СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы журналистики. Чудо рождения газеты.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общеобразовательная школа может дать не только базовые знания по русскому языку и литературе, но и основам более узких сопутствующих дисциплин, какой является журналистика. При умелой организации занятий преподаватель факультатива может дать творческой личности не только дополнительные знания и умения, но и возможность примериться к профессии журналиста.

Просмотр содержимого документа
«Основы журналистики. Чудо рождения газеты.»

ЧОУ «ПРАВОСЛАВНАЯ ШКОЛА ВО ИМЯ ПРАВЕДНОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО»











ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

«ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ. ЧУДО РОЖДЕНИЯ ГАЗЕТЫ»





























СОСТАВИТЕЛЬ

ФРОЛОВА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ



БИЙСК

2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общеобразовательная школа может дать не только базовые знания по русскому языку и литературе, но и основам более узких сопутствующих дисциплин, какой является журналистика. При умелой организации занятий преподаватель факультатива может дать творческой личности не только дополнительные знания и умения, но и возможность примериться к профессии журналиста. Исходя из этого, в содержании курса «Основы журналистики» можно выделить следующие цели:

1)дополнить лингвистическое образование учащихся знаниями из области журналистики.

2)способствовать развитию коммуникативных отношений учащихся через ориентированную творческую деятельность.

3)заложить в учащихся механизмы самореализации и саморазвития.

Для выполнения этих целей предполагается решить следующие задачи: 1)расширить круг умений и навыков устной и письменной речи учащихся через подготовку и написание творческих работ по заданным темам и жанрам.

2) объединить учащихся в творческий коллектив, способный организовать периодический выпуск школьной бумажной газеты или газеты с компьютерной версткой.

3) включить в занятия факультатива обсуждение проблемных ситуаций, требующее от школьников морально-этической оценки и выражения гражданской позиции.

Теоретическая сторона обучения обеспечивается материалами учебного пособия «В помощь начинающим журналистам» под редакцией Н.Козева и П.Синцова, книг: В.Ученовой «Беседы о журналистике», Е.Бондаревской «Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования, других авторских работ.

На факультативных занятиях по основам журналистики сочетаются познавательный, творческий и игровой виды деятельности.

Доля самостоятельности учащихся в рамках данного курса достаточно велика, так как им придется реализовывать себя в изученных жанрах журналистики, проявлять инициативу в выборе темы, героя, события, планировании и исполнении школьной газеты.

Критерием оценки работы учащихся будет степень чистоты жанра, уровень грамотности и содержания подготовленного для печати текста. Изучение курса должно завершиться публикацией лучших материалов в школьной или многотиражной местной газете.



Учебно-тематический план


№ п.п

Тема

Кол-во часов

1

Вводное занятие. «Наполеоновские планы». Цели и задачи курса.

1

2

Что такое журналистика? Кроссворд на 17 часов или любовь на всю жизнь?

1

3

Что нужно, чтобы стать журналистом?

1

4

Этика и нравственное чутье – проводники журналиста на тернистом пути в мире прессы.

1

5

Газеты бывают хорошие и разные. Особенности многотиражной газеты, их виды.

1

6

Знакомый незнакомец. Публицистический стиль – стиль газет и журналов.

1

7

«Вместе дружная семья». Жанры журналистики.

1

8

Со скоростью ветра. Информация – новость в несколько строк.

1

9

«Макияж» газеты. Заголовки и подзаголовки, фотографии, рисунки, шрифты.

1

10

Заметка – газетный жанр от слова заметить.

1

11

«Тет-а-тет поневоле». Интервью как жанр публицистики.

1

12

«Там за туманами…» Экскурсия в редакцию многотиражной газеты.

1

13

Рисуем словами. Зарисовка – газетно-журнальный жанр.

1

14

Что вижу, то и пишу? Репортаж-рассказ очевидца или участника события.

1

15

Снимаем шляпу! Пресс-конференция с интересным человеком.

1

16

Мал золотник, да дорог. Собираем материалы для будущей газеты.

1

17

Резюме. Обсуждение газеты, выпущенной силами учащихся факультатива.

1




№ п.п.

Тема, содержание

Всего часов

Форма организации

Дата проведения

1

Вводное занятие. Цели и задачи. Выбор направления, названия газеты, редколлегии. Практика. Знакомство с городскими, краевыми, федеральными газетами. Обучение обращению с диктофоном.

1

Лекция, практическое занятие


2

Что такое журналистика? История ее возникновения и развития. Журналистика – зеркало времени. Злободневные темы, жизненно важные рубрики, роль сенсации и рекламы. Практика. Обмен мнениями по поводу лучших материалов местных газет за месяц.

1

Лекция, практическое занятие


3

Что нужно, чтобы стать журналистом? Любовь к сочинительству или социальная активность? Умение чувствовать слово, шлифовать фразу, точно выражать свою и не свою мысль – основные качества журналиста.

Практика. Проведение тестов на определение уровня социальной активности, общественной сферы применения учащихся.

1

Диспут, тестовая диагностика


4

Чудовищна ответственность касаться

Чужой судьбы, надежд, галлюцинаций.

(А. Вознесенский)

Практика. О случаях нарушений журналистской этики. Разбор ситуаций.

1

Лекция, обсуждение


5

Многотиражная газета. Социальная направленность, тематика, расположение материалов.

Практика. Планирование «своего» номера бумажной школьной газеты с учетом тем и жанров, предложенных учащимися.

1

Лекция, практическое занятие


6

Публицистический стиль – стиль газет и журналов. Общее и различное в публицистическом и художественном стиле. Фактографичность, документализм, эмоциональность и убедительность – особенности публицистического стиля. Его синтаксис и лексика. Известные писатели – публицисты: А. Герцен, В. Гиляровский; современные «акулы пера»: В. Соловьев, Д. Губерниев, О. Скабеева, Е. Попов.

Практика. Работа с материалами корреспондентов городских газет. Обсуждение тем, композиции, синтаксиса, лексики, средств выразительности.

1

Лекция, практическое занятие


7

Жанры журналистики. Каждому блину – своя сковородка. Жанр как форма журналистских произведений, способ упаковки фактов и мыслей. Отличие от жанров художественной литературы. Практика. Наиболее популярные жанры современной журналистики.

1

Лекция, практическое занятие


8

Со скоростью ветра. Информация – новость в несколько строк. Жанр, отвечающий на вопросы: что? где? когда? почему? Его цель, особенности.

Практика. Реализация учащихся в жанре. Пишем на тему учебы, поведения, грязных парт, культуры речи.

1

Лекция, практическое занятие


9

Заголовки и подзаголовки. Их роль в газете. Сенсация начинается с заголовка. Лучший заголовок всегда лежит в тексте. Шрифты. Роль фотографии в газете. Практика. Придумываем варианты заголовков к своим и опубликованным газетным материалам.

1

Лекция, практическое занятие


10

Заметка – от слова заметить. Предмет заметки, ее оперативность, действенность. Виды заметок. Практика. Реализация учащихся в жанре. Поиск темы. Упражнения по композиции жанра заметки, синтаксису и лексике.

1

Лекция, практическое занятие


11

«Тет-а-тет поневоле». Интервью как жанр публицистики. Виды интервью. Технология. Способность к общению, интерес, душевность журналиста, компетентность в предмете разговора – составные успешного интервью.

Практика. Реализация учащихся в жанре интервью. Учимся композиции интервью, умению задавать вопросы.

1

Лекция, практическое занятие


12

«Там за туманами…». Кто делает многотиражную газету?

Практика. Экскурсия в редакцию местной многотиражной газеты.

1

Экскурсия


13

Рисуем словами. Зарисовка – газетно-журнальный жанр. Объект зарисовки – личность, событие, в центре которого стоит человек. Родство зарисовки с репортажем и очерком. Различие жанров. Виды зарисовок.

Практика. Реализация учащихся в жанре. Пишем портретные зарисовки, пейзажные, по поводу интересных событий, об одноклассниках, учителях, родителях.

1

Лекция, практическое занятие


14

Что вижу, то и пишу? Репортаж – это рассказ очевидца или участника события, которое происходит здесь и сейчас. Особенности жанра, синтаксис и лексика.кк

Практика. Реализация учащихся в жанре репортажа.

1

Лекция, практическое занятие


15

Снимаем шляпу! Пресс-конференция с интересным человеком (фронтовик, представитель искусства, предприниматель, корреспондент многотиражной газеты). Практика. Учимся задавать вопросы и записывать ответы. Пишем о пресс-конференции в изученных жанрах.

1

Пресс-конференция


16

Мал золотник, да дорог. Собираем и обсуждаем материалы для будущей газеты.

1

Практическое занятие


17

Резюме. Обсуждение газеты, выпущенной силами учащихся курса. Предложения и замечания.

1

Беседа






Список литературы, используемый для обучения слушателей факультатива «Основы журналистики. Чудо рождения газеты.»


  1. Аврамов Д.С. «Профессиональная этика журналистка». М: Мысль, 1991;

  2. Бондаревская Е.В. «Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования». Ж: «Педагогика», 1997 №4;

  3. Васильева Л.А. «Делаем новости» Учебное пособие М: «Аспект пресс», 2003;к

  4. Возчиков В.А. «Педагогика журналистики в аспекте развития коммуникативных умений» НИЗ БиГПИ, 2000;

  5. Корконосенко С.Г. «Основы журналистики» Учебник для вузов М: «Аспект пресс» 2002;

  6. Лукина М.М. «Технология интервью» Учебник для вузов М: «Аспект пресс», 2003;

  7. Никитина Е.И. «Русская речь» Учебное пособие по развитию связной речи М: «Просвещение» 1995;

  8. Синцов П. «В помощь начинающим журналистам» Учебное пособие. Издательство «Правда» 1964;

  9. Суханов А.П. «Информация и человек» М: «Советская Россия» 1980;

  10. Ученова В.Г. «Беседы о журналистике» М: «Молодая гвардия» 1985.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!