СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении при работе с детьми с ОВЗ»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровье учащихся с ОВЗ тесно связано с состоянием школьной образовательной среды и личностью учителя. Учителю важно знать, как правильно организовать учебное занятие.. От выполнения гигиенических требований во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность.

Просмотр содержимого документа
««Особенности формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении при работе с детьми с ОВЗ»»







Дипломная работа

на тему: «Особенности формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении при работе с детьми с ОВЗ»









Выполнила:

Акуличева Мария Юрьевна,

учитель музыки,

первая квалификационная категория,

Филиал МБОУ Сокольской СШ

«Пелеговская ОШ»







с.Пелегово

2023год







Содержание

Введение 3-6

Глава 1. Теория и практика управления процессом формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательном

учреждении 7-24

    1. Концепт «здоровьесбережение» в системе наук 7-8

    2. Классификация здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ в системе образования 9-14

    3. Школьные факторы риска 15- 20

    4. Принципы организации образовательного процесса 21- 23

Выводы по первой главе 24

Глава 2. Особенности формирования здоровьесберегающей 25- 42

среды в филиале МБОУ Сокольской СШ «Пелеговская ОШ»

2.1. Готовность школы к здоровьесберегающей деятельности 25- 27

2.2. Реализация здоровьесберегающих технологий при обучении 28- 33 детей с ОВЗ (из опыта работы)

2.3 Использование здоровьесберегающих технологий на уроках 34- 40 музыки. ( Из опыта работы )

Выводы по второй главе 41-42

Заключение 43-44

Список использованных источников 45- 47

Приложение 48-49





Введение

Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. В условиях модернизации российского образования, а также в соответствии с ключевыми целями национального проекта «Образование», национального проекта «Здравоохранение», Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», «Концепцией развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, в том числе детей с инвалидностью, на период до 2025 года» , Конвенцией ООН «О правах инвалидов» (Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ) , Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» возрастает потребность в создании условий, способствующих психическому развитию и укреплению здоровья детей с ОВЗ . Одним из важнейших способов реализации положений, обозначенных в вышеуказанных документах, является внедрение принципов здоровьесбережения в образовательный процесс. Как показывает ряд исследований, создание здоровьесберегающих условий, формирование здоровьесберегающей среды в школе выступает важным фактором, позволяющим положительно и эффективно воздействовать на психическое развитие и адаптацию обучающихся с ОВЗ, их успеваемость. Современные реалии государственной политики таковы, что центральной фигурой образовательного процесса выступают ее субъекты: школьники, родители (законные представители), педагоги. Существующая нормативно-правовая база, материально-техническое оснащение, система образования обучающихся с ОВЗ, только ориентируясь на личность школьника с ОВЗ и других субъектов образовательного процесса, будут способствовать реализации полноценно функционирующей здоровьесберегающей среды. Комплексный и многофакторный вектор здоровьесберегающей среды образовательной организации является важнейшим условием социализации и интеграции детей с ОВЗ. При обучении детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению их здоровья. Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Одна из задач ФГОС НОО для детей с ОВЗ – это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия. Современные подходы к проблеме формирования здоровьесберегающей образовательной среды нашли свое отражение в работах Лазуренко С.Б., Соловьевой Т.А., Терлецкой Р.Н., КоновойС.Р. . Да и в педагогической литературе ведется разработка теоретико-методологических основ формирования здоровьесберегающей образовательной среды при работе с детьми с ОВЗ. В исследованиях Виленского М.Я., Резниковой Е.В., Будниковой Е.С.,Кожановой Е.С.,Болгаровой М.А. , Татарниковой Л.Г. раскрываются теоретико-методологические основы педагогики здоровья. Однако, несмотря на достаточную изученность данной проблемы, следует отметить, что ряд вопросов остаётся открытым, что подчёркивает необходимость её более основательного изучения. Неразработанность вопроса поиска наиболее оптимальных форм и методов организации деятельности по оздоровлению учащихся с ОВЗ в условиях школы обусловлена следующими противоречиями. С одной стороны, между высоким уровнем заболеваемости населения и необходимостью сохранения и развития здоровья учащихся; с другой стороны, между отсутствием системы работы в школе и необходимостью разработки программ по здоровьесбережению. Перечисленные противоречия обуславливают необходимость поиска новых, нетрадиционных путей организации школьников с ОВЗ в целях сохранения их здоровья, что и стало проблемой исследования. Актуальность исследования и проблемы обусловили выбор темы научно-практического исследования: «Особенности формирования здоровьесберегающей среды в образовательной организации при работе с детьми с ОВЗ». Цель исследования: проанализировать условия формирования и развития здоровьесберегающей образовательной среды в МБОУ Сокольской СШ филиала «Пелеговская ОШ». Объект исследования – здоровьесберегающая образовательная среда МБОУ Сокольской СШ филиала «Пелеговская ОШ». Предмет исследования – условия формирования и развития здоровьесберегающей образовательной среды МБОУ Сокольской СШ филиала «Пелеговская ОШ». Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть сущность понятия «здоровьесберегающая педагогика», «здоровьесберегающая образовательная среда» и «здоровьесберегающие технологии» при работе с учащимися с ОВЗ. 2. Выявить основные подходы к сохранению здоровья обучающихся в деятельности общеобразовательного учреждения, выделить факторы риска. 3. Определить сущность, формы и методы управления процессом создания здоровьесберегающей среды; 4. Рассмотреть условия формирования и развития здоровьесберегающей образовательной среды и опыт работы в МБОУ Сокольской СШ филиал «Пелеговская ОШ». 5. Выявить проблемы, связанные с формированием и развитием здоровьесберегающей образовательной среды и определить пути их решения. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 1. Теоретические методы - анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования. 2. Психолого-педагогические методы - изучение школьной, учительской и ученической документации, опрос (беседа, наблюдение) 3. Диагностические методы. Теоретическую основу исследования составили нормативно-правовые акты (указаны выше), Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, приказы, постановления, методические письма Министерства науки и образования России, Министерства здравоохранения России, органов местного самоуправления регионального и муниципального масштаба, локальные акты образовательного учреждения и др. Теоретические исследования формирования здорового образа жизни опирались на работы И.А. Аршавского, Нурлыгаянова И.Н. , Свиридовой Т.В. , Бруцкой К.А. , Дубровиной Е.А и др.















Глава 1. Теория и практика управления процессом формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

1.1.Концепт «здоровьесбережение» в системе наук Для современного образования проблема здоровьесбережения достаточно актуальна по ряду причин. Наиболее значимыми, из которых являются: рост школьников с ОВЗ и инвалидностью, диспропорция в наличии нормативных документов, регламентирующих образование данной категории обучающихся, и сложности их претворения в жизнь, изменения в философии и парадигме обучения школьников с ОВЗ. Современные подходы к проблеме формирования здоровьесберегающей образовательной среды нашли свое отражение в работах российских психологов. Первоначально указанная проблематика рассматривалась в контексте валеологического подхода. Так, Смирнов Н.К. говорит о валеологическом понимании образовательной среды, под которой подразумевает воспитание культуры здоровья и формирование здоровьесберегающих условий в образовательном учреждении. Тихомирова Л.Ф. подчеркивает необходимость выделения здоровьесберегающей педагогики как отдельной отрасли наук, цель которой заключается в сохранении здоровья детей в образовательном процессе, формировании компетенций в области здорового образа жизни, обеспечении каждому выпускнику оптимального уровня здоровья, позволяющего ему самореализоваться и адаптироваться. В своих методических рекомендациях по созданию в образовательной организации здоровьесберегающих условий, способствующих психическому развитию и укреплению здоровья детей с ОВЗ и детей- инвалидов авторы И. Н. Нурлыгаянов , Т.В. Свиридова , К.А. Бруцкая , Е. А. Дубровина указывают на то, что здоровьесбережение является комплексной проблемой, рассматриваемой рядом наук, что позволяет его трактовать как целенаправленную и научно- обоснованную систему, функционирующую на различных уровнях: макроуровне (факторы и условия здоровьесбережения), экзоуровне (здоровьесберегающая среда и пространство), мезоуровне (здоровьесберегающие технологии) и микроуровне (субъекты здоровьесбережения). Это дает возможность анализировать здоровьесбережение как матрицу, центральной фигурой которой является ребенок с ОВЗ. Осмысление этого факта позволяет реализовать субъектный подход к оценке качества образования. Таким образом, эффекты здоровьесберегающей среды образовательной организации оцениваются с позиции «действия внешнего через внутреннее», а результат детерминируется состоянием параметров образовательной среды, индивидуальными свойствами и личностными качествами обучающегося, что в совокупности проявляется в виде взаимосвязанных динамических изменений, содействующих эволюции системы, сохранению и укреплению здоровья, распространению ценностей гуманизма и толерантности, здоровьесбережению и самореализации личности. Здоровьесбережение в образовании – это комплексный раздел теории и практики, интегрирующий педагогические, психологические, медицинские, физиологические, юридические знания, направленные на сохранение и восстановление здоровья субъектов образовательного процесса.













1.2. Классификация здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ в системе образования

Внедрение новых педагогических и информационных технологий играет большую роль в повышении качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В первую очередь дадим определение понятию «технология». Технология — это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. (Данное определение предлагается Деркунской В.А.-канд.пед.наук) Что такое здоровьесберегающие технологии? Здоровьесберегающие технологии – это приемы и техники, направленные на сохранение и поддержание здоровья, профилактику болезненных состояний. Здоровьесберегающие технологии позволяют решить приоритетные задачи современного школьного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья, обеспечения эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в школе и семье. Использование здоровьесберегающих технологий обучения детей с ОВЗ позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей, но и повысить эффективность учебного процесса. В психолого-педагогической литературе имеется ряд классификаций здоровьесберегающих технологий. Одной из самых популярных является классификация Н.К. Смирнова, в которой выделяется несколько групп здоровьесберегающих технологий: медико-гигиенические, физкультурно- оздоровительные, экологические, обеспечения безопасности жизнедеятельности, образовательные технологии. Выделенные группы технологий дифференцируются в зависимости от приемов и методов, принципов и подходов к решению проблем. Остановимся подробней  на данной классификации. 1. Медико-гигиенические технологии. К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся с проблемами здоровья. Занятия по программе «Лечебная педагогика» должны проводиться под контролем и при участии медицинских работников. Создание в школе стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т.п. - тоже элементы этой технологии. 2. Физкультурно-оздоровительные технологии. Они направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций. З. Экологические здоровьесберегающие технологии. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях. 4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи - сохранение жизни, требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов - курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор. Здоровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на три подгруппы:

-   организационно-педагогические технологии , определяющие
структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах,
способствующих   предотвращению     состояния         переутомления, гиподинамии   и других дезаптационных состояний; - психолого-педагогические технологии , связанные с непосредственной   работой  учителя   на  уроке,   воздействием,   которое   он оказывает все 40 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса; -    учебно-воспитательные    технологии, которые    включают программы по обучению грамотной заботе о своем  здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно воспитательной    работы    со    школьниками    после    уроков, просвещение их родителей. Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы: -   социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии включают технологии, обеспечивающие  формирование  и укрепление    психологического    здоровья    учащихся, повышение    ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся     разнообразные социально-психологические   тренинги,   программы   социальной   и   семейной педагогики,   к   участию   в   которых целесообразно   привлекать   не   только школьников, но и их родителей, а также педагогов;

-   лечебно-оздоровительные технологии составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодейст­вовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. По мнению Сонькина В.Д., здоровьесберегающие технологии - это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным
возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Типы  технологий - Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания) - Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия) - Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла) - Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.).



























1.3. Школьные факторы риска

Здоровье - основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и полностью овладеть школьной программой без чрезмерного напряжения. Снижение уровня здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении, особенно если в школе не созданы условия для нормальной жизнедеятельности организма ученика. Современная школа с её повышенными физическими и психическими нагрузками зачастую оказывает на ослабленный организм детей особенно резкое отрицательное воздействие, вызывая дезадаптацию, хроническое переутомление, провоцируя рост заболеваний. Обозначенные проблемы здоровья современных детей и подростков с ОВЗ нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое место и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе, которая может и должна сделать образовательный процесс здоровьесберегающим. Как правило, дети с ограниченными возможностями затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды, отличаются проблемами эмоционально-личностного развития. Все это приводит к дисгармонии детей с ограниченными возможностями с социальной средой. Кроме того, дети с особыми потребностями, обучающиеся в общеобразовательных школах, зачастую испытывают психологический дискомфорт, который по мере взросления ребенка может усиливаться и превратиться в травмирующий фактор. Таким детям нужна специализированная психолого-педагогическая помощь для нормальной адаптации в среде сверстников.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выявить школьные факторы риска, которые негативно ска­зываются на росте, развитии и здоровье детей, но и проранжировать их по значимости и силе влияния. К основным психологическим факторам риска у детей с ограниченными возможностями относятся:     - длительная психическая депривация; - соматическая ослабленность ребенка; - нарушение темпов и качества формирования отдельных психических функций; - трудности, испытываемые при формировании учебных действий, - двигательные нарушения; Все названные психологические факторы риска представляют угрозу для личностного благополучия детей с ограниченными возможностями здоровья. В частности, несостоятельность в учебной деятельности может привести к нарушениям школьной дисциплины, повышенной конфликтности с окружающими людьми. Усиление факторов риска для психологического здоровья учащихся с особыми потребностями может привести к формированию асоциального поведения, что может способствовать возникновению нервно-психических и психологических расстройств. Психологические факторы риска у детей с ограниченными возможностями отрицательно влияют на развитие познавательной сферы и межличностного общения, приводят к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними.  Чтобы избежать многих проблем, необходима профилактика психологических факторов риска у детей с ограниченными возможностями здоровья, которая предполагает: - систематическое наблюдение за учащимися; - изучение интересов, склонностей и способностей обучающихся; - вовлечение учащихся с особыми потребностями в культурно-массовую и оздоровительную среду; - интеграция детей с ограниченными возможностями в школьную жизнь наряду со здоровыми сверстниками; - создание ситуаций самореализации, самовыражения и раскрытия личностного потенциала у детей с ОВЗ; - формирование жизненных устремлений у детей с ОВЗ.  Одной из ведущих форм профилактической работы является организация совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов. Сотрудничество школы и семьи является решающим фактором профилактики психологических факторов риска у детей с ограниченными возможностями здоровья.  У детей с ограниченными возможностями важно развивать полезные интересы и высшие духовные ценности. Профилактика психологических факторов риска у таких учащихся осуществляется и непосредственным включением в деятельность школы и класса наряду со здоровыми сверстниками. Она подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка. Ребенок с ограниченными возможностями должен иметь достаточно возможностей для пробы сил в разных, значимых для него видах деятельности, освоении необходимого социального опыта. Не менее важным в воспитательно -профилактической деятельности педагогов является формирование будущих жизненных устремлений подростков с ограниченными возможностями, связанных с профессиональной ориентацией, с выбором и освоением будущей профессии.  Профилактика психологических факторов риска у детей с ограниченными возможностями здоровья должна быть направлена на передачу социального опыта от поколения к поколению, т.е. социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо создание условий для интеграции таких учащихся в нормально развивающуюся социальную среду, формирование самооценки, нравственно-правового сознания и социального поведения.  Существуют различные формы профилактической работы по предупреждению психологических факторов риска у детей с ограниченными возможностями здоровья: - организация социальной среды - информирование; - активное социальное обучение социально-важным навыкам; - активизация личностных ресурсов; - организация здорового образа жизни. Я применяю данные формы профилактической работы по предупреждению психологических факторов риска у учащихся с ограниченными возможностями как учитель в своей педагогической деятельности. По профилактике психологических факторов риска детей с ограниченными возможностями здоровья с целью расширения инклюзивного пространства школы можно дать следующие методические рекомендации: - создание ситуаций для самовыражения и самореализации детей с ограниченными возможностями. - разработка и реализация социально значимых проектов с участием детей с ограниченными возможностями. - создание в условиях инклюзивной школы эффективных условий для интеграции детей с ограниченными возможностями в школьную жизнь наряду со здоровыми сверстниками.    Самое главное в процессе профилактики и предупреждения психологических факторов риска у детей с ограниченными возможностями – эмоционально поддерживать каждого такого ребенка, интересоваться его проблемами (особенно психологическими), дарить ему любовь, относиться к нему как к равноправному члену школьного коллектива. Важно отметить, что в организации учебного процесса в школе нет мелочей, все значи­мо, все сказывается на состоянии и здоровье ребенка, также сказываются и гигиенические условия обеспечения учебного процесса, такие как: -условия освещённости; -воздушно-тепловой режим; -воздействие шума; -санитарно-гигиеническое состояние школы; -экологические факторы; -гигиенические требования к использованию мультимедийных средств обучения; -организация питания школьников; -требования к школьной мебели. Все эти условия регламентированы Санитарными правилами и нормами, но еще не реализованы в большинстве школ России. Все вышеперечисленные школьные факторы риска можно разделить на две категории: 1. Корректируемые – действия, которых можно в некоторых случаях урегулировать; 2. Устранимые – негативное действие которых можно снять или нейтрализовать. Существует также категория неизбежных факторов риска. К ним относят эндогенные факторы (возрастные, половые, наследственные), а также экзогенные внешкольные факторы (экологические и экономические). Мы обязаны учитывать неизбежные факторы, но мы не имеем возможности на них воздействовать. Итак, в комплексе перспективных мер, направленных на снижение (или исключение) влия­ния школьных факторов риска можно выделить три направ­ления: • научное и научно-методическое, решающее комплекс научных, теоретических и ис­следовательских задач, определяющих физиологические и психофизиологические ос­новы здоровьесберегающей деятельности; • прикладное, решающее комплекс практических (прикладных) здоровьесберегающих задач современной школы; • организационное, определяющее организационные формы и управленческие решения организации, контроля и оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Исходя из вышеперечисленных школьных факторов риска, мы можем выделить следующие принципы здоровьесбережения в образовательном учреждении при работе с детьми с ОВЗ.



























    1. Принципы организации образовательного процесса


Принципы организации образовательного процесса – это те основополагающие начала, вокруг которых выстраиваются ценности и цели педагогов и руководства образовательной организации. Исследование принципов организации образовательного процесса в условиях инклюзивного образования весьма актуально. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, имеющие функ­циональные ограничения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней (окружающей) среды к их особым нуждам, из-за негативных стереотипов, предрассудков в отношении общества к инвалидам в целом. Категория детей с ограниченными возможностями здоро­вья представлена детьми с различными по степени сложности, характеру отклонениями психическом или физическом развитии (нарушения и задержки развития слуха, зрения, речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, процессов коммуникации). Принципы, которых придерживаются руководители и педагоги образовательных организаций при работе с детьми с ОВЗ, включают в себя: Принцип гуманности, предполагающий соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленные Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважении чести и достоинства личности ребёнка, педагога. Принцип личностно-ориентированного подхода, состоящий в признании индивидуальности каждого ребёнка; обучение выступает как средство развития личности каждого обучающегося, воспитанника; самореализация как процесс раскрытия и развития природных возможностей, задатков каждого ребёнка.

Принцип коррекционно-развивающего компенсирующего обучения и воспитания, состоящий в интеграции действий педагогов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребёнка с ОВЗ на всех этапах обучения в школе. Принцип сотрудничества, который регулирует построение взаимоотношений в школе на основе  взаимного уважения и доверия учителей, учеников и родителей.  Принцип целостности деятельности школы на основе единства процессов коррекции, развития, обучения и воспитания обучающихся, воспитанников. Принцип научности, предполагающий развитие у обучающихся понимания места и роли человека в современном мире; создание эффективной системы научно-методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции. Принцип программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы. Принцип вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы; использование различных методик и технологий с учетом изменений социального заказа, потребностей и интересов участников образовательного процесса. Принцип эффективности социального взаимодействия, который предполагает формирование у обучающихся, воспитанников навыков социальной адаптации, самореализации. Принцип индивидуализации включающий всесторонний учёт уровня развития способностей каждого ребёнка, формирование на этой основе личных программ стимулирования и коррекции развития обучающихся; повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ребёнка.

В настоящее время дистанционное образование является неотъемлемой частью образования детей с ОВЗ и становится реальной возможностью для обучения в индивидуальном режиме независимо от места и времени; получить образование по индивидуальной траектории в соответствии с принципами открытого образования дистанционное образование призвано реализовать права человека на непрерывное образование и получение информации. Таким образом, можно сделать вывод, что при организации образовательного процесса в условиях инклюзии необходимо придерживаться его основополагающих начал – принципов, которые формируют ценности, цели и задачи образования в условиях инклюзии.




















Выводы по первой главе

Изучение и анализ литературы позволили сделать вывод, что под здоровьесбережением участников образования следует понимать решение образовательных задач с учетом состояния их здоровья и с целью его сохранения, а, по возможности, укрепления. Обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в школе и семье. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса, позволяет педагогу строить процесс обучения с учетом физиологических и психических особенностей организма; учитывать индивидуальные особенности детей; обеспечивать достаточно высокий уровень мотивации; своевременно предупредить переутомление.





















Глава 2. Особенности формирования здоровьесберегающей среды в филиале МБОУ Сокольской СШ «Пелеговская ОШ»


2.1. Готовность школы к здоровьесберегающей деятельности

На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека приобретают особое значение.

В МБОУ Сокольская СШ и филиалах созданы необходимые условия для сбережения здоровья и формирования экологической культуры учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся (СанПиН 2.42.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010г.№189). Во всех учебных кабинетах установлены современные светильники. Подбор школьной мебели осуществляется с учетом возраста и роста учащихся.

Важную роль в создании здоровьесберегающей среды играет организация полноценного питания детей. В школе и филиалах работают столовые, позволяющие организовывать горячие завтраки и обеды обучающихся. В школе организован питьевой режим. В школе и филиалах работают оснащенные спортивные залы, в которых проводятся занятия физической культуры. Залы укомплектованы необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарем. При благоприятных погодных условиях уроки физкультуры, некоторых других предметов, перемены в середине учебного дня, внеклассные мероприятия проводятся на улице. Для этого на школьном участке имеются спортивные площадки.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. Организация образовательного процесса в МБОУ Сокольская СШ и филиалах строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) (СанПиН 2.4.22821-10).

Система физкультурно – оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.

По итогам профилактических осмотров и определения физической подготовленности учащихся ежегодно подразделяются на медицинские группы для занятий физкультурой: основную, подготовительную и специальную. Эти данные отражаются в Листках здоровья классных журналов.

Психологом и педагогами проводится работа по изучению адаптации к школе первоклассников и адаптации к среднему звену учащихся 5х классов.

Таким образом, педагоги, воспитатели, школьные психологи должны обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать из них те, которые обеспечивают в данных конкретных условиях успех конкретного обучающегося. Это касается не только уроков физической культуры, но и других учебных предметов, воспитательной работы, психологической и медицинской службы учебного заведения.

Сущность здоровьесберегающего занятия состоит в том, что оно обеспечивает ребёнку и педагогу сохранение и увеличение их жизненных сил, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни. При обучении детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению их здоровья .
Использование здоровьесберегающих технологий позволяет учителю строить процесс обучения с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма; учитывать индивидуальные особенности учащихся; обеспечивать достаточно высокий уровень мотивации; своевременно предупредить  переутомление. Для того чтобы урок отвечал здоровьесберегающим требованиям, необходимо выполнение ряда организационно-педагогических мероприятий: - плотность урока не должна превышать 80%; -  чередование видов учебной деятельности, продолжительность вида   деятельности не более 10 минут; - проведение физкультминуток; - режим смены динамических поз; - использование зрительной, пальчиковой, дыхательной гимнастики,  элементов самомассажа; - личностно-ориентированный подход в обучении; - соответствие используемых методических  приемов возрастным и функциональным возможностям школьников, использование игровых технологий. Необходимо найти  оптимальное комплексное использование оздоровительных мероприятий, которые позволят снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность детей с ОВЗ, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

2. 2. Реализация здоровьесберегающих технологий при обучении детей с ОВЗ (из опыта работы)

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. Здоровьесберегающие технологии  эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий. В своей работе я использую следующие здоровьесберегающие технологии:   Игры. Игры призваны решать не только учебные задачи. Подвижные и спортивные игры являются важнейшим ежедневным занятием с детьми с ОВЗ. Предусмотренные планированием игры провожу на уроках, ГПД. Игры способствуют не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья детей. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания. Релаксация – специальный метод, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник. Способствует снятию напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов с музыкальным и словесным сопровождением. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными. Проводятся в любом подходящем, проветриваемом помещении. Длительность зависит от индивидуальных особенностей нервной системы детей. Релаксация  проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы. Сказкотерапия. Многие игровые технологии, применяемые на занятиях, сопровождаю сказками, которые придумываю сама и дети. Это способствует освоению навыков общения, целенаправленного слухового восприятия, развитию мышления, речи, памяти. Учитель должен создать такие условия, при которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), учится находить решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы. Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты. Динамические паузы способствуют снижению утомляемости у детей между двумя видами непосредственной образовательной деятельности. В результате активизируется мышление и повышается умственная работоспособность. Физкультминутки провожу во время организованной образовательной деятельности, их длительность составляет 3-5 минуты;  в форме разнообразных комплексов физических упражнений (6-8 упражнений) с выходом из-за столов. Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся. Артикуляционная гимнастика. Её целью является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционную гимнастику целесообразно проводить с детьми начиная с трехлетнего возраста. Желательно проводить на каждом уроке. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения. Пальчиковая гимнастика — применяю на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук. Пальчиковая гимнастика направлена на повышение работоспособности коры головного мозга, развитие активной речи ребенка. Рекомендуются детям с речевыми проблемами. Выделяют следующие виды пальчиковой гимнастики. 1) Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. 2) Игры с природным, бросовым материалом (горох, фасоль и т.д.). 3) Игры с пособиями (игры-шнуровки, игрушки с прищепками, пальчиковый театр). Развитие мелкой моторики проводятся ежедневно. Гимнастика для глаз. Время — 2-3 минуты. Упражнения для глаз проводятся с целью: - укрепления глазных мышц нарушений зрения, переутомления; - снятия напряжения; - общего оздоровления зрительного аппарата. Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма. Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя, при выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе). Детям с нарушением зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы. Провожу в ходе интеллектуальных занятий, а также в любое свободное время для снятия зрительной нагрузки. Дыхательная гимнастика - это система упражнений на развитие речевого дыхания. Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:

- насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме; -повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы; - нормализации и улучшение психоэмоционального состояния организма; -развитие силы, плавности и длительности выдоха. В работе с детьми использую дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом и вдохом через нос. Оборудование для развития дыхания, является частью развивающей предметно-пространственной среды (вертушки, мыльные пузыри, игрушки-тренажеры). Физкультурные занятия провожу в соответствии с программными требованиям. Они помогают :-усилить глубину и устойчивость чувств; -разгрузиться от излишних переживаний, проявив свое эмоциональное состояние. Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям. Музыкотерапия и звукотерапия (лечение звуками природы). Технология музыкального воздействия позволяет корректировать эмоциональный фон ребенка. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей и влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). При использовании музыки необходимо помнить об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Технологии эстетической направленности. Сюда отношу походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка. Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей. Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению. Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках. Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, стремимся к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов. Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению. Работа с родителями. Непрерывность действия здоровьесберегающих технологий невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям. В своей работе я затронула лишь самые популярные и общедоступные здоовьесберегающие технологии, которые использую во время организации учебного процесса.


















2.3 Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки

Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология.

Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников с ОВЗ. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию. Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный энергетический тонус обучающихся.

Оздоровительные моменты, применяемые мною на уроке музыки – это физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Целью оздоровительных моментов является отдых центральной нервной системы, профилактика утомления, нарушения осанки, зрения. Начинаю урок в начальной школе всегда с музыкального приветствия, что является своеобразной распевкой и эмоциональным настроем.

На уроках музыки большое внимание уделяю пению, где дети овладевают основными приемами вокально-хоровой техники. Это дает возможность выразительно исполнять песни, различные по характеру. Например, в песне “Почему медведь зимой спит” на слова А.Коваленкова, музыку Л.Книппера 1 куплет исполняется спокойно (идет рассказ автора), затем медленно, тяжело и переваливаясь (изображается медведь); 2куплет – громко, суетливо (медведь испугался и влез на сосну), и назидательно (дятел поучает медведя); 3 куплет – колыбельная (медведь спит в берлоге). У детей расширяется диапазон, вырабатываются ансамблевые, интонационные навыки, техника хорового пения (например, пение в быстром темпе, четкое проговаривание скороговорок, различные виды дыхания – быстрый, короткий вдох, пользование цепным дыханием). Вокально-хоровая работа способствует развитию и совершенствованию голоса каждого учащегося, и в результате повышаются чисто голосовые, звуковые качества.

Пение благотворно действует на бронхо - лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а, по утверждению ученых, от этого зависит работоспособность человека. А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков.

• звук “а - а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу;

• звук “о - о” оздоровляет среднюю часть груди;

• звук “о - и - о - и” массирует сердце;

• звук “а - у - э - и” помогает всему организму в целом.

Наряду с основными формами музыкальной работы с детьми в начальных классах и в среднем звене использую виды арт-терапии:

Фольклорная терапия. На своих уроках я знакомлю детей с русскими народными песнями. Фольклорная терапия – это естественная система арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов.

По своему опыту могу сказать, что исполнение народных песен не только доступно детям, но и вызывает у них желание подыграть на музыкальных инструментах, вовлекает всех детей в творческий процесс, высоко активизирует их внимание. Наблюдая за детьми во время урока, я вижу по их лицам, какое чувство удовлетворения они получают от своей работы, как они загораются желанием научиться создавать прекрасное.

Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка (улыбкотерапия). Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей.

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов. Дети, особенно младшие школьники, очень любят быть волшебниками. Почему сказка любимый детьми жанр? Наверное, потому, что она несет в себе самое важное психологическое содержание. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Поэтому программа по музыке включает в себя множество музыкальных шедевров на основе сказок. Это произведения таких великих композиторов как М.И. Глинки, композитора-сказочника Н.А. Римского Корсакова, П.И. Чайковского, норвежского композитора Э. Грига и других композиторов. Но как бы велико ни было значение сказки для поддержания душевного мира детей, не одна она используется в качестве терапевтического средства на уроках музыки. Тем и хорош этот урок, что он соединяет воедино многие искусства. Во время слушания музыки допускаю свободную посадку за партой, использую приём «слушание с закрытыми глазами» для лучшего восприятия музыки. При повторном прослушивании использую репродукции картин художников, фотографии, видеосюжеты, заранее подготовленные и связанные с содержанием музыкального произведения. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что такое восприятие произведений искусства положительно влияет на их психоэмоциональное состояние. После прослушивания музыкальных произведений стараюсь выслушать каждого, желающего высказать своё впечатление.

Ритмотерапия - танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. На уроках музыки использую простейшие движения, которые можно использовать в стенах кабинета, за партами. Эти движения понятны и доступны всем обучающимся:

-марширование;

-движение рук (фразировка);

-элементарные танцевальные движения;

-игра на воображаемых музыкальных инструментах;

-условное (графическое) изображение музыки;

-«свободное дирижирование».

Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

На уроках, где преобладает устная работа, для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, (логоритмическая гимнастика) примерно через 15-20 минут от начала урока или по мере необходимости. Это могут быть песни-игры, такие например, как всем известная и очень любимая детьми, «Если весело живётся».

С учащимися первых, вторых классов исполняем песенку «У оленя дом большой» с двигательным показом. Очень нравится ребятам песня-игра «Бабка Ёжка» и одноимённый танец, исполняемый детьми, где в проигрыше они произносят залихватское «У-ух!». Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере. Ритм вальса оказывает успокоительное воздействие. Быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе, мягкие ритмы успокаивают. Активизируя в целом организм детей , содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально – ритмические минутки способствуют улучшению здоровья. Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой. Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню. Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. Музыкальный материал здесь выступает в качестве фона, не требующего специального вслушивания, осмысления, переживания содержания звучащего сочинения. Здесь музыка выполняет функцию катализатора эмоциональных процессов. Фоновая музыка результативна во время релаксационных процедур, бесед, свободного рисования усиливает вовлеченность детей в процесс работы.

Цветотерапия. (рисуночная терапия)Звук является первоосновой музыкального искусства, в то время как цвет-изобразительного. Взаимосвязь этих «первоэлементов» в музыкально-образовательном процессе устанавливается с помощью метода художественных ассоциаций и служит не только для формирования музыкального восприятия школьников с ОВЗ, но и первоначальный представлений о единой природе искусства и целостной художественной картине мира. Игра – «Цветные сны». В положении сидя после напряженной работы, учащиеся закрывают глаза, прикрывают их ладонями и опускают голову. Учитель называет цвета, а учащиеся стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем – то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце). Выборочно подхожу к детям, касаюсь их плеча и спрашиваю о том, что они увидели. Затем называю другой цвет. Длительность цикла – 15-20 сек, общая продолжительность – 1 мин.

• желтый – стимулирует умственную деятельность;

• зеленый – умиротворяет, успокаивает;

• голубой – снижает кровяное давление, успокаивает;

• синий – располагает к серьезности, строгости в поведении;

• фиолетовый – возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;

• черный в небольшой дозе – сосредотачивает внимание.

В конце каждого урока провожу рефлексию. Её можно совместить с пальчиковой гимнастикой: Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, ребенок отвечает на вопросы:

• Мизинец. Какие знания, опыт я сегодня получил?

• Безымянный. Что я делал и чего достиг?

• Средний. Какое у меня настроение? • Указательный. Кому я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал? • Большой. Что я сделал для своего здоровья? Комплексы упражнений должны меняться. Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся с ОВЗ, в формировании их мировоззрения. Через чувства, эмоции, самореализация личности ребенка происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности и поэтому обогащение учащегося опытом эмоционального отношения к действительности является важнейшим аспектом духовного развития ребенка – его духовного здоровья. Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни – к этому стремлюсь я в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. Конечно, задачу сохранения здоровья детей с ОВЗ не под силу решить одному педагогу. Но, если каждый из нас, учителей, задастся этой целью, и будет стремиться к ней; выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.













Выводы по второй главе

Основными направлениями здоровьесберегающей деятельности нашей школы являются:

1) рациональная организация образовательного процесса;

2) организация физкультурно-оздоровительной работы;

3) просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование осознания ценности здоровья и здорового образа жизни;

4) организация системы просветительской и методической работы с педагогами и родителями;

5) медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся.

Важными перспективными направлениями развития школы является не только отработка отдельных направлений деятельности, но и целенаправленное комплексное формирование успешной, всесторонне развитой личности учащихся с ОВЗ, воспитание ценностных ориентаций и отношения, обеспечивающего ответственное поведение и овладение культурой моделирования собственного образа жизни, выработку экологически грамотной социально значимой позиции. Важен системный подход, системная комплексная работа школы. Анализируя проделанную работу по сохранению здоровья учащихся, можно подвести следующие итоги:

- в школе создана единая система организации (модель) здоровьесберегающего образовательного пространства, основу которой составляют механизмы внутреннего взаимодействия;

- разработан комплекс мероприятий по профилактике здоровья, тематика классных часов; - реализуется и совершенствуется система обучения руководителей, педагогов школы по проблемам сохранения и развития здоровья участников образовательного процесса;

- сформирована стратегия деятельности управленческой структуры школы в аспекте здоровьесбережения;

- активно создается система мониторинговых исследований состояния здоровья обучающихся, которая позволит более результативно строить всю систему здоровьесберегающей деятельности; - формируется новая идеология отношения к здоровью, культуре здорового образа жизни.
































Заключение

Изучение исследований Лазуренко С.Б., Соловьевой Т.А., Терлецкой Р.Н., Коновой С.Р. , Абаскаловой Н.П., Зверковой А.Ю, Виленского М.Я, Вишневского В.А., Зайцеа Г.К., Ильюшенкова В.В., Ирхина В.Н., Казина Э.М., Калачёва Г.А., Литвиновой Н.А, Лищук В.А., Мосткова Е.В., Татарникова Л.Г и других авторов, позволяет выявить содержание процесса управления формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. Школа со здоровьесберегающей сре­дой – прежде всего, такое образовательное учреждение, в котором должны быть методики обеспечения психолого-медико-социального сопровождения учащихся с ОВЗ на каждом возраст­ном этапе, постоянная диагностика состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни школьника, реабилитационная работа по медицинским пока­зателям каждого индивидуума, методики включения учащихся в здоровьесберегающую деятельность. Формирование здоровьесберегающей среды – одно из наиболее востребованных и перспективных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Важную роль в решении данной проблемы играет материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Создание здоровьесберегающей среды следует понимать как создание соответствующей материально-технической базы для активизации учебного процесса и внедрения результативных здоровьесберегающих образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии в основном основаны на улучшении физкультурно-оздоровительной работы, совершенствовании системы питания. Положительное влияние такой деятельности на здоровье учащихся очевидно. Здоровье учащихся с ОВЗ тесно связано с состоянием школьной образовательной среды и личностью учителя. Учителю важно знать, как правильно организовать учебное занятие. От выполнения гигиенических требований во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность, предупреждать преждевременное утомление. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние учителя, его здоровье, а это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние здоровья учащихся. Проведённые в МБОУ Сокольская СШ исследования и анализ школьных факторов риска показали, что большинство проблем здоровья обучающихся с ОВЗ решается в ходе ежедневной практической работы учителей, то есть связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо в собственной педагогической деятельности использовать все резервы для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Таким образом, поставленная в дипломной работе цель достигнута, задачи решены, результаты позволяют определить оптимальные подходы к устранению выявленных слабых сторон управления здоровьесберегающей средой в образовательном учреждении.

















Список использованных источников

1. Конвенция ООН «О правах инвалидов» .Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ 2. Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, в том числе детей с инвалидностью, на период до 2025 года. 3. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» 4. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 5. Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. – 157 с. 6. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – 224 с. 7. Авалуева Н.Б., Алексеева А.С., Алиева Э.Ф. Система оценивания субъективного благополучия российских школьников: теоретико-методологическое обоснование // Сибирский психологический журнал. – 2022. – № 83. – С. 100-121. 8. Антонова Н.А., Ерицян К.Ю., Цветкова Л.А. Субъективное благополучие подростков и молодежи: концептуализация и измерение // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2018. – № 187. – С. 69-78. 9. Аркатова Л.Р. Лонгитюдный метод в диагностической работе учителя математики с обучающимся надомного обучения // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 69. – С. 341-347.

10. Аркатова Л.Р. Система индивидуальной работы учителя с учеником при надомном обучении // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 51. – C. 341-346. 11. Архиреева Т.В. Субъективное благополучие младших школьников // Вестник Новгородского государственного университета. – 2017. – № 4 (102). – С. 13- 16. 12. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2009. –№ 5. – С. 6-11. 13. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Альбицкий В.Ю., Терлецкая Р.Н. Состояние здоровья детей современной России (Серия «Социальная педиатрия», выпуск 20). – М.: ПедиатрЪ, 2018. – 120 с. 14. Баскакова М.Е. Проблема доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве. – М.: Актуарная компания, 2012. – 212 с. 15. Бисахалова Л.Н. Теоретические основания организации надомного обучения и воспитания детей // Матрица научного познания. – 2022. – № 2-2. – С. 82- 85. 16. Брушлинский А.В. Психология субъекта. – М.: Институт психологии РАН; СПб.: Алетейя, 2003. – 272 с. 17. Будаева Н.А. Разработка и оформление индивидуального образовательного маршрута. Методическое пособие / под общей ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. – М.: АНО Ресурсный класс, 2015. – 34 с. 18. Быкова И.С., Краснощекова И.В., Якиманская И.С. Отношение к болезни у родителей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья): постановка проблемы // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – № 1. – C. 36.

19. Быстрова Н.В., Уракова Е.А., Коротеева О.Д. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63-1. – С. 47-50. 20. Веретенникова В.Б. Развитие базовых компетенций педагогов и родителей в социальном партнерстве семьи и дошкольной организаций // В.Б. Веретенникова, О.Ф. Шихова // Вестник ИжГТУ. – 2018. – Т. 21. – № 1. – С. 140-145. 21. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие. – М.: Юрайт, 2017. – 343 с. 22. Водяха С.А. Особенности психологического благополучия старшеклассников // Психологическая наука и образование. – 2013. – Т. 18. – № 6. – С. 114-119. 23. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-1 О "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» 24. Устав школы и локальные акты













Приложение