СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности и последовательность обучения пластилинографии детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование наглядно-дидактических пособий в ходе ООД по пластилинографии у детей старшего дошкольного возраста совместно с организующей деятельностью воспитателя способствует формированию навыков и умений у ребёнка в рассматриваемом виде деятельности и развитию познавательности, зрительной памяти, концентрации внимания

В представленной работе при разработке перспективного плана организованной образовательной деятельности по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание уделялось тому, что на протяжении всего занятия дети смогут самостоятельно оценивать правильность своих действий, опираясь на наглядно-дидактические пособия, которые также были разработаны для каждого занятия.

Просмотр содержимого документа
«Особенности и последовательность обучения пластилинографии детей старшего дошкольного возраста»

Особенности и последовательность обучения пластилинографии детей старшего дошкольного возраста



Освоение детьми нетрадиционной техники «пластилинография» предполагает последовательную реализацию трех этапов:

Первый этап – подготовительный, на котором создают условия для ознакомления с новой нетрадиционной техникой, простыми по исполнению и эффектными по выразительности приемами изображения [21].

Второй этап – основной, продолжение освоения доступных приемов изображения; создание условий для свободного варьирования накопленного опыта и самостоятельного применения в аналогичных ситуациях [21].

Третий этап (соответствует возрасту 6-7 лет)– нацелен на обобщение полученных знаний, умений и навыков, приводит их в единую целостную систему. Этот этап подразумевает комбинирование известных способов деятельности с новыми, поиск альтернативных решений [21].

Для знакомства старших дошкольников с техникой пластилинографии и освоения ими различных видов пластилинографии в ходе организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию был составлен перспективный план [11, 17, с.31-33, 22 с. 27-30].

В перспективном плане выделены три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе предлагаются задания, которые знакомят детей с основными приёмами пластилинографии, но, при этом, позволяют создать выразительные изображения, поддерживая интерес детей к занятиям. На основном этапе дети развивают и закрепляют умения работать с пластилин и создавать изображения на плоскости, учатся использовать дополнительные инструменты и материалы, проявлять творческую активность. На заключительном этапе дети участвуют в создании большой коллективной работы, применяя все полученные на предыдущих занятиях знания и умения.

Перспективный план построен с учётом принципа систематичности и последовательности, то есть предлагаемые задания увеличиваются по объёму и усложняются по содержанию с учётом опыта, знаний и умений, полученных детьми на предыдущих занятиях. В соответствии с принципом сознательности и активности при выполнении заданий дети имеют возможность ориентироваться на образец выполненной работы, а также самостоятельно прослеживать поэтапное выполнение отдельных элементов работы, благодаря подготовленным наглядно-дидактическим пособиям.

Перспективный план представлен в Таблице


Тема

Задачи

Оборудование



Подготовительный этап



1

Румяное

яблоко

-развивать у детей интерес к изобразительной деятельности;

-учить выполнять простое барельефное изображение;

-развивать умение наносить фактурное изображение на поверхность пластилинового элемента.

1.лист цветного картона формата А5 с контурным

рисунком ветки;

2.набор пластилина;

3.салфетка для рук;

4.стека;

5.доска для лепки.



2

Мухоморы

-развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых объектов;

-учить детей передавать характерные природные особенности и цвет объекта;

-развивать любознательность, творческое воображение, фантазию;

-развивать умение работать стекой для нанесения фактурного рисунка на элементы изображения.

1.лист картона формата А5 голубого цвета;

2.набор пластилина;

3.салфетка для рук;

4.стека;

5.доска для лепки



Основной этап



3

Осеннее дерево

-тренировать умение детей раскатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на части при помощи стеки;

-упражнять в получении круглых пластилиновых форм путём скручивания колбасок по спирали;

-развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия.

1. лист голубого картона формата А5;

2.набор пластилина;

3.салфетка для рук;

4.стека;

5.доска для лепки



4

Осьминог

-познакомить детей с представителями морского дна, рассказать об их особенностях;

-развивать воображение, образную память, умение продумывать композиционное построение изображения.

-развивать формообразующие движения рук в работе с пластилином;

-учить использовать вспомогательные инструменты для нанесения фактурного рисунка на части изображения.

1. лист голубого картона формата А5;

2.набор пластилина;

3.салфетка для рук;

4.стека;

5.стержень от шариковой ручки;

6.доска для лепки



5

Живые яблоки

-расширять представления детей о зимующих птицах;

-закреплять приёмы работы с пластилином: скатывание, расплющивавшие, размазывание деление на части;

-развивать навык композиционного построения изображения.

1. лист голубого картона формата А5;

2.набор пластилина;

3.салфетка для рук;

4.стека;

5.стержень от шариковой ручки.

6.доска для лепки



Тема

Задачи

Оборудование



6

Зимняя поляна

-развивать у детей познавательный интерес к природе;

-закреплять умение продумывать композиционное построение;

-учить изображать рельефную фактуру на еловых ветках с помощью вспомогательных инструментов;

-развивать аккуратность в работе с пластилином.

1. лист картона формата А5;

2.набор пластилина;

3.салфетка для рук;

4.стека;

5.доска для лепки



7

Кораблик

-развивать навыки работы с пластилином;

-знакомить с видом жгутиковой пластилинографии;

-учить использовать шприц и тёплую воду для получения жгутиков одинаковой толщины;

-развивать навыки изготовления мозаичной пластилинографии.

1. лист картона формата А5;

2.набор пластилина;

3.салфетка для рук;

4.стека;

5.медицинский шприц без иглы.

6.доска для лепки



8

Букет для мамы

-продолжать знакомить детей с различными приёмами выполнения пластилиновой картины: разглаживание, примазывание, работа с накладными деталями;

-развитие навыков создания объёмного, барельефного изображения;

-закрепление навыков композиционного построения изображения.

1. лист картона формата А5;

2.набор пластилина;

3.салфетка для рук;

4.стека;

5.стержень от шариковой ручки;

6.карандаш круглого сечения;

6.доска для лепки



Заключительный этап



9

Чудо-рыбка

-формировать знания у детей о характерном строении рыб;

-знакомить детей с видом многослойной пластилинографии;

-расширять представления детей о цветовом сочетании и передачи движения в пластилиновом изображении.

1. лист картона формата А5;

2.трафареты рыбок различных форм;

3.набор пластилина;

4.салфетка для рук;

5.стека;

6.доска для лепки



10

Подводный мир

-продолжать знакомить детей с обитателями морского дна;

-учить детей смешивать пластилин разных цветов, добиваясь эффекта мраморности;

-закреплять умение композиционного построения большого изображения;

-учить изображать водоросли, используя приёмы скатывания колбасок различной толщины;

-учить использовать различные инструменты для получения более выразительного изображения

1. лист тонированного ватмана формата А1;

2.набор пластилина;

3.салфетка для рук;

4.стека;

5.стержень от шариковой ручки;

6.медицинский шприц без иглы;

7.доска для лепки.

8.ранее выполненные работы осьминога и рыбки.




На начальном этапе знакомства детей с техникой пластилинографии с детьми рекомендуется провести беседу о возможностях пластилина как художественного материала. Для стимулирования интереса детей к новой технике полезно представить репродукции и готовые работы хорошего качества, выполненные в технике пластилинографии.

Организованную образовательную деятельность по развитию навыков и умений создавать пластилиновые изображения на плоскости у детей старшего дошкольного возраста рекомендуется проводить два раза в месяц, длительностью тридцать минут. Каждое занятие должно включать физкультминутку и пальчиковую гимнастику. Разработанные наглядно-дидактические пособия должны находиться в непосредственном доступе для детей и могут передаваться от одного ребёнка другому, что позволит детям самостоятельно анализировать, выделять особенности изображения и реализовывать полученные сведения в личной работе [14, с 38].




Методика проведения ООД

Занятие №1. Румяное яблоко.

Задачи:

-развивать у детей интерес к изобразительной деятельности;

-учить выполнять простое барельефное изображение;

-развивать умение наносить фактурное изображение на поверхность пластилинового элемента.

Этапы выполнения работы.

1.Ветка. Воспитатель предлагает детям отщипнуть кусочек пластилина коричневого цвета определённого размера (воспитатель демонстрирует размер необходимого кусочка). Дети раскатывают из пластилина тонкую колбаску и выкладывают её по контуру нарисованной ветки, слегка прижимая к картону для закрепления. Воспитатель обращает внимание детей на конечный результат этого этапа работы, изображённый в пособии №1.1.

2.Листик. Дети отщипывают кусочек зелёного пластилина. Раскатывают толстые колбаски, нарезают их стекой на равные части, сплющивают, прижимая пальцами к доске. У каждого листика, сжимают один конец, заостряя его, другой конец защипывают складочкой. Последовательность действий прослеживается детьми по изображениям на карточках из комплекта нагдяных пособий №1.

Далее дети определяют место листика на ветке и прикрепляют его, нажимая на середину листика. Стекой рисуют прожилки: центральную и боковые парные.

3.Яблоко. Дети скатывают шарик красного (жёлтого) цвета, расплющивают между ладонями, в произвольном месте на краю лепёшки делают небольшое углубление с помощью толстого края стеки и прикладывают яблочко в нужное место на картине так, чтобы сделанное углубление совпало с концом веточки. Затем поступательными движениями надавливают на получившуюся лепёшку, уделяя особое внимание работе с краем. При этом необходимо стараться сохранить выпуклое, округлое изображение яблока. Воспитатель побуждает детей ориентироваться в своих действиях на последовательные изображения работы в наглядно-дидактическом пособии №1.3

Выполнив тело яблока, дети отщипывают маленький кусочек пластилина жёлтого (красного) пластилина и размазывают его на яблоке, изображая цветной бочок.

Особенности положения рук при выполнении отдельных элементов представлены в Приложении 2.

Занятие 2. Мухоморы.

Задачи:

-развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых объектов;

-учить детей передавать характерные природные особенности и цвет объекта;

-развивать любознательность, творческое воображение, фантазию;

-развивать умение работать стекой для нанесения фактурного рисунка на элементы изображения.

Этапы выполнения работы.

1.Мухоморы. Сначала дети выполняют ножки грибов. Для этого из пластилина белого цвета они скатывают две колбаски, расплющивают их и прикрепляют на основу, как показано в наглядном пособии №2.1.

Из пластилина красного цвета дети скатывают тонкую длинную колбаску и укладывают её по контуру будущей шляпки. После этого дети заполняют внутреннее пространство контура пластилином красного цвета. Для этого они отщипывают пластилин небольшими кусочками и размазывают его внутри контура.

Из пластилина белого цвета дети скатывают маленькие шарики и прикрепляют их на шляпке, придавая грибу характерный вид мухомора.

Из небольшого кусочка пластилина серого цвета дети скатывают небольшую колбаску и прикрепляют её под шляпкой большого гриба, создавая изображение «юбочки». С помощью стеки дети наносят на «юбочку» чёрточки, как показано в наглядно-дидактическом пособии №2.1

2.Колокольчики. Из пластилина зелёного цвета дети скатывают тонкую длиную колбаску и прикрепляют её между мухоморами, придавая небольшой изгиб. Из пластилина голубого цвета дети скатывают 3-4 небольших шарика. Расплющивают их и с помощью стеки вырезают колокольчики, как показано в наглядном пособии №2.2. Пальцами дети корректируют форму цветка и прикрепляют колокольчики на стебель.

3.Листики. Из пластилина зелёного цвета дети скатывают четыре-шесть капелек разного размера, расплющивают их и прикрепляют у основания мухоморов. Далее стекой дети наносят прожилки на выполненные элементы, ориентируясь на изображение в наглядном пособии №2.3

4. Пчёлка. Из пластилина жёлтого цвета дети скатывают небольшой шарик, придают ему овальную форму и прикрепляют рядом с цветком колокольчика. Из маленького кусочка чёрного пластилина дети скатывают шарик и прикрепляют его на место головы пчёлки. Также, из пластилина чёрного цвета дети скатывают 2-3 тоненькие колбаски и прикрепляют их в виде полосок на тело пчелы. При необходимости длина полосок корректируется с помощью стеки. Дети смешивают небольшие кусочки голубого и белого пластилина, получая пластилин бледно-голубого цвета. Из него дети формируют две капельки одинакового размера, расплющивают их и прикрепляют на место крыльев пчелы. Из маленьких кусочков белого и черного пластилина дети выполняют глаза пчелы, как показано в наглядно-дидактическом пособии №2.4.

Особенности положения рук при выполнении отдельных элементов представлены в Приложении 2.

Занятие 3. Осеннее дерево.

Задачи:

-закреплять умение детей раскатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на части при помощи стеки;

-упражнять в получении круглых пластилиновых форм путём скручивания колбасок по спирали;

-развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия.

Этапы выполнения работы.

1.Определение композиции. После рассматривания образца готовой работы, дети самостоятельно намечают карандашом ствол и крону дерева.

2.Ствол и ветви дерева. Из кусочков пластилина коричневого цвета (можно разных оттенков) дети раскатывают колбаски, располагают их продольно внутри контура ствола и прикрепляют, слегка нажимая на них по всей длине. Аналогично выполняются ветви дерева, как показано в наглядном пособии №3.1.

3.Белочка. С помощью обрезанного шприца или какого-либо колпачка круглого сечения необходимого размера дети продавливают круг на стволе дерева. С помощью стеки дети зачищают пластилин внутри круга. Из пластилина коричневого цвета дети скатывают тонкую колбаску и укладывают её по краю «дупла». Из пластилина оранжевого цвета дети скатывают небольшой шарик, расплющивают его и закрепляют в середине «дупла». Из небольших кусочков оранжевого пластилина дети формируют ушки и щёчки белочки как показано в наглядном пособии №3.2. Маленький шарик красного пластилина прикрепляется снизу между щечками обозначая рот. Глаза изготавливаются из маленьких шариков белого и черного пластилина, как показано в наглядном пособии №3.2.

3.Крона дерева. Дети самостоятельно определяют, пластилин каких цветов (жёлтый, оранжевый, красный, зелёный) они будут использовать в работе над кроной дерева. Далее, дети скатывают колбаски из пластилина определённого цвета и, в случае необходимости, делят их на части. Ориентируясь на последовательность работы, изображённую в наглядно-методическом пособии №3.3, дети скручивают колбаски по спирали, получая плоские круглые формы необходимого размера. Затем, дети прикрепляют элементы кроны внутри определённого ими контура в произвольном порядке, слегка прижимая их к основе. Несколько элементов кроны можно прикрепить между кроной и «землёй», передавая вид осыпающихся листьев.

4.Трава. Трава выполняется аналогично кроне из пластилина зелёного и жёлтого цветов. Можно предложить детям смешать зелёный и жёлтый пластилин, для получения более светлого зелёного оттенка. Спиральки из зелёного пластилина дети располагают произвольно вокруг ствола дерева.

Особенности положения рук при выполнении отдельных элементов представлены в Приложении 2.

Занятие 4. Осьминог.

Задачи:

-познакомить детей с особенностями представителей морского дна;

-развивать воображение, образную память, умение продумывать композиционное построение изображения.

- развивать формообразующие движения рук в работе с пластилином;

-учить использовать вспомогательные инструменты для нанесения фактурного рисунка на части изображения.

Этапы выполнения работы.

1. Песок. Дети отщипывают пластилин жёлтого цвета небольшими кусочками и размазывают их в нижней части картонной основы. Острым концом отработанного стержня «ставят» на песке точки, создавая эффект многочисленных песчинок, как показано в наглядном пособии №4.1.

2.Тело осьминога. Дети отламывают кусок пластилина (размер необходимого кусочка демонстрируется воспитателем) произвольного цвета (красного, оранжевого, фиолетового, розового и т.д.) и скатывают между двумя ладонями шарик. Далее необходимо придать шарику немного продолговатую форму и расплющить. Дети прикрепляют полученную лепёшку в центре картонной основы, слегка нажимая на нее пальцами, уделяя особое внимание краю пластилиновой фигуры. При работе дети ориентируются на изображение в наглядном пособии №4.1.

3.Щупальца. Дети отламывают кусок пластилина того же цвета, что и тело осьминога и скатывают толстую колбаску. Полученную колбаску с помощью стеки дети делят на 8 равных частей (используя приём половинного деления 7 раз). Из каждой части скатывается колбаска причём таким образом, чтобы один её конец был немного толще другого. Образцы заготовок представлены на изображении в наглядно-методическом пособии №4.2. Далее щупальца прикрепляются на основу так, чтобы толстый их конец соприкасался с краем нижней части тела осьминога. При этом им придаётся характерный изгиб, как показано в пособии №4.2.

Далее, дети выполняют присоски на щупальцах. Из пластилина контрастного по отношению к телу осьминога цвету дети раскатывают тоненькие колбаски и с помощью стеки делят их на маленькие равные кусочки. Скатывают из получившихся кусочков маленькие шарики и прикрепляют их на щупальца. По центру каждого шарика дети выполняют кругообразный оттиск обратной стороной шарикового стержня. Получившееся изображение дети могут соотнести с образцом из пособия №4.3.

4.Глаза и рот осьминога. Дети скатывают из пластилина того же цвета, что тело небольшую колбаску. Делят её на две равные части и скатывают из каждой части шарик. Прилепляют шарики близко друг к другу на тело осьминога, как показано в пособии №4.3. Затем, аналогичным образом дети изготавливают два меньших шарика из пластилина белого цвета и прикрепляют их сверху на предыдущие. Далее дети скатывают совсем маленькие шарики из пластилина чёрного цвета и прикрепляют их поверх белых, имитируя зрачки осьминога.

Из пластилина красного цвета дети скатывают маленькую тоненькую колбаску и прикрепляют её на голову осьминога в виде улыбки.

5.Водоросли. Дети скатывают из пластилина зелёного цвета колбаски произвольной, но одинаковой толщины и разной длины и прикрепляют их пучком по 3-4 штуки на «песок». Место «прорастания» водорослей оформляют кусочками пластилина округлой формы чёрного, коричневого и серого цветов, имитирующих камни.

Итоговый вариант работы представлен в пособии №4.4.

Особенности положения рук при выполнении отдельных элементов представлены в Приложении 2.

Занятие 5. Живые яблоки.

Задачи:

-расширять представления детей о зимующих птицах;

-закреплять приёмы работы с пластилином: скатывание, расплющивавшие, размазывание деление на части;

-развивать навык композиционного построения изображения.

Этапы выполнения работы.

1.Веточка. Из пластилина коричневого цвета дети скатывают колбаски произвольной толщины. Располагают их на картонной основе так, чтобы было место куда посадить снегиря и прикрепляют «веточки» слегка прижимая их к основе поступательными движениями пальцев, как показано в наглядном пособии №5.1.

2.Снегирь. Для выполнения туловища снегиря дети скатывают шарик из пластилина красного цвета (размер шарика уточняется воспитателем) и прямыми движениями преобразовывают его в овал. Слегка расплющивают его между ладонями или на доске и, прижимая к основе, прикрепляют на картину сверху ветки, стараясь сохранить исходную форму, как показано в методическом пособии №5.1. При необходимости дети заглаживают «грудку» снегиря кончиками пальцев.

Для выполнения крыльев дети отламывают кусок чёрного пластилина и раскатывают его в колбаску средней толщины. Необходимо объяснить детям, что колбаска должна быть такой длины, чтоб из неё можно было выполнить сразу два крыла. Концы колбаски необходимо заострить, как показано в наглядном пособии №5.2. Далее дети сгибают колбаску дугой и прикладывают средней частью к верхней стороне туловища туда, где должна быть голова птицы. Среднюю часть дуги расплющивают на основе, придавая форму головы. Концы дуги выкладываются по краям туловища и также расплющиваются на картонной основе.

3.Для выполнения цветных полосок на крыльях дети отщипываю небольшие кусочки белого и синего цвета и скатывают из них небольшие колбаски. Делят колбаски пополам и прикрепляют на средней части крыльев. Стекой дети рисуют вертикальные штрихи на белой полосе и на концах крыльев, имитируя пёрышки.

Горошины-глаза выполняются из пластилина белого или жёлтого цвета. Дети скатывают небольшие шарики и прикрепляют их на голову. Поверх них прикрепляются шарики чёрного цвета меньшего размера.

Для изготовления хвоста дети скатывают небольшую колбаску чёрного цвета, прикладывают её к ветке в том месте, где располагается нижняя часть туловища и стекой делают разрез в нижней части хвоста. Прижимают хвост к картону так, чтобы хвостик оставался раздвоенным. При работе дети ориентируются на наглядно-дидактическое пособие №5.3.

При желании дети могут изобразить и второго снегиря, сидящего боком, самостоятельно прослеживая этапы работы по методическому пособию №5.1 – 5.3

4. Дополнительные детали композиции.

Снег на ветках. Дети отщипывают пластилин белого цвета, раскатывают колбаски произвольной длины и примерно одинаковой толщины и прикрепляют их по верхнему краю веток. Отработанным стержнем о шариковой ручки дети делают точки на поверхности снега, создавая впечатление его рыхлости.

Рябина. Дети раскатываю 3-5 коротких колбасок коричневого цвета небольшой толщины и прикрепляют их в произвольном месте так, чтобы их концы выходили из одной точки и соприкасались с веткой. Из пластилина красного цвета дети раскатываю колбаску и при помощи стеки делят её на равные небольшие кусочки. Из каждого кусочка скатывают шарик и прикрепляют их в виде грозди рябины, как показано в наглядном пособии №5.4. Стержнем от шариковой ручки внизу каждой ягодки делается углубление.

Особенности положения рук при выполнении отдельных элементов представлены в Приложении 2.

Занятие 6. Зимняя поляна.

Задачи:

-развивать у детей познавательный интерес к природе;

-закреплять умение продумывать композиционное построение;

-учить изображать рельефную фактуру на еловых ветках с помощью вспомогательных инструментов;

-развивать аккуратность в работе с пластилином.

Этапы выполнения работы.

1. Фон. Дети мысленно делят плоскость изображения горизонтально на две части так, чтобы нижняя часть была немного меньше верхней. Верхняя часть заполняется пластилином голубого цвета, а нижняя — пластилином белого цвета: дети отщипывают пластилин необходимого цвета и размазывают его тонким слоем по поверхности картона, ориентируясь на наглядное пособие №6.1.

2. Ёлка. Сначала выполняется ствол ёлки. Из пластилина коричневого цвета дети скатывают небольшой шарик, прямыми движениями преобразуют его в короткую колбаску и прикрепляют на картину, в произвольном месте, но так, чтобы осталось место для фигуры зайчика, как показано в наглядно-дидактическом пособии №6.2.

Для выполнения еловых веток дети отщипывают небольшие кусочки зелёного пластилина разных оттенков, скатывают небольшие шарики и расплющивают их в лепёшку. С одного края дети прорезают получившийся кружок стекой и слегка загибают получившуюся бахрому. Лепёшки прикрепляют на основу в ряд, формируя нижний ряд еловых веток, как показано в наглядном пособии. В каждом следующем ряду дети прикрепляют меньше кружков, чем в предыдущем, формируя треугольную крону ёлки.

Для изображения снега дети отщипывают маленькие кусочки белого пластилина и налепляют их в произвольном порядке на еловые ветки.

3.Зайчик. Чтобы зайчик выглядел более контрастным на фоне белого снега можно примешать к белому пластилину маленький кусочек чёрного пластилина. Для изображения тела и головы зайчика дети скатывают два шарика: один немного больше другого. Из шарика большего размера прямыми движениями дети формируют толстую колбаску, расплющивают её и прикрепляют рядом с ёлкой. Шарик меньшего размера дети расплющивают и прикрепляют сверху на тело. Для выполнения задних лапок дети скатывают колбаску необходимого размера и делят её пополам. Из каждой части дети формируют фигуру каплевидной формы и прикрепляют снизу туловища тонким концом внутрь. Стекой дети продавливают толстый край лапок в двух местах как показано в дидактическом пособии №6.3.

Из пластилина того же цвета дети формируют два одинаковых шарика и прямыми движениями преобразуют их в колбаски, один конец которых заостряют. Колбаски прикрепляют на голову зайчика острыми концами вверх.

Работа продолжается с пластилином чисто белого цвета. Из него необходимо сформировать мордочку и грудку зайчика. Для мордочки дети скатывают два одинаковых маленьких шарика и прикрепляют их на голову зайчику. Посередине на мордочку прикрепляют маленький розовый шарик — носик, а под ним — маленький красный шарик — ротик. Газа выполняются как показано в наглядно-методическом пособии №6.3.

Для изображении грудки зайца дети скатывают шарик среднего размера, формируют из него фигуру каплевидной формы и прикрепляют её в верхней части туловища зайчика острым концом вниз. Острым концом стеки нарисовать на грудке чёрточки, имитируя шёрстку.

4. Дополнительные элементы. Из пластилина коричневого цвета дети скатывают несколько тонких колбасок закрепляют их в виде пенька как показано в наглядном пособии №6.4. Одна из колбасок закручивается спиралькой и закрепляется сверху в виде верхнего спила пенька.

Из пластилина белого цвета дети скатывают 3-4 колбаски и закрепляют их в нижней части картины для изображения снежного рельефа.

Также из пластилина белого цвета выполняются облака.

Особенности положения рук при выполнении отдельных элементов представлены в Приложении 2.

Занятие 7. Кораблик.

Задачи:

-развивать навыки работы с пластилином;

-знакомить с видом жгутиковой пластилинографии;

-учить использовать шприц и тёплую воду для получения жгутиков одинаковой толщины;

-развивать навыки изготовления мозаичной пластилинографии.

Этапы выполнения работы.

1. Фон. Дети мысленно делят плоскость изображения горизонтально на две части так, чтобы нижняя часть была немного больше верхней. Верхняя часть заполняется пластилином бледно-голубого цвета, а нижняя — пластилином синего цвета: дети отщипывают пластилин необходимого цвета и размазывают его тонким слоем по поверхности картона.

2.Корпус кораблика. С помощью стеки дети намечают контур корпуса кораблика. Выбирают пластилин такого цвета, чтобы он ярко выделялся (контрастировал) с тоном моря. Небольшими кусочками складывают пластилин внутрь шприца. Разогревают шприц в тёплой воде и выдавливают жгутики. Получившиеся жгутики укладывают сначала по намеченному контуру, а затем последовательно заполняют ими всю площадь корпуса кораблика, как показано в наглядно-дидактическом пособии №7.1.

3. Парус. Из пластилина произвольного цвета дети скатывают колбаску для мачты корабля и закрепляют её на рисунке таким образом, чтобы она находилась по центру корпуса, как изображено в пособии №7.2.

С помощью стеки дети намечают контур парусов. Из пластилина произвольного цвета с помощью шприца, как описывалось выше, дети формируют жгутики, и укладывают их по контуру парусов. Внутренняя часть парусов заполняется небольшими шариками в технике мозаичной пластилинографии. Образец выполнения данного этапа работы дети могут посмотреть в наглядно-дидактичесом пособии №7.2.

4. Дельфин. Рядом с кораблём выполняется изображение прыгающего дельфина. Для этого из пластилина серого или серо-синего цвета дети скатывают колбаску средней толщины, сгибают её полукругом и заостряют оба конца. С одного конца формируют носик дельфина, с другого — прикрепляют дополнительно небольшой кусочек пластилина, формируя треугольный хвост. Закрепляют тело дельфина на фоне моря, слегка прижимая его к основе, уделяя особое значение месту расширения туловища. Из пластилина того же цвета дети скатывают 2 шарика, придают им каплевидную форму, дорабатывают с помощью стеки, как показано в пособии №7.3, и прикрепляют в виде плавников на тело дельфина. Подобным образом, из двух серых шариков формируется раздвоенный хвост дельфина.

6. Чайка. Из пластилина белого цвета дети скатывают небольшие колбаски, ориентируясь в их размерах на наглядно-дидактическое пособие. Немного расплющивают их и прищипывают посередине, формируя уголок. Концы получившейся фигуры заостряют. Прикрепляют фигуру чайки в произвольном месте на фоне неба.

7. Декоративные детали.

Используя небольшие кусочки пластилина белого цвета, дети изображают блики на поверхности моря.

С помощью расчёски дети выполняют волнистый рельефный рисунок на поверхности моря.

Особенности положения рук при выполнении отдельных элементов представлены в Приложении 2.

Занятие 8. Букет для мамы.

Задачи:

-продолжать знакомить детей с различными приёмами выполнения пластилиновой картины: разглаживание, примазывание, работа с накладными деталями;

-развитие навыков создания объёмного, барельефного изображения;

-закрепление навыков композиционного построения изображения.

Этапы выполнения работы.

1. Корзинка. Простым карандашом дети намечают трапецевидный контур корзинки. Из пластилина коричневого цвета дети раскатывают 4-5 тонких длинных колбасок. Колбаски располагаются вертикально, их верхний край прикрепляется к основе на уровне верхнего края корзинки. Из пластилина белого цвета раскатывается колбаска такой же толщины, что и коричневые, её кончик закрепляется у левой стороны корзинки около верхнего края, как показано в наглядно-дидактическом пособии 8.1.

Для плетения корзинки необходимо поднять первую коричневую колбаску и пропустить под ней белую, следующую коричневую колбаску не поднимать, белая полоска проходит над ней сверху, третью коричневую полоску поднять и пропустить под ней белую и так далее. После окончания первого ряда, лишний кончик белой полоски отрезать стекой вровень с контуром боковой стенки корзинки. Далее дети продолжают плетение корзинки, ориентируясь на изображение в пособии № 8.1.

После окончания плетения дети раскатывают тоненькие колбаски из коричневого пластилина и выкладывают их по контуру корзинки.

2. Стебли цветов. Дети раскатывают 5 тоненькие колбасок зелёного цвета (можно разных оттенков) и закрепляют их на основе, намечая будущую композицию.

3. Нарцисс. Из пластилина белого цвета дети раскатывают длинную белую колбаску и с помощью стеки делят её на пять равных частей. Каждую часть расплющивают и один конец заостряют (можно обрезать лишние уголки стекой). Располагают лепестки на основе вокруг верхней части стебля заостренной частью наружу, при этом закрепляется только внутренняя часть лепестка, а самому лепестку придаётся изогнутая форма. Кончики лепестков слегка прижимаются к основе.

Для серединки цветка дети скатывают шарик среднего размера из пластилина жёлтого или оранжевого цвета. Шарик располагается в серединке лепестков. С помощью карандаша круглого сечения в шарике делается углубление. Из пластилина красного цвета дети скатывают тоненькую колбаску и закрепляют её по верхнему краю серединки в виде волнистой линии.

Процесс изготовления нарцисса подробно изображён в наглядном пособии №8.2

4. Тюльпан. Из пластилина красного цвета дети раскатывают длинную колбаску и с помощью стеки делят её на три равные части. Каждую часть расплющивают и один конец заостряют (можно обрезать лишние уголки стекой), как показано в наглядно-дидактическом пособии №8.3. Из пластилина произвольного цвета дети скатывают шарик средних размеров и размещают его на конце стебля тюльпана. Лепестки тюльпана прикрепляются поверх шарика, как бы оборачивая его. При этом сначала размещаются два лепестка рядом друг с другом, а потом третий, прикрывающий их стык.

5. Мимоза. Из пластилина жёлтого цвета дети скатывают длиную колбаску, делят её на маленькие равные кусочки и скатывают из каждого кусочка шарик. Шарики закрепляют вокруг стебля в произвольном порядке. Острым концом отработанной шариковой или гелевой ручки на поверхности шариков выполняются небольшие углубления, как показано в наглядно-дидактическом пособии №8.4.

6. Листья. Для украшения композиции дети выполняют 3-4 зелёных листика. Для изготовления листа тюльпана дети раскатывают колбаску зелёного цвета, расплющивают её, заостряют один конец и наносят стекой продольные полоски-прожилки.

Особенности положения рук при выполнении отдельных элементов представлены в Приложении 2.

Занятие 9. Чудо-рыбка.

Задачи:

-формировать знания у детей о характерном строении рыб;

-знакомить детей с видом многослойной пластилинографии;

-расширять представления детей о цветовом сочетании и передачи движения в пластилиновом изображении.

Этапы выполнения работы.

1.Тело рыбки. Перед началом работы дети выбирают понравившийся трафарет для изображения тела рыбки (варианты трафаретов представлены в Приложении 3) и обводят его на картонной основе. На получившемся изображении дети самостоятельно намечают границу головы рыбы и плавников. Для изготовления чешуи из пластилина произвольного цвета дети скатывают однотонную колбаску или формируют двухцветную колбаску, как показано в пособии №9.1 и 9.3, с помощью стеки делят её на равные части и скатывают небольшие шарики. Расплющивают шарики, формируя диски и закрепляются на теле рыбки рядами в шахматном порядке с частичным перекрытием предыдущего ряда, как показано в наглядно-дидактическом пособии №9.1 и 9.3. Важно обратить внимание детей, что данная работа начинается от хвоста.

2. Голова. Пластилином произвольного цвета дети выполняют контур головы и, если необходимо, плавиков. Заполняют получившийся контур, размазывая кусочки пластилина тонким слоем внутри контура. Из пластилина красного или оранжевого цвета дети скатывают два небольших шарика и, используя кончики пальцев, придают им форму капельки. Прикрепляют получившиеся фигуры слегка расплющивая их и формируя рот рыбки, как показано в наглядно-дидактическом пособии № 9.2 и 9.4.

Из пластилина контрастного по отношению к голове цвету дети скатывают небольшой шарик, расплющивают его и прикрепляют на место глаза. Сверху на глаз прикрепляют зрачок из лепёшки меньшего размера и более тёмного по цвету пластилина. Вокруг глаза дети выкладывают тонкий жгутик из пластилина контрастного цвета.

3. Плавники. Из пластилина подходящего цвета с помощью стеки дети формируют плавники и прикрепляют их сверху и снизу к телу рыбки. Ребром стеки можно нанести на плавники вертикальные прожилки.

4. Хвост. Ориентируясь на варианты оформления хвоста, дети самостоятельно выбирают способ его изготовления: из жгутиков, плоских веретенообразных элементов или размазывая пластилин внутри контура хвоста, как показано в наглядном пособии № 9.2 и 9.4.

Пространство основы вокруг рыбки в данном случае не оформляется декоративными элементами, так как фигура рыбки будет использоваться для групповой композиции «Подводный мир».

Особенности положения рук при выполнении отдельных элементов представлены в Приложении 2.

Занятие 10. «Подводный мир».

Задачи:

-продолжать знакомить детей с обитателями морского дна;

-учить детей смешивать пластилин разных цветов, добиваясь эффекта мраморности;

-закреплять умение композиционного построения большого изображения;

-учить изображать водоросли, используя приёмы скатывания колбасок различной толщины;

-учить использовать различные инструменты для получения более выразительного изображения

Этапы выполнения работы.

1. Песочное дно. На нижний край листа налепливаем кусочки жёлтого и белого пластилина. Некоторые можно слегка размазывать, другие — прости прижимать. Отработанным стержнем наносим углубления в изображении песка, создавая вид отдельных песчинок.

2. Размещение готовых объектов. На тонированном листе формата А1 дети располагают и приклеивают готовые элементы композиции: рыбок и осьминогов.

3. Водоросли.

Вид I: из пластилина зелёного цвета дети скатывают тонкие колбаски и прикрепляют их на лист пучками по 3-5 шт, располагая произвольно.

Вид II: из пластилина зелёного цвета дети скатывают колбаски, прикрепляют их на лист, слегка расплющивая, и с помощью стеки делают по бокам насечки по всей длине.

Вид III: из пластилина розового или лилового цвета дети скатывают тонкие колбаски и прикрепляют их на лист. Далее скатывают ещё одну колбаску и с помощью стеки делят её на небольшие кусочки, скатывают из них элементы продолговатой формы и прикрепляют на стебель в виде листиков, как показано в наглядном пособии №10.1.

4.Камни. Для изготовления камней необходимо смешать пластилин белого, серого и коричневых оттенков, но не промешивать до конца, сохраняя эффект мраморности. Из пластилина полученного цвета дети формируют камушки произвольной формы и размещают их на «дне» моря, в первую очередь вокруг мест «роста» водорослей.

5. Морская звезда. Из пластилина красного или розового цвета дети скатывают пять одинаковых колбасок - щупальца. Один конец колбасок делают более тонким, как показано в наглядном пособии. Из пластилина того же цвета скатывается небольшой шарик и размешается на «морском дне» в том месте, где должен быть центр звезды. Колбаски располагают вокруг шарика в виде звезды. Затем, прижимают колбаски, слегка расплющивая. Для формирования тела морской звезды (центральной части) дети размазывают центральный шарик, формируя плавный переход от середины к щупальцам. Из пластилина фиолетового цвета дети скатывают тоненькие колбаски и прикрепляют их по центру каждого луча. Обратной стороной отработанного стержня шариковой руки на щупальцах выполняются оттиски кружочков, как показано в наглядно-методическом пособии № 10.2. Можно украсить звезду бусинками или пайетками.

6. Морской конёк. Дети обводят на основе трафарет морского конька, представленный в Приложении 3 и укладывают по контуру жгутики бирюзового цвета. Затем заполняют контур пластилином того же цвета как показано в дидактическом пособии 10.3. Из пластилина контрасного цвета дети выполняют гребешок. Для этого они скатывают из пластилина колбаску, делят её на равные небольшие части и формируют маленькие шарики. Шарики закрепляются по контуру головы и шей морского конька, как показано в пособии № 10.3.

Для изображения плавников, дети скатывают из пластилина произвольного цвета шарик среднего размера, расплющивают его и с помощью стеки обрезают лепёшку по краям, как показано в наглядном пособии № 10.3. Затем украшают плавник декоративными элементами.

Тело конька украшается шариками из пластилина произвольного цвета, выполняется глаз.

7. Медуза. Для выполнения тела медузы из пластилина жёлтого, розового или сиреневого цвета дети скатывают тонкую колбаску и прикрепляют её на основе, обозначая контур полукруга, как показано в наглядно-дидактическом пособии №10.4. Внутреннюю часть контура дети заполняют пластилином того же цвета, размазывая небольшие кусочки пластилина. Из пластилина жёлтого цвета дети скатывают не очень тонкие колбаски примерно одинаковой длины 5-7 штук. Прикрепляют колбаски со стороны прямого края медузы как показано в наглядном пособии №10.4. Из пластилина контрастного цвета дети скатывают длинную тонкую колбаску и расплющивают её пальцами, формируя подобие ленты. Получившуюся ленту закрепляют по нижнему краю тела медузы, формируя «оборку» как показано в наглядном пособии № 10.4. Щупальца медузы украшаются тонкими колбасками из пластилина контрастного цвета. На теле медузы дети могут выполнить произвольный узор, ориентируясь на наглядное пособие №10.4.

8. Дополнительные элементы. На «морском дне» дети в произвольном порядке располагают ракушки и закрепляют их с помощью пластилина.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]/ А.П. Аверьянова - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.

  2. Артёмов В.А. Психология наглядности при обучении [Текст] / В.А. Артёмов - М.:Просвещение, 2012. - 345 с.

  3. Давыдова Т.Н. Детский дизайн. Плстилинография [Текст] / Г.Н. Давыдова - М.: Скрипторий 2003, 2015. - 80 с.

  4. Давыдова Г.Н. Пластилинография: Цветочные мотивы [Текст] / Г.Н. Давыдова. – М.: Скрипторий, 2013.- 72 с.

  5. Давышова Т.Г. Использование наглядных средств в работе с детьми [Текст]: справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения / Т.Г. Давышова, В.М. Ввозная - М.: Академия, 2012. - 69 с.

  6. Ерошина Г.Ю. Пути познавательной активности через средства наглядности на занятиях у детей дошкольного возраста [Текст] / Г.Ю. Ерошина // Коррекционная педагогика. – 2005. - №4. – С. 12 – 25.

  7. Занков Л.В Наглядность и активность [Текст] / Л.В. Занков. - М.: Просвещение, 1998. – 295с.

  8. Иванова И.Н. Рисование и лепка [Текст]: учебник для нач. проф. образования / И.Н.Иванова. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2013. — 160 с., с. цв. ил.

  9. Комарова Т.С. Детское художественное творчество [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика- Синтез, 2005.-105 с.

  10. Костюченко М. Формируем учебную деятельность, используя наглядные средства [Текст] / М. Костюченко // Дошкольное воспитание. - 2012. - №7.- С.36-39.

  11. Костюченко М. Формируем учебную деятельность, используя наглядные средства [Текст]/ М. Костюченко // Дошкольное воспитание. - 2012. - №8.- С.42-47.

  12. Костюченко М. Формируем учебную деятельность, используя наглядные средства [Текст]/ М. Костюченко // Дошкольное воспитание, 2012. - №9.- С.64-65.

  13. Кудина О.В. Долина пластилина [Текст] / О.В. Кудина. - М.: Формат-М, 2016. - 68 с.

  14. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. [Текст]: учебно-методическое пособие/ И.А Лыкова. - М.: ИД Цветной мир, 2016. - 216 с.

  15. Малкина Н.А. О роли наглядности при обучении детей дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Малкина // Детский сад. - 2009.- №1.- С. 18-22.

  16. Микляева Н.В. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников [Текст] / Н.В. Микляева. - М.: Сфера, 2013. - 186 с.

  17. Муковоз Т.А. Использование нетрадиционной техники «пластилинография» в формировании изобразительной деятельности дошкольников. Консультации для воспитателей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2722.html свободный - Загл. с экрана.

  18. Новацкая М.В. Пластилиновые картинки. Рисуем пластилином с детьми [Текст] / М.В. Новацкая. - Спб.: Питер, 2014. - 64 с.

  19. Синельникова Я. Психология наглядности при обучении [Текст] / Я. Синельникова // Дошкольное воспитание. - 2011. - №8. – С.18-37.

  20. Сластенин В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под общ. ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

  21. Смирнова Т.В. Художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет. Занятия пластилинографией [Текст]/ Т.В. Смирнова. - Волгоград.: Учитель, 2015. - 47 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!