СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности интерактивных технологий обучения и воспитания в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивные технологии в начальной школе. Особенность использования.

Просмотр содержимого документа
«Особенности интерактивных технологий обучения и воспитания в начальной школе.»

Особенности интерактивных технологий обучения и воспитания в начальной школе.

Термин interactive learning (англ.) обозначает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, учителем, тренером, руководителем). По существу, оно представляет один из вариантов (моделей) коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают. Иначе говоря, интерактивное обучение — это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними. Интерактивные технологии по В.В. Гузееву — это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой.

Интерактивными технологиями являются такие, в которых ученик выступает в постоянно флуктуирующих субъектно-объектных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь её автономным активным элементом.



Уровень и характер применения: любая педагогическая технология обладает той или иной степенью интерактивности, но некоторые из них содержат интерактивный режим как обязательный компонент. К таким технологиям можно отнести: микротехнологии, если взять взаимодействие с конкретным ребёнком; модульно-локальные в качестве дидактических и организационно-деятельностных игр, коллективных творческих дел и т.д.; макротехнологии (дистанционное обучение, компьютерные технологии, обучение иностранному языку в разговоре); и, наконец, интерактивный характер имеют такие метатехнологии, как технологии социального воспитания, общественно-государственного управления, сетевые, телекоммуникационные технологии.

Интерактивные технологии в начальной школе основаны на прямом взаимодействии учащихся (обучаемых) с учебным окружением. Учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта, причём речь идёт не просто о подключении эмпирических наблюдений, жизненных впечатлений учащегося в качестве вспомогательного материала или иллюстративного дополнения. Опыт учащегося — это центральный активатор учебного познания. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт ведущего, который не столько даёт готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску. Учитель (ведущий, тренер) выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса. В роли организатора фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини- презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту участников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые.

Использование интерактивных технологий в начальной школе зависит от квалификации и умений педагога. На первоначальном этапе необходимо научить детей работать в парах, совместно решать поставленную задачу. На данном этапе учитель может определить ключевые фигуры, которые в последствии могут играть роль консультантов (экспертов) для решения определенных задач (контроль выполненных заданий, помощь обучающим в решении определенных проблем, консультирование по доступным вопросам). Когда ребята научатся взаимодействовать друг с другом, можно перейти на следующий этап работы: работа в группах. На первых порах группы определяет педагог, в последствии можно назначить руководителей, которые сами определяют состав группы, с которой будет решаться определенная проблема. Количество человек в группе определяется конкретными проблемами. И заключительный этап, когда в качестве группы выступает весь класс (коллектив) и решаются поставленные задачи сообща, обсуждая мнения всех участников процесса (дискуссия, конференция, круглый стол, дебаты).

Для включения интерактивных технологий в процесс обучения и воспитания учитель использует интерактивные методы – способы усиленной целенаправленной деятельности педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой и межсубъектного взаимодействия всех участников учебного процесса для создания оптимальных условий развития. При интерактивном обучении важно научить ученика: поиску и вычленению ведущих проблем, выстраиванию проблем по степени значимости, анализу проблем, определению целей, задач направлений деятельности, наработке возможных вариантов решений, выбору наилучших решений, определению механизма решения проблем, составлению программы и плана работы.