МКОУ « Сявская коррекционная школа – интернат»
ВЫСТУПЛЕНИЕ
на методическом объединении воспитателей
Тема выступления: «Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях
реализации ФГОС».
Подготовила:
учитель-логопед
I квалификационной категории
Халезова Ольга Геннадьевна
рп.Сява
2018 г.
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию,
компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и обучении, с учётом индивидуальных возможностей каждого
ребёнка. В данном контексте требуется и новая оценка роли школьного логопеда в сопровождении обучающихся с интеллектуальной недостаточностью при включении их в образовательную деятельность и привнесение нового в содержание коррекционной логопедической работы.
В современной образовательной системе особенно актуален вопрос создания оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии, обучения, воспитания, психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ
№ 1599 19 декабря 2014 г., требует обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития;
организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и обучении, с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
В нашей специальной (коррекционной) школе обучаются дети с различной степенью умственной отсталости.
Таким образом, в результате сочетания первичных и вторичных дефектов при аномальном развитии формируется сложная картина нарушений, которая, с одной стороны, индивидуальна у каждого ребенка, а с другой – имеет много сходных характеристик в пределах перечисленных выше нарушений развития, которые и определяют необходимость создания
специальных образовательных условий, соответствующих психофизическим особенностям детей.
Давно практикующие логопеды замечают, что характер, глубина, количество и структура дефектов речи изменились.
Во– первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, не одна группа.
Во- вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь. Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности:
1) дефицит внимания;
2) низкий уровень развития самоконтроля;
3) низкий уровень познавательной активности;
4) быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность;
5) особенности зрительно-пространственного восприятия;
6) низкий уровень мотивации к обучению.
Цель работы:
Целью деятельности учителя-логопеда в коррекционной школе является создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации учащихся, успешного усвоения адаптированных основных образовательных программ образования обучающихся интеллектуальными нарушениями.
Итог логопедического воздействия:
формирование ключевых компетенций учащихся: образовательных, личностных, коммуникативных, информационных.
В практической деятельности учителя-логопеда сложилась определённая система работы в этом направлении.
Коррекционно-развивающее направление предполагает реализацию коррекционно-развивающих программ, составленных с учетом возраста, особенностей развития обучающихся, структуры дефекта. Данное направление реализуется через выбор коррекционных программ, методик и приемов; организацию и проведение специально организованных групповых и индивидуальных занятий по коррекции речевых нарушений, определённых для каждого обучающегося на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и индивидуальной программой реабилитации .
Количественное соотношение индивидуальных и групповых занятий определяется образовательной организацией в соответствии с учебным планом, исходя из психофизических особенностей обучающихся. В учреждении разработаны рабочие программы по коррекции речи обучающихся с системным недоразвитие лёгкой, средней и тяжёлой степени.
Программа по коррекции системного недоразвития лёгкой степени тяжести направлена на решение следующих основных задач:
коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
коррекция лексической стороны речи;
коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и
словообразования);
коррекция диалогической и формирование монологической форм речи;
развитие коммуникативной функции речи;
коррекция нарушений чтения и письма;
расширение представлений об окружающей действительности;
развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
Рабочая программа по коррекции речи обучающихся с системным недоразвитием речи имеет цель развитие речи как средства общения в контексте понимания окружающего мира, способствующей успешной социализации ребёнка-логопата.
Данный курс представлен для обучающихся начальной школы с умственной отсталостью с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, у которых не сформированозвукопроизношение или отмечаются лишь отдельные звукокомплексы. Пассивный словарь ограничен названиями некоторых бытовых предметов. Понимание речи в пределах обиходной бытовой инструкции. Знания об окружающей обстановке примитивны и ограничены. Мимику и жесты используют неактивно. Обучающиеся характеризуются отсутствием мотивации к общению, неумением ориентироваться в ситуации, негибкостью в контактах, повышенной эмоциональной истощаемостью. Они
не подготовлены к школьному обучению, контакт с ними затруднён.
Для формирования мотивации обучающихся к речевой деятельности на логопедических занятиях возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у ребёнка познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Логопедическая работа по коррекции речевых нарушений, с применением интерактивных и демонстрационных компьютерных технологий, создаёт ситуацию занимательности и заинтересованности, вызывает желание трудиться на занятии и осуществляется по следующим направлениям:
• развитие слухового внимания;
• активизация артикуляционного аппарата и формирование правильного звукопроизношения;
• коррекция просодической стороны речи;
• развитие фонематического слуха и навыков звукобуквенного анализа;
• уточнение, обогащение и активизация словаря;
• коррекция и развитие грамматического строя речи;
• развитие связной речи.
Умение слушать окружающие нас звуки, вычленять их из огромного потока, узнавать и называть очень важно для дальнейшей успешной коррекционной работы логопеда при любых формах нарушения речи. Упражнения, направленные на развитие слухового внимания проводится практически на каждом занятии.
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.
Поэтому подбор игр и игровых упражнений, направленных на развитие этих компонентов речи, существенно облегчают коррекцию, особенно если они представлены в виде красочных и интересных по содержанию дидактических мультимедийных презентаций.
Кроме того, в настоящее время появляется большое количество компьютерных игр-тренажеров, которые являются обучающими программами по различной деятельности. Благодаря таким тренажерам, ребёнок может пополнить знания и закрепить их, выполняя серию специально подобранных заданий.
Компьютерные программы для коррекции нарушений устной речи у детей встречаются редко, и, чаще всего, рассчитаны на использование родителями, а не специалистом по коррекции речевых нарушений. Следует также отметить, что программы для коррекции речи оказываются, как правило, дороже обучающих программ по какой-либо другой деятельности в 5–7 раз.
Наиболее приемлемы в работе с детьми-логопатами следующие программы:
Программа «Игры для Тигры»
Данная программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Каждое занятие является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: Фонематика, Просодика, Лексика и Звукопроизношение.
Мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам.
Для работы над звукопроизносительным компонентом речи можно использовать Программу «Домашний логопед» (пр-во Новый диск, 2007).
Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов- картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.
Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008)
Представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи. На диске имеется также раздел «Развитие связной речи», где ребёнку предлагается алгоритм создания описательного рассказа и рассказа по серии картинок. В легкой, веселой и ненавязчивой форме эта программа научит ребенка верно ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать. Увлекательные задания помогут расширить кругозор, увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.
Таким образом, реализуя свою профессиональную деятельность согласно поставленной цели, учитель-логопед становится важным звеном в деятельности специалистов сопровождения, направленной на создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучающихся, воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.