Заводова Евгения Сергеевна
« Особенности консультирования зависимых и созависимых клиентов»
Челябинск,2018
В классификаторах психических расстройств при описании людей с зависимой структурой личности используются термины
« Зависимое расстройство личности » (рубрика
« Расстройства зрелой личности и расстройства поведения у взрослых в МКБ-10) и
« Расстройство личности в виде зависимости »
(рубрика « Расстройства личности » в DSM-IV).
Типичные характеристики созависимой личности – включенность в жизнь Другого, полная поглощенность его проблемами и делами.
Созависимая личность патологически привязана к Другому: супругу, ребенку, родителю. Кроме выделенных качеств, для созависимых людей также характерны:
- потребность в постоянном одобрении и поддержке со стороны других;
- неопределенность психологических границ;
- ощущение своего бессилия что-либо изменить в деструктивных отношениях и др .
Традиционным является взгляд на зависимых как на некое социальное зло, а на созависимых как на их жертв.
Поведение созависимых, как правило, социально одобряется и принимается. Однако, с психологической точки зрения, вклады созависимого в такие патологические отношения ничуть не меньше зависимого.
Созависимый сам не в меньшей степени нуждается в зависимом – он зависимый от зависимого. Это вариант так называемой « человеческой » зависимости.
Причиной формирования как зависимой, так и созависимой структуры личности является незавершенность одной из наиболее важных стадий развития в раннем детстве – стадии установления психологической автономии, необходимой для развития собственного «Я», отдельного от родителей.
По сути речь идет о втором рождении – психологическом, рождении Я как автономного образования со своими границами.
По мнению Г. Аммона, «…формирование границы Я в симбиозе является решающей фазой развития Я и идентичности.
Это возникновение границы Я, способствующее различению Я и не-Я в плане формирования идентичности, становится возможным благодаря первично заложенным функциям Я ребенка.
В формировании границ Я ребенок зависит также от постоянной поддержки окружения, своей первичной группы, в особенности матери»
в возрасте двух-трех лет успешно завершают эту стадию, существует целостное
внутреннее ощущение своей уникальности,
четкое представление о своем «Я»
успешное развитие психологической автономии ребенка необходимо, чтобы психологической автономией обладали оба его родителя
В том же случае, когда родители в силу разного рода причин не способны принимать (безусловно любить) своего ребенка, он остается в состоянии хронической неудовлетворенности в принятии своего я и вынужден всю свою жизнь безуспешно пытаться отыскать это ощущение либо навязчиво «цепляясь» за другого (созависимый), либо компенсируя это ощущение химическими суррогатами (зависимый)
Каким образом люди с такой структурой личности попадают на психотерапию?
Чаще всего психолог/психотерапевт имеет дело с двумя видами запроса:
- Запрос делает созависимый, а клиентом психолога/психотерапевта становится зависимый (созависимый приводит либо отправляет на терапию зависимого). В этом случае мы встречаемся с нестандартной для психотерапии ситуацией: заказчиком выступает созависимый, а клиентом становится зависимый. Данная ситуация представляется прогностически неблагоприятной для терапии, поскольку здесь мы реально не имеем дело с клиентом – не соблюдается одно из необходимых условий терапии – признание клиентом собственного « вклада » в сложившуюся проблемную ситуацию, как, впрочем, и отрицание наличия самой проблемы.
В качестве примера рассматриваемой ситуации можем привести случаи обращения родителей с запросом « исправить » проблемное поведение ребенка, либо одного из супругов, желающего избавить партнера от патологической привычки.
2. Созависимый сам обращается за терапией.
Это прогностически более перспективный вариант для терапии. Здесь мы в одном лице имеем дело и с клиентом, и с заказчиком. Например, родители обращаются за профессиональной помощью с желанием разобраться в проблемных отношениях с ребенком, либо кто-то из супругов хочет с помощью психотерапевта понять причину не устраивающих его отношений с партнером.
Каждая ролевая позиция может быть описана при помощи набора чувств, мыслей и характерного поведения.
У психолога/терапевта также могут неосознанно включаться механизмы сопротивления работе.
Чувства, которые он испытывает к клиенту, сложно отнести к разряду позитивных: страх, злость, безысходность …
Психотерапия клиента с зависимой структурой личности – долгосрочный проект.
Существует мнение, что ее длительность исчисляется из расчета один месяц терапии за каждый прожитый год клиента.
Почему эта терапия длится так долго? Ответ очевиден – это терапия не конкретной проблемы человека, а изменение его картины
Мира и таких его структурных компонентов, как концепция Я, концепция Другого и концепция Жизни.