1.7 Особенности функционирования мифа в обществе и образовании
Важный вопрос о функциональном статусе мифа как особого способа освоения реальности, присутствующего в той или иной степени и в образовательной практике индивида, в особенности неформальной. Как целостная дорефлективная форма сознания – миф – имеет четко увязанные друг с другом функции; как замкнутая самодостаточная мифологическая система, он отвечает на обыденном уровне сознания на все вопросы и удовлетворяет все его потребности. В этом смысле миф носит характер полифункциональности – целостности и взаимосвязанности всех его функций, как по отношению к обществу в целом, так и в отношении конкретно к образованию. Мифу присущи следующие функции:
Социально-практическая. Все функции подчинены фактически одной – социально-практической, отвечающей за организацию целостности и единства коллектива через самоидентификацию индивида с социальной общностью, с государством, с природой с тотемом, с историческими событиями, ради осознания себя частью единого живого целого организма. Она осуществляет сплоченность и монолитность человеческого рода в первую очередь с целью обеспечения выживаемости и самоутверждения её в социально-природной среде Миф выступает здесь как основной способ социальной связи между людьми, форма организации и регуляции, которая позволяет осуществлять совместные действия по достижению целей своего существования. Достижение социально-интегративного единства и целостности мифологического социума достигается путем обезличивания социальных отношений, полного поглощения коллективом индивида, отчужденности их друг от друга. Эта функция имела конструктивный характер для установления человеческой социальности, для закрепления в социальной системе и в мифе установок на преодоление зависимости от природы. В современной ситуации данная функция оформляет ложное или превращенное ценностно-групповое сознание подросткового коллектива с целью достижения группой социально (асоциально)-коллективного успеха. Так, в молодежных группах, мифологемы отдельных культов – силы, техники, отрицания Бога формируют субкультурное единство металлистов, рокеров, сатанистов.
Идеолого-прагматическая функция существенно необходима для стабилизации в мифологической картине мира существующего положения вещей как вечных и незыблемых, для оправдания и легитимации сложившихся систем власти, социально-политических институтов, для освящения их духовной санкцией, а также для поддержания порядка. Мифология выступает здесь как метод и содержание идеологически- латентного воздействия на общественное сознание. В политической сфере социальная мифология есть «метод и содержание идеологического воздействия на общественное сознание, характеризуемое ложным, превратным толкованием фактов»1.
Мифология, существуя как нижний этаж идеологии, потребляется обыденным сознанием, оформляет маргинальную социальность, в том числе и криминальную. Это «ложное сознание» в идеологии (К. Маркс) является серьезной проблемой в образовании.
Мнемотически-ориентировочная функция. После регулятивной, второй по значимости является функция отражения, оформляющая человеческое самосознание, конституирующая общность в языковом, этническом, культурном отношении. Миф понимается здесь как определенного рода организованная система образов, впечатлений окружающей среды, занимающего по мнению психологов доминирующее место в правом полушарии головного мозга человека, отвечающего за бессознательное, образное отражение мира. Она возникла при переходе от эмоционально-ориентировочного способа освоения действительности к чувственно-практическому, эмоционально-ценностному способу и тесно связана с возникновением языка. Она развивала воображение человека, ассоциативно-бессознательное взаимообщение с миром как носителя коллективной традиции, мнения, ценностей. Основная память древнего человека была эйдетическая, мгновенно-образная и передача информации носила суггестивно-иконический, больше невербальный характер. Функция памяти ослабляется с появлением письменности, когда миф деперсонализируется, отрывается от сказителя мифа, становится субъектно-отчужденным от человека частью письменного текста. В связи с развитием социальных отношений, с возникновением теоретического мышления ослабляется строгая ориентация мифотрадиционалистского сознания на привязку к ритуалу, обряду, обычаю. В настоящее время эта функция играет значимую роль в менталитете общества и в образовательной практике в качестве сохранения культурных и гносеологических стереотипов.
Познавательная (объяснительная, когнитивная, этиологическая). Познавательный аспект присутствует уже на эмоционально -ориентировочной ступени освоения реальности, но как самостоятельная функция сознания, он оформляется при становлении познавательной деятельности, как осознанного рефлективного отношения к действительности и относится уже к периоду разложения мифологического сознания. Миф функция – это не столько познание, сколько освоение мира, переживание миросозидания творимой истории через его мирочувствие, субъктивно-субъективное отношение к миру. Превалирование этого типа освоения мира в архаичные времена и в раннем детстве, привело Гегеля к мысли назвать миф «педагогикой» человеческого рода. Освоение гораздо шире познания потому, что оно включает в себя не только духовно-теоретический уровень (познание), но и духовно-практический (миф, искусство) и практический (технология) уровень производства и отношения к реальности. Если познание выступает как процесс извлечения информации из объектов, то духовно-практическое освоение мира характеризуется извлечением сущностных сил человека и их опредмечиванием в виде очеловеченной действительности.
Здесь на первом плане оказывается не отражение мира, как в познании, хотя в мифе оно присутствует как символически-практическое, а духовное производство, направленное на очеловечивание объектов мира и взаимодействие, манипулирование с очеловеченными объектами. Особенность познавательного аспекта мифа в представлении всех объектов как живых символов-знаков, так называемый вещный символизм. Опираясь на эмпирическое, эмоционально-чувственное мышление, миф как социально-традиционалистская и поэтически-индивидуалистская форма познания развивает пластические, чувственно-воображаемые способности постижения мира, направлена на развитие некоего чисто мистического внепонятийного понимания мира. Познавательный исток мифотворчества – ввести в разум что-то поначалу ему недоступное, увидеть порядок там, где непосредственно созерцать его невозможно, не отступая от чувственной сферы – это и значит создать миф. Эвристическая сила мифа кроется в способности просто и убедительно связывать факты в систему, предсказывать новые факты той же природы. Данная проблема – иррационального отражения в мифе и его эвристическая сила – оборачивается в образовании препятствием на пути формирования культуры диалектического мышления.
Мировоззренческая. Миф является одним из четырех типов мировоззрений, наравне с философией, религией, наукой. Он создает на основе коллективно-бессознательного творчества обнадеживающую картину мира, целостно замыкающую сознание человека на опыте некритично воспринятого и духовно-практически освоенного мира. Являясь частью менталитета общества, мифологическое мировоззрение как историческая форма уступила место сначала религиозному, затем научному мировоззрению. Если целью формирования образования является формирование у учащихся научной картины мира, то в неформальном образовании зачастую вольно или невольно формируются неомифологические типы мировоззрений (паранаучные, парапсихологические, экстрасенсорные, астрологические и т.д.).
Телеологическая (целевая). Выстроенная мифологическая картина мира является телеологически обоснованной, целеориентирующей. На основе ярких и понятных образов миф задает набор определенных целей и задач, смыслов жизни и деятельности социальной общности, одним словом миф четко указывает «куда идти?». Цель и смысл в мифе даны явно в отождествлении индивида с образом действия, их не надо искать как это бывает в искусстве, в науке, в религии. Целеориентирующая функция тесно связана с генетической (откуда что произошло) и с прогностической (что будет дальше?). Но если архаичная мифология выполняла в обществе позитивную функцию – «превращение хаоса в космос, причем космос с самого начала включает ценностный, этический аспект»2, то современная культура постмодернизма направлена обратно – «от порядка к хаосу», от разума к неразумию, что как общественная тенденция сказывается и в образовательной сфере. Телеологическая функция мифа в подростковой группе обеспечивает постановку целей и задач в неформальных образованиях. Данная функция развивает такое свойство мифологического сознания как мессианизм.
Аксиологическая (ценностная и оценочная) функция – задает определенную ценностную шкалу явлениям и отношениям, протекающим между человеком и окружающим миром. Архаический миф как единственная форма общественного сознания включал в себя все ценности освоенные человеком в их совокупности. Основанием мифоценностной системы является эгоцентризм мифологизирующего субъекта – рода, группы, интересы их выживания; в современный век индивидуализма таким субъектом и его основанием является эгоцентризм самого человека. Миф есть ослабленное этическое сознание, он не знает четкого разделения на правду и ложь, он скорее оправдывает то, что полезно человеку. Жизненная значимость мифа диктуется именно решением насущных проблем человека, его ценностная шкала определяется общественными интересами – рода, этноса, государства и т. д. В нем находит выражение конечных, высших и в этом смысле «вечных» ценностей, самовосхваление (сопричастность к славе предков), самооправдание деятельности человека в мире и снятие ответственности в случае неудачи совершенных действий. Выявление эмоционально-ценностных координат мифологии, её социализующей роли в молодежной среде, становится одной из задач образования при выявлении данной функции мифосознания. Эта задача должна решаться как педагогически выверенная рефлексия в отношении ценностных аспектов социализации.
Социализующая функция, в зависимости от ценностного содержания мифа, выражающего традицию в обществе, происходит при его усвоении социализация личности, при «контркультурной» направленности мифа данная функция ослабляется или становится деструктивной. В качестве примера важности этой функции для воспитания, приведем Платона, который в своем «Государстве» признавал важность мифов в этом вопросе, что отбор мифов необходим, чтобы дети не слушали мифы, «выдуманные кем попало», а были направлены через миф к добродетели (1; II 378 с), к тому, что полезно для города (1; Р.Р.II 392в). Так, например, известный миф о том, «что мы куклы, способствовал бы сохранению добродетели» (1; Legg.I.645), так как возвеличивал бы волю богов, в чьих руках находятся нити человеческих жизней и судеб». В школе вырабатывается зачастую лишь ценностное отношение к реальности, без понимания многих связей, в связи с чем, мифы служат удобным инструментом манипулирования в воспитании ребенка.
Проективная (информационно-программирующая) функция является средством при формировании национального самосознания, общественного менталитета и способом его интерпретации, коллективного самовыражения. В неформальной сфере образования, и некоторые типы школ используют мифы в их проективной функции, например, вальдорфские школы, в качестве «эзотерической» части программы или национальные школы, в качестве ядра при формировании национального самосознания.
Эстетическая функця. Как особый способ эстетического отношения к реальности миф является дорефлективной эстетизацией природной сути человека. Искусство черпает из мифа содержательные образы, начиная по-новому раскрывать все богатство человеческих отношений. Литература создает особый литературно-мифологический дискурс (Т. Манн, Джойс, Пруст, Кафка, Борхес и т. д.), обращаясь к различным формам ложной рациональности языка, добиваясь осознания его ирреальности как чисто эстетического феномена. Мифология становится особым способом эстетического отношения к реальности. Наиболее распространенная мифологема «путь героя» – эстетизация насилия и непристойности, – является неотъемлемой в мифологизируемом пространстве искусства. Мифосимволические и эстетические тенденции захватывают в первую очередь молодое поколение и играют важную роль в самоутверждении собственного образа и образа группы молодежи, в эмоционально-эстетическом самоутверждении подростка.
Коммуникативная функция отвечает за трансляцию и усвоение мифов, носит суггестивный характер коллективного общения. Коммуникативность можно считать одной из существенных характеристик мифологического сознания, чем ближе слово было к сенсорно-перцептивному образу, тем больше была возможность передачи значимой воображаемой реальности, в принципе и абсурда; тем более тотальнее, магико-суггестивнее был и характер коллективного общения. Миф, понятый как некое «живое» слово, особый язык (блатной жаргон, жесты, наколки), определяет стиль и характер общения. Мифологический язык как латентный идеологический дискурс создает манипулятивные схемы, управляющие обыденное сознание общества. Особенность мифологического дискурса – доминантность правополушарной логики, паралингвистических средств общения, мифориторические фигуры общения (Р. Барт), ассоциативность связей, эмоциональная заразительность, харизматичность субъектного выражения мирочувствия. Все эти особенности общения в мифе складываются в неформальных группах в особый тип взаимоотношений в группе, отчужденных в силу внедуховного своего характера и потери личностной глубины. Но в то же время использование мифодискурса позволяет наполнить процесс образования одним из прекрасных риторических средств символического понимания мира в рамках художественной культуры.
Интериоризация как функция ответственна за перевод общественных смыслов (мифологем) в индивидуальные (мифемы), когда тот или иной миф пытается предстать частью вечной природы (античный, буржуазный, коммунистический, а также оккультный, панк и т. д.), короче это функция усвоения и натурализации мифов. Усвоенные индивидом общественные мифологемы из идеологии становятся теми установками, фильтрами в общественной психологии индивида, через которые он пропускает всю воспринимаемую информацию. Реализация данной функции приводит к появлению одной из важных категорий мифа – судьбе, – восприняв собственную сущность как социоприродную и отчужденную от него, человек встречает все события жизни, социально-материально обусловленные как выражение своей предназначенности и неизбежности. В образовании с этой точки зрения встает задача адекватно-социализующего перевода общественных ценностей во внутренний мир ребенка, с тем, чтобы они не приобретали мифологические формы.
Сигнификативно-моделирующая – отвечает за построение символически-знаковой системы действительности и за моделирование в ней всех встречающихся мифологических событий и реальных явлений в качестве их воспроизведения и подражания индивидом как вечным образцам поведения, приобретающим значение парадигмы и прецедента для мифологического мышления. Человеку не надо думать, надо только подражать поведению авторитета группы, мыслить здесь – значит, представлять традиционными образами действий. В образовании миф возникает как знаково-моделирующая система, если происходит отрыв от практики; безжизненность школьных знаний, методологических и проектировочных схем порождают такие интеллектуально-образные модели реальностей, которые, не адекватно отражают действительность, цели, условия и способы реализации знаниевых конструктов, но вполне удовлетворяют в имитации деятельности – субъекта или интеллектуальную группу, в силу исторического уровня познаний и сложившейся социальной коньюктуры.
Нормативная (оправдательная) – мифологизирует традиционалистские нормы, поддерживающие менталитет, как только они попадают в сферу лично-бессознательного образно-практического стереотипного действия личности. Мифонормативная система первобытного общества определяла весь строй жизни человека. Единство в ней поддерживается соблюдением «обратной» связи между мировоззрением человека (аксиологически ориентированной модели мира) и нормами социального поведения. Последние возникают как выражение объективных ритмов функционирования общества, являются общепризнанными способами удовлетворения социальных потребностей, которые абсолютизируются, мифологизируются и навязываются как единственно приемлемые в данной общности в целях самоидентификации его и поддержания достигнутого уровня потребления духовных и материальных благ. Дифференциация мифологических мононорм на правовые и моральные нормы, приводит к индивидуалистической переоценке потребляемых норм и ценностей (в современном мире это, например, отрицание буржуазной конвенционалистской морали этикой свободы воли Ницше, авангардизмом, молодежными субкультурами и т.д.). Чтобы не допустить снижения эвристическо-стимулирующего потенциала данной функции необходима постоянная её обратная связь с нормативной функцией рационального мышления личности, выводящую тогда её на сознательный уровень самоосмысления и вписывания в ценностнорациональную деятельность. Данная функция порождает важное свойство мифосознания – табуированность, закрепления человека как средства целей группы, традиционализм как норму постоянства коллективных мифов. Фактически она направлена на оправдание и укрепление существующих ритуалов и норм.
Праксеологическая (ритуально-магическая) – направлена на поддержание и реконструкцию этического и социального равновесия в обществе посредством ритуала, обычая, обряда, магии, гадания. Она реализуется в трех планах: прогностическом, магическом и творчески-преобразовательном. Потребность в гадании возникает в тех ситуациях, когда велик элемент случайности в достижении желаемого результата и необходим внешний фактор (полет птиц, расположение звезд и т. д.), при невозможности или недостатке внутренних (разумных, теоретических), чтобы решиться окончательно в совершении поступка и быть убежденным что он уже предопределен. Потребность в магии возникает, когда при ограниченном ресурсе человек пытается опереться на некие сверхвозможности, способности мистического характера, с тем чтобы решить насущную проблему, реализовать себя так, если не получается иначе обычными средствами.
Творчески-преобразующая функция мифа заключается в том, что миф не только вносит закрепощающие элементы иррационального, суеверий, самовнушение (суггестию) в деятельность, но несёт важную магико-мистическую компоненту, по-своему раскрывающую самость человека, в магико-ритуальном акте человек творит весь мир. Ученые проследили, что процессы познания, обучения, охоты, ремесла, лечения и т. д., в мифологическом обществе подражают первому акту сотворения мира и человека, человек подражает в мифе творцу всех вещей. Это раскрывает особенности социализации детей и укорененности даже в рационализированных типах сознания магических элементов, стереотипов ритуализации духовных форм в поведении.
Мобилизационная – создает яркие образы на базе общих коллективных ощущений народа, заряжая людей невероятной уверенностью и энтузиазмом в коллективной деятельности, требует подтверждения этой абсолютной веры и полного самопожертвования человека. Возникая на эмоционально-деятельностной основе миф принимается как единственная надежда, наполняющая смыслом коллективное действие. В таком акте веры человек отбрасывает все личные и интеллектуальные соображения и полностью отдается власти мифа, поэтому крушение мифов связывается с кризисом человеческого существования и её мотивацией. Миф задает зачастую неадекватную мобилизацию всех сил человека, в первую очередь сверхчувственных, мистических ради преодоления опасностей и преград. Мобилизация в мифе носит энергетический характер (теория эгрегоров, цигун, иога) и направлена на телесно-социальное прочувствование его в исторической обстановке. Как легко молодежь мобилизуется по данному типу видно из вовлеченности её во всякого рода секты, группы, движения, построенные по мифоэмоциональному принципу заражения.
Медитативная функция. Мифологическое сознание – наиболее подходящая основа для создания особых (магических, лечебных, спонтанных) практик «измененных состояний сознания». Более того «чистая» форма мифосознания, неразличающая образы воображения и реальность, совмещающая их только и живет в таком измененном состоянии сознания. Такая форма нужна для оправдания и несения «интуитивного знания» жизни (А. Бергсон), для заключения некой тайны жизни в мистифицированных представлениях. Как широко используется эта функция мифа в образовании видно из множества появившихся школ и учений в неформальной сфере, обучающих молодежь медитации как особого рода постижения мира.
Социально-компенсаторная – важнейшая функция в сфере психически-чувственного развития личности, снимающая через мифы в воображении, накопившиеся через многочисленные стрессы и опасности, эмоциональные переживания, создающие отрицательный фон при их накоплении. Человек как бы символически освобождается от накопившихся проблем и трудностей, груза забот и проблем, все ритуалы древности были направлены на такое эмоциональное очищение (катарсис) и примирение с существующим миром, несущем отрицание в себе человеку в виде страдания и смерти. Это функция утешения и надежды, ухода от реальности в воображение, облегчения при мыслеобразном освоении мира, его очеловечении и оправданности положения человека в нем. Освобождая человека от ответственности, миф освобождает и от чувства вины, от голоса совести, заглушая индивидуальное сопереживание ради безличной сопричастности к коллективу, отождествленному в мифе со всем космосом и природой. В силу неразвитости культурных форм отдыха, социально-компенсаторная функция мифа замещает их, удовлетворяя потребность в иллюзиях и игре, в магическом состоянии покоя и освобожденности человеческого существа от всех и вся, вплоть до полного свертывания человеческого сознания в медитационных приемах.
Таким образом, основываясь на системном комплексном подходе к мифологическому сознанию, мы провели разбор важнейших сущностных его характеристик, тем самым подготовив методологический инструментарий, чтобы провести социально-философский анализ влияния мифа на общественное сознание на современном его этапе.
1 Ибрагимова В.Г. Современная политическая мифология: дисс. … канд. филос. наук. Москва, МГУ, 1993. С. 6.
2Мелетинский Е.М. Поэтика мифа, М.: Наука, 1976. С. 169.