Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста
Лёвочкина Алла Алексеевна
Старший воспитатель МБДОУ №23 «Чебурашка»
- «Никакие материальные блага не способны заменить здоровой среды жизни».
- «Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить».
- «Что может сделать каждый – не навредить! Не быть равнодушным! Не разрушать! Посадивший деревце его не сломает».
Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) – российский зоолог, эколог.
Цель дошкольного экологического образования
- – способствовать формированию основ экологической культуры и творческого мышления у детей дошкольного возраста, а это обязывает к:
- доступной для ребенка передачи первоначальных знаний об окружающей среде и ее значении для человека;
- воспитанию любви к природе и необходимости ее охраны;
- поддержанию эмоционально-действенного участия в приумножении природных богатств;
- формированию у детей экологического мышления и адекватного поведения с осознанием себя неотъемлемой частью природы.
Задачи экологического воспитания
- это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу
- Содержание экологического воспитания включает два аспекта:
- Содержание экологического воспитания включает два аспекта:
- передачу экологических знаний
- их трансформацию в отношение..
Знания
являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию
- На этапе дошкольного детства
ребенок получает первые впечатления от природы, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируется зачатки экологической культуры. Важным условием формирования экологической культуры является совместная деятельность всего ближайшего окружения ребенка.
- Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- - воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- - формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- - развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
- - участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Успех реализации задач экологического образования дошкольников обеспечивается построением системы работы и включает в себя следующие компоненты :
- Готовность педагогов детского сада к экологическому образованию дошкольников, к организации системы методической работы;
- Построение экологически развивающей среды в детском саду;
- Создание системы педагогического воздействия, направленного на экологическое развитие детей
- Способствовать постоянному общению детей с природой;
- Активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников
- Работа с социумом
Среди проблем, возникающих перед современным человеком, проблема окружающей среды - одна из важнейших .
Задача воспитателя детского сада на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому .
Воспитание у детей любви к природе представляет собой сложный общественный процесс, зависящий
-от семьи;
-от примера старших;
- от правильной, глубоко продуманной системы воспитания и обучения детей в детском саду.
Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания воспитателя. Педагог, воспитывая у ребёнка чувство любви к природе должен стремиться к тому, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе. Формирование бережного отношения к природе также зависит от способности воспринимать её эстетически, то есть уметь видеть и переживать красоту природы. Это обеспечивается непосредственным общением детей с живой природой.
В своей работе воспитатели ДОУ используют различные виды деятельности ребёнка для целей сознательного отношения к природе: в первую очередь используем игру:
- сюжетно-ролевую;
- дидактическую;
- интеллектуальную.
Элемент игры, подражание жизни взрослых содержит и трудовая деятельность дошкольника .
Эколого-оздоровительная работа в ДОУ
В систему эколого-оздоровительной работы в ДОУ включается:
- ознакомление с различными видами гимнастики (пальчиковая, дыхательная, корригирующая);
- игры на развитие эмоций;
- пластические этюды;
- логоритмические игры;
- инновационные оздоровительные технологии (музыкотерапия, цветотерапия, сказкотерапия, изотерапия);
- музыка для релаксаций;
- обучение элементарным приёмам самомассажа;
- закаливание; профилактика плоскостопия; обучение правилам безопасного поведения в природе.
- Все упражнения объединяет образ природы: животные, растения, минералы, явления живой и неживой природы .
Роль педагога заключается в том, чтобы донести формулу - «ребенок – природа – здоровье» до детей через интеграцию образовательных областей: «Здоровье»,
«Познание»,
«Физическая культура» и др.,
раскрывая такие направления как:
«Я и мое здоровье»,
«В природе все взаимосвязано»,
«Загрязнение окружающей среды»,
«Сохраним природу»,
«Природа и мы».
Приоритетными являются следующие методы, формы и средства:
- наблюдения за окужающей природой, чтение литературы, знакомство с фольклором, просмотр телепередач и т.д. на экологические темы;
- озеленение открытых площадок;
- фенологические наблюдения за живыми объектами;
- участие в организации экологических уголков с живыми обитателями природы;
- поделки из природного материала;
- дидактические, сюжетно-ролевые и творческие сюжетные игры, занятия, праздники на экологические темы.
Спасибо за внимание!
Список литературы:
- Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика - Синтез, 2006. С. 21
- Зверева О.Л.,. Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2010. С. 60
- Орликова Е. К. Организация дошкольного экологического образования как начальный этап пропедевтики образования для устойчивого развития. // Экологическая культура и культура устойчивого развития
- как компоненты профессионализма педагога нового типа: Материалы VII Всероссийского научно-практического семинара 8 – 12 ноября 2010 г., Санкт-Петербург. – СПб.: «Крисмас+», 2010. – С. 63
- Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду. Экопластика». М.: Издательский дом «Карапуз» Творческий центр СФЕРА, 2008. С. 5