СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности формирования содержания учебного предмета "Индивидуальный проект" в 10 классе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описана идея формирования  содержания учебного предмета "Индивидуальный проект" для 10 класса.

Просмотр содержимого документа
«Особенности формирования содержания учебного предмета "Индивидуальный проект" в 10 классе»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» ДЛЯ 10 КЛАССА

Чернышев Э.Н.,

учитель по предмету «Индивидуальный проект»

МБОУ СОШ №6 г.Красный Сулин Ростовская область



ФООП среднего общего образования относит проектную деятельность к механизму оценки достижения обучающимся метапредметных компетенций. В нашем опыте это положение реализовано в контексте общечеловеческой культуры познания, обеспечивающей компетентное поведение личности в ситуациях неопределенности, сопровождающий весь процесс жизнедеятельности и требующих самостоятельного проектного решения.

Индивидуальные учебные исследования и проекты выполняются обучающимися самостоятельно либо в составе группы и призваны обеспечить условия для оценки способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность.



Через критический анализ действительности, постановку исследовательской проблем, разработку гипотезы и ее эмпирическую проверку в индивидуальном проекте реализуется научный способ познания.

Оценка индивидуального проекта должна интегрированно включать в себя оценочные суждения о способности к самостоятельному:

  • поиску преобразующей идеи, облекаемой в форму познавательной идеи;

  • выстраиванию процесса решения познавательной проблемы;

  • управлению своей познавательной деятельностью на основе планирования и гипотетического проектирования;

  • установлению актуальных коммуникаций и источников информации:

  • представлению результатов проектной деятельности.

Суть индивидуального проекта определяется нами следующим образом.

1.У автора сформировалось оценочное суждение о некотором объекте или процессе, т.е. он видит то, «что есть». И это подвергается им критическому анализу с целью выявления достоинств и недостатком изучаемого.

2.Вследствие оценочного суждения формируется образ того , «что надо». Создается мысленная модель идеального состояния объекта или явления.

3.Намечается авторский путь движения от того «что есть» к тому, «что надо».

Таким образом, индивидуальный проект представляет собой описание преобразующей деятельности автора от того «что есть» к тому, «что надо». Создание индивидуального проекта может завершиться , например, разработкой непротиворечивой научной теории, а, другого проекта – отчетом о его реализации в ходе серии мероприятий. Кроме того, индивидуальный проект может завершиться созданием способа решения проблемы, т.е. совокупностью действий, совершающихся в определенной последовательности для того, чтобы устранить несоответствие между тем, «что есть» и тем, «что надо».

Преобразующая сущность проекта может быть выражена в различных формах:

  • дополнение пробелов в научной теории;

  • создание элементов научной теории;

  • создание теоретических моделей объектов или процессов;

  • описание способов целенаправленного преобразования действительности;

  • разработка программных продуктов;

  • разработка информационных блоков, справочников;

  • проведение мероприятий, акций, выставок;

  • создание и распространение пособий, книг, сборников статей;

  • создание реальных объектов, действующих приборов или устройств.



Индивидуальный проект всегда направлен на решение проблемы получения нового опыта и/или знания, необходимых другим людям. Поэтому индивидуальный проект должен обладать обладать всеми компонентами научного исследования:

  • описание проблемы (несоответствия имеющегося и желаемого);

  • средства достижения желаемого результата;

  • целевые группы, в отношении которых проект изменяет условия их жизнедеятельности;

  • цель и задачи проекта;

  • гипотезу проекта;

  • ресурсная база проекта;

  • проектируемый результат (продукт) проекта;

  • критерии оценки соответствия планируемого и фактического результата;

  • влияние проекта на изменение внешних и внутренних условий, состояния участников проекта.



Вся деятельность по созданию индивидуального проекта обусловлена использованием трех групп методов научного познания:

  • теоретических (анализ, синтез, сравнение, установление аналогий, формулирование выводов и др.);

  • эмпирических (опрос, анкетирование, получение экспертных оценок, экспериментирование, проведение опытов и др.);

  • математических (расчет средних, коэффициента корреляции, построение гистограмм и др.).



На последних методах остановимся подробнее, ибо «В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики.“ ... „Никакая наука не укрепляет веру в силу человеческого разума так, как математика.“ (Иммануил Кант)

В нашем опыта обязательным условием для каждого индивидуального проекта является наличие в нем расчета коэффициента корреляционной зависимости.

Приведем пример расчета коэффициента корреляционной зависимости на конкретном примере. Несмотря на то, что соответствующая функция встроена в редактор Exel, все же расчет «вручную» позволяет решателю увидеть суть данного процесса, а полученный результат признать значимым фактов в научном исследовании.

Допустим, необходимо установить корреляционную зависимость среднего балла по всем текущим оценкам и итоговой оценки ученику по ряду предметов (Таблица 1).



Таблица 1

опыта

Предмет

Средний балл о всем оценкам,

Оценки за четверть,

1

Алгебра

4

5

20

2,3

8,2

2

Геометрия

3

4

12

-4,7

-0,8

3

Русский язык

4

4

16

2,3

-0,8

4

Литература

4

3

12

2,3

-7,8

5

История

3

3

9

-4,7

-7,8

6

Биология

5

4

20

11,3

-0,8

7

Химия

4

5

20

2,3

8,2

8

Физика

3

5

15

-4,7

8,2

9

Физкультура

3

4

12

-4,7

-0,8

10

Английский язык

4

4

16

2,3

-0,8


среднее

Среднее арифм.

Среднее арифм.

Среднее арифм.

СКО

СКО

*Округляем до десятых !

Находим коэффициент корреляции по формуле :

.

Проведем интерпретацию значения коэффициента корреляции (Таблица 2).

Таблица 1

Тип зависимости

Сильная корреляционная зависимость

Средняя корреляционная зависимость

Слабая корреляционная зависимость

r



Таким образом, между текущими оценками в четверти и четвертными оценками присутствует слабая корреляционная зависимость. Т.е. только сильные колебания одной из величин могут вызвать изменения другой величины.

Опыт показывает, что старшеклассники с большим увлечением используют расчет корреляционной зависимости между различными сопоставимыми группами показателей, например, - между оценками профессиональных и непрофессиональных экспертов в некоторой области.

Расчет корреляционной зависимости делает выводы автора проекта более научно грамотными, опирающимися на чисто формальные показатели.

Насыщая содержание образования деятельностными формами работы, мы формируем содержание курса «Индивидуальный проект» (Таблица 3).

Таблица 3

Деятельность по описанию того, «что есть»

Деятельность по конструированию того, «что надо»

Деятельность по описанию движения по пути от того, «что есть» к тому, «что надо»

  • общие представления о методах научного познания;

  • анализ как доминирующий метод научного познания (прокси-анализ; контент-анализ; sowt-анализ и др.);

  • создание информационной базы об объектах или процессах, в отношении которых имеются неудовлетворительные оценки;

  • систематизация информационной базы и отбор наиболее значимого объекта или процесса;

  • углубленное описание отобранного объекта или процесса;

  • конкретизация оценок в отношении отобранного объекта или явления.

  • описание желаемых требований к идеализированному состоянию объекта или явления;

  • теоретическое описание желаемого состояния объекта или процесса;

  • выделение в описании наиболее/наименее изменяемых характеристик объекта или явления;

  • обоснование последствий достижения идеализированного состояния объекта или процесса.

  • структура индивидуального проекта;

  • расширенные представления о методах научного познания;

  • изучение преобразующей сущности индивидуальных проектов (на примерах);

  • формы творческих продуктов с учетом изучаемых объектов или процессов;

  • частные требования к формам преобразующей деятельности (акциям, мероприятиям, теоретическим продуктам и др.);

  • особенности презентации индивидуального проекта.

Описанный нами подход позволяет построить содержание образования с учетом уточненного представления об индивидуальном учебном проекте.