СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности графического языка на различных этапах создания дизайн-проекта

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОСОБЕННОСТИ ГРАФИЧЕСКОГО ЯЗЫКА НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ СОЗДАНИЯ ДИЗАЙН-ПРОЕКТА. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПО 

Просмотр содержимого документа
«Особенности графического языка на различных этапах создания дизайн-проекта»

ОСОБЕННОСТИ ГРАФИЧЕСКОГО ЯЗЫКА НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ СОЗДАНИЯ ДИЗАЙН-ПРОЕКТА

Разработка объектов дизайна осуществляется путём дизайнерского проектирования. Этот процесс создания дизайн-объектов имеет несколько стадий и завершается эскизным проектом и созданием рабочих чертежей. Чтобы донести свою идею до заказчика и производителя, дизайнер должен представить убедительный и выразительный эскизный проект, который, как правило, выполняется графическими средствами и иногда, при производственной необходимости, подтверждается макетом. В зависимости от вида дизайна, графический язык подачи проекта будет иметь определённые различия. Это может быть и плоскостная двухмерная чёрно-белая или цветная графика, и трёхмерное изображение, и чертёж.

Каждый дизайнер должен быть знаком с формами подачи проекта и профессионально владеть изобразительными приёмами графики и инструментами создания эскизного изображения. Графика, как вид искусства, использующий в качестве изобразительных средств линию, пятно, штрих и точку, является более доступной, чем живопись для выполнения дизайнерских проектных работ. Это достигается благодаря простоте техник и возможности быстро работать над изображением. Если условно разбить на этапы работу дизайнера над проектом, то можно определить следующие задачи:

1-й этап – составление задания на проектирование;

2-й этап – сбор и анализ информации по планируемому объекту;

3-й этап – фор-эскиз и дизайн-концепция, общий замысел, эскизы, зарисовки;

4-й этап – художественно-конструкторский проект, подробная проработка и визуализация; 5-й этап – рабочий проект, чертежи и описание проекта.

Если рассматривать на примере проектирования интерьера поэтапную разработку, то по устоявшимся правилам работы за этапом предпроектного анализа следует создание вариантов планировочного решения, зонирование и выполнение фор-эскизов, то есть объемно-пространственных зарисовок. Уже на этапе предпроектных исследований появляются первые очертания создаваемого 316 интерьера. Однако лишь процесс эскизирования дает возможность материализоваться образу будущего объекта. Это и есть рождение идеи, самая творческая часть проектного процесса. На этом этапе создается необходимое количество рисунков, набросков, пояснительных схем, представляющих объект с различных точек просмотра и, таким образом, дающих возможность выявить особенности данного интерьера и сконцентрировать внимание на конструктивном, пластическом или цветовом решении. В этих эскизных зарисовках могут быть представлены варианты композиционного и объемно-пространственного решения какой-либо отдельной зоны или конструктивного узла оборудования интерьера. В итоге поисков мы получаем полное представление о художественно-стилистическом направлении (рис. 1).

Рисунок 1 – Форэскизы. Варианты решения спальной зоны интерьера

Вследствие всего перечисленного, этот этап проектирования является наиболее важным при разработке проекта интерьера. Процесс создания форэскиза дает толчок к развитию образного мышления, воспитывает чувство пропорции, масштаба и цвета. Перед дизайнером стоит задача передать свои творческие замыслы на бумаге средствами графики. В каждом виде искусства образ может проявляться только при посредстве своего изобразительного языка. Графическое и объемнопластическое мастерство определяется специфическим характером взаимосвязи мышления и графического изложения. Графическое мастерство является средством не только выражения мыслей, но в то же время образования и развития их. В художественном проектировании сложилась и постоянно развивается своя техника исполнения, средства и приемы работ. На этапе эскизирования дизайнеру необходимо использовать в работе систему фор-эскизов, в которых проверяется обоснованность задуманной концепции [2]. На этом этапе можно использовать различные технические приемы выполнения зарисовок, показать наиболее удобные способы компоновки в листе, варианты выбора угла зрения, начала и завершения работы над наброском интерьера.

В работе над фор-эскизом все зависит от задачи, стоящей перед дизайнером. Это может быть конструктивное или пластическое решение потолка, пола, встроенного оборудования; выявление текстуры материалов и цветовая колористика; разработка и размещение осветительных приборов и мебели. Необходимо определить объект, который надо будет представить. Зарисовки удобнее начинать с выбора угла зрения, определения точки схода перспективы. Перспектива может быть, как фронтальная, так и угловая. На первом этапе устанавливаются пропорции помещения. Если будущая зарисовка подразумевает фронтальное расположение, то необходимо наметить расположенную вдали стену, определить на ней уровень горизонта, примерную точку схода и легкими линиями обозначить прилегающие боковые плоскости стен, то есть сформировать объем помещения, определить общие пропорции. Остается только дополнить зарисовку недостающими элементами архитектуры и мебелью.

Зарисовка угловой перспективы также начинается с установки общих пропорций помещения. Намечается отдаленный от нас угол комнаты, в зависимости от задачи определяется количество пола и потолка. К примеру, если необходимо показать конструкцию потолка, раскрывается больше потолок. В дальнейшем добавляются другие архитектурные элементы и детали интерьера.

Фор-эскиз – это кратковременная зарисовка и здесь не требуется жесткой компоновки в формате листа, к тому же сам рисунок может быть дополнен авторскими пометками на полях в виде более детальной прорисовки отдельных 318 элементов или текстовых пояснений. Фор-эскиз выполняется графическими материалами по усмотрению автора: карандаш, фломастер, гелевая ручка и т.д. (рис. 2); дополняется при необходимости цветом в технике акварели или цветными карандашами (рис. 3). Подача эскиза должна выглядеть легко, непринужденно, могут присутствовать элементы незавершенности.

Рисунок 2 – Графическое выполнение фор-эскиза карандашом

Рисунок 3 – Графическое выполнение фор-эскиза акварелью

Ручные графические зарисовки интерьера по воображению укрепляют профессиональные навыки, организуют рабочий процесс. Владение искусством создания эскизной зарисовки во многом облегчит 319 общение с заказчиком. Нередко, общаясь с клиентом, дизайнеру приходится быстро изобразить, представить свой замысел или внести какие-либо поправки в проект. Кроме того, фор-эскиз поможет заказчику понять, насколько креативен и профессионален данный дизайнер [5]. Графическое изображение необходимо для того, чтобы выразить задуманную проектную идею [2]. Также у дизайнера появляется возможность зафиксировать все пожелания заказчика, и впоследствии они станут основой всей проектной документации. Специалист, владеющий профессиональной грамотой, уверенно сможет справиться с такой задачей.

Фор-эскиз важен тем, что несет одну из основных функций этого процесса – формирование и зарождение самого замысла проекта.

Графика относится к пространственным видам искусства. Это говорит о том, что каждое художественное произведение, выполненное в любой графической технике, имеет конкретный материальный носитель. Так фор-эскиз, как правило, выполняется на бумаге. Эскизный проект предполагает более детальную проработку, тщательное построение перспективных видов и по этой причине представляется на плотной бумаге более крупного формата или картоне (формат по усмотрению автора). Эскизный проект может быть выполнен как в технике ручной графики, так и в технике инструментальной. С распространением компьютерных технологий в проектной деятельности активно используются приемы компьютерной графики таких программ как CorelDRAW, Photoshop, 3D Max. Несомненно, что современные технические средства во многом облегчают работу дизайнера, которую можно сделать быстрее, разнообразнее и презентабельнее. В современном ритме жизни тяжело представить дизайнера, не владеющего компьютерными программами. Поэтому, конечно же, необходимо в дальнейшем плавно переходить от ручной подачи эскиза к новым формам цифровой графики, осваивая соответствующие графические редакторы и приобретая навыки цифрового метода создания и обработки изображений в своей профессиональной деятельности [3]. 320 Список использованных источников: 1 Ажгихин С.Г. Активные методы обучения проектированию в графическом дизайне // Преподаватель XXI века. – 2010. – № 4. С. 96–105. 2 Гаврилко В.В. Композиция шрифтового знака // Художественнопедагогическое образование в условиях модернизации высшей школы России: сб. ст. Краснодар, 2010. 3 Кучеренко М.С. Значение предмета «Проектная графика» для формирования творческих способностей графического дизайнера на современном этапе обучения // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности: сб. ст. международной научно-практ. конф. Ч. 2. Уфа, 2016. С. 247–250. 4 Марченко М.Н. Организация проектной деятельности будущих дизайнеров // Вестник-2009: Научно-практический ежегодник Сочинского института моды, бизнеса и права. – 2009. 5 Форэскиз. Что это такое, и для чего он нужен [Электронное издание]. Режим доступа: http://gardenplaza.ru/news/932/?sphrase_id=2542 (дата обращения: 24.10.2016).