СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности использования цифровых информационных технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад выступления на РМО учителей начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Особенности использования цифровых информационных технологий»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 с.Октябрьское

Ипатовского района Ставропольского края















Тема: «Особенности использования цифровых информационных технологий, позволяющих формировать у школьников

ключевые компетентности»







Подготовила: учитель начальных классов

МКОУ СОШ №3 с.Октябрьское

Попрядухина Ирина Михайловна




2023 г.

Слайд 2


Учитель всегда должен оставаться

молодым в своей работе –

шагать в ногу со временем,

не останавливаться на достигнутом,

всегда быть в поиске.

Слайд 3

В настоящее время информационная грамотность и культура - это залог успешной профессиональной деятельности человека. Информационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Владение ими ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться – это важная задача современной школы. А цифровые информационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Чем раньше обучающиеся узнают о возможностях таких технологий, тем быстрее они смогут воспользоваться новейшими методами получения информации и преобразования её в знания. Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования.

Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности, позволяют формировать у школьников ключевые компетенции.

Слайд 4

Использование информационных технологий позволяет:

-перейти от объяснительно–иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности -это способствует осознанному усвоению знаний учащимися;

- помогает активизировать познавательную деятельность;

- уроки проходят на более высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

- рационально организовывается учебный процесс, повышается эффективность урока;

- формируются навыки исследовательской деятельности;

- обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Слайд 5

Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства:

- компьютерные учебники;

- программы-тренажеры;

- тестовые оболочки;

- электронные справочные энциклопедии;

- демонстрационные материалы (слайд или видеофильмы);

- учебно-игровые и досуговые компьютерные игры, а также многое другое.



Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления уникальных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов и др.)

Слайд 6

      Учебные электронные ресурсы можно разделить на три группы, в зависимости от выполняемой функции.

1. Иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видеофрагменты);

2. Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.)

3. Источник учебного материала (электронный учебник, разработка заданий для самостоятельной работы учащегося).

 

 Слайд 7

 По способу разработки они могут принадлежать к одному из следующих видов:

 - Интернет-ресурсы (могут использоваться не только непосредственно на уроке, но и для подготовки).

 - Специальные (сюда включаются все электронные ресурсы, выпускаемые различными издательствами).

 - Универсальные (Word, Excel, Power Point и т.д.- предназначены для создания педагогами собственных образовательных ресурсов).

      Самыми интересными и эффективными уроками являются уроки с использованием образовательных ресурсов, разработанных педагогом с учётом особенностей конкретного ученического коллектива и для конкретных учащихся. В процессе создания такого урока возникает уникальный образовательный ресурс, в который вложены не только знания, умения и опыт педагога-разработчика, но и частичка его души.



Слайд 8

Информационные технологии могут быть использованы на разных этапах урока:

1. Для объявления темы, целей и задач урока, постановки проблемного вопроса

 Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.

2. Как сопровождение объяснения учителя

 Использование созданных специально для конкретных уроков мультимедийных конспектов-презентаций, содержащих краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше.

3. Как информационно-обучающее пособие

В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

4. Как интерактивная лаборатория

Наличие мультимедийного обеспечения позволяет компенсировать недостаточность лабораторной базы, благодаря возможности моделирования процессов и явлений природы, что особенно актуально для проведения уроков окружающего мира.

5. Для контроля знаний

 Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.

При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать вывод реакции о правильности (неправильности) сделанного выбора.

6. Для снятия напряжения, релаксации

Для снятия напряжения, переключения внимания, особенно когда урок проходит в конце учебного дня, можно использовать презентации, способные развлечь, снять напряжение. Например, физкультминутки.

7. Для индивидуального и дистанционного обучения.



Слайд 9

Использование ИКТ в начальных классах на различных уроках

Обучение грамоте

Первые дни ребёнка в школе являются самыми трудными. Игра необходима для сохранения преемственности между детским садом и школой, и для снижения психических и физических перегрузок. С помощью презентаций открываются большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности на уроках обучения грамоте.

Окружающий мир

Вообще для этих уроков информационные технологии просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся. В занимательной форме знакомятся с внешним и внутренним строением тела человека, узнают о мерах профилактики и правильном сбалансированном питании. Неоценимую помощь оказывают презентации, материалы видеофильмов, электронные учебники при знакомстве с различными городами и странами.

Математика

На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, может осуществляться демонстрация примеров, задач, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка и т.д.

Русский язык

Наверное, многие согласятся, что дети считают уроки русского языка скучными и неинтересными. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз. Как же заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах интерес? Всегда можно отыскать что-то интересное, увлекательное и занимательное в русском языке (словообразование, правописание шипящих и т.д.). Очень удобно использовать презентации при работе над изложением и сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей. Да и не всегда в школе найдётся картина, которая необходима по программе, поэтому мультимедиа очень удобна.

Литературное чтение

Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки, литературные викторины - всё становится интересным, если использовать эти современные методы.







Изобразительное искусство, технология.

На уроках изобразительного искусства современные технологии позволяют показать портреты художников, репродукции, последовательность выполнения рисунка. На уроках технологии образцы изделий и этапы работы.

Все перечисленные примеры активизируют внимание учащихся, усиливают их мотивацию, развивают познавательные процессы, мышление, внимание, воображение и фантазию. 

Таким образом, труд, затраченный формирование у школьников ключевых компетенций с помощью средств информационных технологий, оправдывает себя во всех отношениях:

• повышает качество знаний

• продвигает ребенка в общем развитии

• помогает преодолеть трудности

• вносит радость в жизнь ребенка

• позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

• создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения, учитель даёт возможность каждому ребёнку «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.

Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя.



Слайд 10

Рассмотрим некоторые интернет - ресурсы для учителей начальных классов.

Начнем с 3 крупнейших хранилищ образовательных ресурсов:

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru -центральное хранилище электронных образовательных ресурсов системы образования. В хранилище портала размещаются электронные учебные модули созданные с использованием современных технологий Flash и др.

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru– здесь содержатся сведения об электронных образовательных и научных ресурсах российских вузов, библиотек, музеев, издательств, школ, электронных коллекций всех уровней образования для широкого круга пользователей.

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru – в этом интернет-хранилище содержатся электронные методические материалы, тематические коллекции, программные средства для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.



Слайд 11

Перейдем к некоторым примерам сайтов из этих хранилищ:

http://www.gnpbu.ru Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского.

На страницах данного сайта огромное количество увлекательных виртуальных книжных выставок, интереснейшие и наглядные материалы по биографиям поэтов и писателей.
http://dic.academic.ru Словари и энциклопедии on-line.

Данный сайт будет полезен учителям как младших классов, так и учителям среднего и старшего звеньев. Сайт позволяет ни только давать определения различным понятиям, но и показать их, в доступной, понятной и наглядной форме.

http://www.uroki.net/ бесплатные разработки уроков, сценарии, планирование.
Этот сайт наполнен хорошо проработанными сценариями мероприятий и уроков с готовыми цифровыми наработками
Биоуроки https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html

Сайт для создания кроссвордов, ребусов и тестов. Простой, понятный интерфейс и множество шаблонов. Помимо этого, есть база с уже готовыми наработками.

Туроператор для школьников «Весёлое путешествие»https://www.edut-deti.ru

В связи с эпидемиологической ситуацией многие музеи запустили онлайн-проекты, в которых делятся интересными историями, рассказывают об экспонатах, устраивают викторины. Такие виртуальные прогулки по музеям набирают огромную популярность, на странице этого сайта опубликован список музеев с необычными онлайн-программами, которые интересны детям.



Слайд 12

С апреля 2020г. в условиях карантина образовательные платформы «ЯКласс», «Учи.ру» стали основой для дистанционного обучения детей. Система сайтов «ЯКласс», «Учи.ру» помогали мне формировать и усиливать учебную мотивацию у обучающихся через «режим тренировки», а также проводить тестирование знаний учащихся, задавать домашние задания в электронном виде. Для учеников это — база электронных рабочих тетрадей и бесконечный тренажёр по школьной программе.



Слайд 13

Результатом работы учеников в «ЯКлассе» стало повышение мотивация детей к учебному процессу. С интересом стали выполнятся домашние задания. Лучшие ученики награждены грамотами «ЯКласс». Мною получены сертификаты за реализацию инновационной деятельности с применением цифрового образовательного ресурса «ЯКласс».


Слайд 14

С 2021г. принимаю участие в апробации проекта «Российская электронная школа». Использую ресурсы информационно - образовательного портала при обучении младших школьников с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.



Слайд 16

  Подводя итог своего выступления хочу повторить, что при условии систематического использования цифровых информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!