ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Образ жизни человека, его поведение, и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни
Как показывают современные исследования, индивидуальное здоровье человека на 49-53% зависит от его образа жизни. Среди основных составляющих здорового образа жизни можно выделить:
- умеренное и сбалансированное питание;
- режим дня с учетом динамики индивидуальных биологических ритмов;
- достаточную двигательную активность;
- закаливание;
- личную гигиену;
- грамотное экологическое поведение;
- психогигиену и умение управлять своими эмоциями;
- сексуальное воспитание;
- отказ от вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков);
- безопасное поведение в быту, на улице, в школе, обеспечивающее предупреждение травматизма и отравлений;
УМЕРЕННОЕ И СБАЛАНСИРОВАННОЕ ПИТАНИЕ
Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания. Здоровое питание – важнейшее условие долголетия. Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15-20% из белков, на 20-30% из жиров, одна треть которых должна быть твердыми или животного происхождения. Оставшиеся 50-52% должны приходиться на углеводы, содержащиеся во фруктах, овощах, злаках и орехах.
БЕЛКИ
УГЛЕВОДЫ
ЖИРЫ
ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ
Разнообразие. В пище должен присутствовать большой набор биологически активных веществ.
- Умеренность;
- Сбалансированность;
- Четырехразовое питание.
Биологическая полноценность – ежедневное, систематическое потребление свежих овощей и фруктов, особенно зелени.
РЕЖИМ ДНЯ С УЧЕТОМ ДИНАМИКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РИТМОВ
Периодически повторяющиеся изменения биологических процессов и явлений в живых организмах назвали биологическими ритмами. Универсальным показателем общего состояния здорового организма человека служат околосуточные – циркадные ритмы. Их нарушение является одним из первых признаков заболевания организма. В циркадном ритме меняется и работоспособность человека. Она имеет два подъема: с 10 до 12 ч и с 16 до 18 ч. Ночью работоспособность понижается, особенно в интервале от 1 до 3 ч. Одни энергично работают в первой половине дня, их называют «жаворонками», другие – вечером. Это «совы». В соответствии с биологическими ритмами человека должен быть организован режим труда и отдыха . В сутках всего 24 часа. Из них, чтобы быть здоровым, необходимо 8-9 ч выделить для ночного сна, 5-6ч занимают школьные занятия, 3-4 ч уходит на приготовление уроков, около 2 ч тратится на домашние дела (уборка, покупки). В итоге личного времени остается 4-6 ч, в течение которых лучше погулять, побольше двигаться. Ложиться спать надо не позднее 23 ч вечера и спать не менее 8-9 ч. Сон восстанавливает работоспособность организма.
«жаворонок»
«сова»
ДОСТАТОЧНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
Одним из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие организма, является двигательная активность мышц .
Движение – важная функция организма человека, он должен овладеть культурой движения.
Гиподинамия – это недостаточная, пониженная физическая нагрузка на организм, причем как характерная особенность всего образа жизни. В результате гиподинамии:
- ослабляется деятельность сердца;
- нарушается обмен веществ, одним из проявлений этого является накопление избыточной массы тела;
- мышечная ткань дегенерирует (дистрофия).
ЗАКАЛИВАНИЕ
солнце
Чтобы повысить тонус, стать жизнерадостным, преградить простуде все пути к своему организму, нужно обязательно использовать самое универсальное природное средство – закаливание. Закаленный человек мало подвержен любым заболеваниям. Поэтому закаливание организма можно с уверенностью отнести к привычкам здорового образа жизни. Воздействие солнца, воздуха и воды на организм человека в разумных пределах очень полезно.
воздух
вода
СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА – НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ
СОЛНЕЧНЫЕ ВАННЫ КАК ФОРМА ЗАКАЛИВАНИЯ
Солнечные лучи необходимы для организма. Ни одна закаливающая процедура не требует столько осторожности, как солнечная ванна. Загорать можно первый раз не более 3-5 минут. Постепенно увеличивая пребывание на солнце (до 5 минут в день), можно со временем принимать солнечные ванны в течении 25-30 минут.
ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ КАК ФОРМА ЗАКАЛИВАНИЯ
Воздух – средство закаливания. Помещение необходимо периодически проветривать, особенно перед сном. Спать лучше при открытой форточке даже зимой, избегая сквозняков. Свежий воздух улучшает сон. Утреннюю зарядку лучше делать на воздухе при любой погоде. Закаливание воздухом рекомендуется начинать при температуре 20 градусов С, затем постепенно переходить на более низкую. Первая воздушная ванна не должна превышать 20-30 минут. В дальнейшем продолжительность процедуры периодически увеличивается на 10 минут.
ЗАКАЛИВАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ВОДНЫХ ПРОЦЕДУР НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Вода обладает ценнейшими свойствами, а применение водных процедур творит чудеса. Даже кратковременное воздействие холодных обтираний или обливаний снимает чувство усталости, утомления, возвращает бодрость и хорошее настроение. Приступать к водному закаливанию легче всего летом. Начинать эту процедуру следует с обтирания. Влажным полотенцем, смоченным водой (температура воды 18-20 градусов С), рекомендуется обтирать тело в течении 2-3 минут. Привыкнув к этой процедуре, можно перейти к обливанию. Вначале обливаются водой комнатной температуры с постепенным понижением до 15 градусов С и ниже. После 2-3 месяцев систематических обливаний организм будет готов к следующему этапу закаливания – к душу. Самое доступное средство закаливания – купание в море, реке, озере.
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
Гигиена – область медицины, изучающая влияние условий жизни, труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики различных заболеваний, сохранения здоровья и продления жизни. Личная гигиена – совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. К ним относят:
- разумное сочетание умственного и физического труда;
- занятия физической культурой и закаливание;
- рациональное питание;
- чередование труда и активного отдыха;
- полноценный сон;
К личной гигиене относятся требования по уходу за кожей, зубами, волосами, по содержанию в должной чистоте одежды, обуви и жилища.
ГРАМОТНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Деятельность человека очень сильно влияет на окружающую среду, поэтому человека надо учить грамотному экологическому поведению.
Экологическая катастрофа – стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария (катастрофа), которая привела к чрезвычайным неблагоприятным изменениям в среде обитания и, как правило, к массовой гибели живых организмов и значительному экономическому ущербу.
Природно-техногенная катастрофа – разрушительный процесс, развивающийся в результате нарушения нормального взаимодействия технологических объектов с окружающей природной средой, приводящий к гибели людей, к многочисленным разрушениям.
ЧС экологического хар-ра делятся на 4 группы :
- изменения состояния суши;
- изменение свойств воздушной среды;
- изменения состояния гидросферы;
- изменение состояния биосферы.
ПСИХОГИГИЕНА И УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ
Для каждого рода деятельности существует определенный оптимум эмоционального напряжения, при котором физиологические реакции организма оказываются наиболее совершенными и эффективность выполнения работы достигает своего максимума.
Человек, как животное, в состоянии эмоционального аффекта (гнев, страх) может совершить такую мышечную работу и преодолеть такие препятствия, справиться с которыми в обычных условиях он не в состоянии.
Культура движения способствует развитию умения «властвовать собой», т.е. сохранять в любой ситуации эмоциональное равновесие, ровность поведения, доброжелательность, бережное отношение к эмоциональному состоянию другого человека.
СЕКСУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Болезни передаваемые половым путем (БППП), по традиции называются венерическими заболеваниями. Венерические болезни (от Венера – богиня любви и красоты в римской мифологии) – это группа инфекционных болезней, возбудители которых передаются преимущественно половым путем. В настоящее время таких болезней насчитывается свыше 20 : сифилис, гонорея, трихомониаз, генитальный герпес, хламидиоз, ВИЧ (вирус иммунодефицита человека) и др.
ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ
- полное воздержание от беспорядочных половых связей;
- единопартнерство;
- использование презервативов;
- регулярное медицинское обследование.
ОТКАЗ ОТ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
КУРЕНИЯ
УПОТРЕБЛЕНИЯ
АЛКОГОЛЯ
УПОТРЕБЛЕНИЯ
НАРКОТИКОВ
КУРЕНИЕ
Табакокурение – вредная привычка, заключающаяся во вдыхании дыма тлеющего табака. В состав табачного дыма входит:
- никотин – поражает нервную систему, органы дыхания, чувств, пищеварения, кровеносную систему, относится к ядам, вызывающим сначала привыкание, а затем болезненное влечение – токсикоманию;
- синильная кислота и мышьяк – вызывают общее отравление организма;
- стирол – вызывает нарушение органов чувств;
- угарный газ – вызывает нарушение дыхания и болезни сердца; обладает свойством связывать дыхательный пигмент крови – гемоглобин;
- радиоактивный полоний – вызывает раковые заболевания, болезни крови и органов дыхания;
ПАССИВНОЕ КУРЕНИЕ
Люди которые не курят, но вдыхают дым курящих, также подвержены вредному воздействию табачного дыма. Тот, кто курит дома , убивает не только себя, но и свое некурящее окружение.
УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ
Алкоголизм – форма химической зависимости, отличающаяся от наркомании тем, что алкоголь является легальным веществом. Алкоголь уничтожает клетки печени, а ведь в ней происходит образование АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты – основного источника энергии в организме), детоксикация (обезврежи-вание) ядов и многое другое. Алкоголь особенно вреден для растущего организма. Те дозы, которые являются приемлемыми для взрослых, для молодых людей могут стать смертельными. Злоупотребление алкоголем ведет к деградации личности, делает человека психически неуравновешенным. 70% преступлений против личности совершается людьми в состоянии алкогольного опьянения.
УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКОВ
НАРКОМАНИЯ – это тяжелое заболевание , вызываемое злоупотреблением и приобретенной патологической зависимостью организма от успокаивающих, одурманивающих, погружающих в видения веществ (наркотиков).
При наркомании чаще, чем при алкоголизме, происходит смерть от передозировки наркотических препаратов, которая приводит к поражению жизненно важных центров головного мозга. Может произойти остановка дыхания и сердечной деятельности.
Наиболее частые последствия употребления наркотиков для физического здоровья – это заболевания сердечно-сосудистой системы и дыхательных путей, гепатиты и цирроз печени, психозы, эпилепсия и др. Нарушаются духовные качества: появляется апатия, потеря смысла жизни, человек начинает ощущать враждебность окружающего мира.
мак
конопля
героин
БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА И ОТРАВЛЕНИЙ
В БЫТУ
НА УЛИЦЕ
В ШКОЛЕ
БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В БЫТУ
Необходимо соблюдать правила:
- электробезопасности;
- пожарной безопасности;
- правила пользования природным газом;
- во избежании отравления, будьте осторожны при пользовании вредными и ядовитыми веществами;
- не работайте на высоте без страховки;
- не высовывайтесь из окон на верхних этажах;
- будьте осторожны с испорченными продуктами питания – во избежании отравления;
- не открывайте дверь квартиры незнакомым людям;
- не сдавайте в наем жилье людям, без согласования с работниками милиции.
БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА УЛИЦЕ
- соблюдайте правила дорожного движения;
- избегайте игр на стройках и близ дорог;
- избегайте толпы;
- избегайте сомнительных компаний, помните о сложной криминогенной обстановке в стране;
- канализационные люки, оборванные электропровода, бездомные собаки таят опасность и т.д.
БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ
ПРАВИЛА:
- избегайте во время перемен игр,
с элементами: бега, прыжков,
борьбы и т.д.;
- избегайте шалостей, когда один
ребенок, убирает стул из под
другого, ставит подножки друг
другу и т.д.;
- при подходе к дверям, быть осторожнее, чтобы кем-то - резко открытой дверью вас не травмировало;
- зимой, находясь во дворе школы, не играйте в «снежки», кидая их друг в друга;
- не открывайте окна и не высовывайтесь из них (особенно на верхних этажах);
- не спускайтесь по перилам лестниц;
- не трогайте без разрешения учителя электроприборы, не включайте станки и механизмы;
- не поднимайте и не старайтесь сдвинуть с места тяжелых предметов.