Просмотр содержимого документа
«Особенности литературы 20-х годов 20 века»
Русская литература 20-х гг.
Двадцатый век... Еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла…
А. Блок
Литература 20-х годов – очень сложный период в развитии русской литературы: начинается неистовая борьба за человека…
Что ж, человек? —
За ревом стали,
В огне, в пороховом дыму,
Какие огненные дали
Открылись взору твоему?
А.Блок.
Поэма «Возмездие»
Революция 1917 г. и гражданская война
- Восстал народ на народ, братья на братьев, «глад», разруха, гонения на церковь, умножение беззакония, торжество лжепророков от марксизма…
- М.Горький в «Несвоевременных мыслях» И.А.Бунин в «Окаянных днях» свидетельствовали всеобщее озверение, взаимную ненависть, антинародную деятельность Ленина и его «комиссаров», гибель вековой культуры и человека в процессе революции…
- Раскол, противостояние народа и образованной части общества…
Именно с этого момента литература стала развиваться по трём непересекающимся направлениям…
Литературный процесс 20-х годов
«Потаённая»
литература
/оппозиционная литература, в течение длительного времени остававшаяся «невидимой» для рядовых читателей/
Советская литература
/находила путь к читателю, но испытывала на себе самое мощное давление политического пресса/
Литература русского Зарубежья
/эмигрантская
литература/
Эмигрантская литература
- В начале 20-х годов Россия познала эмиграцию миллионов русских людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре. В эмиграции оказались видные учёные, философы, художники, музыканты, актёры и писатели - И. Бунин, А. Куприн, В. Набоков, И. Шмелев, М. Цветаева…
- Оказавшись на чужбине, они не только не поддались ассимиляции, не забыли язык и культуру, но создали — в изгнании, в чужой языковой и культурной среде — литературу диаспоры, литературу русского рассеяния .
«Потаённая» литература
- Создавалась художниками, которые не имели возможности или же принципиально не хотели публиковать свои произведения. Это были произведения, написанные «в стол»
- Е. Замятин «Мы»
- А. Платонов: «Чевенгур» и «Котлован»
- М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- А. Ахматова «Реквием»
Советская литература
- Литература «нужная» - по определению Ленина. Она должна «сливаться» с практическим рабочим движением и стать «колёсиком и винтиком» партийной организации, стать «делом», подчинённым коллективности, «подотчётным» и «подконтрольным» сознательному пролетариату. Новая власть стремилась утвердить единый взгляд на мир и на место человека в этом мире. Но претворить сразу это намерение в жизнь власти было не под силу, поэтому до 1932 г., когда было подписано постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», советская литература представляла собой обилие литературных объединений и группировок.
В литературе 20-х годов борьба двух противоположных тенденций:
- стремление власти привести литературу к идеологической монолитности и художественному единообразию.
- Письмо ЦК РКП(б) «О Пролеткультах»,1920 г.
- Резолюция «О политике партии в области художественной литературы»,1925 г.
- Постановление «О перестройке литературно-художественных организация» 1932 г .
- тенденция многовариантного литературного развития /литературные группировки в большинстве своём спорили о том, какими путями должно идти революционное искусство. Каждая группировка претендовала на новое слово/.
Литературные группировки
- «Серапионовы братья»
- ЛЕФ
- «Перевал»
- РАПП
- ОБЭРИУ
- Конструктивисты
- /Имажинисты/
«Серапионовы братья»
- Объединение молодых писателей
- 1921 - 1927г., Петроград, Дом искусств, «Литературная студия»
- Представители: Е. Замятин , Л. Лунц, М. Зощенко, К. Федин, В. Каверин,
М. Слонимский.
- Девиз : «Мы пишем не для пропаганды. Искусство реально как сама жизнь»
Идеи:
- за беспартийность в искусстве /отрицали классовый подход к литературе и искусству/;
- за создание человека, без принадлежности к классам;
- провозглашали принцип независимости художника от общественной жизни, самоценность искусства и творчества, общечеловеческую значимость литературы /защищали традиционные представления о литературе/
ЛЕФ - левый фронт искусств
- в противовес «Серапионовым братьям» выдвигали идею действенного, революционного искусства
- 1922-1928 гг., Москва /родом из футуризма/
- Печатный орган – журнал «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ».
- Представители – В. Маяковский , Б. Пастернак, О. Брик, Н. Асеев.
Идеи:
- Цель искусства – обеспечение максимального комфорта для отдельной человекоединицы, стоящей у станка;
- Язык искусства должен быть понятен первому человеку улицы /демократизм искусства/
Принцип деятельности ЛЭФа – литература факта (пропаганда отмены вымысла в пользу документальности), производственное искусство, социальный заказ
«Перевал»
- литературное объединение
- 1923 - нач. 1924 – 1932 гг
- Печатный орган – журнал «Красная новь», организатор и идеолог – А.К. Воронский
- Представители – В. Катаев, Э. Багрицкий, М. Пришвин, М. Светлов.
Идеи:
- Искусство есть познание жизни и современности.
- Отстаивали самоценность таланта /за «моцартизм в искусстве»/.
- Искусство должно давать надежду.
- Ратовали за сохранение преемственной связи с художественным мастерством русской и мировой классической литературы, выдвигали принцип искренности, интуитивизма, гуманизма.
РАПП - российская ассоциация пролетарских писателей
- январь1925-1932 гг. /предшественником был Пролеткульт /самая массовая лит-худ. организация, насчитывавшая 400000 членов и издававшая 20 журналов!/
- Печатный орган – журнал «На посту», «На литературном посту»
- Представители – Лев Авербах, Д. Фурманов, А. Фадеев.
Идеи:
- Пригодна только литература, созданная пролетарием и для пролетария, всё остальное неполноценно, вредно, и все остальные – классовые враги;
- Литература 19 века создавалась не пролетариатом – значит долой это искусство!
- Ввели в обиход новое клеймо - «попутчики» / «Кто не с нами – тот против нас!»/
ОБЭРИУ – объединение реального искусства
- Последняя авангардистская литературно – театральная группа.
- 1927-1930 гг., объединились вокруг дет. журнала «Ёж и Чиж», Ленинград;
- Представители – Д. Хармс, А. Введенский, Н. Заболоцкий , Д. Олейников
- Основной принцип -установка на игру: использовался приём остранения /человек как бы заново видит мир без стереотипов/
Идеи:
- нетерпимость к обывательскому здравому смыслу и активная борьба с «реализмом»
- предельно абсурдными художественными текстами /в основе –сатирический гротеск, парадоксы, алогизмы, использование детской лексики/протестовали против тоталитарной советской политики в области искусства.
Все прямо с ума сошли.
Мир потух. Мир потух.
Мир зарезали. Он петух…
Горит бессмыслицы звезда, она одна без дна.
А. Введенский, поэма «Кругом возможно Бог»
Конструктивизм
- / 1922/ 1924 -1930 гг.
- поэтическая группа
- Журнал «Красное студенчество»
- Представители – И. Сельвинский , В. Ибнер, В. Луговской .
Идеи:
- целесообразность, рациональность, экономичность творчества
- лозунг: «Коротко, сжато, в малом – многое, в точке – все!»
- стремление сблизить творчество с производством (максимальная «эксплуатация» центральной темы, «грузофикация » - повышение смысловой нагрузки на единицу литературного материала, подчинение образов, метафор и рифм главной теме произведения)
- язык искусства доводили до схематизма
Имажинизм
- литературное течение /школа/в поэзии
- 1919-1927 гг.
- Печатный орган –журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасное»/4 номера/
- Представители – А. Мариенгоф, В. Шершеневич, С. Есенин , Н. Клюев, Рюрик Ивнев.
Идеи:
- Цель творчества состоит в создании образа («поедание образом смысла»)
- Метафора – единственно правильное орудие искусства ( стремились изобразить жизнь с помощью нагромождения образов).
Литературные направления
I. Реализм.
- Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX столетия, к новым философским, эстетическим реалиям. Обновленный реализм.
- Социалистический реализм , новая эстетика, в основе которой лежит утверждение нормативных характеров в нормативных обстоятельствах.
Литературные направления
II. Модернизм
- рождает жанр антиутопии (Замятин Е. «Мы») – произведения о будущем, которое рисуется отнюдь неидеальным и светлым, в этих произведениях предсказывается такое мироустройство общества, при котором человеческая личность будет обесценена, подавлена властью машин или политической диктатурой
- фантастический гротеск (Булгаков М. «Роковые яйца»)
- жанр фрагмента (Пильняк Б. «Голый год»)
- развивает сатиру (Зощенко М.).
Расцвет русской драматургии
- М. Булгаков «Дни Турбиных», «Зойкина квартира»;
- Н. Эрдман — «Мандат», «Самоубийца»;
- Е. Замятин — «Блоха»;
- В. Маяковский — «Клоп»
Время поиска и эксперимента в литературе
Главной темой в литературе было изображение революции и гражданской войны:
- М. Булгаков «Белая гвардия»
- Д. Фурманов «Чапаев»
- Б. Пильняк «Голый год», «Повесть непогашенной луны»
- А. Серафимович «Железный поток»
- М. Шолохов «Донские рассказы»
- А. Фадеев «Разгром»
- И. Бабель «Конармия»
- А. Веселый «Россия, кровью умытая».
Время поиска и эксперимента в литературе
Художники широко использовали гротеск, фантастику, иронию и сатиру:
- М. Зощенко. Рассказы
- А. Платонов «Город Градов»
- М. Булгаков «Собачье сердце»
- Е. Замятин «Мы»
- И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»
- А. Грин «Алые паруса» и «Бегущая по волнам»
1929 год
- Все изменилось.
- Этот год ознаменовал начало травли М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пильняка.
- С этого года было резко нарушено относительное равновесие сил.
- В литературу перенеслись методы беспощадной политической борьбы.
- Наступало новое время с новыми героями и новым пониманием вещей в произведениях.
- Это была общая драма русской интеллигенции, пережитая ею на рубеже 20-х и 30-х годов.