СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Особенности адаптации детей с ЗПР в школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описаны проблемы адаптации детей с задержкой психического развития в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«"Особенности адаптации детей с ЗПР в школе"»

Особенности адаптации детей с задержкой

психического развития в школе

Николаева О.М.

БОУ ЧР «Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, п. Кугеси

e – mail:[email protected]

Аннотация. В данной статье описаны особенности детей с задержкой психического развития, процесс адаптации их к школе. Указаны основные трудности, с которыми сталкиваются при адаптации дети с задержкой психического развития к школе. Также даны направления и условия формирования положительной адаптации детей с задержкой психического развития к школе.

Ключевые слова: задержка психического развития, дети, адаптация к школе, особенности, трудности.


Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время возникает все чаще. По оценкам исследователей от 20 до 60% младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. Особенно остро названная проблема стоит перед детьми с задержкой психического развития (далее – ЗПР).

Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально – волевой сфер ребенка при пе­реходе к систематическому организованному школьному обучению. Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма [1, c. 32].

В первые же месяцы у ребенка начинает формироваться отношение к учебе, происходит знакомство со сверстниками, начинают закладываться отношения с одноклассниками, с учителями, с воспитателями и другими специалистами школы. Очень важно, чтоб в эти месяцы ребенок не испытывал негативных, отрицательных эмоций. Если адаптация к процессу обучения успешно реализуется у ребенка в младшем школьном возрасте, то в дальнейшем это поможет предотвратить многие негативные ситуации и психологические проблемы. Говоря проще, если у ребенка в начале его обучения процесс адаптации пройдет успешно, то в дальнейшем ему будет проще учиться. Благоприятный исход процесса адаптации во многом зависит от родителей, педагогов, воспитателей и психолога школы. Обычному ребенку проще пройти этот сложный период, а вот «особые» дети с ЗПР намного труднее адаптируются к школьной жизни.

Работая в коррекционной школе, я заметила, что у части детей с задержкой психического развития отсутствует интерес к обучению, наблюдается неразвитость познавательных интересов. Дети с ЗПР часто инфантильные, гиперактивные или наоборот очень медлительные. Вследствие таких особенностей дети с ЗПР развития имеют сложности с адаптационным периодом. Проблемы в адаптации таких для таких детей могут привести к серьезным заболеваниям, школьной дезадаптации и даже к школьной фобии [3, c. 56].

Ребенок с ЗПР, который первый раз приходит в школу очень теряется в новой непривычной обстановке. Например, у нас в классе есть ребенок, который очень боялся своих сверстников. И когда начинался урок этот ребенок прятался под парту. И только по истечению нескольких месяцев, постепенно, ребенок привык и перестал бояться одноклассников. Очень важно в первые дни научить детей ориентироваться в пространстве, попытаться запомнить где находится класс, туалет, столовая, раздевалка. Пока проходит период адаптации и все первое полугодие дети должны передвигаться по школе только в сопровождении взрослых. Так же необходимо постепенно приучать детей к распорядку дня. Многие дети с ЗПР испытывают трудности, потому что у них плохо развиты навыки самообслуживания: кто–то медленно одевается, кто – то медленно кушает, кто – то не убирает за собой вещи, кому – то нужно напоминать о правилах гигиены. В адаптационный период детям просто необходима помощь педагога. Учителям и воспитателям нужно запастись большим терпением, чтобы помочь таким детям адаптироваться в школьной среде. Как следствие – у «особого» ребенка может возникнуть неуспеваемость в учебе. Из - за неуспеваемости у ребенка может сформироваться отрицательное отношение ко всему процессу обучения. Тут важно проводить дополнительные занятия с ребенком, давать рекомендации родителям дома позаниматься с детьми. Огромную роль в школьной адаптации играют взаимоотношения со сверстниками и с педагогами. Любой педагог должен с добротой и уважением относиться к детям, стараться избегать конфликтных ситуаций. Ребенка с ЗПР, да и вообще любого ребенка не следует ругать, кричать на него из – за провинности. В противном случае ребенок будет испытывать дискомфорт и страх к школе, к учителю, что очень плохо сказывается на адаптацию.  Если ребенок в чем – то провинился, следует с ним поговорить, словами объяснить, что так делать нельзя, попытаться разобраться в ситуации. Ребенка как можно чаще нужно хвалить за выполненную работу, пусть даже не очень правильную [2, c. 78].

Остро стоит проблема отношений со сверстниками. Ребенок изначально приходит в класс, где много других незнакомых ему детей. Очень часто между учениками возникают конфликты, ссоры иногда даже доходят до драк. Также у детей тоже возникает негативное отношение к школе. Поэтому педагогам нужно быть внимательнее, важно воспитывать в классе коллективизм, объяснять детям, что надо дружить друг с другом. Некоторые ученики при адаптации сталкиваются с проблемой не восприятия одноклассниками, или же с острой критикой с их стороны. Что тоже может спровоцировать конфликты и негативное отношение к школе. Таким образом, дети, имеющие задержку психического развития, относятся к «группе риска» по уровню успешности их адаптации по сравнению с обычными детьми. Особенности из познавательной и эмоционально – волевой сфер не позволяют без помощи педагогов и родителей надеяться на успешную адаптацию к школе. Вся ситуация обучения в школе вызывает у таких детей высокий уровень тревожности и возникновение агрессивного поведения, что снижает успешность их адаптации. И что бы школьная адаптация прошла успешно необходимо создавать особую образовательную среду, в которой детям было бы комфортно находиться, а также оказывать своевременную педагогическую и психологическую помощь.

Практический опыт показывает, что почти все дети с временной задержкой развития могут стать успевающими учениками общеобразовательной школы. При этом очень важно, чтобы учитель и родители знали, что трудности на начальном этапе обучения ребенка не всегда являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены. Родителям, в свою очередь, важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей, но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу–дефектологу и, если нужно, к врачу – психотерапевту). Как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка. При оказании помощи со стороны специалистов и поддержке родителей дети с ЗПР легче адаптируются.

Список литературы:

1. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: методические разработки для школьного психолога / Под ред. В. В. Слободчикова. - Томск, 2015. – 198 с.

  1. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 2015. – 232 с.

  2. Шевченко С.Г. Особенности запаса знаний и представлений об окружающей действительности детей с ЗПР к моменту поступления в школу // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия. - СПб.: Питер, 2016. – 178 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!