ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ В ДОУ
Сусоева Елена Николаевна, учитель-логопед
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения учитель-логопед сталкивается с особыми задачами и необходимостью использования специальных методов коррекционно-развивающей работы.
Для того чтобы успешно интегрировать таких детей в образовательный процесс, требуется не только специальная подготовка, но и создание благоприятной среды, способствующей развитию речевых, когнитивных и эмоциональных навыков.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь различные нарушения, такие как задержка психоречевого развития, расстройства аутистического спектра, нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и другие.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом выделяются следующие категории детей с ограниченными возможностями здоровья:
Дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).
Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие).
Дети с тяжёлыми нарушениями речи.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА).
Дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Дети с расстройством аутистического спектра (РАС).
Дети со сложными дефектами.
Каждый ребёнок требует индивидуального подхода, учитывающего его особенности и потребности.
Одной из ключевых задач учителя-логопеда в работе с такими детьми является диагностика нарушений речи и определение уровня речевого развития. Это позволяет разработать индивидуальную программу коррекционно-развивающей работы, направленную на преодоление речевых недостатков и формирование коммуникативных навыков.
В своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья я использую разнообразные методы и формы занятий, которые способствуют развитию речи, навыков общения и общего психического развития.
В нашем детском саду обучаются дети с различными нарушениями. Всего у нас 17 детей с ОВЗ, из них 5 детей с РАС, 2 ребёнка с ЗПР и 10 детей с ТНР. Из этих детей 6 имеют инвалидность. Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.
В группах комбинированного вида содержание коррекционно-развивающего обучения направлено на развитие всех компонентов устной речи у детей. Это учитывается при разработке адаптированной образовательной программы (АОП) и индивидуальных логопедических маршрутов. В течение учебного года мы отслеживаем динамику речевого развития каждого ребёнка по освоению адаптированной программы и логопедического воздействия. Обучение проводится как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Мы обязательно включаем упражнения на развитие коммуникации. В процессе обучения используются коррекционно-развивающие игры и упражнения как на развитие, так и на выравнивание.
В последние годы у нас появилась возможность использовать различные готовые учебно-методические комплекты, которые помогают разнообразить дидактический материал, повышают интерес и мотивацию детей. Я хочу рассказать вам о некоторых из них, которые мы используем в нашем детском саду.
Диагностический комплект Акименко В. М.
Каждый раздел методики содержит разнообразные игры и задания, организованные по степени сложности с учётом этапов речевого развития ребёнка. Программное обеспечение позволяет проводить как индивидуальные, так и подгрупповые занятия, охватывая все аспекты устной речи. Для подгрупповых занятий предусмотрен специальный режим с возможностью подключения мультимедийного проектора, что делает процесс более интерактивным и эффективным.
В комплект входят программное обеспечение, методический практикум, карточки, развивающие игры и пособия, что позволяет проводить полную диагностику и коррекцию речевых нарушений.
Игрушка логопедическая — Бегемот
Эта игрушка имеет чётко выделенные артикуляционные органы: зубы, язык, челюсти. Надев игрушку на руку, можно «управлять» языком, нижней и верхней челюстью. Занятия с логопедическим бегемотом позволяют в интересной форме провести артикуляционную гимнастику, уточнить положение языка и губ при произнесении звуков.
Игрушка обладает множеством функций для решения коррекционно-развивающих задач:
Развитие творческих способностей ребёнка, возможности фантазировать и весело играть.
Развитие артикуляционного аппарата.
Развитие психических функций, концентрации внимания и усидчивости, необходимых для дальнейшей учебной деятельности.
Развитие коммуникативных навыков и воображения.
Снижение негативных эмоциональных реакций и их проявлений.
Стабилизация эмоционального фона, так как ребёнок учится выражать свои желания.
Развитие уверенности в себе и общительности.
Шумовые коробочки для развития фонематического слуха
Это отличный инструмент для развития слухового восприятия ребёнка. Внутри каждой шумовой коробочки находится специальный наполнитель — шумовой элемент. Каждая коробочка звучит по-разному, поэтому для различия звуков на нижнюю часть коробочки нанесены цветовые маркеры. Одинаково звучащие коробочки помечены одинаковым цветом.
Ребёнок учится различать звуки, составляя пары идентично звучащих коробочек. Пробуждается акустическое внимание, тренируется слуховая память, умение концентрироваться. В процессе игры ребёнок приобретает сенсорный опыт: игра с шумовыми коробочками помогает через ощущение вибрации и звуковых колебаний. Это развивает их тактильные и кинестетические навыки.
Комплект нейродосок «Лягушки»
Межполушарная доска-нейротренажер для улучшения памяти, развития интеллектуальных способностей и повышения концентрации.
Комплект нейротренажеров включает: 4 различных лабиринта и 8 деревянных бегунков. При этом каждая доска разработана с использованием методов Монтессори и нейрогимнастики, что делает их эффективным инструментом для развития мозга, межполушарного взаимодействия.
Набор "Сенсорный ящик"
Комплект представляет собой деревянный ящик с крышкой, внутри которого установлены перегородки, разделяющие его на 4 зоны. Благодаря боковым отверстиям, которые имеют текстильные рукава, с ящиком можно придумывать множество различных развивающих игр, в том числе логопедических и дидактических.
В процессе игры с набором у детей тренируется память, развиваются навыки дифференцирования, обобщения. С помощью набора можно формировать у ребенка представления о фактуре предметов (гладкий/шершавый, мягкий/твердый и т.д.), о тяжести предметов, плотности, форме. В процессе игры происходит:
1. Стимуляция сенсорных навыков, развитие тактильной чувствительности.
2. Развитие моторики и координации: тренирует мелкую моторику рук, улучшает координацию движений и помогает детям лучше контролировать свои движения.
Программный комплект «Логомер»
Комплекс содержит игры и упражнения по основным темам логопедических и коррекционных занятий с дошкольниками.
Игровая форма, сказочные сюжеты и яркие персонажи стимулируют детей выполнять задания. Такой подход помогает улучшить результаты занятий и мотивировать детей с радостью их посещать.
В большинстве игр есть печатные задания по теме пройденного материала. Их можно распечатать и использовать в качестве домашнего задания ребенку.
Конечно же у меня имеется большая библиотека методических пособий, множество печатных игр, большое количество развивающих игрушек. Благодаря этому коррекционно-развивающая работа ведется интересно, дети с удовольствием посещают занятия логопеда.
Логопедическая работа ведется над речевой системой в целом. Максимально задействованы все анализаторы: зрительный, слуховый, тактильный.
Применяю дифференцированный подход с учётом психических особенностей, работоспособности, уровня имеющихся навыков у детей. Кроме того, всегда использую частые повторы упражнений, частые смены видов деятельности, упражнения для нормализации тонуса мышц речевого аппарата.
При использовании наглядных материалов придерживаюсь принципов постепенного усложнения, конкретности, доступности заданий. Соблюдаю умеренный темп работы, постоянное поддержание интереса к занятиям, чёткие инструкции, учёт индивидуальных особенностей.
Я стараюсь научить своих воспитанников быть честными, добрыми, гармоничными личностями, подготовленными к школьному обучению.