МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Западный филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации". КАФЕДРА ТУРИЗМА |
РЕФЕРАТ на тему ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ |
Работу выполнила студентка2 курса группы 7Т Вайткевич И.С. |
г. Калининград, 2020г. |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Что такое здоровый образ жизни 4
Понятие «здоровье»…….............................................................................5-6
Составляющие здорового образа жизни.................................................6-11
Вредные првычки.......................................................................................12-13
Значение ЗОЖ для человека..........................................................................14
Заключение......................................................................................................15
Список литературы.........................................................................................16
ВВЕДЕНИЕ
Проблему здорового образа жизни нельзя назвать новой, так как в разные времена существования общества решалась в соответствии с уровнем развития общества.
Проблему здорового образа жизни в разные времена существования
общества рассматривали ученые в различных формах здорового образа жизни со снижением количества студенческой молодежи курящей и употребляющей наркотики; показывая роль развития познавательного интереса в повышении физкультурно-оздоровительной грамотности; изучая ценностные аспекты формирования здорового образа жизни; определяя приоритетные позиции мотивации в формировании здорового образа жизни (В.И. Глухов, Н.Н. Визитей, В.П.Моченов, В.Н. Бальсевич, П.А.Виноградов, Г.И. Мызан, А.П. Матвееев, Г.И.Морозов и др.). Их опыт представляет большую ценность для создания нового образа физической культуры, ориентированного на здоровый образ жизни, в результате ведения которого уменьшится численность студенческой молодежи употребляющих наркотические вещества.
Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.
Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придётся, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь. Здоровье — бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом.
Что такое здоровый образ жизни?
Здоровый образ жизни и его составляющие – это образ или стиль жизни, направленный на оздоровление и укрепление организма человека, профилактику различного рода заболеваний, поддержание здоровья на должном уровне. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.
По оценкам специалистов здоровье людей зависит на
50—55 % именно от образа жизни,
на 20 % — от окружающей среды,
на 18—20 % — от генетической предрасположенности,
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижение им активного долголетия, и полноценного выполнения социальных функций для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой и досуговой форме жизнедеятельности.
Всемирной организацией здоровья понятие «Здоровье» определяется как состояние полного духовного, физического и социального благополучия. Здоровье человека связано с большими колебаниями важнейших показателей жизнедеятельности и если выпадает хоть один компонент, то страдает здоровье в целом.
Понятие «здоровье»
Представление о здоровье не может быть оторвано от понятия «болезнь»: Оба эти явления — и здоровье, и болезнь — представляют собой две формы жизнедеятельности организма. В практической медицине для установления факта наличия болезни сравнивают различные параметры жизнедеятельности организма либо с таковыми при здоровом состоянии этого же человека, либо с усреднёнными нормативами здоровых людей.
Эксперты ВОЗ предлагают следующее определение здоровья:
Здоровье — состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровье делится на три основных типа: нравственное, психическое и физическое
Нравственное: определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, приобщение к культуре, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.
Психическое: это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Физическое: это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека правильно функционирует и развивается.
Составляющие здорового образа жизни
К составляющим здорового образа жизни можно отнести:
Питание.
Вредные привычки.
Закаливание.
Культура движений.
Приемлемый режим труда и отдыха.
Наполняют понятие здоровый образ жизни также: дыхательная гимнастика, физические упражнения, полноценный сон, аутогенная тренировка, массаж и использование природных факторов. Интеллектуальная и физическая активность человека составляют ядро здорового образа жизни.
Ведущая роль в плане получения эффекта ЗОЖ принадлежит физкультурно-оздоровительной деятельности, где физические упражнения выступают в качестве средств укрепления основ здорового образа жизни.
Называемые во многих странах «спортом для всех» массовый спорт и физическая культура выступают одним из главных социальных факторов формирования здорового образа жизни.
Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания. Студент сам должен совершать какие-то действия. Для каждого действия нужен мотив. Совокупность мотивов – мотивация, в большей степени определяющая modusvivendi– образ жизни. Поэтому, для сохранения здоровья очень важна мотивация здорового образа жизни.
Следовательно, под здоровым образом жизни понимается такое поведение человека, которое позволяет ему вести активную, творческую деятельность, иметь адекватную самооценку, поддерживать в норме физическое состояние, умело управлять эмоциями и психическими реакциями.
К основным составляющим здорового образа жизни относят:
- режим труда и отдыха
- основы рационального питания
- выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания
- профилактику вредных привычек;
- организацию сна;
- организацию двигательной активности;
- культуру межличностного общения.
Режим труда и отдыха
Режим дня – нормативная основа жизнедеятельности для всех студентов. Режим дня должен соответствовать конкретным условиям, уровню работоспособности, состоянию здоровья, личным интересам и склонностям студента, то есть быть индивидуальным.
Суточный бюджет времени студента, в соответствии с гигиенически допустимыми нормами, состоит из двух половин: 12 ч. учебных занятий и12 ч., отведенных на восстановление организма и личностное развитие.
Затем следует установить постоянную последовательность и правильное чередование труда и отдыха.
Организация сна
Сон – обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для студента обычной нормой ночного монофазного сна необходимо считать 7,5 – 8 ч.
Умственную (напряженную) работу необходимо прекращать за 1,5 ч.до отхода ко сну. Необходимо перед сном проветривание комнаты.
Для высокой работоспособности и хорошего самочувствия малоспящим людям достаточно 5 – 6 ч. сна. Многоспящие люди нуждаются в 9 ч. сна и даже более.
Основы рационального питания
Питание – средство поддержания жизни, роста и развития, здоровья и высокой работоспособности человека. Рациональным называется питание, удовлетворяющее энергетические, пластические и другие потребности организма, обеспечивающее при этом необходимый уровень обмена веществ.
Важнейшим принципом сбалансированного питания является определение правильного и обоснованного соотношения основных пищевых и биологически активных веществ - белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных элементов в зависимости от возраста, пола, характера трудовой деятельности и общего жизненного уклада.
Важным элементом рационального питания является правильный режим питания.
Рациональное питание для каждого человека не является некой постоянной величиной. Напротив, это величина переменная, она изменяется с возрастом, зависит от пола, этнической принадлежности человека, уровня физической и психоэмоциональной активности, состояния здоровья, действия внешних факторов. Для подавляющего большинства пищевых веществ найдены и обоснованы оптимальные величины их содержания в питании, которые рассчитаны для людей разного возраста, мужчин и женщин, для разных уровней физической активности. Однако все эти нормативы рассчитаны для среднего человека и являются ориентиром для расчета питания каждого конкретного человека. Они должны постоянно корректироваться при изменении образа жизни, состояния здоровья и внешних условий.
Организация двигательной активности
Один из обязательных факторов здорового образа жизни студентов использование физических нагрузок (систематическое), соответствующее состоянию здоровья, полу, возрасту.
В среднем в период учебных занятий (8 мес.) двигательная активность студентов составляет 8000 – 11 000 шагов в сутки; в экзаменационный период (2 мес.) — 3000 – 4000 шагов, а в каникулярный период 14 000 – 19 000.
Учебные занятия (два раза в неделю) по физическому воспитанию не может компенсировать общий дефицит двигательной активности за неделю, так как обеспечивают возможность движений (в среднем) в объеме 4000 –7300 шагов.
У студентов, занимающихся спортом, среднесуточный объем двигательной активности составляет 16 000 – 24 000 шагов.
Следует учитывать сезонные колебания двигательной активности —зимой она снижается на 5 – 15 % по отношению к лету. У студентов, отнесенных к основной медицинской группе, она выше, чем у тех, кто распределен в специальную медицинскую группу, в среднем на 17 – 28 %. У мужчин двигательная активность выше, чем у женщин, в среднем на 25 – 30%.
Важный фактор оптимизации двигательной активности —самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями (утренняя гимнастика, микропаузы в учебном труде с использованием упражнений специальной направленности, ежедневные прогулки, походы выходного дня и т.д.).
Личная гигиена
Знание правил и требований личной гигиены обязательно для каждого культурного человека. Мыть тело под душем, в ванной или бане рекомендуется не реже одного раза в 4 – 5 дней. После занятий физическими упражнениями необходимо принимать теплый душ и менять нательное белье.
Гигиена одежды требует, чтобы при ее выборе руководствовались гигиеническим назначением в соответствии с условиями и деятельностью, в которых она используется. К спортивной одежде предъявляются специальные требования, обусловленные характером занятий и правилами соревнований по видам спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. Спортивную одежду следует использовать только вовремя занятий и соревнований; ее необходимо регулярно стирать. Гигиена обуви требует, чтобы она была легкой, эластичной, хорошо вентилируемой, а также обеспечивала правильное положение стопы.
Дополнительные гигиенические средства включают гидропроцедуры, массаж, самомассаж и направлены на ускорение восстановления работоспособности.
Вредные привычки
Вредные привычки — распространённые действия, которые люди повторяют вновь и вновь, несмотря на то, что они не полезны или даже вредны. Вредные привычки могут иметь в себе элементы невроза.
К вредным привычкам относят следующие действия:
Курение — вдыхание дыма препаратов, обычно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях. Особенно часто применяется для употребления наркотических препаратов (табак, марихуана, опиум, крэк, ДМТ, сальвия и т.п.) благодаря быстрому поступлению насыщенной психоактивными веществами крови в головной мозг.
Алкоголизм — наркотическая зависимость, характеризующаяся болезненным пристрастием к употреблению алкогольных напитков (психическая и физическая зависимость) и алкогольным поражением внутренних органов. При алкоголизме происходит деградация человека как личности; потеря своего внутреннего «Я».
В повседневной жизни алкоголизмом также может называться простое влечение к употреблению алкогольных напитков, при котором притупляется способность распознавать негативные последствия употребления алкоголя.
Употребление алкоголя вызывает алкоголизм (что следует по определению), но это не означает, что любое использование алкоголя ведет к алкоголизму. Развитие алкоголизма сильно зависит от объема и частоты употребления алкоголя, а также индивидуальных факторов и особенностей организма.
Некоторые люди подвержены большему риску развития алкоголизма ввиду специфичного социально-экономического окружения, эмоциональной и/или психической предрасположенности, а также наследственных причин.
Наркомания (от греч. оцепенение, сон, и безумие, страсть, влечение) — хроническое прогредиентное заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков, характеризующееся фазным течением и наличием в своей структуре нескольких поэтапно формирующихся синдромов:
синдром изменённой реактивности
синдром психической зависимости
синдром физической зависимости.
Эти три синдрома объединяются в общий наркотический синдром - синдром последствий хронической наркотизации.
В быту и в юридической практике, однако, в понятие наркомании включают любое употребление запрещённых психоактивных веществ, в том числе и не вызывающих зависимости (например, конопля или ЛСД). В то же время употребление алкоголя и табака обычно не причисляют к наркомании, так как это не запрещено.
Также употребляется термин «токсикомания» — обычно это означает зависимость от веществ, которые законом не отнесены к наркотикам.
Значение ЗОЖ для человека
ЗОЖ можно рассматривать как основу профилактики заболеваний. Он направлен на устранение факторов риска (низкий уровень трудовой активности, неудовлетворенность трудом, пассивность, психоэмоциональная напряженность, невысокая социальная активность и низкий культурный уровень, экологическая безграмотность, гиподинамия, нерациональное, несбалансированное питание, курение, употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ, напряженные семейные отношения, нездоровый быт, генетический риск и др.).
ЗОЖ является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний). Неотъемлемой частью здорового образа жизни являются высокие моральные, нравственные и этические ценности человека, где большое внимание надо уделять формированию сознания личности как общественной единицы и особое место отводить соблюдению распорядка дня, рациональному питанию, искоренению вредных привычек, оптимальному двигательному режиму, физическим упражнениям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д. Следовательно, для творения здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностной ориентации человека, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются людьми как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
https://www.27gp.by/informatsiya/sovety-dlya-patsientov/749-aktualnost-zdorovogo-obraza-zhizni
https://infourok.ru/nauchnaya-rabota-aktualnost-zozh-2761875.html
https://studopedia.ru/10_177396_osnovnie-sostavlyayushchie-zdorovogo-obraza-zhizni.html
https://gp16.medkhv.ru/index.php/medinfo/32-zdorovyj-obraz-zhizni-i-ego-sostavlyayushchie
Учебно-методическое пособие для студентов средних специальных учебных заведений РАНХиГС