СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности консультирования зависимых и созависимых клиентов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В классификаторах психических расстройств при описании людей с зависимой структурой личности используются термины  «Зависимое расстройство личности»

Просмотр содержимого документа
«Особенности консультирования зависимых и созависимых клиентов»

Заводова Евгения Сергеевна  « Особенности консультирования зависимых и созависимых клиентов»   Челябинск,2018

Заводова Евгения Сергеевна

« Особенности консультирования зависимых и созависимых клиентов»

Челябинск,2018

В классификаторах психических расстройств при описании людей с зависимой структурой личности используются термины « Зависимое расстройство личности » (рубрика « Расстройства зрелой личности и расстройства поведения у взрослых в МКБ-10) и « Расстройство личности в виде зависимости »  (рубрика « Расстройства личности » в DSM-IV).

В классификаторах психических расстройств при описании людей с зависимой структурой личности используются термины

« Зависимое расстройство личности » (рубрика

« Расстройства зрелой личности и расстройства поведения у взрослых в МКБ-10) и

« Расстройство личности в виде зависимости »

(рубрика « Расстройства личности » в DSM-IV).

Типичные характеристики созависимой личности – включенность в жизнь Другого, полная поглощенность его проблемами и делами. Созависимая личность патологически привязана к Другому: супругу, ребенку, родителю. Кроме выделенных качеств, для созависимых людей также характерны:   низкая самооценка; потребность в постоянном одобрении и поддержке со стороны других; неопределенность психологических границ; ощущение своего бессилия что-либо изменить в деструктивных отношениях и др .

Типичные характеристики созависимой личности – включенность в жизнь Другого, полная поглощенность его проблемами и делами.

Созависимая личность патологически привязана к Другому: супругу, ребенку, родителю. Кроме выделенных качеств, для созависимых людей также характерны:

  •   низкая самооценка;
  • потребность в постоянном одобрении и поддержке со стороны других;
  • неопределенность психологических границ;
  • ощущение своего бессилия что-либо изменить в деструктивных отношениях и др .
Традиционным является взгляд на зависимых как на некое социальное зло, а на созависимых как на их жертв. Поведение созависимых, как правило, социально одобряется и принимается. Однако, с психологической точки зрения, вклады созависимого в такие патологические отношения ничуть не меньше зависимого. Созависимый сам не в меньшей степени нуждается в зависимом – он зависимый от зависимого. Это вариант так называемой « человеческой » зависимости.

Традиционным является взгляд на зависимых как на некое социальное зло, а на созависимых как на их жертв.

Поведение созависимых, как правило, социально одобряется и принимается. Однако, с психологической точки зрения, вклады созависимого в такие патологические отношения ничуть не меньше зависимого.

Созависимый сам не в меньшей степени нуждается в зависимом – он зависимый от зависимого. Это вариант так называемой « человеческой » зависимости.

Причиной формирования как зависимой, так и созависимой структуры личности является незавершенность одной из наиболее важных стадий развития в раннем детстве – стадии установления психологической автономии, необходимой для развития собственного «Я», отдельного от родителей. По сути речь идет о втором рождении – психологическом, рождении Я как автономного образования со своими границами.  По мнению Г. Аммона, «…формирование границы Я в симбиозе является решающей фазой развития Я и идентичности. Это возникновение границы Я, способствующее различению Я и не-Я в плане формирования идентичности, становится возможным благодаря первично заложенным функциям Я ребенка.  В формировании границ Я ребенок зависит также от постоянной поддержки окружения, своей первичной группы, в особенности матери»

Причиной формирования как зависимой, так и созависимой структуры личности является незавершенность одной из наиболее важных стадий развития в раннем детстве – стадии установления психологической автономии, необходимой для развития собственного «Я», отдельного от родителей.

По сути речь идет о втором рождении – психологическом, рождении Я как автономного образования со своими границами.

По мнению Г. Аммона, «…формирование границы Я в симбиозе является решающей фазой развития Я и идентичности.

Это возникновение границы Я, способствующее различению Я и не-Я в плане формирования идентичности, становится возможным благодаря первично заложенным функциям Я ребенка.

В формировании границ Я ребенок зависит также от постоянной поддержки окружения, своей первичной группы, в особенности матери»

в возрасте двух-трех лет успешно завершают эту стадию, существует целостное внутреннее ощущение своей уникальности, четкое представление о своем «Я» успешное развитие психологической автономии ребенка необходимо, чтобы психологической автономией обладали оба его родителя

в возрасте двух-трех лет успешно завершают эту стадию, существует целостное

внутреннее ощущение своей уникальности,

четкое представление о своем «Я»

успешное развитие психологической автономии ребенка необходимо, чтобы психологической автономией обладали оба его родителя

В том же случае, когда родители в силу разного рода причин не способны принимать (безусловно любить) своего ребенка, он остается в состоянии хронической неудовлетворенности в принятии своего я и вынужден всю свою жизнь безуспешно пытаться отыскать это ощущение либо навязчиво «цепляясь» за другого (созависимый), либо компенсируя это ощущение химическими суррогатами (зависимый)

В том же случае, когда родители в силу разного рода причин не способны принимать (безусловно любить) своего ребенка, он остается в состоянии хронической неудовлетворенности в принятии своего я и вынужден всю свою жизнь безуспешно пытаться отыскать это ощущение либо навязчиво «цепляясь» за другого (созависимый), либо компенсируя это ощущение химическими суррогатами (зависимый)

Каким образом люди с такой структурой личности попадают на психотерапию?

Чаще всего психолог/психотерапевт имеет дело с двумя видами запроса:

  • Запрос делает созависимый, а клиентом психолога/психотерапевта становится зависимый (созависимый приводит либо отправляет на терапию зависимого). В этом случае мы встречаемся с нестандартной для психотерапии ситуацией: заказчиком выступает созависимый, а клиентом становится зависимый. Данная ситуация представляется прогностически неблагоприятной для терапии, поскольку здесь мы реально не имеем дело с клиентом – не соблюдается одно из необходимых условий терапии – признание клиентом собственного « вклада » в сложившуюся проблемную ситуацию, как, впрочем, и отрицание наличия самой проблемы.

В качестве примера рассматриваемой ситуации можем привести случаи обращения родителей с запросом « исправить » проблемное поведение ребенка, либо одного из супругов, желающего избавить партнера от патологической привычки.

2. Созависимый сам обращается за терапией.

Это прогностически более перспективный вариант для терапии. Здесь мы в одном лице имеем дело и с клиентом, и с заказчиком. Например, родители обращаются за профессиональной помощью с желанием разобраться в проблемных отношениях с ребенком, либо кто-то из супругов хочет с помощью психотерапевта понять причину не устраивающих его отношений с партнером.

Каждая ролевая позиция может быть описана при помощи набора чувств, мыслей и характерного поведения.

Каждая ролевая позиция может быть описана при помощи набора чувств, мыслей и характерного поведения.

У психолога/терапевта также могут неосознанно включаться механизмы сопротивления работе.  Чувства, которые он испытывает к клиенту, сложно отнести к разряду позитивных: страх, злость, безысходность …

У психолога/терапевта также могут неосознанно включаться механизмы сопротивления работе.

Чувства, которые он испытывает к клиенту, сложно отнести к разряду позитивных: страх, злость, безысходность …

Психотерапия клиента с зависимой структурой личности – долгосрочный проект. Существует мнение, что ее длительность исчисляется из расчета один месяц терапии за каждый прожитый год клиента. Почему эта терапия длится так долго? Ответ очевиден – это терапия не конкретной проблемы человека, а изменение его картины Мира и таких его структурных компонентов, как концепция Я, концепция Другого и концепция Жизни.

Психотерапия клиента с зависимой структурой личности – долгосрочный проект.

Существует мнение, что ее длительность исчисляется из расчета один месяц терапии за каждый прожитый год клиента.

Почему эта терапия длится так долго? Ответ очевиден – это терапия не конкретной проблемы человека, а изменение его картины

Мира и таких его структурных компонентов, как концепция Я, концепция Другого и концепция Жизни.