Особенности эмоционально-нравственной отзывчивости в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст является важным периодом в становлении и развитии мировоззрения, моральных и нравственных представлений, эстетических чувств и эмоций. Задачей педагогов на данном этапе развития школьников является поддержка, развитие и укрепление положительной гармоничной и нравственной системы отношений ребенка с окружающим миром.
В отличие от остальных направлений воспитания, обозначенных во ФГОС начального общего образования, воспитание эмоционально - нравственной отзывчивости не может не стать интегративным, так как эмоциональный компонент входит в структуру нравственного убеждения, а значит и мотивации к учению и познанию, интереса к здоровому образу жизни и других личностных характеристик выпускника начальной школы.
Сущность общеинтеллектуального, духовно-нравственного, спортивнооздоровительного, общекультурного, социального направления развития личности с этих позиций, открывается как формирование, прежде всего, необходимой эмоциональной основы установок сознания.
Так, эмоциональной основой национального самосознания являются чувство уважения к одноклассникам, сверстникам, учителям, родителям, а также к культуре, закону (как проявлению воли народа), чувству равноправия, нетерпимости к лживости, чувству собственного достоинства, внутренней свободы, переживанию страданий в случаях нарушения справедливости, чувству хозяина, долга, ответственности, совести, бережного отношения к результатам труда других людей.
В структуру эмоционально-нравственной отзывчивости согласно исследованиям С.А. Курносовой входят следующие компоненты:
Когнитивный, представляющий собой оценочные суждения и убеждения личности, сформированные на основе определенных знаний об объекте;
Эмоциональный, представляющий собой систему чувств, связанных с соответствующим объектом или событием;
Поведенческий, представляющий действия личности в отношении объекта.
Содержание воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников осуществляется с точки зрения деятельности, в которой непосредственно происходит освоение знаний, духовнонравственных ценностей, а также способов взаимодействия с миром и результата воспитания.
Знания о разграничении добра и зла, о красивом и безобразном становятся базой размышлений учащихся о собственном «я», об окружающих людях и взаимоотношениях между ними, размышлений о прекрасном и безобразном в поведении людей, в окружающей их действительности, о животных, растениях, социальных и природных явлениях, о должном в жизни людей - о здоровье, труде, справедливости, счастье и об уникальности жизни каждого живого существа.
У младшего школьника складывается иное видение других людей, животных и растений. Смысл жизни человека, животного представляется им ради самой жизни, смысл существования природы - в качестве объекта для наблюдения и созерцания, поведение животных рассматривается с точки зрения «аналогичного» поведения человека.
Довольно ценным новообразованием становится умение переживать эмоциональную общность с изучаемым, становиться как бы непосредственно участником событий, а также иногда и судьей, оценивающим их со стороны. Тонкость восприятия проявляется в благородном человеческом стремлении вновь пережить чувства радости, восторга, удивления от общения; ребенку хочется быть красивее, лучше. Разнообразная гамма чувств, глубоко переживаемых в связи с познанием окружающего мира, с познанием литературы, музыки и природой ребенок стремится отразить в продуктах творческой деятельности.
Побуждения, связанные с переживаниями сочувствия, дружелюбия, чувства долга, найдут свое выражение в «помогающем» поведении: добровольном участии в делах, направленных на общее благо - изготовлении по собственной инициативе игрушек в подарок для маленьких детей в детских домах в интернатах, выращивании в ящиках цветов и овощей для рассады в помощь одиноким пожилым людям; украшении школьного кабинета и коридора к праздникам, облагораживании пришкольной территории, в классном «живом уголке» и т.д.
У младших школьников формируется понимание поведения животных, видение в них такой же, как в человеке, жизни. На ровне с этим происходит пробуждение добрых, светлых, чувств заботы о жизни, которые будут реализованы в доброжелательном, заботливом отношении ребенка к живому и красивому; интерес к тому, чтобы самому разобраться в причинах возникновения тех или иных социальных или природных явлений. Учащийся должен уметь отождествлять себя с животным миром, ощущать свою роль во взаимодействии с ним, чувствовать неблагополучие социального или природного объекта и искать способ устранения этого неблагополучия.
Содержание воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости у учащихся младших классов, таким образом, содействует развитию всех сфер личности:
познавательной (выражающейся в стремлении познавать себя и окружающий мир чувствами, а не только разумом);
эмоциональной (посредством творческих сил, субъектнонепрагматического отношения к миру);
практической (посредством опыта непрагматического,
«помогающего» поведения, добротворчества).