СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важным условием формирования экологической культуры является совместная деятельность всего ближайшего окружения ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста Лёвочкина Алла Алексеевна Старший воспитатель МБДОУ №23 «Чебурашка»

Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста

Лёвочкина Алла Алексеевна

Старший воспитатель МБДОУ №23 «Чебурашка»

«Никакие материальные блага не способны заменить здоровой среды жизни». «Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить». «Что может сделать каждый – не навредить! Не быть равнодушным! Не разрушать! Посадивший деревце его не сломает».  Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) – российский зоолог, эколог.
  • «Никакие материальные блага не способны заменить здоровой среды жизни».
  • «Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить».
  • «Что может сделать каждый – не навредить! Не быть равнодушным! Не разрушать! Посадивший деревце его не сломает».

Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) – российский зоолог, эколог.

Цель  дошкольного экологического образования – способствовать формированию основ экологической культуры и творческого мышления у детей дошкольного возраста, а это обязывает к:  доступной для ребенка передачи первоначальных знаний об окружающей среде и ее значении для человека;  воспитанию любви к природе и необходимости ее охраны; поддержанию эмоционально-действенного участия в приумножении природных богатств; формированию у детей экологического мышления и адекватного поведения с осознанием себя неотъемлемой частью природы.

Цель дошкольного экологического образования

  • способствовать формированию основ экологической культуры и творческого мышления у детей дошкольного возраста, а это обязывает к:
  • доступной для ребенка передачи первоначальных знаний об окружающей среде и ее значении для человека;
  • воспитанию любви к природе и необходимости ее охраны;
  • поддержанию эмоционально-действенного участия в приумножении природных богатств;
  • формированию у детей экологического мышления и адекватного поведения с осознанием себя неотъемлемой частью природы.

Задачи  экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу

Задачи экологического воспитания

- это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: Содержание экологического воспитания включает два аспекта: - передачу экологических знаний  - их трансформацию в отношение..  Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию
  • Содержание экологического воспитания включает два аспекта:
  • Содержание экологического воспитания включает два аспекта:

- передачу экологических знаний

- их трансформацию в отношение..

Знания

являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию

На этапе дошкольного детства ребенок получает первые впечатления от природы, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируется зачатки экологической культуры. Важным условием формирования экологической культуры является совместная деятельность всего ближайшего окружения ребенка.
  • На этапе дошкольного детства

ребенок получает первые впечатления от природы, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируется зачатки экологической культуры. Важным условием формирования экологической культуры является совместная деятельность всего ближайшего окружения ребенка.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: - воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание); - формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие); - развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее); - участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
  • Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
  • Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
  • Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
  • - воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  • - формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  • - развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
  • - участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Успех реализации задач экологического образования дошкольников обеспечивается построением системы работы и включает в себя следующие компоненты : - Готовность педагогов детского сада к экологическому образованию дошкольников, к организации системы методической работы; - Построение экологически развивающей среды в детском саду;  - Создание системы педагогического воздействия, направленного на экологическое развитие детей - Способствовать постоянному общению детей с природой; Активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников - Работа с социумом

Успех реализации задач экологического образования дошкольников обеспечивается построением системы работы и включает в себя следующие компоненты :

- Готовность педагогов детского сада к экологическому образованию дошкольников, к организации системы методической работы;

- Построение экологически развивающей среды в детском саду;

- Создание системы педагогического воздействия, направленного на экологическое развитие детей

- Способствовать постоянному общению детей с природой;

  • Активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников

- Работа с социумом

Среди проблем, возникающих перед современным человеком, проблема окружающей среды - одна из важнейших . Задача воспитателя детского сада на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому .

Среди проблем, возникающих перед современным человеком, проблема окружающей среды - одна из важнейших .

Задача воспитателя детского сада на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому .

 Воспитание у детей любви к природе представляет собой сложный общественный процесс, зависящий -от семьи; -от примера старших; - от правильной, глубоко продуманной системы воспитания и обучения детей в детском саду.

Воспитание у детей любви к природе представляет собой сложный общественный процесс, зависящий

-от семьи;

-от примера старших;

- от правильной, глубоко продуманной системы воспитания и обучения детей в детском саду.

Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания воспитателя. Педагог, воспитывая у ребёнка чувство любви к природе должен стремиться к тому, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе. Формирование бережного отношения к природе также зависит от способности воспринимать её эстетически, то есть уметь видеть и переживать красоту природы. Это обеспечивается непосредственным общением детей с живой природой.

Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания воспитателя. Педагог, воспитывая у ребёнка чувство любви к природе должен стремиться к тому, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе. Формирование бережного отношения к природе также зависит от способности воспринимать её эстетически, то есть уметь видеть и переживать красоту природы. Это обеспечивается непосредственным общением детей с живой природой.

В своей работе воспитатели ДОУ используют различные виды деятельности ребёнка для целей сознательного отношения к природе: в первую очередь используем игру: - сюжетно-ролевую; дидактическую; интеллектуальную. Элемент игры, подражание жизни взрослых содержит и трудовая деятельность дошкольника .

В своей работе воспитатели ДОУ используют различные виды деятельности ребёнка для целей сознательного отношения к природе: в первую очередь используем игру:

- сюжетно-ролевую;

  • дидактическую;
  • интеллектуальную.

Элемент игры, подражание жизни взрослых содержит и трудовая деятельность дошкольника .

Эколого-оздоровительная работа в ДОУ В систему эколого-оздоровительной работы в ДОУ включается: - ознакомление с различными видами гимнастики (пальчиковая, дыхательная, корригирующая); - игры на развитие эмоций; - пластические этюды; - логоритмические игры;  - инновационные оздоровительные технологии (музыкотерапия, цветотерапия, сказкотерапия, изотерапия); - музыка для релаксаций; - обучение элементарным приёмам самомассажа; - закаливание; профилактика плоскостопия; обучение правилам безопасного поведения в природе. Все упражнения объединяет образ природы: животные, растения, минералы, явления живой и неживой природы .

Эколого-оздоровительная работа в ДОУ

В систему эколого-оздоровительной работы в ДОУ включается:

- ознакомление с различными видами гимнастики (пальчиковая, дыхательная, корригирующая);

- игры на развитие эмоций;

- пластические этюды;

- логоритмические игры;

- инновационные оздоровительные технологии (музыкотерапия, цветотерапия, сказкотерапия, изотерапия);

- музыка для релаксаций;

- обучение элементарным приёмам самомассажа;

- закаливание; профилактика плоскостопия; обучение правилам безопасного поведения в природе.

  • Все упражнения объединяет образ природы: животные, растения, минералы, явления живой и неживой природы .
Роль педагога  заключается в том, чтобы донести формулу - «ребенок – природа – здоровье» до детей через интеграцию образовательных областей: «Здоровье», «Познание», «Физическая культура» и др.,  раскрывая такие направления как:  «Я и мое здоровье», «В природе все взаимосвязано»,  «Загрязнение окружающей среды», «Сохраним природу», «Природа и мы».

Роль педагога заключается в том, чтобы донести формулу - «ребенок – природа – здоровье» до детей через интеграцию образовательных областей: «Здоровье»,

«Познание»,

«Физическая культура» и др.,

раскрывая такие направления как:

«Я и мое здоровье»,

«В природе все взаимосвязано»,

«Загрязнение окружающей среды»,

«Сохраним природу»,

«Природа и мы».

Приоритетными являются следующие методы, формы и средства: - наблюдения за окужающей природой, чтение литературы, знакомство с фольклором, просмотр телепередач и т.д. на экологические темы; озеленение открытых площадок; - фенологические наблюдения за живыми объектами; - участие в организации экологических уголков с живыми обитателями природы; - поделки из природного материала; - дидактические, сюжетно-ролевые и творческие сюжетные игры, занятия, праздники на экологические темы.

Приоритетными являются следующие методы, формы и средства:

- наблюдения за окужающей природой, чтение литературы, знакомство с фольклором, просмотр телепередач и т.д. на экологические темы;

  • озеленение открытых площадок;

- фенологические наблюдения за живыми объектами;

- участие в организации экологических уголков с живыми обитателями природы;

- поделки из природного материала;

- дидактические, сюжетно-ролевые и творческие сюжетные игры, занятия, праздники на экологические темы.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Список литературы: Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика - Синтез, 2006. С. 21 Зверева О.Л.,. Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2010. С. 60 Орликова Е. К. Организация дошкольного экологического образования как начальный этап пропедевтики образования для устойчивого развития. // Экологическая культура и культура устойчивого развития как компоненты профессионализма педагога нового типа: Материалы VII Всероссийского научно-практического семинара 8 – 12 ноября 2010 г., Санкт-Петербург. – СПб.: «Крисмас+», 2010. – С. 63 Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду. Экопластика». М.: Издательский дом «Карапуз» Творческий центр СФЕРА, 2008. С. 5

Список литературы:

  • Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика - Синтез, 2006. С. 21
  • Зверева О.Л.,. Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2010. С. 60
  • Орликова Е. К. Организация дошкольного экологического образования как начальный этап пропедевтики образования для устойчивого развития. // Экологическая культура и культура устойчивого развития
  • как компоненты профессионализма педагога нового типа: Материалы VII Всероссийского научно-практического семинара 8 – 12 ноября 2010 г., Санкт-Петербург. – СПб.: «Крисмас+», 2010. – С. 63
  • Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду. Экопластика». М.: Издательский дом «Карапуз» Творческий центр СФЕРА, 2008. С. 5


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!