ИТОГОВАЯ РАБОТА
по курсу повышения квалификации
«Диагностика и профилактика деструктивного поведения, религиозного и этнического экстремизма школьников»
Тема: Особенности деструктивного поведения школьников.
Подготовила
Абрамович Марина Эльмановна
Педагог-психолог
« Новочеркасской школы-интернат»
Г.Новочеркасск
2022
Деструктивного поведения несовершеннолетних и его особенности— одна из основных социально — психологических проблем современного общества.
Деструктивное поведение — это поведение, которое формируется под влиянием социальной и культурной среды и направлено на разрушение материальных вещей, принятых норм и правил, а также причинение вреда себе и окружающим.
Деструктивность неизбежно присутствует у каждого человека, однако обнаруживается, чаще всего в переломные периоды жизни. Особенно это относится к подросткам, так как сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая перестройкой Я-концепции.
С каждым годом прослеживается тенденция к увеличению числа несовершеннолетних с отклоняющимся поведением. Отклонения в поведении подростков не только обращают на себя внимание, но и настораживают родителей, педагогов, общественность.
Период взросления может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. Ускорение биологических и психологических процессов в период кризиса приводит к тому, что отклонение в поведении возникает как бы внезапно. Так у вполне благополучного подростка неожиданно для окружающих вдруг появляется эмоциональная чёрствость, жестокость, склонность к агрессии, насилию.
У социально опасного поведения подростков есть ряд признаков.
Явные признаки:
запах сигарет,
алкоголя, порезы,
наличие следов от шприца,
публикация экстремистских постов.
Неявные признаки:
замкнутость,
нервозность,
токсичность,
эмоциональная
нестабильность,
вспышки агрессии,
провокация конфликтов,
травля других, отсутствие друзей.
агрессия и жестокость по отношению к окружающим;
склонность разрушать материальные предметы и вещи;
враждебность при общении;
желание расстроить сложившийся уклад жизни близких ему людей;
неспособность испытывать эмоции и чувства (может быть постоянной, а может появляться лишь время от времени);
угроза жизни как чужой, так и собственной.
Разрушающее поведение — своеобразная защитная реакция на окружающий мир, имеет связь с нарушениями деятельности нервной системы и в основном связано с детскими переживаниями и желанием почувствовать себя более комфортно.
Изменение поведения может быть связано как с внешними факторами, так и с внутренними. В группе риска находятся несовершеннолетние, которые растут в семье «повышенного риска». Таковыми являются: неполная семья, конфликтная семья, «асоциальная семья», формальная семья, «алкогольная семья», семья, в которой имеются душевнобольные родители. В таких семьях не создаются условия для полноценного развития личности подростка, им не хватает родительского внимания и поддержки.
Что провоцирует агрессию
травля со стороны окружающих (одноклассников, учителей);
подражание человеку или персонажу из мира кино, игр или книг, который демонстрирует антисоциальное поведение;
психические расстройства (например, психопатия);
стресс;
сложный подростковый период.
Дело в том, что в период взросления подросток сталкивается с социально-психологической дезадаптацией. Она связана с полной или частичной утратой умения приспосабливаться к условиям социальной среды. Это состояние опасно тем, что подросток не контролирует агрессию по отношению к себе и окружающим.
Здесь важно понимать, что деструктивное поведение — всего лишь следствие. Чтобы вернуть подростка в нормальное состояние, необходимо отыскать первопричину и проработать ее.
Выделяют следующие типы деструктивной модели поведения несовершеннолетнего:
аддиктивный (стремление к уходу от реальности с помощью одурманивающих веществ);
антисоциальный (противоправный);
фанатический (фанатическое влечения к чему-либо);
аутический (затруднение социальных отношений, межличностных контактов);
суицидный (самодеструкция);
конформистский (приспособленчество);
нарциссический (самовлюбленность, повышенная чувствительность
к оценкам других людей, на этой основе отсутствие сочувствия к ним, ко всему окружающему).
Решение данной проблемы будет более успешным при комплексном взаимодействии:
психолога;
социального педагога;
педагогов и классного руководителя;
родителей;
других значимых людей в социальном окружении подростка.
Работа с подростком предполагает реализацию следующих направлений:
воспитание нравственно-правовой убежденности;
формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе;
развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой;
включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном подростком виде деятельности;
обеспечение благоприятного социально-психологического климата;
организация психолого-педагогического влияния на мнение окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);
предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т.д.);
способствование заполнению пробелов в знаниях.
Игнорирование или несвоевременное выявление взрослыми признаков деструктивного поведения у подростка могут стать источником повышенной опасности как для него самого, так и для его близких, окружающих и общества в целом.
Техники бесконфликтного общения.
Не оскорблять.
Избегайте слов, которые могут вызвать обиду или негативную реакцию у подростка и спровоцировать конфликт.
Не поддаваться на провокации.
Игнорируйте выпады — это более эффективно и подчеркивает профессионализм преподавателя. Ученик же не получит той реакции, которую ожидал, и его действия потеряют значимость.
Думать, как ученик.
Поставьте себя на его место, чтобы понять, как он мыслит и что чувствует. Это поможет наладить контакт.
Проявлять эмпатию.
Должен считываться посыл: «Я здесь, я хочу тебя выслушать».
Сохранять спокойствие.
И уверенность.
Извиняться.
Если знаете о своей ошибке.
Не разжигать конфликт.
При агрессии со стороны подростка постарайтесь сменить тему разговора, отвлечь его внимание.
Быть тактичным.
Не задевайте чувств подростка, его сомнений и переживаний.
Не торопиться.
Если конфликт усиливается, сделайте в переговорах паузу. Она даст время успокоиться и спокойно продолжить диалог;
Сохранять контакт.
Ученик должен видеть в вас человека, которому может довериться.
Если ситуация выходит из-под контроля, следует предпринимать решительные действия:
обратиться к подростку по имени;
сообщить ученику о том, что для урегулирования спора пригласят родителей и школьных специалистов;
в случае обострения конфликтной ситуации и опасном поведении нужно изолировать ученика от остальных детей;
по возможности стоит привлечь школьную службу медиации (если такая имеется), чтобы разрешить конфликт и нивелировать негативные последствия.
Список использованной литературы
Нормативные документы:
Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года».
Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ.
Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"
Основная литература:
Аверин В.А. Психология детей и подростков: учеб.пособие. – 2 изд., — СПб, Издательство Михайлова В.А., 1998. — 379 с.
Гребенщикова Л. Г. К вопросу изучения деструктивного поведения
и предрасположенности к нему у несовершеннолетних// Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб. Реноме, 2011. — С. 40-43.
Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения/под ред. В.А. Никитина. -М.: ВЛАДОС, 1996. – 147 с.
Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации. / Социс. 2003. — №4.- С. 95-98.
Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288с.
Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска.// Социс. 2003. — №4. — С.42-50.
Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире. – Новосибирск, 1990. – 224 с.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков/А.Е. Личко. — 2-е изд. — Л.: Медицина, 1983. — 255 с.
Лысак И.В. Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности современного человека. Ростов-на-Дону – Таганрог: Изд-во СКНЦ ВШ, Изд-во ТРТУ, 2004. – 160с.
Рычкова Л.С. Психология отклоняющегося поведения: учебное пособие/Л.С. Рычкова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. – 134 с.
Сидоров Н.Р. Психология девиантного поведения: новый взгляд // Вестник практической психологии образования. 2008. №2. – С. 47 – 51.
11