на занятиях по Основам безопасности жизнедеятельности в рамках раздела «Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья» изучается воздействие на организм человека негативных факторов окружающей среды, в том числе различных видов излучений. По данной теме был проведен интегрированный урок в кабинете информатики, на котором особое внимание уделялось влиянию компьютерного излучения и возникающим изменениям микроклимата на организм человека. Преподаватель информатики Меденец Н.А. представила санитарно-гигиенические требования к организации работы на компьютере, которые и были непосредственно отработаны обучающимися.

На занятиях по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» студенты не только знакомятся со строением и функциями основных систем органов, но большое внимание уделяют рассмотрению вопросам гигиены, путей профилактики основных заболеваний, разработке санитарно-гигиенических рекомендаций по рациональной организации учебно-воспитательного процесса. Так, на уроке по теме «Гигиена зрения. Нарушения зрения и их профилактика» предварительно было организовано тестирование обучающихся по выявлению зрительного утомления (тест «Компьютерный зрительный синдром» по Ю.З.Розенблюм, А.А.Фейнген). Анализ полученных результатов свидетельствует о наличии определенных проблем со зрением у студентов, что они сами объясняют утомлением глаз при подготовке к занятиям, но и свободное время многие предпочитают проводить за компьютером. В связи с этим обучающимся были предложены рекомендации по предупреждению зрительного переутомления, которыми они могут пользоваться как на уроках в колледже (с этой целью систематически организуются специальные физминутки), так и самостоятельно, и особенно при работе с компьютером.

Рекомендации по профилактике зрительного переутомления при работе с компьютером:

- расстояние от глаз до монитора должно быть не менее 50-70 см, воображаемая линия взора перпендикулярна экрану и приходится на его центральную часть;

- каждые 30-40 минут работы делайте короткий перерыв, во время которого необходимо встать, провести легкую разминку мышц шеи, спины, плечевого пояса; выполнить упражнение на аккомодацию: подойдите к окну и переводите взгляд с метки на стекле (кружок диаметром 3-5 мм) на выбранный предмет вдали за окном (6-8 раз);

- каждые 10 минут отводите взгляд от экрана, переводя его вдаль (на 10-15 секунд);

- периодически выполняйте упражнения для глаз:

сильно зажмурьтесь на 2-3 секунды, затем расслабьте глаза, помассируйте их, быстро поморгайте (10-15 секунд);

не поворачивая головы, медленно делайте круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно; движения вверх-вниз, вправо-влево и обратно (по 6-8 раз);

посмотрите на кончик носа 3-5 секунд, затем вдаль 3-4 секунды (6-8 раз);

сильно разотрите ладони (до ощущения в них жара), затем поставьте локти на стол и прикройте глаза ладонями, расслабьтесь (10-15 секунд);

- включайте в рацион продукты, позволяющие сохранить зрение и содержащие: лютеин (экстракт черники); антиоксиданты (витамины А.С.Е), защищающие глаза от воздействия свободных радикалов; цинк, предотвращающий дегенерацию желтого пятна.

Не менее важно при работе с компьютером не допускать излишнего напряжения опорно-двигательного аппарата. На уроке то теме «Нарушения осанки и их профилактика» были разработаны санитарно-гигиенические рекомендации по профилактике нарушений осанки (сутулая, лордотическая, кифотическая, круглая спина, сколиоз), в том числе правила работы за компьютером.

Рекомендации по предупреждению переутомления костно-мышечного аппарата при работе с компьютером:

- соответствующий росту человека размер мебели;

- удобное кресло для работы: подлокотники, твердая спинка, возможность поворота, изменения высоты и угла наклона сиденья;

- рациональная поза человека при работе:

спина прямая, свободная, без напряжения; клавиатура отодвинута от края стола (не менее 10-15 см), кисть и локоть руки свободно лежат на поверхности (локти параллельны поверхности стола и под прямым углом к плечу);ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, опора для ног обязательна, между корпусом тела и краем стола расстояние не менее 5 см.

Разработанные на уроках по Возрастной анатомии, физиологии и гигиене рекомендации по предупреждению переутомления зрительного и опорно-двигательного аппаратов при работе с компьютером отрабатывались студентами на занятиях по Информатике с формированием в дальнейшем соответствующих компетенций.

В педагогическом колледже также проводится целенаправленная и систематическая внеурочная работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, организован клуб «Здоровый образ жизни», программа которого имеет ярко выраженную практическую направленность. В работе клуба используются самые разнообразные формы и методы работы. Ежегодно проводится анкетирование первокурсников с целью выявления у них уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни, характере изменений в режиме жизнедеятельности в связи с поступлением в колледж. Анализ полученных результатов дает возможность спроектировать направления будущей работы. В частности, большинство студентов отмечают, что значительная доля в их режиме дня связана с работой за компьютером, и это не только учебная деятельность, но и проведение свободного времени, что делает работу по теме исследования особенно актуальной. Традиционно в рамках Декады здоровья в апреле месяце проводится биологическая викторина «Будь здоров!», в ходе которой студенты соревнуются в знаниях основ здорового образа жизни с использованием разнообразных занимательных заданий (загадки и биологические задачи, предлагаемые в различных формах, творческие и театрализованные конкурсы), организуются «круглые столы», разнообразные акции и выставки, посвященные Международному Дню борьбы со СПИДом, Международному Дню борьбы с туберкулезом, Всемирному Дню здоровья и другие. Важно то, что участие в данных мероприятиях не только включает студентов в индивидуальную программу здорового образа жизни, но и формирует профессиональные компетенции по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях, в частности, в начальной школе. Это находит отражение в проектировании и реализации тематических занятий в ходе педагогической практики («Режим дня младшего школьника», «Правила здорового питания», «Компьютер: друг или враг?», «Вредные привычки и их профилактика»), в выполнении учебных и выпускных квалификационных проектов («Компьютерная безопасность», «Влияние компьютера на здоровье ребенка», «Использование информационно-коммуникативных технологий в экологическом образовании младших школьников» и другие).

Таким образом, формирование в учреждении здоровьесберегающей образовательной среды, использование разнообразных форм и методов работы по введению комплексной системы знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения будет способствовать формированию у студентов культуры здорового и безопасного образа жизни, формированию компетенций по рациональному и безопасному использованию компьютера.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!