СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности использования цифровых информационных технологий, позволяющих формировать у школьников ключевые компетенции»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Особенности использования цифровых информационных технологий, позволяющих формировать у школьников ключевые компетенции»»

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

«АДАПТИВНАЯ ШКОЛА № 6»














Доклад

На тему: «Критерии воспитанности в современной школе»














Выполнила: учитель Дитюк Е.П.











«Диагностика уровня воспитанности школьников»

Цель: определение критериев воспитанности учащихся и методы оценки воспитанности.

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена, прежде всего, тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Однако, отказавшись от изучения эффективности воспитательного процесса, дети будут обречены на стихийное существование и развитие.

Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:

  • конкретизировать цели воспитательной работы;

  • дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;

  • обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;

  • обосновать выбор содержания и методов воспитания;

  • соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;

  • видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.

Алгоритм изучения членами школьного сообщества эффективности процесса воспитания:

- определение цели и задач изучения;

- подбор критериев и показателей для определения результатов процесса воспитания учащихся;

- выбор методик изучения;

- подготовка диагностического инструментария;

- исследование испытуемых;

- обработка и интерпретация результатов исследования;

- анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.

Подбор критериев и показателей является важным этапом, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания обучающихся. Содержание критериев и показателей эффективности воспитательного процесса, обусловлено комплексом целей и задач, решаемых школьным коллективом или педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров.

Предлагается выделить при диагностических процедурах четыре уровня воспитанности:

    • Высокий уровень: личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности.

    • Достаточный уровень: у ребенка, в основном, сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях.

    • Низкий уровень: личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию.

    • Неудовлетворительный уровень: саморазрушающаяся личность, склонная к асоциальному поведению.

В качестве критерия воспитанности личности школьника рассматривается ее активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности. Из множества таких отношений можно вычленить как наиболее информативные:

  • отношение к учению;

  • отношение к людям;

  • отношение к самому себе;

  • отношение к природе;

  • отношение к труду;

  • отношение к действительности.

Безусловно, можно использовать различные тесты и срезовые методики, но ничто лучше не подтвердит уровень воспитанности человека, чем его поступки. В мониторинге воспитанности основу составляют наблюдение за поступками и действиями, отношениями и предпочтениями детей, выявление и анализ мотивации.

Определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы учебного заведения.


Примерная методика изучения классного коллектива

1 этап.

Определите отдельные показатели уровня воспитанности школьников.

С учетом возраста учащихся выберите и проведите методики определения воспитанности, например:

1. «Недописанный тезис»: Хорошая жизнь – это… Самое главное в жизни – это… Я не согласен с тем, что всегда говорят, будто… Если бы я был волшебником, то я непременно…

2. «Что люблю – что ненавижу»: Написать десять ответов на два вопроса: Что я больше всего люблю? Что я больше всего ненавижу?

3. «Мои социальные роли». Ответить на 6 вопросов: ставится поочередно 6 раз один и тот же вопрос «Кто ты?» (испытуемый пишет сразу, не зная о последующем вопросе).

4. Ассоциативный тест

Записать как можно больше слов, которые приходят в голову в связи со словами:

Школа

Учитель

Человек

Деньги

Мы

Труд

Книга

И т.д.

5. «Ранжирование» (расстановка слов по порядку личной значимости)

Вежливый

Ласковый

Гуманный

Сильный

Умный

Предприимчивый

Деловой и т.д.

(выход на идеал и самооценку)

Искусство

Лакомство

Друзья

Коллектив

Семья

Труд

Родина

Деньги и т.д.

(выход на отношение к

окружающему миру)

Порядок выполнения:


2 этап.

  1. Обработайте полученные данные, включив их в рабочую таблицу.

Примерный вариант рабочей таблицы по методике ранжирования


Фамилия либо № анкеты

Сила

Красота

Ум

Чувство юмора

Верность

Доброта

1

1

2

3

4

5

6

2

2

1

3

4

6

5

3

5

6

4

3

2

1









Сумма баллов:

  1. Аналогично обрабатываются все вышеперечисленные методики, содержащие перечисления качеств, отдельных параметров (по степени личной значимости).

  2. Используя формулу, дающую относительно точный результат исследования, вычисляете средний рейтинг:

Средний - сумма баллов рейтинг количество опрашиваемых

Постройте примерный ранг для коллектива в целом.

4. Посмотрите, о чем говорит данный порядок расположения качеств личности. Какие показатели приоритетны? Какие нет? Почему? Выявите причинно-следственные связи. Сделайте вывод.

Проанализируйте результаты других использованных Вами методик (хорошо проследить один и тот же показатель, допустим «школа», по нескольким методикам, тогда Вы получите более точные результаты вычислений).

5. Внимательно изучите карту воспитанности (частные показатели, по которым судят о примерном уровне воспитанности учащихся). Заполните таблицу на основе наблюдений и результатов отдельных методик.

Напомним характеристику 3-х уровней воспитанности школьников, предложенные Н.Е. Щурковой.

Примитивно-поведенческий уровень: учащиеся соблюдают элементарные нормы поведения и общения, дисциплины, этикета, учебные и трудовые обязанности, правовые нормы, не посягают на общественное и личное имущество и т.д.

Эмоциональный: уровень отражает формирование нравственных отношений как эмоционального сопереживания людям, обществу, отдельному человеку. Радуются успехам страны и товарищей, умеют идентифицировать себя с другим человеком, сочувствуют ему, положительно переживают трудовой процесс, его результативность.

Уровень нравственно-мотивированного поведения – способность избирать поведение соответственно интересам других людей, устанавливая верные соотношения интересов своего «Я» и «другого человека». Этот уровень определяется в конкретных действиях, практических делах и повседневных, жизненных ситуациях.








Примерная рабочая таблица определения уровня воспитанности



Отношение к ценностям


Уровень отношений

Примитивно-поведенческий

Эмоциональный

Мотивированно-поведенческий

К человеку

Усвоили элементарные нормы поведения, дисциплину, этикет

Фамилии уч-ся

Способны к сопереживанию

Фамилии уч-ся

Поведение, построенное на убеждении важности значения ценностей

Фамилии уч-ся

К труду

Выполняют трудовые обязанности

Фамилии уч-ся

Трудолюбивы

Фамилии уч-ся

Участвуют в общественно-полезной работе

Фамилии уч-ся

К знаниям

Выполняют учебные обязанности

Фамилии уч-ся

Проявляется познавательный интерес к знаниям, книгам

Фамилии уч-ся

Самообразовательная работа

Фамилии уч-ся

К

прекрасному

Замечают, реагируют на прекрасное

Фамилии уч-ся

Стремление к общению с прекрасным

Фамилии уч-ся

Самостоятельное общение с прекрасным

Фамилии уч-ся

К себе

Не позволяют себя обижать

Фамилии уч-ся

Оценивают свои достоинства

Фамилии уч-ся

Культивируют свои достоинства, самовоспитание

Фамилии уч-ся

К обществу

Отсутствие правонарушения

Фамилии уч-ся

Интерес, переживают успехи, неудачи, сочувствуют

Фамилии уч-ся

Общественно активны, инициативны

Фамилии уч-ся

Анализируя полученные данные, посмотрите:

- На каком уровне воспитанности находится классный коллектив?

- Что является высшей ценностью в данном коллективе?

- Сколько уч-ся класса (в %) на примитивно-поведенческом уровне (других уровнях), какие воспитательные задачи стоят перед педагогом, классным руководителем?

Диагностическая программа изучения уровня воспитанности М.И.Шиловой.

Отношение

Показатели воспитанности

Признаки проявления воспитанности

Ярко проявляются

Проявляются

Слабо проявляются

Не проявляются

К обществу

Долг и ответственность

Выполняет общественные поручения охотно и с желанием, ответственно, требует такого же отношения от других

Выполняет общественные поручения охотно, ответственно, но не требует этого от других

Неохотно выполняет поручения, только при условии контроля со стороны учителей и товарищей

Уклоняется от общественных поручений, безответственен

Бережливость

Бережет школьное имущество, призывает к этому и других

Сам бережлив, но не интересуется, бережливы ли его товарищи

Проявляет бережливость, если чувствует контроль со стороны учителей, старших товарищей

Небережлив, наносит ущерб школьному имуществу и восстанавливает его лишь после настоятельных требований

К труду





Дисциплинированность

Примерно ведет себя, соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома, требует этих качеств от других

Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует хорошего поведения от других

Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых товарищей

И при наличии требований со стороны педагогов и товарищей нарушает дисциплину, слабо реагирует на внешние воздействия

Ответственное отношение к учению

Учится в полусилу, проявляет интерес к знаниям, трудолюбив и прилежен, добивается хороших результатов в учении, сам охотно помогает товарищам

Учится в полусилу, проявляет интерес к знаниям, хорошо учится сам, но товарищам помогает лишь тогда, когда поручают или просят

Учатся не в полную силу, сам не проявляет интереса к учению, требует постоянного контроля, безразличен к учебе товарищей

Несмотря на контроль, не проявляет интереса к учению и прилежанию, учится плохо

Отношение к общественно полезному труду

( трудолюбие)

Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес к нему, добросовестно относится к самообслуживанию и другим видам труда, умело организует труд других

Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес и добросовестное отношение к труду, но других на общественно полезный труд не организует и не побуждает

Трудится при наличии соревнования, требований и контроля со стороны педагогов и товарищей

Не любит труд, стремится уклониться от него даже при наличии требований и контроля

К людям

Коллективизм и товарищество

Общительный, уважает интересы коллектива, сам охотно отзывается на просьбы товарищей, организует полезные дела коллектива

Общительный, считается с интересами коллектива, охотно выполняет поручения, но сам не организует полезные дела

Не очень общительный, отзывается на просьбы товарищей, но в делах коллектива участвует неохотно

Необщительный, эгоистичный

Доброта и отзывчивость

Добрый, заботливый, охотно помогает всем, кто нуждается в его помощи, побуждает на добрые дела товарищей

Сам добрый, отзывчивый, всегда поможет в трудную минуту, но других на добрые дела не мобилизует

Помогает другим, если поручает учитель или коллектив

Недоброжелателен, груб с товарищами

Честность и правдивость

Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добросовестно признается в своих проступках и того же требует от других

Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добросовестно признается в своих проступках, но не требует честности и правдивости от других

Не всегда выполняет обещания, не сразу признается в своих проступках, а лишь после осуждения старшими и товарищами

Часто неискренен, обманывает учителей, старших

К себе

Простота и скромность

Прост и скромен, одобряет эти качества у других

Сам прост и скромен, но не интересуется, обладают ли этими качествами окружающие его люди

Прост и скромен в присутствии старших и педагогов

Держится высокомерно, пренебрежительно относится к товарищам

К культуре

Культурный уровень

Много читает, охотно посещает культурные центры. Разбирается в музыке, живописи. Охотно делится своими знаниями с товарищами, привлекает их к культурной жизни

Любит читать. Посещает культурные центры. Проявляет интерес к живописи и музыке, но интересуется всем этим только для себя. Не привлекает товарищей к культурной жизни

Читает. Посещает культурные центры. Иногда посещает музеи, выставки. Но все это делает только по совету или настоянию взрослых: педагогов, родителей

Не хочет читать художественную литературу, отказывается посещать культурные центры. Не проявляет интереса к культуре, искусству



Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся


Фамилия, имя




Ответственность

Бережливость

Дисциплинированность

Ответственное

отношение к учению


Отношение к труду

Коллективизм и товарищество

Доброта и

отзывчивость

Честность

Простота и скромность

Культурный уровень

Уровень воспитанности








































При определении уровня воспитанности по каждому показателю необходимо пользоваться диагностической таблицей. Оценка записывается условным обозначением:

Я – ярко проявляется (5 баллов);

П – проявляется (4 балла);

СП – слабо проявляется (3 балла);

НП – не проявляется (2 балла).

Итоговая оценка выводится как среднеарифметическое (сумма баллов делится на 11).

5 – 4,5 балла – высокий уровень воспитанности

4,4 – 3,9 балла – хороший уровень

3,8 – 2,9 балла – средний уровень

2,8 – 2 балла – низкий уровень

Сделать вывод об уровне воспитанности классного коллектива и отдельных учащихся.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!