СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности изучения жизни и творчества А.П. Чехова в школе туберкулезного санатория

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности изучения жизни и творчества А.П. Чехова в школе туберкулезного санатория»

Особенности изучения жизни и творчества А.П. Чехова

в школе туберкулезного санатория

Обычно в школе знакомство с жизнью писателя ограничивается приведением некоторых фактов из его биографии, списка сухих дат в хронологической последовательности. Это приводит к потере не только познавательных, воспитательных возможностей, но и интереса детей к жизни и творчеству великого человека в целом. А ведь биография писателя должна стать психологическим фоном к изучению его произведений.

При изучении творчества писателя важно на уроке рассказать об интересных, увлекательных моментах из его жизни, которые будут наиболее близки и понятны детям. Нужно раскрыть его как человека с его чувствами, переживаниями, увлечениями, мечтами и планами, показать его судьбу, семью, отношения с близкими, родными людьми. Так, знакомство с личностью великого русского писателя А.П. Чехова в санаторной школе пройдет намного понятнее, интереснее, ближе к детям, если мы приведем факты о том, что он был по специальности врачом, что, как и многие известные люди того времени, страдал от туберкулеза. Однако эти сведения из жизни знаменитого человека должны быть преподнесены психологически весьма тактично и деликатно, чтобы не ранить душу больного ребенка. Учителю нужно довести это до ученика так, чтобы писатель стал для него близким человеком, родственной душой, другом, преодолевшим в своей жизни те же трудности, которые испытывают дети, находящиеся на длительном лечении в туберкулезном санатории. Помимо этого им более понятным станет тот факт, почему Антон Павлович в своем творчестве часто обращался к теме медицины, к теме данного заболевания.

У многих детей, лечащихся в противотуберкулезном учреждении, могут развиться психологические комплексы по поводу того, что они болеют нехорошей, заразной, «позорной» болезнью, что с ними никто из здоровых людей в будущем общаться не захочет, что к ним будут относиться с опаской, брезгливостью, что этот недуг оставит на всю дальнейшую судьбу тяжелый отпечаток. Но тот факт, что от туберкулеза страдали многие великие, известные люди, которые достигли в жизни блестящих успехов, больших высот, будет способствовать устранению таких негативных мыслей у учащихся.

Рассказывая о творчестве А.П. Чехова, нужно познакомить ребят с теми произведениями, где упоминается эта коварная болезнь, но не с той целью, чтобы усугубить переживания больных детей, а с той, чтобы они поняли, насколько опасен этот недуг и как важно своевременное лечение от него.

Писателя интересовал туберкулез не только потому, что он сам был болен им. Чахотка была в то время самым распространенным и трудно поддающимся лечению заболеванием. Противотуберкулезное движение в России только начиналось. Голод, неблагоприятные условия способствовали быстрому развитию и распространению этого недуга. Антон Павлович подробно, доступно и понятно описывает все симптомы и течение болезни, от которой и сегодня никто не застрахован. Главной мыслью этих произведений является не описание чахотки, а призыв к милосердию, состраданию, сочувствию к больным людям, к их мучениям и страданиям.

Первое здание туберкулезного диспансера в Москве

Интересным и удивительным фактом при изучении биографии Чехова является и то, что он был не только гениальным писателем, но выдающимся доктором. Литература и медицина с самой древности тесно взаимосвязаны друг с другом. Неудивительно, что многие врачи, как Ф. Рабле, Ф. Шиллер, А. Конан-Дойль, М. Булгаков, В. Вересаев, стали величайшими писателями.

Антон Павлович в своей работе всегда строго соблюдал врачебную этику, был внимателен, доброжелателен к каждому пациенту не только по долгу службы, а по зову сердца и души. Он следовал принципам своего учителя, профессора Г. А. Захарьина - быть ближе к больному, лечить не болезнь, а больного. Коллеги восхищались умением Чехова ставить правильные и точные диагнозы своим пациентам.

Читая произведения писателя, мы узнаем, насколько трудна, тяжела была работа земских врачей. Антона Павловича волновало все: и невыносимые условия труда, и бездорожье, и нехватка врачей, и пьянство, и многое другое. Помимо врачебной работы он занимался организацией холерных бараков, поиском средств для больниц и другими общественными делами. Всю эту громадную деятельность Чехов проводил уже будучи больным, с постоянным изнуряющим кашлем, кровохарканьем, но оставаясь до конца верным клятве Гиппократа.

Земский врач

Холерный барак

О болезни писателя известно не очень много. Первые признаки заболевания проявились, когда он учился в гимназии. В 1874 году Антон Павлович был в гостях у своего друга, гимназиста Селиванова. После купания в холодной воде он тяжело заболел. С этого времени писатель часто начал болеть простудными заболеваниями. Но общение в это время с умным, добрым доктором, который его лечил, повлияло на выбор будущей профессии.

Впоследствии Чехов почти не лечился, он даже не думал, что болен туберкулезом, вернее, не хотел признавать, что болен им. Антон Павлович обратился к врачам только в 37 лет. Если бы он пришел к ним пораньше, мог бы прожить долгую, счастливую жизнь.

Доктора отправляли его в разные лечебницы, санатории, курорты, прописывали кумысное лечение, но все было бесполезно. Тогда медицина была беспомощна против чахотки: не было рентгена, антибиотиков, других лекарственных препаратов. Это было главной причиной болезни и смерти великого писателя. Но Антон Павлович никогда не жаловался, не роптал, не сетовал.

Чехов с женой Ольгой Книппер в Уфимской губернии

Коварная, страшная болезнь уносила и продолжает уносить жизни многих людей. Чехов и другие писатели внесли огромный вклад в медицину, в сложнейшую борьбу с туберкулезом, показав в своих произведениях все его грани и стороны.

Страницы жизни Антона Павловича, связанные с его профессией, болезнью, помогут учителю более широко и содержательно раскрыть его личность, характер, мировоззрение. А школьников они научат с большим пониманием относиться к чужой боли, беде, сострадать, сопереживать, к чему всегда призывал писатель.

Хочется, чтобы наши дети были здоровы не только телом, но и душой, духом, чтобы они становились теми людьми «с молоточком», которые напоминают всем, что есть бедные, больные, несчастные, кому нужны наша помощь, участие, милосердие, о чем всю жизнь мечтал великий Антон Павлович Чехов.





Сунтарова Дария Афанасьевна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ №21 г. Якутска.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!