СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности и этапы формирования положительной учебной мотивации на уроках

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тысячикратно  цитируется приминительно к учению древняя мудрость: "Можно привести коня к водопою, но заставить его пить нельзя". Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Особенности и этапы формирования положительной учебной мотивации на уроках»

Методическое сообщение на тему :

« Особенности и этапы формирования положительной учебной мотивации на уроках»


Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются

в прах, если у ученика нет желания учиться».

Василий Андреевич Сухомлинский

Тысячекратно цитируется применительно к учению древняя мудрость: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.


Для учителей это давно заученная истина: если учащийся хочет овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако мы часто жалуемся, что студенты не хотят учиться. Почему же не хотят? В чем причина? Их немало. Хотя в каждом конкретном случае своя причина, но есть и довольно распространенные - типичные:

Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности. Учение – это деятельность, требующая специальных умений и навыков, а также немалой силы воли. Существует целый набор УНК, без которых невозможно добиться успеха в учении.

  1. Громадность преподаваемого материала, который нужно усвоить и запомнить. С одной стороны Образовательный стандарт , и как следствие педагоги, пытающиеся организовать деятельность без опоры на желания и мотивы участников этой деятельности.

  2. Отвлекающие факторы. Учащийся должен выбирать между необходимостью делать нужные, но далеко не желанные задания, и возможностью насладиться Интернетом.

  3. Однообразие жизни и учебного процесса. Монотонность и однообразие учебных занятий, убранства классов, действий педагогов, отсутствие быстрой смены событий и красок, ярких впечатлений и новых встреч– все это делает учебный процесс скучным и монотонным.

  4. Бедность и непродуманность методики организации учебного процесса в школьной жизни вообще. Педагог с годами подбирает наиболее удобные для себя методы и приемы работы, привыкает к ним и незаметно для себя может превратиться в живой совершенный автомат.

  5. Упорно-однообразная авторитарная позиция педагога и родителей. Авторитарную позицию взрослых воспринимают как несправедливую и неправильную, что вызывает их протест и нежелание учиться.

Мы видим, что причины разные. И не все из них легко устранимы. Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание учиться, но и их упорную и активную познавательную деятельность?

Каждому педагогу известна такая ситуация: студент может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован.


Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Изучение мотивации – это стремление понять как и почему люди начинают действовать, стремясь к достижению цели, почему проявляют настойчивость, что дает им силы преодолевать порой очень сложные препятствия.

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно четко понимать, что учащегося необходимо мотивировать. Формировать мотивацию.


Формирование мотивации –Психологическое поглаживание студентов: приветствие, проявления внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком.

Следует помнить, что большое значение  имеет  формирование мотивации как у неуспевающих учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного. Для этого необходимо  выявить состояние  познавательной сферы (стремление учиться), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения).


Применение дифференцированного процесса в формировании мотивации – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.

Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем современного образования. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.

Доказано, что мотивация– один из критериев эффективности педагогического процесса.

Следует заметить, что в мотивации учения важную роль играют:

- содержание учебного материала;

- организация учебной деятельности: формы, методы, приемы.

Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от педагога и из учебной литературы. Однако сама по себе информация вне потребностей студента не имеет для него какого-либо значения и не оказывает на него какого-либо воздействия, а, следовательно, и не вызывает какой-либо деятельности. Только та информация, которая как-то созвучна его потребностям, подвергается эмоциональной и умственной переработке. В результате учащийся получает импульс к последующей деятельности. Содержание каждого урока, каждой темы должно быть глубоко мотивировано, однако не с помощью создания сиюминутных интересов (например, с помощью внешней занимательности, которая лишь изредка может служить предпосылкой к возбуждению и воспитанию глубоких познавательных интересов) или ссылок на практическую значимость в будущей жизни (хотя и это иногда не следует упускать), а главным образом, тем, что это содержание должно быть направлено на решение проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания. Только в этом случае у детей будет создаваться перспектива на дальнейшее изучение знакомых, постоянно наблюдаемых явлений, будет создана основа для формирования содержательных мотивов учебной деятельности.


Хотелось бы остановиться на некоторых приемах и методах создания мотивации

Прием первый: апелляция к жизненному опыту студентов.

Прием второй: создание проблемной ситуации

Для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году...», «кто изобрел...»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и более глубокого понимания материала и интереса к нему. Создание проблемной ситуации гарантирует интерес к изучаемому.

Третий прием: ролевой подход и деловая игра.

В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны самих учащихся, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся. Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения.

Четвертый прием: решение нестандартных задач на смекалку и логику.

Задачи такого характера воспринимаются учениками гораздо лучше, чем стандартные, и предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома.

Пятый прием: игры и конкурсы

Всем нам известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока. Для разрешения этой проблемы можно предложить игровые и конкурсные ситуации различного характера.

Шестой прием: кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.

Для контроля учебных достижений широко используются привычные для детей такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д., Но, проверить знания учеников можно, предложив им работу как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых.

Отдельно хочется остановиться на некоторых методах обучения, способствующих мотивации. Метод сравнения, весьма эффективный инструмент не только познания, но и мотивации. Студенты на деле убеждаются, как один материал увязывается с другим. Ребята понимают, как важно учиться не от случая к случаю, а систематически.

Отдельно хочется поговорить о нетрадиционных уроках: игровых и интегрированных, которые бесспорно относятся к эмоциональным методаммотивации. Это, как правило, живые, интересные уроки, полные выдумок, фантазий,. Интегрированный урок – это находка для учителя осуществить межпредметную связь.


Важную роль в формировании мотивации играет сам педагог , его личность.

Педагог должен ожидать от каждого ученика высоких результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Он должен любить учащихся , уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность

Урок следует организовать так, чтобы учащемуся было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия, взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках.

Важна для мотивации учебы ориентация педагога при обучении на индивидуальные достижения учеников. Учитель поощряет и подкрепляет достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат – оптимальная мотивация и успешная учеба.

Большое значение в становлении мотивации учебной деятельности имеет оценка. Деятельность учащихся, не подкрепленная в должной мере познавательной потребностью и интересом, направленная на внешние ее атрибуты, на оценку, становится недостаточно эффективной. Это приводит к тому, что отметка для многих учащихся перестает играть мотивирующую роль, а тогда и сама учебная работа теряет для них всякую ценность.

Задача педагога (и не простая) заключается в том, чтобы вызвать и сохранить именно работающий на успех учения мотив. С этой целью используются стимулы, то есть внешние побудители определенной деятельности учащегося. Но стимул – не плетка. Он – двигатель и призван не просто заставить ученика учиться, а именно стимулировать, то есть вызвать и усилить собственные (ученика) полезные мотивы деятельности.

Но мотивы, как мы уже отмечали, отражают некоторые потребности, которые стали актуальны для человека в какой-то момент. Чтобы вызвать, «подогреть» и усилить мотив, надо актуализировать связанную с ним потребность. Именно на этом основано стимулирование познавательной (да и всякой иной) деятельности.

Если педагог не знает, что нужно студентам , какие у них нужды, потребность, желания, интересы, ему не удастся стимулировать их деятельность. Сложно конечно знать все потребности конкретного студента Но изучать типичные потребности учащихся – общечеловеческие, возрастные, половые и др., чтобы обратить их на пользу стимулирования учения и познания, совершенно необходимо. Именно, опираясь на такие потребности, можно найти эффективные стимулы. В этом случае преподавателю удается вызвать у учащихся соответствующие желания и мотивы.


Рассмотрим способы стимулирования. Мы знаем, что эффективность знаний зависит от того, как эти знания подаются:

  1. Четкое структурирование учебного материала (облегчает его восприятие, если одни идеи вытекают из других, есть определенная последовательность изложения)

  2. Логичное, яркое, увлекательное изложение (побуждает слушать то, что говорит педагог)

  3. Своевременное чередование различных умственных знаний, более напряженных умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, укрепляет работоспособность и их желание овладеть знаниями. Мы недостаточно используем возможности ритмичной организации обучения.

Использование специальных стимулов.

Существует четыре подгруппы стимулов в зависимости от того, на какую категорию потребностей они опираются:

  • Общечеловеческие потребности;

  • Возрастные потребности;

  • Специфические потребности мальчиков и девочек;

  • Индивидуальные потребности

  1. Общечеловеческие потребности:

Новизна учебного материала (у детей всегда острый интерес к ранее неизвестному, если оно, конечно, как-то связано с тем, что они уже знают). Задача педагога – всегда, в любом учебном материале и в самой организации УП находить новое, неизвестное учащимся.

Практическое применение и польза знаний для самих студентов. «Только те знания, которые используются, закрепляются в нашем сознании» (Д.Карнеги) Неслучайно учащиеся проявляют большой интерес к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. При этом мы опираемся на их потребность активно действовать и добиваться успеха.


2. Возрастные потребности:

Подростки

  • Стремление избегать всякой рутины, однообразия и формализма, интерес к фантастике и всему необычному, стремление к подвигу (если учитель рассказывает о необычных и малоизвестных явлениях, вариативно меняет организацию урока и вводит в него новые и неожиданные элементы).

  • Потребность в справедливости, нетерпимость к унижению, стремление к взрослости. (тактичное отношение к каждому школьнику, независимо от того, слабый ли он или сильный ученик – такой стиль отношений педагога с учениками удовлетворяет возрастные потребности подростков и стимулирует их желание учиться).

  • Стремление к соперничеству (кто сильнее, быстрее, сообразительнее и находчивее – конкурсы и викторины, соревнования, фестивали – стимулы познавательной деятельности)

  • Стремление к общению и объединению в группы (групповые и командные формы работы для изучения нового материала, разработка совместных проектов – удовлетворяют потребность в общении и объединении)

Старший школьный возраст

  • Стремление разобраться во взаимоотношениях полов ( в особенностях других людей, не таких как я. Если учитель хотя бы иногда говорит на эти темы, это вызывает интерес студентов, желание общаться с учителем, а это в свою очередь сказывается и на результатах обучения).


  1. Специфические потребности юношей и девушек

Юноши : проявляют большой интерес к спорту, технике, военной тематике

Девушки: взаимоотношения людей, мода, проблемы искусства и эстетики.

Педагог может стимулировать учение, затрагивая те или иные проблемы, связанные с этими интересами, не только при отдельном общении с мальчиками или девочками, но и в обще деятельности класса.

  1. Индивидуальные потребности

  • Потребность в гармонии окружающей среды (привлекательность школьных помещений, чистота, уют, свежий воздух, живые цветы и т.д. успокаивает детей и настраивает их на упорядоченную деятельность.

  • Кратковременный отдых от умственных занятий (шутка, анекдот, розыгрыш снимает напряжение)

  • Разнообразная деятельность и полнокровная жизнь в классе и школе.

Зная потребности, учитель может стимулировать учащихся, тем самым формировать положительную мотивацию к учению.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!