СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности и оценивание достижений учащихся с расстройством аутистического спектра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности и оценивание достижений учащихся с растройством аутистического спектра

Просмотр содержимого документа
«Особенности и оценивание достижений учащихся с расстройством аутистического спектра»

Особенности и оценивание достижений учащихся с расстройством аутистического спектра

Особенности и оценивание достижений учащихся с расстройством аутистического спектра

   Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

       При аутизме дети имеют проблемы поведения, социальной адаптации, коммуникации. Учащиеся с РАС демонстрируют такие особенности поведения, которые ставят в тупик самого опытного педагога и вызывают негативное отношение к ним со стороны остальных учащихся и их родителей. Но кроме особенностей поведения, у детей с аутизмом при сохранном интеллекте имеются выраженные речевые особенности и неравномерности развития, затрудняющие учебный процесс.

При аутизме дети имеют проблемы поведения, социальной адаптации, коммуникации. Учащиеся с РАС демонстрируют такие особенности поведения, которые ставят в тупик самого опытного педагога и вызывают негативное отношение к ним со стороны остальных учащихся и их родителей. Но кроме особенностей поведения, у детей с аутизмом при сохранном интеллекте имеются выраженные речевые особенности и неравномерности развития, затрудняющие учебный процесс.

Педагоги, обучающие данную группу детей сталкиваются с однотипными трудностями, определенными характером нарушения психического развития при аутизме. Основными из них являются проблемы поведения и трудности коммуникации, мешающие организации процесса обучения и самого аутичного ребенка и его соучеников.
  • Педагоги, обучающие данную группу детей сталкиваются с однотипными трудностями, определенными характером нарушения психического развития при аутизме. Основными из них являются проблемы поведения и трудности коммуникации, мешающие организации процесса обучения и самого аутичного ребенка и его соучеников.
Учитывая особые  образовательные потребности  детей с РАС, предполагаем  введение специальной и подробной шкалы оценок.   Подобные шкалы необходимы для выявления и оценки даже минимальных шагов в развитии активности и продвижении ребенка в освоении образовательной программы. Критерии оценки достижений ребенка в сфере жизненной компетенции, по нашему мнению, должны  носить  количественный характер. Их основой должен служить анализ поведения и динамики  развития ребенка с аутичными чертами в повседневной жизни. Результаты анализа предлагаем  представлять в форме удобных и понятных условных единиц.
  • Учитывая особые  образовательные потребности  детей с РАС, предполагаем  введение специальной и подробной шкалы оценок.   Подобные шкалы необходимы для выявления и оценки даже минимальных шагов в развитии активности и продвижении ребенка в освоении образовательной программы.
  • Критерии оценки достижений ребенка в сфере жизненной компетенции, по нашему мнению, должны  носить  количественный характер. Их основой должен служить анализ поведения и динамики  развития ребенка с аутичными чертами в повседневной жизни. Результаты анализа предлагаем  представлять в форме удобных и понятных условных единиц.

аблица 2.

Критерии оценки достижений детей с аутичным  компонентом, обучающихся по 4 варианту СФГОС.

Компонент «жизненной компетенции»

Навыки коммуникации и социального взаимодействия

Критерии оценки

Образователь-

Варианты СФГОС

ные области

Овладение простейшей коммуникацией, необходимой в быту. Овладение доступными навыками самообслуживания.

Временно-пространственная организация

Язык и речевая практика

2 вариант

Взаимодействие с социумом

Усвоение школьного и домашнего порядка.

Использование вопросов, развернутых форм устной и письменной речи. Построение умозаключений.

Понимание отношений в семье, своих отношений с учителем, своей роли ученика.

Представление о собственном жизнеобеспечении

3 вариант

Математика

Способность дать знать о недомогании, о том, что тревожит, пугает вербальными и невербальными средствами.

Появление способности использовать развернутые формы речи. Возможное использование вопросов.

Возможное понятие практического значения математических знаний. Получение опыта их использования.

Естествознание

(применение математических знаний)

Осмысление временно-пространственной организации. Интерес к новым явлениям. Выделение причинно-следственных связей.

(Практика взаимодействия с окружающим миром)

Понятие и использование элементов математических знаний.

Обществознание

Дифференциация своего социального окружения. Усвоение социальных правил, ролей в семье и школе.

(Практика жизни в социуме)

Детализация жизни в школе и дома. Появление интереса к новым явлениям. Выделение простых причинно-следственных связей.

Усвоение простых правил семейной жизни. Установление дружественных отношений с одноклассниками, сопереживание.

 Основные вопросы, которые могут возникать у педагогов, обучающих детей с РАС, можно разбить на несколько групп.   1 группа вопросов закономерно связана с организацией поведения ребенка с РАС. Из-за тревожности или по причине какого-либо дискомфорта ребенок может начать кричать, плакать, прятаться под парту или забиваться в дальний угол класса. У него может проявиться аутоагрессия. 2 группа — с организацией учебной деятельности. Грамотно построенное занятие содержит конкретные указания и помощь ученику. На уроке должна быть задана программа действий: на слух

Основные вопросы, которые могут возникать у педагогов, обучающих детей с РАС, можно разбить на несколько групп.

  • 1 группа вопросов закономерно связана с организацией поведения ребенка с РАС. Из-за тревожности или по причине какого-либо дискомфорта ребенок может начать кричать, плакать, прятаться под парту или забиваться в дальний угол класса. У него может проявиться аутоагрессия.
  • 2 группа — с организацией учебной деятельности. Грамотно построенное занятие содержит конкретные указания и помощь ученику. На уроке должна быть задана программа действий: на слух
3 группа — с организацией учебного пространства. Если ребенку требуется специальная организация учебного пространства, то это может быть: — отдельная одноместная парта; — коврик, где ему можно полежать во время урока; — маленькая палатка; — ширма, огораживающая его парту с трех сторон; 4 группа — с организацией продуктивного взаимодействия. Для организации продуктивного взаимодействия с ребенком с РАС нужно выработать ряд несложных правил, которые постепенно можно дополнять, и требовать выполнения этих правил, периодически напоминая, что «так делать нельзя, потому что у нас такое правило».
  • 3 группа — с организацией учебного пространства.
  • Если ребенку требуется специальная организация учебного пространства, то это может быть: — отдельная одноместная парта; — коврик, где ему можно полежать во время урока; — маленькая палатка; — ширма, огораживающая его парту с трех сторон;
  • 4 группа — с организацией продуктивного взаимодействия. Для организации продуктивного взаимодействия с ребенком с РАС нужно выработать ряд несложных правил, которые постепенно можно дополнять, и требовать выполнения этих правил, периодически напоминая, что «так делать нельзя, потому что у нас такое правило».
5 группа — с собственным поведением при взаимодействии с ребенком с РАС. Учителю необходимо быть терпеливым, спокойным и снисходительным. Не нужно этого ученика пугаться, не нужно пытаться его переделать, не нужно сюсюкать и постоянно жалеть. 6 группа — с речевыми особенностями ребенка. Что касается речевых особенностей ребенка с РАС, то на первый план выступают не дефекты звукопроизношения, которые трудно исправляются у таких детей, а недопонимание устной и письменной речи и неумение выразить свою мысль из-за значительной ограниченности активного словарного запаса.
  • 5 группа — с собственным поведением при взаимодействии с ребенком с РАС. Учителю необходимо быть терпеливым, спокойным и снисходительным. Не нужно этого ученика пугаться, не нужно пытаться его переделать, не нужно сюсюкать и постоянно жалеть.
  • 6 группа — с речевыми особенностями ребенка. Что касается речевых особенностей ребенка с РАС, то на первый план выступают не дефекты звукопроизношения, которые трудно исправляются у таких детей, а недопонимание устной и письменной речи и неумение выразить свою мысль из-за значительной ограниченности активного словарного запаса.
7 группа — с оцениванием учебной деятельности. При необходимости оценивания учебной деятельности следует учитывать индивидуальные особенности конкретного ученика.
  • 7 группа — с оцениванием учебной деятельности. При необходимости оценивания учебной деятельности следует учитывать индивидуальные особенности конкретного ученика.
 Задача учителя Помочь такому ребёнку услышать вопрос и понять его, включиться в урок. Эта категория детей оказывается наиболее сложной и непонятной для педагога в условиях инклюзии.

Задача учителя

  • Помочь такому ребёнку услышать вопрос и понять его, включиться в урок. Эта категория детей оказывается наиболее сложной и непонятной для педагога в условиях инклюзии.
 Оценивание учебной деятельности  При необходимости оценивания учебной деятельности следует учитывать индивидуальные особенности конкретного ученика. Многие дети с РАС очень некритичны к своей работе: им нравится все, что они делают.

Оценивание учебной деятельности

  • При необходимости оценивания учебной деятельности следует учитывать индивидуальные особенности конкретного ученика. Многие дети с РАС очень некритичны к своей работе: им нравится все, что они делают.
 Приёмы работы.   1.Возможно не ставить плохую отметку, сказав, что хорошую поставить невозможно, но работу можно исправить. 2. Если ребенок хочет, нужно позволить ему переписать работу. Некоторые дети к плохим оценкам относятся безразлично (возможно, просто не понимают), а некоторые переживают, но не показывают это внешне. Учителю это тоже нужно учитывать. 3. Наличие четких критериев выставления оценок помогает избежать бурных протестов у детей. 4. Нельзя снижать оценку за неаккуратность написания, если у ребенка есть проблемы с моторикой . 5. Письменные работы ребёнка целесообразно оценивать за их содержание, а не за каллиграфию.

Приёмы работы.

  • 1.Возможно не ставить плохую отметку, сказав, что хорошую поставить невозможно, но работу можно исправить.
  • 2. Если ребенок хочет, нужно позволить ему переписать работу. Некоторые дети к плохим оценкам относятся безразлично (возможно, просто не понимают), а некоторые переживают, но не показывают это внешне. Учителю это тоже нужно учитывать.
  • 3. Наличие четких критериев выставления оценок помогает избежать бурных протестов у детей.
  • 4. Нельзя снижать оценку за неаккуратность написания, если у ребенка есть проблемы с моторикой .
  • 5. Письменные работы ребёнка целесообразно оценивать за их содержание, а не за каллиграфию.