СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности деструктивного поведения школьников.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности деструктивного поведения школьников.»










ИТОГОВАЯ РАБОТА


по курсу повышения квалификации


«Диагностика и профилактика деструктивного поведения, религиозного и этнического экстремизма школьников»



Тема: Особенности деструктивного поведения школьников.













Подготовила

Абрамович Марина Эльмановна

Педагог-психолог

« Новочеркасской школы-интернат»



Г.Новочеркасск

2022

Деструктивного поведения несовершеннолетних и его особенности— одна из основных социально — психологических проблем современного общества.

        Деструктивное поведение — это поведение, которое формируется под влиянием социальной и культурной среды и направлено на разрушение материальных вещей, принятых норм и правил, а также причинение вреда себе и окружающим.    

 Деструктивность неизбежно присутствует у каждого человека, однако обнаруживается, чаще всего в переломные периоды жизни. Особенно это относится к подросткам, так как сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая перестройкой Я-концепции.

   С каждым годом прослеживается тенденция к увеличению числа несовершеннолетних с отклоняющимся поведением. Отклонения в поведении подростков не только обращают на себя внимание, но и настораживают родителей, педагогов, общественность.

                  Период взросления может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. Ускорение биологических и психологических процессов в период кризиса приводит к тому, что отклонение в поведении возникает как бы внезапно. Так у вполне благополучного подростка неожиданно для окружающих вдруг появляется эмоциональная чёрствость, жестокость, склонность к агрессии, насилию.

       У социально опасного поведения подростков есть ряд признаков. 

  1. Явные признаки: 

запах сигарет,

алкоголя, порезы,

наличие следов от шприца,

публикация экстремистских постов. 


  1. Неявные признаки: 

замкнутость,

нервозность,

токсичность,

эмоциональная

нестабильность,

вспышки агрессии,

провокация конфликтов,

травля других, отсутствие друзей. 

агрессия и жестокость по отношению к окружающим;

склонность разрушать материальные предметы и вещи;

враждебность при общении;

желание расстроить сложившийся уклад жизни близких ему людей;

неспособность испытывать эмоции и чувства (может быть постоянной, а может появляться лишь время от времени);

угроза жизни как чужой, так и собственной.

         Разрушающее поведение — своеобразная защитная реакция на окружающий мир, имеет связь с нарушениями деятельности нервной системы и в основном связано с детскими переживаниями и желанием почувствовать себя более комфортно.

       Изменение поведения может быть связано как с внешними факторами, так и с внутренними.   В группе риска находятся несовершеннолетние, которые растут в семье «повышенного риска». Таковыми являются: неполная семья, конфликтная семья, «асоциальная семья», формальная семья, «алкогольная семья», семья, в которой имеются душевнобольные родители. В таких семьях не создаются условия для полноценного развития личности подростка, им не хватает родительского внимания и поддержки.

    Что провоцирует агрессию
  • травля со стороны окружающих (одноклассников, учителей);

  • подражание человеку или персонажу из мира кино, игр или книг, который демонстрирует антисоциальное поведение;

  • психические расстройства (например, психопатия);

  • стресс;

  • сложный подростковый период.

Дело в том, что в период взросления подросток сталкивается с социально-психологической дезадаптацией. Она связана с полной или частичной утратой умения приспосабливаться к условиям социальной среды. Это состояние опасно тем, что подросток не контролирует агрессию по отношению к себе и окружающим. 
 
Здесь важно понимать, что деструктивное поведение — всего лишь следствие. Чтобы вернуть подростка в нормальное состояние, необходимо отыскать первопричину и проработать ее. 

Выделяют следующие типы деструктивной модели поведения несовершеннолетнего:

  • аддиктивный (стремление к уходу от реальности с помощью одурманивающих веществ);

  • антисоциальный (противоправный);

  • фанатический (фанатическое влечения к чему-либо);

  • аутический (затруднение социальных отношений, межличностных контактов);

  • суицидный (самодеструкция);

  • конформистский (приспособленчество);

  • нарциссический (самовлюбленность, повышенная чувствительность

к оценкам других людей, на этой основе отсутствие сочувствия к ним, ко всему окружающему).

         Решение данной проблемы будет более успешным при комплексном взаимодействии:

  • психолога;

  • социального педагога;

  • педагогов и классного руководителя;

  • родителей;

  • других значимых людей в социальном окружении подростка.

         Работа с подростком предполагает реализацию следующих направлений:

  • воспитание нравственно-правовой убежденности;

  • формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе;

  • развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой;

  • включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном подростком виде деятельности;

  • обеспечение благоприятного социально-психологического климата;

  • организация психолого-педагогического влияния на мнение окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);

  • предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т.д.);

  • способствование заполнению пробелов в знаниях.

        Игнорирование или несвоевременное выявление взрослыми признаков деструктивного поведения у подростка могут стать источником повышенной опасности как для него самого, так и для его близких, окружающих и общества в целом.

Техники бесконфликтного общения. 

  • Не оскорблять.
    Избегайте слов, которые могут вызвать обиду или негативную реакцию у подростка и спровоцировать конфликт.

  • Не поддаваться на провокации.
    Игнорируйте выпады — это более эффективно и подчеркивает профессионализм преподавателя. Ученик же не получит той реакции, которую ожидал, и его действия потеряют значимость. 

  • Думать, как ученик.
    Поставьте себя на его место, чтобы понять, как он мыслит и что чувствует. Это поможет наладить контакт.

  • Проявлять эмпатию.
    Должен считываться посыл: «Я здесь, я хочу тебя выслушать». 

  • Сохранять спокойствие.
    И уверенность. 

  • Извиняться.
    Если знаете о своей ошибке.

  • Не разжигать конфликт.
    При агрессии со стороны подростка постарайтесь сменить тему разговора, отвлечь его внимание.

  • Быть тактичным.
    Не задевайте чувств подростка, его сомнений и переживаний.

  • Не торопиться.
    Если конфликт усиливается, сделайте в переговорах паузу. Она даст время успокоиться и спокойно продолжить диалог;

  • Сохранять контакт.
    Ученик должен видеть в вас человека, которому может довериться. 

Если ситуация выходит из-под контроля, следует предпринимать решительные действия:

  1. обратиться к подростку по имени;

  2. сообщить ученику о том, что для урегулирования спора пригласят родителей и школьных специалистов;

  3. в случае обострения конфликтной ситуации и опасном поведении нужно изолировать ученика от остальных детей;

  4. по возможности стоит привлечь школьную службу медиации (если такая имеется), чтобы разрешить конфликт и нивелировать негативные последствия. 



 






















Список использованной литературы

 Нормативные документы:

  1. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р).

  2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).

  3. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года».

  4. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ.

  5. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"


Основная литература:



  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учеб.пособие. – 2 изд., — СПб, Издательство Михайлова В.А., 1998. — 379 с.

  2. Гребенщикова Л. Г. К вопросу изучения деструктивного поведения
    и предрасположенности к нему у несовершеннолетних// Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб. Реноме, 2011. — С. 40-43.

  3. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения/под ред. В.А. Никитина. -М.: ВЛАДОС, 1996. – 147 с.

  4. Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации. / Социс. 2003. — №4.- С. 95-98.

  5. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288с.

  6. Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска.// Социс. 2003. — №4. — С.42-50.

  7. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире. – Новосибирск, 1990. – 224 с.

  8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков/А.Е. Личко. — 2-е изд. — Л.: Медицина, 1983. — 255 с.

  9. Лысак И.В. Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности современного человека. Ростов-на-Дону – Таганрог: Изд-во СКНЦ ВШ, Изд-во ТРТУ, 2004. – 160с.

  10. Рычкова Л.С. Психология отклоняющегося поведения: учебное пособие/Л.С. Рычкова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. – 134 с.

  11. Сидоров Н.Р. Психология девиантного поведения: новый взгляд // Вестник практической психологии образования. 2008. №2. – С. 47 – 51.

 



11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!