Конспект урока по музыке
7 класс
Урок №11
30.01
Тема: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»
Тема урока: «Камерная инструментальная музыка: этюд».
Учитель: Ислямова Фатима Салимовна
Цель: дать учащимся представление об особенностях развития музыки в камерных жанрах на примере этюдов.
Планируемые результаты:
предметные: расширение общего и музыкального кругозора в процессе общения с музыкой через композиторов (Фредерик Шопен и Ференц Лист); понимать значение терминов и понятий: этюд, концертный этюд.
личностные: формирование личностного отношения к произведениям музыки, изобразительного искусства; проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.
метапредметные: познавательные: проявлять интерес к музыке, сравнивать музыкальные и художественные образы, музыкальные фразы, выразительность интонаций; коммуникативные: рассказывать о прослушанном музыкальном произведении, отвечать на вопросы; работать в группе, договариваться, находить общее решение; регулятивные: планировать действия выполнять музыкально-творческие задания, выполнять действия в опоре на заданный учителем ориентир.
Тип урока: комбинированный, урок расширения и углубления знаний.
Оборудование: - слайдовая презентация, видеофрагмент, картина Френсиса Сиднея «Урок музыки», аудиозаписи с музыкой Шопена, портреты Черни и Шопена.
Ход урока.
Организационный момент
- Здравствуйте ребята, я рада приветствовать вас на уроке музыки, желаю нам всем успешной работы.
Актуализация опорных знаний
Упражнения на дыхание, распевки. Исполнение песни О.Митяева «Как здорово». Работа над образом.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Обратили внимание, что тема урока не обозначена. Я предлагаю вам посмотреть картину английского художника и попытаться самостоятельно определить, какой теме, и какой музыке будет посвящён урок.
Учебник 7 класс, стр.50
Беседа о картине. (Какие персонажи изображены, какой инструмент, какое помещение, интерьер, какая музыка может звучать) на доске записываются слова: музыка, рояль, инструмент, комната) - формулируется тема -
« Камерная инструментальная музыка».
- Какие жанры камерной музыки подошли бы по настроению к этой картине? (Ответы)
На парту выдаётся карточка, и учащиеся в паре выполняют задание, по определению жанров камерной музыки на вокальные и инструментальные.
Работа в паре.
Жанры камерной музыки | Вокальные | Инструментальные |
Романс | + | |
Ноктюрн | | + |
Вокализ | + | |
Баллада | + | |
Прелюдия | | + |
Баркарола | | + |
Серенада | + | |
Этюд | | + |
Карточка проверяется на доске, возникает трудность со словом этюд и мы дополняем тему урока. Озвучивается цель: познакомиться с жанром - ЭТЮД и с его особенностями.
Изучение нового материала.
Работа с учебником. Найдите обозначение этого слова. Этюд (фр. étude «изучение») — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя. В XIV веке с расцветом виртуозного исполнительства и усовершенствованием музыкальных инструментов развивается новый жанр – концертные этюды.
- Нет скрипача, пианиста, флейтиста, музыканта любой специальности, которому в музыкальной школе, училище, консерватории не пришлось бы сыграть ни одного этюда — завершенной по форме пьесы, предназначенной для развития технических навыков и мастерства музыканта. На эту задачу указывает и значение самого слова: в переводе с французского «этюд» означает «учение», «изучение».
Жанр этюда известен с XVIII века. Развитие этот жанр получил в эпоху романтизма. Романтизм — идейное и художественное направление в европейской культуре конца XVIII — 1-й половины XIX в. Яркими представителями романтиками является польский композитор Фредерик Шопен и венгерский композитор Ференц Лист.
В музыке романтизм сформировался в 1820-х гг. и сохранял свое значение вплоть до начала XX в.. Ведущим принципом романтизма становится резкое противопоставление обыденности и мечты, повседневного существования и высшего идеального мира, создаваемого творческим воображением художника.
- Почему в 19 веке фортепианные этюды стали очень популярны, с чем это связано?
(Ответы детей).
- Вы правы, действительно все хотели научиться играть на фортепиано.
- В каких ещё видах искусств можно встретить этюд?
- Действительно в живописи распространены этюды.
Это подготовительный набросок для будущего картины.
- Музыканты, художники, актёры на этюдах оттачивали своё мастерство.
- Итак, этюд это упражнение для развития техники, а может ли этюд превратиться в концертное произведение? (Ответы.)
- Будет ли нам интересно на концерте слушать, как музыкант тренируется, работает?
- Каким образом должен измениться этюд, что бы стать концертным?
(Необходимо добавить настроение, чувства, образы.)
- А что можно взять от технического этюда? (Виртуозность.)
- И были такие композиторы-новаторы, которые изменили жанр этюда. Одного из них вы уже знаете. Попытайтесь по трём опорным словам догадаться, о ком идёт речь. ПОЛЬША-ФОРТЕПИАНО-СЕРДЦЕ.
Дети узнают польского композитора Фредерика Шопена, Учитель предлагает детям подробнее узнать о жизни и творчестве композитора. Выдаётся текст - таблица, где нужно напротив каждого предложения поставить знаки: +знаю, -не знаю, !-удивило.
Работа с текстом.
Фредерик Шопен (1810 – 1849), великий польский композитор, пианист. | | В это время в Польше началось восстание, оно было жестоко подавлено. Отец и друзья просят его не возвращаться на родину. | |
В детские годы, подобно Моцарту, поражал окружающих музыкальностью. К 5 годам уверенно исполнял пьесы. | | Шопен в отчаянии. Он пишет в своем дневнике: «Я проклинаю час своего отъезда. Я не могу поступать, как мне хочется… В гостинных притворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано». | |
1 выступление состоялось, когда ему было 7 лет. В это же время было издано одно из его 1 сочинений. | |
К 12 годам Шопен не уступал великим польским пианистам. | | В Париже он прожил до конца своей жизни. Очень мало сочинял, давал концерты, но очень тосковал по родине. | |
В 16 лет был принят в консерваторию, по окончании которой, ее директор сделал запись: «Удивительные способности. Музыкальный гений». | | Письмо Шопена к родине: "… Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица. Я чувствую тебя, милая моя Родина! Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца - мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался..." | |
В 20 лет он отправляется на гастроли в Европу. Осенью 1831 года Шопен прибывает в Париж. | |
- Что удивило, что узнали?
- Какие чувства Шопен передавал в своей музыке?
- Фраза «бушует на фортепиано» - как понимаете слова?
- Какая музыка по характеру может передавать такие чувства?
Прослушивание музыки: Этюд №12 Ф.Шопена «Революционный» (Просмотр видеосюжета «С.Рихтер этюд «Революционный».)
- Обратите внимание, как исполняется этюд, какие движения делает пианист. Какие образы рождались у вас в душе при просмотре и слушании этого произведения? Какие музыкально-выразительные средства использовал Шопен, чтобы передать гнев, крик, волнение?
- Пятнадцатилетним юношей Лист задумал создать цикл из сорока восьми этюдов во всех мажорных и минорных тональностях, из которых написал и опубликовал двенадцать (1826). Это были еще технические упражнения для развития беглости пальцев, напоминавшие этюды его учителя Черни. Спустя двенадцать лет Лист вновь вернулся к своему замыслу и, коренным образом переработав упражнения, превратил их в «Большие этюды» (1838). Но и эта редакция не удовлетворила его: в 1851 году была создана третья редакция — «Этюды высшего исполнительского мастерства»; в них десять пьес из двенадцати получили программные названия. Этюды разнообразны по техническим приемам и содержанию. В них, согласно классификации Листа, представлены четыре вида фортепианной техники:
а) октавы и аккорды, б) тремоло, в) двойные ноты, г) гаммы и арпеджио.
Вместе с тем пейзажные зарисовки соседствуют с фантастическими сценами, а лирические настроения — с героическими.
Завершает цикл «Метель» (№ 12, b-moll) — вновь пейзажная зарисовка вихревого движения.
Прослушивание музыки: Этюд «Метель» из цикла «Этюды высшего исполнительского мастерства» Ф. Лист.
- Что общего между ними? Какие чувства вызвали у вас эти пьесы? Какие музыкально-выразительные средства использовал Ф. Лист? Какой музыкальный образ создан в каждом из этих сочинений?
- Музыкальные иллюстрации Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл, отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение. Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре.
- Что роднит произведение Ф. Листа и Г. Свиридова? Что их различает?
- В заключение урока вспомним определение «этюд»? Чем же отличается этюд от концертного этюда?
Рефлексия:
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
«Для меня сегодняшний урок…»
Урок | Я на уроке | Итог |
интересно | работал | понял материал |
скучно | отдыхал | узнал больше, чем знал |
безразлично | помогал другим | не понял |
Домашнее задание. Подумать над высказыванием А. Рубинштейна “Шопен – душа фортепиано».
- Нарисуйте этюд к одному из полюбившихся музыкальных сочинений.
- Наш урок закончен.
4