СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности фонематического слуха

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности фонематического слуха»













Особенности фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи












































Оглавление


Введение…………………………………………………………………......3

Формирование фонематических функций в онтогенезе…………………5

Особенности фонематических функций………………………….………8

Общее недоразвитие речи – речевое расстройство……………………..12

Заключение……………………………………………………………..….20

Список литературы………………………………………………………..22




























Введение

развитие невозможно без правильной речи. Речь – одна из психических выражение операций, состояний, самореализации и в социум. Она лежит в основе освоения и школьными является средством и играет роль в регуляции поведения и ребенка на этапах его развития,

В развитии период детства решающим. В становлении личности ребенка и его развитии основополагающим путь от речи до фразовой. М.И. [10] три этапа генезиса речи как общения. Первый – – этап выделением звуков речи. Следующий этап – этап речи – переходной и заключается в и воспроизведении активных слов. этап – это этап речевого развития. Это когда овладевает наполнением и начинает применять его.

возникает при наличии определенных предпосылок. Общее речи возникает при созревании и центральной нервной системы. Также факторов общего речи выделяют факторы и условия окружающей среды.

У детей с слухом и интеллектом недоразвитие представляет речевые с нарушением или отставанием формирования речевой лексика, фонетика. При этом являются в смысловой и произносительной сторонах речи.

В логопедии из важнейших является наиболее методов общего недоразвития речи, характеризуется распространенностью, симптоматики и патогенеза. В этого наряду с недоразвитием речи, выявляется и психического слабая произвольной (Жукова Н.С.[13], Р.И.[24], Левина Р.Е. [26], Мастюкова Е.М. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. [51]).

образом, недоразвитие является системным нарушением, сочетающим в разнообразную и неречевую симптоматику.

В речевого у детей с недоразвитием ведущими нарушениями выступают звукопроизношения и восприятия. Отсутствие восприятия делает их правильное произнесение. Кроме того фонематического не дает детям в нужной словарным и грамматическим строем, а следовательно развитие речи в целом.

















Формирование функций в онтогенезе

В и психологических используется термин «фонематический который способность в речевом отдельные речи, обеспечивающие понимание и их значений. Он начинает у детей при речи и при собственном и представляет составной элемент языкового чутья.

М.Т. [27] слух так: « качеством слуха и способность воспринимать звуки речи как единицы».

В современной и психологической для обозначения слуха используются различные речевой фонематический фонематическое восприятие.

«речевой в основном в методической литературе по русскому и методике речи. В психологической и литературе термин слух».

В связи с чтению и письму речевой изменяется. Формируется анализ с правил родного языка. Все это с необходимостью ориентировки в морфемном и анализе.

Левина[14] 5 стадий языкового у детей:

1 стадия – отсутствие звуков речи. Ребенок начинает на любой со 2-4 недели от рождения. В 7-11 откликается на на его интонационную а не на предметное значение. Полностью отсутствует как речи, так и речь ребенка. этап как период развития.

2 стадия – возникает дифференциация фонем. Акустически-близкие не различаются. одинаково как на правильно, так и произносимые слова.

3 – ребенок слышать звуки в соответствии с их признаками. Речь остается обозначение может правильным и искаженным.

4 – экспрессивная речь почти норме, но полностью не сформировалась.

5 – завершение фонематического развития. У формируется дифференциация отдельных и звуковых слов.

Первые три ребенок до 3 лет - в раннем в дошкольном – все остальные.

Т.В. [21] пишет о периодах фонематических «в первые жизни активно слуховое внимание». голоса, ребенок перестает грудь прекращает а к концу месяца его успокоить колыбельной песней. К четвертому мдаденец голову в говорящего и следить за ним глазами. С месяцев он отдельным звукам, слогам, тон, темп, и интонацию речи. По Швецовой В. ребенок в 7-11 месяцев уже на слово, но на его интонационную а не на предметное значение. К 2 различает все речи, и реагирует на слова, отличающиеся одной фонемой. Н.Х. [29] что уже к концу 2 жизни пользуется восприятием всех звуков языка. В 3-4 года восприятие улучшается: он дифференцировать гласные и согласные звуки, и твердые, шипящие и свистящие. К времени закончиться правильного произношения.

По Левиной Р.Е. [14] и Швачкина Н.Х. в период от 1 до 4 лет фонематического происходит с овладением стороной речи. правильного произношения зависит от ребенка к и синтезу звуков. При этом большую первичные формы аналитико-синтетической благодаря ребенок признаки фонем и их от других.

Орфинская В.К. выделила следующие функции системы:

  1. Смыслоразличительная – соотносить сочетание со смыслом. приотносить сочетание со смыслом.ы:озрасте, в дошкольном - все каженной.ие.одике развития речи. ные термины: количества или их последовательности изменение смысла.

  2. дифференциация – различение фонем по артикуляторным и признакам.

  3. Фонематический позволяет слово на его фонемы.

Недостаточность анализа или сказывается на развитии произношения в целом.

При развитом слухе, понимание отдельных и усваивается их значения, что способствует формированию родного языка.
















Особенности фонематических функций

По Горчаковой А.М. недоразвитие или фонематического приводят к специфическим дефектам в дальнейшем в развитии операций привести к при овладении и чтением.

Лопатина Л.В.[31] в своих работах фонематический как сенсорную нашей речи. В от звуковысотного или слуха, на различение звуков разной фонематический «занимается» фонем - слова, «смысл», содержание, обладающих значением.

В восточных (их называют одни и те же произнесенные на высоте, разные предметы. В русском языке постоянны и не от тембра и звука.

Тем не менее, должен не путать собой фонемы, которые только звуком, смысл в словах и смыслообразующих частиц слова - префиксов и так далее.

слух - это человека к речевых представленных данного языка.

Фонематический, речевой начинает у детей рано. Ребенок на 3 - 4 жизни речь из любых других звуковых раздражителей. отмечалось, что к звукам речи становится все «внимателен». От рождения слух малыша не к тонкому речевых звуков. В речи человека проходит как бы этапов: вначале он реагирует на обра­щенной к речи, приобретает значимость для ритм, и после этого, в конце года ребенок различать но их звуковому составу. ребенка быстро приспосабливается к родного языка.

развитие слуха тормозить все виды чувствительности. Известно, например, что звуковысотный, слух обычно медленнее, чем фонематический. Это потому, что гораздо чаще разговаривают с чем слушают с ним или поют.

Одновременно со развивается и речь. на­чинает на третьем жизни, но в период лепета он не управляет арти­куляцией - она как бы движение аппара­та. Именно младенец произносит такие трудно звуки, как ж, ш, р, л, в то как ребенок года как бы разучивается эти звуки. Объясняется же это тем, что когда ребенка произвольной, то когда он сам правильно звук, это ему не сразу и часто с трудом. Начало года - активного речевыми лепет совершенно человеческую интонацию и выразительность.

Почти у ребенка в возрасте свои «слова», он постоянно поет, повторяет и видоизменяет. манипулирование приносит большое удовольствие. услышать интересно слово, как он сразу и многократно его на все лады, и коверкая, как бы с ним. Такие словами - ориентировка в стороне речи, они тренируют аппарат и речевой слух. соотносит своей с теми звуками, которые из получаются, и образом управлять артикуляцией.

У многих в этом уже есть несколько слов, они называют предметы, но все же об активной до полутора лет еще рановато.

В от полутора до лет происходит значимое событие - начинает это самый и яркий речевого развития. раньше он произносил лишь слова, то ребенок от 200 до 500 слов и соединять их в фразы.

Без специального со стороны взрослых ребенок язык к годам. На доречевом у него крик, лепет и лепет. Развитие фонематического слуха ребенку фонемы. В полтора у него звукоподражательные к двум годам - двухсловные и начинается грамматики. К трем словарь увеличивается многократно. отражает характер усвоения языка.

Исследования психологов, - Швачкина Н. X. и Гвоздева А.Н. [7] что к двум ребенок все звуки родного языка. Иначе к двум фонематический ребенка сформированным. Правда, ребенка этого возраста еще далека от но это объясняется артикуляции звуков языка. Характерно, что всегда слышат неправильности в других: «Ты «ийба», а «рыба» и в часто на взрослого, к «шепелявящему» ребенку: «Скажи можно детский «Я так не умею». Итак, к годам слух ребенка уже сформирован. Однако развития слуха вновь при грамоте, перед детьми ставится задача нашей речи.

фонематического слуха происходит при устной окружающих, при слов воспринимаемым при этом и обобщаются различные признаки фонем.

Фонематическая является устной и речи и в себя восприятие, фонематические представления, анализ и синтез. одного из компонентов системы изменение в целом.

Нарушение фонематических функций у проявляется в фонематического и представлений, в количественного и анализа звуков, в нарушении синтеза или отмечаются на уровнях системы.

























Общее недоразвитие речи – речевое расстройство

ОНР сложившееся в в 60-е 20 века использоваться и на современном этапе логопедии.

У истоков и изучения ОНР такие как Левина Р.Е. Хватцев М.Е. Никашина Н.А. [19], СпироваЛ.Ф. [23], Г.И.[7]., Каше Г.А. Белова-Давид Р.А. [1].

определению Р.Е. [14] под ОНР у с сохранным и первично сохранным интеллектом различные речевые при которых формирование компонентов речевой функциональной лексический, строй, и фонематическая речи.

Волосовец Т.В. под общим речи понимает сложное расстройство, при у детей с слухом и сохранным отмечается начало развития речи, запас аграмматизмы, произношения и фонемообразования. Эти в совокупности на системное нарушение всех речевой деятельности.

Н.С. [9] пишет о что понятие недоразвитие основывается на точке зрения о возможности педагогического к разнородным по этиологии недоразвитости у детей, из конкретного состояния языкового ребенка.

По мнению Е.М. [9] общее речи возникать сочетания генетических факторов с внешними воздействиями. имеет сочетание предрасположенности, окружения и созревания мозга в ранние развития ребенка. в анамнезе с общим речи наличие энцефалопатии – внутриутробного поражения или в период родов.

выраженным неврологическая и симптоматика) и является общее недоразвитие которое ранним поражением нервной системы. поражение нервной системы (состояние, является законченного процесса) по типу нарушения недоразвития или отставания в развитии) или нарушения(следствие структур нервной системы). И то и возможно в инфекции или интоксикации матери во беременности, родовых асфиксии, крови, центральной системы, травм мозга в периоде жизни.

неблагоприятные в внутриутробном развития, и во родов травма, асфиксия) а также в годы ребенка приводить к недоразвитию речи.

речевой недостаточности определяется поражением. Наиболее поражения возникают в раннего эмбриогенеза. вызывающими эти являются:

- инфекции матери во время беременности;

- матери во беременности;

- токсикозы во время беременности;

- травма;

- асфиксия плода;

- крови и плода по резус-фактору;

-несовместимость крови и плода по принадлежности крови;

- центральной системы ребенка в раннем онтогенезе;

- травмы в первые жизни ребенка.

- алкоголя и во время беременности;

факторы большое значение в возникновении нарушений. В таких речевой может под влиянием незначительных внешних воздействий.

Возникновение обратимых ОНР может связано с условиями и воспитания.

Общее речи характеризует позднее речи и ее развитие. Первой нарушений при ОНР охарактеризовала Р.Е. [14], а ее коллеги Никашина Н.А. [19], Л.Ф. [23], Г.А. [10].

В последние проявление недоразвития в аспектах изучало большое исследователей.

Анализируя ОНР исследователи что речевое касается компонентов системы.

Левина Р.Е. [14] указывала, что речи у может в разной степени. В ее было и используется в время понятие «уровней развития». Она отмечала, что детей на крайне так как на разных речевого развития структура дефекта (нарушены все речевой но даже какого-либо речь детей отличается проявления речевых компонентов».

недоразвитие имеет степень от полного отсутствия речевых общения до речи с фонетического и недоразвития. Левина Р.Е. охарактеризовала разные ОНР у детей и это к трем уровням.

находящихся на уровне развития, исследователи безречевыми детьми. У них активный словарь из небольшого слов, нечетко. Слова и их употребляются для конкретных и действий. Характерной чертой этого является грамматических слов собой и элементов для передачи грамматических отношений. ребенка только в ситуации, она лепетными звукоподражаниями, комплексами. Дети часто пользуются и жестами. Пассивный шире, чем активный. окружающим что дети все но не могут свои мысли. Не различают формы и множественного прошедшего глаголов, рода и предлоги. состав употребляемых слов звуками онтогенеза звуки подъема искажена структура слов. Фонематическое восприятие нарушено, анализ непонятен.

II уровень развития, зачатками речи. Дети умеют пользоваться фразой, большим словарным преимущественно пассивным. Но же фраза остается искаженной в и грамматическом отношении. смешение окончаний, в употреблении падежа, и рода глаголов, в согласовании и числительных с существительным. остается выраженный аграмматизм. начинают некоторые которые иногда смешиваются по или опускаются. Словарь более но он ограничен. Дети не названий формы предмета, его размеры.

Звукопроизносительная речи несформированной. Наиболее замены звуков смешение. Часто мягкие согласные звуки. Нарушено свистящих, аффрикат. Затруднения усвоение структуры многосложные упрощаются, отмечаются перестановки звуков, и уподобления слогов. Для характерно слуховой фонетических групп, что говорит о фонематического восприятия. могут на вопросы, по картине, о семье. Однако они двух-трехсловными предложениями.

III уровень речевого характеризуется развернутой речи без лексико-грамматических и отклонений.

Несформированность грамматического строя проявляется в употреблении конструкций. Дети пропускают или не употребляют их вообще. ошибки в употреблении словосочетаний, числительные, в прилагательных с в роде, числе. У отсутствует словообразования. Вследствие наблюдается неточное употребление слов. В речи в основном и глаголы. Высказывание отсутствием последовательности изложения.

У детей нарушается свистящих, сонорных звуков. звуковой речи в заменах, искаженном произношении, нестойком звуков. Детям уровня нарушение дифференциации звуков. трудность анализа и синтеза, нарушение структуры слова.

понимание ОНР, лежащих в его различных соотношений первичных и нарушений для отбора в специальные для выбора эффективных коррекции, для предупреждения возможных в начальном обучении.

ОНР наблюдаться при сложных детской патологии: афазии, а также ринолалии, дизартрии. на различную дефектов у детей типичные указывающие на системное нарушение деятельности. Одним из признаков более начало первые появляются к 3-4 годам, а иногда и к 5 годам. аграмматична, недостаточно малопонятна. Наблюдается пассивность.

Неполноценная деятельность отпечаток на формирование у детей интеллектуальной сферы. Отмечается внимания, возможности его распределения. При сохранной смысловой логической у детей вербальная и продуктивность запоминания.

отстают в словесно-логического мышления. Без обучения с трудом овладевают и синтезом, и обобщением.

Эти дети в развитии сферы: у них координация снижена скорость и ловкость выполнения.

с ОНР отстают в двигательного по пространственно-временным нарушают элементов действия.

Отмечается недостаточная пальцев недоразвитие моторики. Обнаруживается застревание на позе.

Одним из признаков может быть между и психическим развитием. Это в том, что развитие более чем речевое. Патология речи тормозит умственных препятствует функционированию интеллекта. Дети быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, истощаемостью. Однако по формирования речи и речевых их интеллектуальное приближается к норме.

В настоящее время, Т.Б. [4] выделяет уровень развития. У детей с уровнем нерезковыраженные в лексике, фонетике, грамматике, чаще в процессе специальных заданий.

звукослоговой слова проявляются в различных искажения его из-за удержания в грамматического слова. У детей грубые нарушения звукопроизношения, но недостаточно дифференциация звуков. А может недостаточная выразительность нечеткая дикция, создающее общей речи, звуков, что о низком сформированности фонематического восприятия.

У детей отдельные смысловой языка. Несмотря на предметный в нем отсутствуют обозначающие некоторых животных, профессий частей тела. Они родовые и понятия. Лексические проявляются в замене слов, по значению.

При образовании с помощью и уменьшительно-ласкательных дети трудности.

В грамматическом речи часто отмечаются в употреблении родительного и падежа числа, в прилагательных с мужского и женского рода и с существительными.

Отличительной является связной характеризующееся логической последовательности, застреванием на деталях, главных повторами эпизодов при рассказа на тему, по картине, по серии картин.

При анализе общего речи сделать о их сложности и полиморфизме. часто место сочетание наследственной неблагоприятного и нарушений мозга во периоде, в родов или в первые годы ребенка.

образом, выявление фонематических процессов у дошкольников с ОНР необходимым подготовки к школьному обучению.


































Заключение

Нарушение фонематических функций у детей связан с центральной системы детей. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между фонематическими, речевыми нарушениями и другими

сторонами психического развития детей с речевой патологией обуславливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно -логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.Каждый язык, как показали лингвистические исследования (Н. Трубецкой, Р. Якобсон, М. Галле и др.), располагает своей твердой фонематической системой, где определенные звуковые признаки выступают как сигнальные, смыслоразличительные (фонемы), в то время как другие звуковые признаки остаются несущественными (вариантами).

Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на все стороны психического развития детей с нарушениями речи. успешная коррекция фонематического недоразвития у детей с речевыми нарушениями осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольников. В условиях специального учреждения весь комплекс коррекционных задач решается четкой организацией жизни детей и правильным распределением коррекционных и воспитательных мероприятий. Также важно отметить, что вся работа по развитию фонематических процессов у детей с нарушением речи должна вестись с учетом индивидуальных особенностей, с обязательным контролем выполнения, с пометками (отрицательными и положительными) об успехах каждого ребенка, с обязательным внесением в занятия игровых моментов, так как это является несомненно важной и незаменимой частью работы по коррекции недостатков речи.

























литературы


  1. Белова-Давид Р.А. недоразвития и экспрессивной у детей дошкольного возраста // речи у дошкольников. – М., 1972.

  2. Н.И. Формирование анализа и у дошкольников с психического развития// Логопед в саду. – 2004. - №1.

  3. Варенцова Н.С. фонематического у дошкольников / Н.С. Е. В. Колесникова. – М., 1997.

  4. Волкова Г.А. обследования речи у детей. – СПб., 1993.

  5. Гвоздев Н.А. Вопросы детской речи. – Спб.: 2007

  6. Голубева Г.Г. нарушений стороны у дошкольников. СПб. – 2000.

  7. Горчакова А.М. коррекционно-логопедической работы по формированию процессов у с недоразвитием // Логопед в саду. – 2004. - №3.

  8. Жукова Н.С., Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. ОНР у дошкольников. – Екатеринбург, 2000.

  9. Каше Г.А. Формирование произношения у с ОНР. – М., 1962.

  10. Кириллова Е.В. фонематического у детей возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2010

  11. Е.В. Развитие слуха у дошкольников. – М., 2002.

  12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. фонематического и готовности к анализу у дошкольного возраста. – М., 1999.

  13. В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по звукопроизношения: для логопедов. – М., 2004

  14. Корнев А. Н. Как ребенка читать и / А.Н. Корнев, Н.Е. Старосельская. – Спб.: 1999.

  15. Р.И. Логопедическая в коррекционных классах: Кн. Для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр 2001.

  16. Лалаева Р. И., Н. В. Коррекция недоразвития у дошкольников лексики и строя). – СПб.: СОЮЗ,1999.

  17. Левина Р.Е., Никашина Н.А. Общее речи // теории и логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968.

  18. М.И. Общение и развитие речи у детей в со взрослыми. – М., 1985

  19. Лопатина Л. В. дифференцированной фонетико-фонематических у дошкольников со дизартрией: Автореф. дис. …д-ра пед наук. – Спб., 2005

  20. Лопатина Л.В. работа с дошкольного с минимальными расстройствами: пособие/Под. ред. Е.А. Логиновой. - С-Пб.: Издательство 2005

  21. и программа. – СПб.: Изд-во им. А.И.Герцена, 2009

  22. Лопатина Л. В., Иванова О. В. работа по восприятия речи с задержкой развития: пособие.— СПб: КАРО, 2007

  23. Лопатина Л.В., Н.В. Преодоление нарушений у (коррекция дизартрии): пособие. / Л.В. Лопатина, Н.В.. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000

  24. Миронова Н.М. фонематическое у детей группы. Альбом для дошкольников с нарушениями / Н.М. Миронова. – М.: Издательство ГНОМ, 2011

  25. Н.М. Развиваем восприятие. Планы-конспекты с детьми возраста с нарушениями / Н.М. Миронова. – М.: ГНОМ, 2011

  26. Никашина Н.А. Логопедическая учащимся с недоразвитием // речи у начальных массовой школы. – М., 1965

  27. Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в группе сада для с ОНР (с 4 до 7 лет). – Спб., 2006

  28. Орфинская В.К. речи, с избирательным недоразвитием фонематической // Пятая сессия по дефектологии. – М., 1967.

  29. О.В. «Логопедия. Учебное для студентов факультетов институтов». Изд. 2-е, дополненное и переработанное. Москва, 1973год.

  30. Преодоление недоразвития дошкольников. Учебно-методическое / Под общ. Ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт исследований, В. Секачев, 2002.

  31. Рау Ф.Ф. Приемы недостатков фонем // теории и логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1968.

  32. Филичева Т.Б., Г.В. Подготовка к детей с недоразвитием в условиях детского сада. Ч.2. Второй год обучения группа). – М.: Изд. «АЛЬФА», 1993

  33. Т.Б., Чиркина Г.В. ОНР у детей возраста – М., 2004


19