Доклад на МО учителей
Тема «Особенности использования цифровых информационных технологий на уроках труда, позволяющих формировать
у обучающихся, воспитанников ключевые компетенции»
Жизнь в современном быстро развивающемся обществе требует от человека гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению задач.
В последние годы во всем мире наблюдается устойчивая тенденция все большего внедрения информационных технологий в повседневную деятельность человека, в том числе и в образовании.
Изменения в образовательной системе нацелены на то, чтобы сделать ее более приспособленной к изменениям, происходящим в экономике, социальной жизни страны. Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Поэтому внедрение в учебный процесс инновационных технологий является определяющей чертой современного образования. К таким инновационным образовательным технологиям относятся информационные и коммуникационные технологии (ИКТ).
Под информационно-коммуникационной технологией мы понимаем совокупность всех методов, алгоритмов и средств обработки и передачи документированной информации, включая прикладные программные средства, и регламентированного порядка их применения для получения информационно нового качества о состоянии объекта или явления.
(Слайд 2) На уроках технологии с применением ИКТ повышение эффективности учебного процесса происходит за счет следующего:
Восприятие обучающихся активизируется за счет использования зрения и выделения главных положений содержания на экран.
Большой объем материала может быть получен из Интернета и воспроизведен на экране в формате, видимом всеми обучающимися.
Во время беседы учителем не тратится время на выписывание терминов или фрагментов текста на доске. Учитель не поворачивается время от времени к доске и таким образом не теряет контакт с обучающимися.
Применение ИКТ позволяет многократно использовать подготовленные материалы.
Мультимедийная презентация позволяет легко менять или добавлять новую информацию. При желании, можно подготовить каждому классу свою презентацию.
Применение ИКТ делает учебные материалы доступными учащимся в любой момент и, возможно, из любого места, т.е. делает материалы мобильными и легкодоступными.
Стратегия модернизации образования РФ также предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены ключевые компетентности: (Слайд 3) «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникативной, информационной и прочих сферах».
А.В. Хуторским выделен следующий перечень ключевых образовательных компетенций как важнейших элементов общепредметного содержания образования: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования.
(Слайд 4)Использование информационных технологий как средства развития ключевых компетентностей обучающихся способствует:
-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
-достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в школе;
-развитию навыков самообразования и самоконтроля у воспитанников, повышению уровня комфортности обучения;
-снижению дидактических затруднений обучающихся;
повышению активности и инициативности обучающихся, воспитанников на уроке;
-развитию информационного мышления;
-формированию информационно-коммуникационной компетенции;
-приобретению навыков работы на компьютере обучающимися с соблюдением правил безопасности.
Одним из видов ИКТ является мультимедийная презентация, являющейся современной и перспективной информационной технологией, позволяющая объединить на одном носителе различные формы представления информации. Появляется возможность использовать фотографии, видеоматериалы, компьютерную анимацию, структурированные тексты с иллюстрациями, диаграммы, таблицы. Она позволяет передать гораздо больше информации и эмоций, чем печатная информация.
Компьютерная презентация помогает учителю упорядочить весь материал и выстроить его, следуя логике изложения и хранить его в одном файле. Весь наработанный материал можно уместить на компакт диске и продолжать с ним работу, размещая на нем новые материалы.
(Слайд 5) Использование интерактивных средств обучения на уроках дает возможность:
повысить у обучающихся интерес к предмету;
подготовить к самостоятельному усвоению материала;
овладеть конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
интеллектуально развивать обучающихся;
подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин;
расширить виды совместной работы обучающихся воспитанников, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта;
повысить многообразие видов и форм организации деятельности и контроля за выполнением задания обучающихся.
Приобретенные навыки обучающимися воспитанниками применяют во внеклассной, общешкольной деятельности.
(Слайд 6) Например, обучающиеся воспитанники:
(Слайд 7) Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что средства мультимедиа, используемые в презентации, способствуют:
* осуществлению более эффективного взаимодействия учителя и обучающихся воспитанников;
* повышению мотивации обучения;
* более прочному усвоению материала;
* развитию творческих способностей воспитанников.
В своей работе я не имею возможности регулярно применять информационно-коммуникационные технологии. Когда есть хоть какая-то возможность использовать накопленный материал (презентации), я их использую. На уроках по моделированию, построению чертежа, уход за волосами и т.д. они оказывают большую помощь. Такие уроки проходят с высоким "коэффициентом полезного действия".
Хочу отметить, что ежегодно я, за исключением 2017 года, провожу общешкольное внеклассное мероприятие КВМ. Уже несколько лет это мероприятие проходит с использованием ИКТ - презентаций. Я не трачу время на написание или печатание словаря, поиск материала в библиотеках. Сейчас можно весь материал найти в интернете и подготовить презентацию.
(Слайд 10-11) Конечно, нельзя сказать, что использование информационных технологий позволяет мне решать все проблемы по формированию ключевых компетентностей обучающихся. Но, несомненно, при творческом подходе по применению ИКТ на уроках и во внеурочное время, совершенствовании своего профессионального мастерства по их использованию можно добиться существенных положительных результатов, направленных на достижение одной цели - повышение качества образования путем формирования у всех обучающихся ключевых компетентностей, обеспечивающих им успешное будущее.