СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенность работы школьного психолога в процессе самореализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребёнок с ОВЗ в современном техногенном обществе с социальными деформациями, наиболее трдно адаптируется в современном обществе.

Просмотр содержимого документа
«Особенность работы школьного психолога в процессе самореализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.»

Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23








Особенности работы школьного психолога
в процессе самореализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.














Белгород


Тема: Особенность работы школьного психолога
в процессе самореализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях процесс воспитания идёт в осложнённых условиях: необходимо не только решать общепринятые в системе образования задачи, опираясь при этом на ограниченные возможности воспитанников, но и обеспечивать удовлетворение особых потребностей в воспитании применительно к каждой категории лиц с отклонениями в развитии, формировать отсутствующие по причине первичного или последующих отклонений в развитии социальных, в том числе коммуникативных, поведенческих и иных навыков, личностных качеств.

Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья в современном техногенном обществе с социальными деформациями, наиболее трудно адаптируется в современном мире. Имея с общей педагогикой единую конечную цель – достижение развивающейся личностью социализации и самореализации, специальная педагогика подчёркивает в этой цели сущностный для человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности смысл: достижение им максимально возможной самостоятельности и независимости жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации.

Сегодня востребована принципиально новая образовательная модель открытого, развивающего, обогащающего детскую жизнь, а не замыкающего и обедняющего её пространства, которая является более действенным способом включения разных детей в реальные социальные отношения.

(СЛАЙД №1)

Самореализация человека — это поиск себя. Наша задача помочь воспитанникам и учащимся в этом поиске.   Но пути у людей разные, что обусловлено индивидуальными особенностями каждого человека. Именно поэтому психология не может предложить единую для всех модель самореализации личности. Идеалом считается разностороннее развитие, которое приводит к гармонии отношений со своим «Я» и с окружающим миром.

(СЛАЙД №2) Главную цель воспитания данные концепции видят в формировании гармонично развитой личности, готовой к позитивной социализации.


Наряду с этим мы изучили основные позиции системного, деятельностного, личностно-ориентированного, средового и событийного подходов в воспитании и пришли к выводу, что наша концепция должна базироваться на ключевых позициях:

деятельностного подхода (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Бондаревская, В.И. Слободчиков, М.С. Коган, В.В. Сериков), так как он предусматривает:

учет ведущих видов деятельности ребенка на каждом возрастном этапе;

знание психических особенностей детей;

обязательный учет сензитивных периодов и зон ближайшего развития ребенка;

высокую мотивированность каждого вида деятельности.

личностно-ориентированного подхода (Т. И. Кулыпина, Е. В. Бондаревская,


В. В. Сериков, И. С. Якиманская) , который прежде всего


- пропагандирует учет своеобразия индивидуальности каждого ребенка и субъектность воспитания;


- обозначает в качестве ведущего ориентира формирование личностных качеств: направленности, общественной активности, творческих способностей, черт характера;

событийного подхода (Д.В.Григорьев) , который предполагает


- взгляд на воспитательный процесс как на диалектическое единство ярких, запоминающихся событий в жизни ребенка и повседневности с ее будничными, но не менее важными делами;


- наличие в школьной жизни эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые были бы как коллективно, так и индивидуально значимы и привлекательны;


- воспитание у ребенка понимания ценности, значимости повседневности, обучение его жить не только от праздника к празднику;


-воспитание как совместное бытие взрослых и детей, их взаимодействие и сотрудничество с целью развития;


– возникновение и существование детско-взрослой событийной общности;

средового подхода (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, А.М.Сидоркин, Е.Н.Степанов, Ю.С.Мануйлов), который


-рассматривает процесс развития личности ребенка в зависимости от условий окружающей его среды;


-предполагает систему таких действий со средой, которые обеспечили бы ее превращение в средство диагностики и проектирования воспитательного результата;


- позиционирует содержание среды не как условия или фактора воспитания, а как компонента самой воспитательной системы;

системного подхода, который


- позволяет разрабатывать стройную систему воспитания и обучения, охарактеризовать все ее основные элементы ( цель, содержание, средства, методы);


-предполагает четкую структурированность и иерархию основных компонентов воспитания;


-нацеливает на создание социального воспитательного пространства.

Работа психолога охватывает широкий возрастной диапазон: начиная с дошкольного периода и на протяжении всего школьного обучения.

Деятельность психолога проводится по следующим направлениям

первое направление это социально-педагогическое,

второе направление это социально-диагностическое,

третье направление это социально-психологическое


(СЛАЙД№ 3)

В первом направлении психолог оказывает квалифицированную

помощь ребёнку в саморазвитии, самопознании, самооценке, оказывается помощь в самоутверждении, что способствует успешной самореализации. Усиливает позитивное отношение и нейтрализует негативное влияние среды. Т.е. работа психолога начинается с того момента, когда ребёнок перешагнул порог школы, оказывается помощь в безболезненном прохождении адаптации в группе, классе, в самой школе и тем самым ускорить процесс включения ребёнка в игровой и учебный процесс. Так как ведущая деятельность дошкольного и младшего школьного возраста является игровая деятельность, то в ней ребёнок находит самовыражение и саморазвитие. На этом этапе проводится тестирование, работа с анкетами, опросниками, что позволяет лучше узнать ребёнка (его индивидуальные и личностные качества), так же коррекционные занятия, где которые предусматривают психологическую защищённость ребёнка, его эмоциональный комфорт, что ведёт к повышению работоспособности и снятию утомляемости. Учащиеся учатся справляться со своими негативными эмоциями и вырабатывать позитивное отношение к окружающей действительности.

(СЛАЙД№ 4)

Во втором направлении оказывается помощь педагогам школы в разрешении конфликтов, которые возникают внутри класса и установлении позитивной, плодотворной деятельности учебного коллектива. Так же задача стоит в том, что и родителей включать в круг развития ребёнка. Проводится консультации для родителей, а так же родительские собрания, где родителям даются рекомендации, которые дают возможность родителям увидеть ребёнка с другой стороны, помочь в разрешении каких либо проблем, а так же включение родителей в самоутверждении детей в какой либо деятельности, тем самым сделать успешнее самореализацию ребёнка. Так же вместе с педагогами школы утверждается образовательная программа ребёнка (с учётом его индивидуальных особенностей), с целью создания оптимальных условий развития, что даёт возможность ребёнку самоутвердиться на своём уровне.

(СЛАЙД №5)

Другой этап работы заключается в наблюдении за учащимися, в диагностировании их для определения готовности обучения на той или иной ступени обучения и выявления уровня мотивации учащихся, чтобы в дальнейшем выбрать направление для самореализации ребёнка. Изучение и анализ психологического климата в классах, уровня мотивации учащихся, психологических качеств личности, выявление отклонений психологического развития детей и составление рекомендаций для родителей.

(СЛАЙД№6)

Как правило, дети с ОВЗ имеют завышенную самооценку, реально и до конца не могут оценить свой интеллектуальный уровень.

ХОЧУ – МОГУ (что у меня получается) – НАДО

«Хочу» – это пространство желаний, целей, интересов, стремлений.

«Могу» - это пространство способностей, талантов, состояние здоровья.

«Надо» - это пространство рынка труда, социально-экономические проблемы.

Учёт и сочетание этих трёх компонентов ведёт к успешной самореализации.

Цель работы и учащихся с ОВЗ формирование того необходимого запаса знаний, навыков и умений, который позволит детям уверенно начинать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в общество/

Задача школы – подхватить инициативу семьи, поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеурочной деятельности, но и в последствии, в будущей профессиональной деяятельности

Таким образом, работа психолога заключается в адаптации – индивидуализации – социализации – в получении чувства удовлетворения учащимися от своей деятельности и жизни – это приводит к успешной самореализации.



4