Особенности и преимущества метода наблюдения
Метод наблюдения является методом сбора эмпирических данных для изучения процесса или явлений.
Метод наблюдения - это метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях. Метод наблюдения может использоваться как один из центральных, самостоятельных методов исследования.
Особенность наблюдения в психологии состоит в том, что непосредственно видеть и фиксировать можно только факты, относящиеся к внешнему поведению (движения, словесные высказывания и т. д.). Психолога же вызывающие их психические процессы и явления. Поэтому правильность результатов наблюдения зависит не только от точности регистрации фактов поведения, но и от их истолкования- определения психологического смысла. Наблюдение обычно применяется, когда необходимо получить первоначальное преставление о какой-либо стороне поведения, выдвинуть предположения о ее психологических причинах. Проверка этих предположений чаще всего осуществляется при помощи психологического эксперимента.
С целью изучения отношения представителей поколения Z к спорту может быть применен метод наблюдения.
Психологическое наблюдение должно быть целенаправленным: наблюдатель должен отчетливо представлять и понимать, что он собирается наблюдать и для чего наблюдать, иначе наблюдение превратится в фиксацию случайных, второстепенных фактов.
Существует классификация метода наблюдения в зависимости от основания. Рассмотрим классификацию метода наблюдения в таблице 3.
Таблица 1 – Классификация метода наблюдения
Основание | Классификация | Особенности метода |
По степени формализованности | Нестандартизированное | Опредлен только вид объект наблюдения, а способ наблюдения исследователь определяет позже |
Стандартизированное | Заранее определен предмет и объект наблюдения, состав изучаемого процесса |
По положению и роли наблюдателя | Невключенное наблюдение | Исследователь находится вне изучаемого объекта, изучает его со стороны |
Включенное наблюдение | Исследователь включен в социальный процесс |
По месту организации | Полевое наблюдение | Проводится в реальной жизни, в естественной обстановке |
Лабораторное наблюдение | Проводится в искусственно созданных условиях |
По степени регулярности | Систематическое наблюдение | Регулярность фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного периода времени |
Случайное наблюдение | Наблюдение за незапланированными явлениями, социальными ситуациями |
В зависимости от наличия элементов контроля при ведения наблюдения | Контролируемое | Осуществляется по заранее подготовленной программе с применением стандартов и планов, документации |
Неконтролируемое | Осуществляется при изучении жизненных ситуаций без строго плана и заранее подготовленной документации |
Метод наблюдения, как и любой другой метод изучения действительности, имеет свои достоинства или преимущества, и недостатки. Это связано с тем, что исследователь не может учитывать абсолютно все факторы, которые могут оказывать влияние на изучаемое явление. Однако, основным достоинством социологи, которые чаще всего используют метод наблюдения, считают связь исследователя с объектом его изучения.
Рассмотрим достоинства и недостатки метода наблюдения в таблице 2.
Таблица 2 – Достоинства и недостатки метода наблюдения
Достоинства | Недостатки |
Объективные | Субъективные |
Просматривается четкая взаимосвязь исследователя с изучаемым объектом или явлением | Ограниченность, частный характер каждой наблюдаемой ситуации | Разница в социальном положении наблюдаемых и наблюдателей, несхожесть их интересов, ценностей, наличие стереотипов поведения |
Позволяет зафиксировать явление и ситуацию целиком | Сложность или невозможность повторения наблюдения | Установки наблюдателя и наблюдаемых сказываются на качестве информации |
Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемого объекта | Большие временные затраты и задействованность исследователей высокой квалификации (трудоемкость метода) | Настроение наблюдателя, его сосредоточенность, умение целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию |
Наблюдение позволяет изучить изменения, реакции нескольких объектов по отношению к друг к другу или к определенной задаче, предмету. | - | - |
Наблюдается многомерность охвата при методе наблюдения, т.е. фиксация информации сразу по нескольким параметрам | - | - |
Информация получается оперативно | - | - |
Метод относительно дешев | - | - |
В наблюдении существуют и специфические требования к процедуре изучения и трактовке информации, которые можно сформулировать следующим образом:
1. Наблюдению доступны только внешние факты, имеющие речевые и двигательные проявления. Наблюдать можно не интеллект, а то, как человек решает задачи; не общительность, а характер взаимодействия с другими людьми и т.д.
2. Необходимо, чтобы наблюдаемое явление, поведение определялось операционально, в терминах реального поведения, т.е. регистрируемые характеристики должны быть как можно более описательными и как можно менее объяснительными.
3. Для наблюдения должны быть выделены наиболее важные моменты поведения (критические случаи).
4. Наблюдатель должен иметь возможность фиксировать поведение оцениваемого лица длительный промежуток времени, во многих ролях и критических ситуациях.
5. Надежность наблюдения повышается в случае совпадения показаний нескольких наблюдателей.
6. Ролевые отношения между наблюдателем и наблюдаемыми должны быть устранены. Например, поведение ученика будет различным в присутствии родителей, учителя и сверстников. Поэтому и внешние оценки, даваемые одному и тому же лицу по одному и тому же набору качеств людьми, занимающими разное положение по отношению к нему, могут оказаться разными.
7. Оценки в наблюдении не должны быть подвержены субъективным влияниям (симпатиям и антипатиям, переносам отношения с родителей на ученика, с успеваемости ученика на его поведение, и т.п.).
8. Серьезное внимание следует уделить форме ведения протокола, которая зависит от предмета, задач и гипотезы исследования, определяющих критерий наблюдения.
9. Метод наблюдения не позволяет вмешиваться в изучаемый процесс, следовательно, результаты наблюдения должны быть обязательно подкреплены данными, полученными с помощью других методов психолого-педагогического исследования.
Таким образом, наблюдается при применении метода наблюдения некоторые факторы, которые снижают объективность оценки явления или факта в процессе изучения.