Особенности фольклора Тульского края
А.Ю. Земисева
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №7 имени Николая Викторовича Кордюкова, учитель музыки
Значение Тульской области в культуре России
У нашего края богатейшая история, восходящая к эпохе Святой Руси. Конечно, крупнейшим памятником этой эпохи является Куликово поле. Со всех концов нашей страны приезжают верующие в село Себино, которое является родиной святой праведной старицы Матроны, Московской чудотворицы.
Издавна Тульский край знаменит своими народными промыслами. Это и самовары, и пряники, и белёвская пастила. Кружевоплетение на тульской земле всегда было одним из самых излюбленных видов женского рукоделия. В современной России белёвское кружево можно назвать брендом нашей области. Славен наш край и гончарным делом: тульской городской игрушкой и знаменитыми филимоновскими свистульками. А легендарные оружейные мастера сделали Тулу кузницей русского оружия.
Культурное наследие нашей родной земли также отличается многообразием и самобытностью. Во всем мире известны имена великих литературных мастеров Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, чьи судьбы тесно связаны с тульским краем. Не меньшего внимания требует и народное творчество туляков. Известные собиратели фольклора XIX века – П.В. Киреевский, И.П. Сахаров, П.В. Штейн доказывают нам это своими сборниками.
Особенности песенного фольклора Тульского края.
Песня на протяжении многих веков была особой частью жизни русского народа. Для тульской народной песни характерно развитое варьирование мелодических интонаций при исполнении. В основе гармонического языка лежат автентические обороты (T – S – D), фактура изложения песенного материала близка к гомофонной, гомофонно–гармонической и подголосочной.
Традиционный песенный стиль Тульского края имеет многие характерные черты, свойственные песенности южно – западных областей. Однако следует отметить, что отличительной чертой этого стиля является преимущественное развитие жанров, связанных с народной пляской. Это плясовые, хороводные и величальные песни.
Хороводные песни при исполнении обычно разыгрывались. В центре круга действующие лица обыгрывали содержание песни. В хороводе могли участвовать как девушки, так и парни. Движение хоровода осуществлялось по кругу, что символизировало отражение солнца. Однако, иногда рисунок движения мог изменяться, и исполнители водили хоровод разрывной цепочкой. Шаг идущих сохранял мерный ритм размера песни, который мог быть двухдольным, трехдольным и четырехдольным. Примерами хороводных песен Тульского края могут служить: «Тихий и легкий перевоз», «Хмель моя, хмелинушка», «Верный наш колодец», «Не я, не я черноброва», «В саду ягодка – малинка».
Плясовые песни исполнялись, как этого и требует жанр, в быстром темпе, и могли иметь четырехдольный и шестидольный размер. В нотах можно встретить синкопы, что связано со смещением ударения в словах, которое свойственно многим народным текстам. Пляски устраивались с приходом весны (в Тульском крае принято различать Первую весну с марта до Пасхи, и Вторую весну от Пасхи до Троицы), на свадьбах; осенние пляски исполнялись на покровских ярмарках, а традиционные зимние пляски характерны для Рождества и Масленицы. Примерами плясовых песен принято считать: «На столике самовар», «У ворот сосна зеленая», «А, кто ж у нас хорош», «Ой калина, ой малина».
Величальные песни характерны для свадебного обряда. Время для проведения свадьбы выбирали на масленичной неделе. Свадьбы принято было играть весной на Красную горку. По характеру величальные песни относятся к лирическим. Нередко жениха и невесту по сюжету заменяют птицы («Как во горнице два голубя»), боярами («По сеням, да по сенюшкам»). Часто в песнях можно заметить смену размера («От горницы до горницы»).
А также величальные песни туляки исполняли на Масленицу для изготовленных кукол, которые символизировали Пост и Масленицу.
Календарно – обрядовые песни – особая категория народного песенного материала, связанная с праздниками, с явлениями природы и крестьянским трудом в разное время года («Пастух скотину выгоняет», «Ударили морозы»). Обряды Тульского края можно разделить на два периода: зимнее солнцестояние и летнее солнцестояние.
Необычный праздник «Крещение кукушки» приходится на летнее солнцестояние. В этот день туляки слушали кукушку и гадали, кому, сколько жить отмерено. Исполнялись песни «Где кукушечка кукует», «Куковали две кукушки». Выделяются песни на Троицу, которые получили название «Гуления». Эти песни исполняются всего на трех нотах в различном расположении.
В особую категорию входят песни, не имеющие словесно – смыслового текста, которые исполняются с различными слогами (их еще называли песни «под язык»). Эти песни являлись звукоподражанием инструментам. Подобные вокальные подражания плясовым инструментальным наигрышам распространились в сельских местностях, где народные инструменты были редкостью («Лё – ли – ля», «Ти – ри»).
Меньшее разнообразие бытовало среди народных музыкальных инструментов. Одним из самых популярных инструментов у крестьян была балалайка, чаще всего самодельная. Однако к концу XIX века струнный инструмент уступает место гармонике. А в 1870 году Н.И. Белобородовым в Туле была создана хроматическая гармоника, более известная как тульский баян.
В 1886 году Н.И.Белобородов организовывает оркестр из любителей гармонистов-оружейников. Созданный коллектив с успехом выступал в Туле, а затем и в других городах.
Литература
Смирнова, Г.К. Песни Тульской области, напетые Е.Б. Ильиной/ Из коллекции фольклориста. - М.: Советский композитор1979.
Соколова, В.К. Календарные обряды и поэзия у восточнославянских народов в начале ХХ века / В.К. Соколова. // История, культура, этнография и фольклор славянских народов: Международный съезд славистов (Загреб – Любляна, сентябрь 1978.): доклады советской делегации / Отделение истории АН СССР, Советский комитет славистов; От ред. Н.И. Костюшко. – М.: Наука, 1978.