СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности изучения темы «Дроби» в школе слепых и слабовидящих (из опыта работы).

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья будет полезна учителям, работающим со слепыми и слабовидящими детьми

Просмотр содержимого документа
«Особенности изучения темы «Дроби» в школе слепых и слабовидящих (из опыта работы).»

Особенности изучения темы «Дроби» в школе слепых и слабовидящих

(из опыта работы).

В ходе изучения курса математики учащиеся развивают навыки вычислений с обыкновенными и десятичными дробями в 5 и 6 классах. Цель данной статьи – рассказать об особенностях изучения дробных чисел со слепыми и слабовидящими учащимися, обозначений рельефно-точечной системы Луи Брайля. Статья будет полезна для учителей математики средних школ, у которых в классе будут слепые и слабовидящие дети.

Запись в ТШ:

Введу следующие сокращения:

ТШ- точечный шрифт

ПШ – плоский шрифт

Шеститочие:

1

4

2

5

3

6

Обозначения дробей в рельефно-точечной системе:

ПШ

ТШ

Цифры шеститочия

Пояснения

1







23

Знак начала дроби

2.







56

Знак конца дроби

3





1256

Прямая дробная черта

4

,







2

Запятая в десятичной дроби

5

( )














126 345

Круглые скобки в периодической дроби

6

%










3456 245 356

Процент




Понятие числа, развитие представлений о числе в современных программах по математике связано с координатным лучом, прямой, плоскостью. Для слепых и слабовидящих школьников восприятие этих понятий часто оказывается самым сложным. Каким образом я решаю эту проблему? Слабовидящие ученики могут выполнять чертежи в тетрадях. Здесь необходимо проследить, чтобы тетрадная клетка была яркой, а чертеж часто лучше выполнять либо очень жирным карандашом, либо фломастером. Важно правильно сформировать понятие о единичном отрезке и начале отсчета.

Слепые ученики могут строить координатный луч или прямую, с помощью прибора «Школьник» фото и брайлевской линейки. В этом случае ученик должен устно сказать, какое число он изображает на координатном луче или прямой.

Приведу пример, как можно изобразить дроби с помощью обычного прибора для письма по Брайлю (рис 1). ТШ25 прочертим луч, через 12 клеток поставим единицу. Тогда, закалывая ТШ14 соответственно, 4 клетки получится , 6 клеток - . Это работа для слепых учащихся очень важна, потому что любое другое изображение долей не дает верного представления, и не позволяет самостоятельно указать дробь.







Рис 1. Числовой луч





Обыкновенные дроби

Правило 1

При записи обыкновенной дроби пишется цифровой знак, за которым в верхней части клетки пишется числитель, а за ним в нижней части клетки – знаменатель.

Пример 1


























Правило 2

При записи смешанных чисел цифровой знак ставится как перед целой, так и перед дробной частью числа. Клетка между целой и дробной частью не пропускается.

4





















Десятичные дроби

Правило 3

Перед целой частью десятичной дроби ставится цифровой знак. Целая и дробная части десятичной дроби пишутся в верхней части клетки и отделяются одна от другой запятой №5.

Пример 3.

0,61






















43,05

























Правило 4.

При записи периодических дробей период пишется в круглых скобках №6 без цифрового знака.

Пример 4

2,(7)

























4,0(51)
































Правило 5

При записи арифметических дробей (не являющихся обыкновенными) с положительным числителем, у которых числитель и знаменатель – или целые числа, или обыкновенные дроби, или десятичные дроби (возможно с показателями степеней), пишут сначала числитель, а потом без пропуска клеток знак прямой дробной черты и знаменатель. При этом , если знаменатель – целое число (положительное или отрицательное), то он пишется без цифрового знака сниженными цифрами.

Пример 5























Правило 6.

При записи арифметических дробей, у которых либо в числителе, либо в знаменателе стоит арифметическое выражение, содержащее более одного числа, либо числитель – отрицательное число, пишут знак начала дроби №1, затем числитель, знак прямой дробной черты №3 с попуском клетки перед ним, знаменатель и знак конца дроби №2. При этом, если знаменатель – целое число, то он пишется с цифровым знаком цифрами, стоящими в верхней части клетки. Если в числителе, как и в знаменателе стоит дробь, то каждая дробь пишется со своими знаками, по вышеуказанным правилам.

Пример 6.













Смешанные дроби в ТШ удобнее складывать и вычитать так:

Пример 7.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!