СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности использования народных подвижных игр в эмоциональном развитии детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирующий этап проводился в средней группе ДОО с детьми 4- летнего возраста. На формирующем этапе нами была поставлена цель – раз-работать методику проведения подвижных игр с детьми 4-лет в целях разви-тия их эмоциональной сферы.

Просмотр содержимого документа
«Особенности использования народных подвижных игр в эмоциональном развитии детей»



Особенности использования народных подвижных игр в эмоциональном развитии детей

Антонова Ирина Владимировна

Формирующий этап проводился в средней группе ДОО с детьми 4- летнего возраста. На формирующем этапе нами была поставлена цель – раз-работать методику проведения подвижных игр с детьми 4-лет в целях разви-тия их эмоциональной сферы. В соответствии с намеченной целью были по-ставлены задачи:

1. Создать предметно – пространственную среду, способствующую эмоциональному развитию ребенка.

2. Определить принципы подбора подвижных игр, направленных на эмоциональное развитие дошкольников.

3. Разработать систему работы с народными подвижными играми.

1. На первом этапе формирующего эксперимента одним из условий яв-ляется среда. Теоретическим основанием в моделировании предметно-пространственной среды является осознание ее социальнокультурного кон-текста, определяемого обществом и естественным природным окружением. Среда является культурным творением человеческой деятельности и педаго-гического творчества, отражает модель жизнедеятельности человека и его отношение к жизни. Человек осваивает среду и себя в ней, порождает формы ее закрепления (так называемые формы социально-культурного опыта, то есть объективирует себя в предметно-вещевых образованиях (дом, книга и т. д., в функциональных (процессуальных) формах (традиции, обычаи, в языке (разговорный, письменный, в знаках и символах культуры. Историче-ски созданная другими поколениями среда жизнедеятельности человека вли-яет на его деятельность, внося свои коррективы через систему социокультур-ных значений (нормы, правила).

В нашем исследовании предметно-пространственная среда рассматри-вается как одно из условий эмоционального развития детей дошкольного возраста. Предметно-пространственная среда ДОО понимается нами не толь-ко как совокупность предметов, используемых в образовательном процессе дошкольного учреждения. Эти предметы «оживают» и становятся источни-ками рождения личностных смыслов ребенка, когда включаются определен-ные социальные и культурные коды. В нашем исследовании в качестве соци-альных кодов мы рассматриваем возникающие в ближайшем социальном ок-ружении (родители, воспитатели, дети) отношения, в качестве культурных кодов – простейшие культурные архетипы (фольклор, традиции, обычаи на-родов Северного Кавказа). Эти коды приводят в движение пространственно-предметную среду, делают ее ритмической благодаря игре, которая стано-вится основой гармонизации состояний и отношений ребенка, основой его свободного самовыражения, творческой деятельности в процессе познания окружающего мира.

Пространственно-предметная среда выступает посредником между взрослым и детским миром. Причем последний всегда ориентирован на вещ-ные элементы мира взрослых: знаки, символы, отношения и др. Деятельность ребенка, связанная с присвоением вещей, аналогична предметно-орудийной деятельности и деятельности с психологическими орудиями (Л. С. Выготский). В этой деятельности выделяется инструментальность, опо-средованность, целесообразность. Результатом присвоения и потребления вещей становится их преобразование. В исследованиях показано, что дети дошкольного возраста познают предметы сенсорным путем, то есть зритель-но, осязательно, тактильно и т. д. (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова, Н. Т. Сакулина и др.) и с помощью мыслительных операций (Л. С. Выготский, С. Л. Новоселова, Н. Н. Поддьяков и др.).

По мнению А. И. Субетто, гармония среды и человека достигается тем, что в ней действуют законы восприятия (работают все анализаторы и рецеп-торы: зрительный, слуховой, вкусовой, тактильный и др.). Именно это позво-ляет человеку познать красоту. Эта идея автора определила основные прин-ципы построения предметно-пространственной среды дошкольного образо-вательного учреждения, в которой создаются условия для самостоятельного приобретения ребенком опыта познания себя, своего эмоционального со-стояния, стимулируется самостоятельное проявление эмоций. Она создает определенную психологическую комфортность ребенку: внутреннюю защищенность, выбор различных форм активности и самостоятельности.

Основываясь на положениях, высказанных в рабатах М. Шмида, Г. Н. Пантелеева, М. А. Правдова, цветовой параметр используется для цвето-вого пространства как условие достижения психологического комфорта. В дошкольном учреждении необходимо изменить цветовое оформление групп, залов и других помещений, так как цвет играет важную роль в организации жизнедеятельности ребенка. Цветовая гамма используется с целью улучше-ния проведения как совместной деятельности ребенка и воспитателя, так и самостоятельной деятельности детей. Цвет является не только средством ре-шения композиционных вопросов пространства, но и средством информации и обеспечения безопасности жизнедеятельности. При выборе цветового оформления групп и залов учитывается, что цвета – красный, оранжевый, желтый - вызывают психологическое ощущение тепла, стимулируют дея-тельность нервной вегетативной системы, усиливают внимание, оказывают возбуждающее действие, приводят к кратковременному повышению работо-способности. Холодные цвета – синий, зеленый, голубой - вызывают психо-логическое ощущение холода, подавляют деятельность вегетативной нервной системы, успокаивают, облегчают напряжение глаз, способствуют сосредо-точению внимания. Цвета насыщенные и при большом цветовом контрасте оживляют пространство группы, поднимают настроение и стимулируют дея-тельность органов чувств. Для оформления спальных комнат используются оранжевый и желтый цвета. Желтый цвет вносит живость, тепло, легкость, создает впечатление уюта и теплоты, а оранжевый способствует психологи-ческому контрасту с окружающей средой.

В групповой комнате голубой цвет является основным и в сочетании с другими цветами позволяет при длительном пребывании не снижать актив-ность детей. На фоне этого большого пространства выступает контрастно-локальный цвет отдельных предметов. Изменение цветового пространства влияет на поведение детей, их активность.

Регулятором и индикатором настроения детей также является измене-ние освещения помещений. Цветосветовой дизайн способствует созданию психологически-комфортной среды, развивает воображение и творчество де-тей особенно при выполнении двигательной деятельности. Создание единого комплекса цветовой, звуковой и кинестетической модальностей способствует появлению атмосферы необычности, таинственности, сказочности, что соот-ветствует характеристикам пространства действа.

В предметно – пространственной среде экспериментальной группы со-здается поисковое «поле» игровой деятельности как способа установления взаимосвязи между партнерами, эмоционального проявления в игре. Совре-менный философский взгляд на микроклимат базируется, как система, вклю-чающая предметные и личностные характеристики дошкольников. Через предметно – игровую среду процесс воспитания носит эмоционально - разви-вающий характер, социальный навык и развитие, процесса приспособления ребенка к социальной действительности. В процессе игрового взаимодейст-вия происходит передача качеств, эмоционального настроения и поведения того или иного опыта.

Для развития положительного позитивного развития необходимо со-трудничество между детьми, ради достижения одной конечной цели. Через пространственно – предметную среду: игра как процесс культурного возоб-новления и преемственности осуществляет адаптацию личности к жизнен-ным обстоятельствам. В условиях предметно – игровых действий должно быть совмещено с организацией предметного игрового взаимодействия, что облегчает детям в дальнейшем вступление в совместную спортивную игру друг с другом. С целью эмоционального комфорта, необходимо добавлять в игру яркость образность, красочность, пополняя дидактическим – ярко кра-сочным предметным материалом, развивающим предметно – пространствен-ную среду.

В группах создана специальная среда с целью приобщения детей к на-родной культуре, народному искусству.

Выставка народного декоративно- прикладного искусства,

Мини-музей народной старины «Русская горница»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!