СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности филологического образования в поликультурном образовательном процессе начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОСОБЕННОСТИ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Просмотр содержимого документа
«Особенности филологического образования в поликультурном образовательном процессе начальной школы»

«Все прогрессы реакционны, если рушится человек»  А. Вознесенский Особенности филологического образования в поликультурном образовательном процессе начальной школы

«Все прогрессы реакционны, если рушится человек»

А. Вознесенский

Особенности филологического образования в поликультурном образовательном процессе начальной школы

Глоссарий

  • Поли — много, многое. Личность – человек как носитель каких-либо свойств. Культура — всё, что создано человеческими руками, умом. Поликультура — принцип мировой гармонии, единство народов, культур, цивилизаций. Поликультурное образование — целостная инновационная система, учитывающая государственные интересы, национальные и этнокультурные особенности населения, условия межкультурного диалога задачи проектирования межэтнической и межконфессиональной гармонии и способствующая сохранению социокультурной ситуации плюрализма и многообразия интеграции в мировое культурное и образовательное пространство.
  • Поли — много, многое. Личность – человек как носитель каких-либо свойств. Культура — всё, что создано человеческими руками, умом. Поликультура — принцип мировой гармонии, единство народов, культур, цивилизаций. Поликультурное образование — целостная инновационная система, учитывающая государственные интересы, национальные и этнокультурные особенности населения, условия межкультурного диалога задачи проектирования межэтнической и межконфессиональной гармонии и способствующая сохранению социокультурной ситуации плюрализма и многообразия интеграции в мировое культурное и образовательное пространство.
  • Поли — много, многое. Личность – человек как носитель каких-либо свойств. Культура — всё, что создано человеческими руками, умом. Поликультура — принцип мировой гармонии, единство народов, культур, цивилизаций. Поликультурное образование — целостная инновационная система, учитывающая государственные интересы, национальные и этнокультурные особенности населения, условия межкультурного диалога задачи проектирования межэтнической и межконфессиональной гармонии и способствующая сохранению социокультурной ситуации плюрализма и многообразия интеграции в мировое культурное и образовательное пространство.
  • Поли — много, многое.
  • Личность – человек как носитель каких-либо свойств.
  • Культура — всё, что создано человеческими руками, умом.
  • Поликультура — принцип мировой гармонии, единство народов, культур, цивилизаций.
  • Поликультурное образование — целостная инновационная система, учитывающая государственные интересы, национальные и этнокультурные особенности населения, условия межкультурного диалога задачи проектирования межэтнической и межконфессиональной гармонии и способствующая сохранению социокультурной ситуации плюрализма и многообразия интеграции в мировое культурное и образовательное пространство.

«Проект концепции поликультурного образования  в Российской Федерации»  и «Концепция духовно-нравственного развития  и воспитания»

«Проект концепции поликультурного образования в Российской Федерации» и «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания»

Качества поликультурной личности Динамичность, способность меняться в зависимости от меняющихся условий существования в непротиворечивом взаимодействии и сотрудничестве  с другими людьми Наличие собственных, присущих только ей механизмов самоанализа  и анализа представлений других культурных общностей как о миропорядке,  так и о способах существования в нём. Языковая компетенция как способ интеграции, диалога культур, расширения межкультурной коммуникации Освоение актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения Толерантность, коммуникабельность, доверие и миролюбие 4

Качества поликультурной личности

Динамичность, способность меняться в зависимости от меняющихся условий существования в непротиворечивом взаимодействии и сотрудничестве с другими людьми

Наличие собственных, присущих только ей механизмов самоанализа и анализа представлений других культурных общностей как о миропорядке, так и о способах существования в нём.

Языковая компетенция как способ интеграции, диалога культур, расширения межкультурной коммуникации

Освоение актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения

Толерантность, коммуникабельность, доверие и миролюбие

4

Качества поликультурной личности Метапредметные Предметные Личностные Результаты педагогической деятельности учеников Личностно-ориентированное образование Филологическое образование Формирование организации взаимодействия участников процесса Стандарты образования «Проект концепции поликультурного образования в Российской Федерации» и «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания» Методы  и приемы обучения Социокультурная среда Педагогические технологии Содержание образования Способы реализации Концепция формирования поликультурной личности школьника в процессе филологического образования 4

Качества поликультурной личности

Метапредметные

Предметные

Личностные

Результаты педагогической деятельности учеников

Личностно-ориентированное образование

Филологическое образование

Формирование организации взаимодействия участников процесса

Стандарты образования «Проект концепции поликультурного образования в Российской Федерации» и «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания»

Методы и приемы обучения

Социокультурная среда

Педагогические технологии

Содержание образования

Способы реализации

Концепция формирования поликультурной личности школьника в процессе филологического образования

4

Федеральный государственный образовательный Стандарт начального образования

Портрет будущего выпускника — гражданина России

  • Носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении Креативный, мотивированный к труду, познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата Осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед самим собой и другими людьми
  • Носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении Креативный, мотивированный к труду, познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата Осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед самим собой и другими людьми
  • Носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении Креативный, мотивированный к труду, познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата Осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед самим собой и другими людьми
  • Носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины
  • Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении
  • Креативный, мотивированный к труду, познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни
  • Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни
  • Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата
  • Осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед самим собой и другими людьми

4

4

Специфические цели поликультурного образования Формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции. Ценностей российской и мировой культуры Эффективная подготовка выпускников школы и вузов к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни Развитие образовательного и профессионального потенциала России, воспитание молодёжи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуально организованной, производственной деятельности  в открытом поликультурном мире 4

Специфические цели поликультурного образования

Формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции. Ценностей российской и мировой культуры

Эффективная подготовка выпускников школы и вузов к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни

Развитие образовательного и профессионального потенциала России, воспитание молодёжи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуально организованной, производственной деятельности в открытом поликультурном мире

4

Специфика личностно-ориентированного образования (по хуторскому А.В.) Организация процесса обучения: Личностно-ориентированные образовательные технологии  Ориентация на возрастные и индивидуально-психологические особенности школьников  Включение учащихся в целеполагание, планирование, подготовку, осуществление и рефлексию учебного процесса 7

Специфика личностно-ориентированного образования (по хуторскому А.В.)

Организация процесса обучения:

Личностно-ориентированные образовательные технологии

Ориентация на возрастные и индивидуально-психологические особенности школьников

Включение учащихся в целеполагание, планирование, подготовку, осуществление и рефлексию учебного процесса

7

филологическое образование Формирует Способствует устойчивый интерес  к искусству слова, пониманию его законов, раскрытию его нравственно-философского и эстетического потенциала, всей специфики взаимодействий с объективной действительностью общему индивидуальному развитию, вхождению учеников в мировую художественную культуру Располагает к открытию способов постижения мира и взаимодействия с ним 7

филологическое образование

Формирует

Способствует

  • устойчивый интерес к искусству слова,
  • пониманию его законов,
  • раскрытию его нравственно-философского и эстетического потенциала,
  • всей специфики взаимодействий с объективной действительностью
  • общему индивидуальному развитию,
  • вхождению учеников в мировую художественную культуру

Располагает

к открытию способов постижения мира

и взаимодействия с ним

7

Цель : формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего обостренным чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Цель :

формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего обостренным чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Задачи поликультурного воспитания - освоение культуры собственного народа - воспитание положительного отношения к культурным различиям - воспитание в духе мира и сотрудничества - развитие поведенческих навыков общения с представителями иных культур и этносов

Задачи поликультурного воспитания

- освоение культуры собственного народа

- воспитание положительного отношения к культурным различиям

- воспитание в духе мира и сотрудничества

- развитие поведенческих навыков общения с представителями иных культур и этносов

дискуссии, диспуты ролевые, деловые игры экскурсии соревнования викторины аукционы знаний виртуальные путешествия интеллектуальные марафоны проектные игры КВН Уровень урочной деятельности

дискуссии, диспуты

ролевые, деловые игры

экскурсии

соревнования

викторины аукционы знаний

виртуальные путешествия

интеллектуальные марафоны

проектные игры

КВН

Уровень урочной деятельности

групповые занятия Индивидуальные занятия Уровень внеурочной деятельности Факультативные занятия

групповые занятия

Индивидуальные занятия

Уровень внеурочной деятельности

Факультативные занятия

Уровень воспитательной работы Формирование гражданской ответственности, правовой самостоятельности, духовности, толерантности через систему классных часов, воспитательных мероприятий.

Уровень воспитательной работы

Формирование гражданской

ответственности, правовой

самостоятельности, духовности,

толерантности через систему

классных часов, воспитательных

мероприятий.

Создание эффективной модели поликультурного образовательного пространства. Обеспечения равного доступа к полноценному образованию. Создание среды для сохранения жизни и здоровья ребёнка. Создание условий для индивидуально-творческого развития личности.

Создание эффективной модели поликультурного образовательного пространства.

Обеспечения равного доступа к полноценному образованию.

Создание среды для сохранения жизни и здоровья ребёнка.

Создание условий для индивидуально-творческого развития личности.

Создание условий для развития одарённости и творческого потенциала учащихся. Организация НОУ как структурного подразделения. Разработка системы информационного образования с поддержкой в сети Интернет. Актуализация системы повышения педагогической культуры.

Создание условий для развития одарённости и творческого потенциала учащихся.

Организация НОУ как структурного подразделения.

Разработка системы информационного образования с поддержкой в сети Интернет.

Актуализация системы повышения педагогической культуры.

Подготовка и издание методических материалов, распространение опыта работы школы. Сотрудничество школы – интерната с социальными партнёрами. Подготовка материалов для проведения мониторинга образовательного пространства школы-интерната.

Подготовка и издание методических материалов, распространение опыта работы школы.

Сотрудничество школы – интерната с социальными партнёрами.

Подготовка материалов для проведения мониторинга образовательного пространства школы-интерната.

цели и задачи изучения русского языка

1. Познавательная цель предполагает формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся .

2. Социокультурная цель изучения языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, а также навыков безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

3. Развивающая цель состоит в формировании у учащихся основ учебной деятельности: познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умении организовать сотрудничество, планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением. Формирование таких универсальных учебных действий как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю. В ходе обучения языку у учащихся формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками и др.

/ 40

Задачи изучения курса « Русский язык»: 1) Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике и орфографии русского языка. 2) Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь. Основные содержательные линии предмета «Русский язык»: система языка: фонетика, графика, состав слова, морфология и синтаксис; орфография и синтаксис;  развитие речи.  Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования  / 40

Задачи изучения курса « Русский язык»:

1) Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике и орфографии русского языка.

2) Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.

Основные содержательные линии предмета «Русский язык»:

  • система языка: фонетика, графика, состав слова, морфология и синтаксис;
  • орфография и синтаксис;
  • развитие речи.

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования

/ 40

цели и задачи изучения литературного чтения Цели: Овладение осознанным, правильным, беглым чтением как базовым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости, эстетического отношения к слову; Воспитание интереса к книге, обогащение нравственного опыта младших школьников, представлений о добре и зле, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Приоритетной целью начального обучения чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.  Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования  / 40

цели и задачи изучения литературного чтения

Цели:

  • Овладение осознанным, правильным, беглым чтением как базовым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости, эстетического отношения к слову;
  • Воспитание интереса к книге, обогащение нравственного опыта младших школьников, представлений о добре и зле, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Приоритетной целью начального обучения чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования

/ 40

Задачи изучения литературного чтения:  Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста, воспитание интереса к чтению и книге.  Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.  2) Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.  3) Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника, понимания духовной сущности произведений.   / 40

Задачи изучения литературного чтения:

  • Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста, воспитание интереса к чтению и книге.

  • Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

2) Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

3) Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника, понимания духовной сущности произведений.

/ 40

Технологическая основа формирования поликультурной личности средствами литературного образования

Технологическая основа

Содержание

Уровни эстетической рецепции

─ первый уровень, наивно-реалистический, непосредственный и эмоциональный, создающий основу для формирования осмысленного и глубокого чтения и не являющийся достаточным;

Принципы культуросообразной педагогики

─ второй уровень, характеризующийся умением воспринимать особенности художественного произведения как обусловленные авторской волей, а также формирующимся стремлением размышлять над прочитанным;

Универсальность, гуманитарность, элитарность, герменевтичность, синергетичность

─ третий уровень, определяющийся умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, то есть видеть «в сопряжении» художественных особенностей произведения воплощённый в этом тексте авторский замысел;

─ четвёртый уровень, характеризующийся умением воспринимать произведение в историко-литературном контексте – как в его связях с современностью и современной художественной культурой, так и в перекличках с литературной традицией.

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования

СИСТЕМА МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ Вид учебной работы Интеграция филологический анализ  художественного текста Литературное чтение – русский язык соотнесение произведений,  относящихся к разным видам искусства Литературное чтение – изобразительное искусство, музыка соотнесение произведений,  относящихся к разным видам искусства Русский язык, литературное чтение – внеурочная деятельность, дополнительное образование соотнесение произведений,  относящихся к разным видам искусства Литературное чтение – учреждения культуры (библиотеки, театры, кинотеатры) Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования

СИСТЕМА МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Вид учебной работы

Интеграция

филологический анализ художественного текста

Литературное чтение – русский язык

соотнесение произведений, относящихся к разным видам искусства

Литературное чтение – изобразительное искусство, музыка

соотнесение произведений, относящихся к разным видам искусства

Русский язык, литературное чтение – внеурочная деятельность, дополнительное образование

соотнесение произведений, относящихся к разным видам искусства

Литературное чтение – учреждения культуры (библиотеки, театры, кинотеатры)

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования

Работа с текстом Автор Текст Читатель Субъект Субъект Объект Участник диалога Предмет Участник диалога разговора Процесс постижения текста Анализ (средство) Понимание  ( результат ─ открытие смыслов) Знания Умения  Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования

Работа с текстом

Автор

Текст

Читатель

Субъект

Субъект

Объект

Участник диалога

Предмет

Участник диалога

разговора

Процесс постижения текста

Анализ (средство)

Понимание ( результат

─ открытие смыслов)

Знания

Умения

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования

интерпретация Познание текста  Открытие дополнительных смыслов  Обретение личностных смыслов и формирование универсальных действий  Научные и художественные интерпретации  Интерпретации живописи, кино, музыки

интерпретация

Познание текста

Открытие дополнительных смыслов

Обретение личностных смыслов и формирование универсальных действий

Научные и художественные интерпретации

Интерпретации живописи, кино, музыки

Технологии обучения Проблемно-поисковые  коммуникативные  Переход к личностно-ориентированной педагогике Развитие педагогики сотрудничества Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования

Технологии обучения

Проблемно-поисковые

коммуникативные

Переход к личностно-ориентированной педагогике

Развитие педагогики сотрудничества

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования

Методы  обучения Проблемное изложение Частичнопоисковый, или эвристический Исследовательский моделирование Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования

Методы обучения

Проблемное изложение

Частичнопоисковый, или эвристический

Исследовательский

моделирование

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования

моделирование через Свойства объекта модель творчество преображение Развитие логической и творческой мысли Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования

моделирование

через

Свойства объекта

модель

творчество

преображение

Развитие логической и творческой мысли

Формирование поликультурной личности школьников в процессе литературного образования