СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности любовной лирики А.Фета

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока по творчеству А.Фета

Просмотр содержимого документа
«Особенности любовной лирики А.Фета»

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали  Лучи у наших ног в гостиной без огней.  Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,  Как и сердца у нас за песнею твоей.   Ты пела до зари, в слезах изнемогая,  Что ты одна - любовь, что нет любви иной,  И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,  Тебя любить, обнять и плакать над тобой.   И много лет прошло, томительных и скучных,  И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,  И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,  Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,   Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,  А жизни нет конца, и цели нет иной,  Как только веровать в рыдающие звуки,  Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна - любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь, Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Тема урока:  «Любовная лирика А.А.Фета» Целый мир от красоты. От велика и до мала, И напрасно ищешь ты Отыскать её начало. Что такое день или век Перед тем, что Бесконечно? Хоть не вечен человек, То, что Вечно,- человечно.  А.А.Фет

Тема урока: «Любовная лирика А.А.Фета»

Целый мир от красоты.

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать её начало.

Что такое день или век

Перед тем, что

Бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что Вечно,- человечно.

А.А.Фет

 Тема любви- одна из основных в творчестве А.А.Фета.  Его стихотворения о любви по-пушкински возвышенные и мудрые. Они говорят о знакомом и близком прекрасными, будто неведомыми словами. Фет сумел передать словами ощущения и душу влюбленного человека. До Фета так о любви никто не писал. В чем же секрет любовной лирики А.А.Фета?

Тема любви- одна из основных в творчестве А.А.Фета.

Его стихотворения о любви по-пушкински возвышенные и мудрые. Они говорят о знакомом и близком прекрасными, будто неведомыми словами. Фет сумел передать словами ощущения и душу влюбленного человека. До Фета так о любви никто не писал.

В чем же секрет любовной лирики А.А.Фета?

 История любви

История любви

 Афанасий Фет и Мария Лазич…  Любовная лирика рождается тогда, когда поэт встречает женщину, которая способна вызвать в душе сильные чувства: любовь, страсть, восхищение. Для Фета ею стала Мария Лазич

Афанасий Фет и Мария Лазич…

Любовная лирика рождается тогда, когда поэт встречает женщину, которая способна вызвать в душе сильные чувства: любовь, страсть, восхищение. Для Фета ею стала Мария Лазич

В годы военной службы А.Фет познакомился с дочерью отставного генерала Марией Лазич. Это была серьезная, образованная девушка, большая ценительница поэзии Фета. Она покорила сердце молодого поэта и сама влюбилась безоглядно и безрассудно. Их отношения продолжались несколько лет, но кончились разлукой…

В годы военной службы А.Фет познакомился с дочерью отставного генерала Марией Лазич. Это была серьезная, образованная девушка, большая ценительница поэзии Фета. Она покорила сердце молодого поэта и сама влюбилась безоглядно и безрассудно. Их отношения продолжались несколько лет, но кончились разлукой…

 Мария Лазич была бесприданницей, а Афанасий Фет был лишен дворянского титула и материального достатка. О женитьбе не могло быть и речи. А вскоре произошла трагедия: Мария сгорела, пожар возник, как полагали, от неосторожно брошенной спички. Те, кто знал о ее душевной драме, считали, что это самоубийство. Эта же мысль не давала покоя и Фету.

Мария Лазич была бесприданницей, а Афанасий Фет был лишен дворянского титула и материального достатка. О женитьбе не могло быть и речи. А вскоре произошла трагедия: Мария сгорела, пожар возник, как полагали, от неосторожно брошенной спички. Те, кто знал о ее душевной драме, считали, что это самоубийство. Эта же мысль не давала покоя и Фету.

… Я верить не хочу! Когда в степи, как диво, В полночной темноте безвременно горя, Вдали перед тобой прозрачно и красиво  Вставала вдруг заря. И в эту красоту невольно взор тянуло В тот величавый блеск за темный весь предел, Ужель ничто тебе в то время не шепнуло:  Там человек сгорел…  («Когда читала ты…»)

… Я верить не хочу! Когда в степи, как диво,

В полночной темноте безвременно горя,

Вдали перед тобой прозрачно и красиво

Вставала вдруг заря.

И в эту красоту невольно взор тянуло

В тот величавый блеск за темный весь предел,

Ужель ничто тебе в то время не шепнуло:

Там человек сгорел…

(«Когда читала ты…»)

 Только сейчас поэт почувствовал, что счастье, которое было так близко и возможно, погибло. Образ Марии Лазич до последних дней жизни А.Фета стал источником вдохновенных строк о любви, исполненных раскаянием и грустью. Теперь он будет вспоминать, будет говорить и петь об этой любви высокими и  прекрасными стихами.

Только сейчас поэт почувствовал, что счастье, которое было так близко и возможно, погибло. Образ Марии Лазич до последних дней жизни А.Фета стал источником вдохновенных строк о любви, исполненных раскаянием и грустью. Теперь он будет вспоминать, будет говорить и петь об этой любви высокими и

прекрасными стихами.

Стихи, посвященные Марии Лазич, составили «лазьевский цикл» … У любви есть слова, те слова не умрут. Нас с тобой ожидает особенный суд; Он сумеет нас сразу в толпе различить, И мы вместе придем, Нас нельзя разлучить!  ( Alter ego)

Стихи, посвященные Марии Лазич, составили «лазьевский цикл»

… У любви есть слова, те слова не умрут.

Нас с тобой ожидает особенный суд;

Он сумеет нас сразу в толпе различить,

И мы вместе придем,

Нас нельзя разлучить!

( Alter ego)

 Запись в тетрадь 1.Героиней любовной лирики А.Фета стала Мария Лазич. С ней познакомился поэт во время военной службы. Лазич погибла во время пожара. Поэт тяжело переживал ее смерть, считая себя виновным.Стихи, посвященные Марии Лазич составили «лазьевский» цикл. Они овеяны трагичностью и грустью. Звучат как воспоминание о любви. Почти все они написаны от 1 лица, построены в форме монолога.

Запись в тетрадь

1.Героиней любовной лирики А.Фета стала Мария Лазич. С ней познакомился поэт во время военной службы. Лазич погибла во время пожара. Поэт тяжело переживал ее смерть, считая себя виновным.Стихи, посвященные Марии Лазич составили «лазьевский» цикл. Они овеяны трагичностью и грустью. Звучат как воспоминание о любви. Почти все они написаны от 1 лица, построены в форме монолога.

Шепот, робкое дыханье,  Трели соловья, Серебро и колыханье  Сонного ручья Свет ночной, ночные тени,  Тени без конца, Ряд волшебных изменений  Милого лица В дымных тучках пурпур розы,  Отблеск янтаря, И лобзания , и слезы,  И заря, заря!..

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания , и слезы,

И заря, заря!..

Импрессионизм Импрессионизм- это художественное направление, возникшее во Франции в 19 веке и нашедшее отражение прежде всего в живописи. Импрессионизм выдвинул выдающихся художников- К.Моне, О.Ренуар, Э.Дега, в России- К.Коровин, В.Борис- Мусатов) Характерные черты: -воспроизведение мимолетного «впечатления» от предмета -изображение изменчивости и подвижности явлений   -игра освещения, эмоциональность

Импрессионизм

  • Импрессионизм- это художественное направление, возникшее во Франции в 19 веке и нашедшее отражение прежде всего в живописи. Импрессионизм выдвинул выдающихся художников- К.Моне, О.Ренуар, Э.Дега, в России- К.Коровин, В.Борис- Мусатов)
  • Характерные черты:
  • -воспроизведение мимолетного «впечатления» от предмета
  • -изображение изменчивости и подвижности явлений
  • -игра освещения, эмоциональность
ов Импрессионизм в живописи – это изображение мимолетных впечатлений. В.Борисов- Мусатов «Водоем»

ов

  • Импрессионизм в живописи – это изображение мимолетных впечатлений.

В.Борисов- Мусатов «Водоем»

К.Моне «Бульвар Капуцинок в Париже»

К.Моне «Бульвар Капуцинок в Париже»

Клод Моне «Впечатление. Восход солнца»

Клод Моне «Впечатление. Восход солнца»

Эдгар Дега «Голубые танцовщицы»

Эдгар Дега «Голубые танцовщицы»

И. Левитан «Первая зелень»

И. Левитан «Первая зелень»

Камиль Писсаро «Оперный презд в Париже»

Камиль Писсаро «Оперный презд в Париже»

В.Борисов-Мусатов «Ранним утром. Весна.»

В.Борисов-Мусатов «Ранним утром. Весна.»

К.А.Коровин «Гавань в Севастополе»

К.А.Коровин «Гавань в Севастополе»

Импрессионизм Импрессионизм в литературе не сложился как особое направление. Можно говорить об импрессионизме лишь как о явлении стиля того или иного писателя или поэта. Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а через отдельные детали, обрывки, мгновенные и случайные снимки памяти.

Импрессионизм

  • Импрессионизм в литературе не сложился как особое направление. Можно говорить об импрессионизме лишь как о явлении стиля того или иного писателя или поэта.
  • Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а через отдельные детали, обрывки, мгновенные и случайные снимки памяти.
Записи в тетрадь 2.Стихотворения А.Фета о любви написаны в стиле импрессионизма . Поэт не называет явление или предмет, а передает его через отдельные детали. Предмет не изображается, а фиксируется обрывками.

Записи в тетрадь

  • 2.Стихотворения А.Фета о любви написаны в стиле импрессионизма . Поэт не называет явление или предмет, а передает его через отдельные детали. Предмет не изображается, а фиксируется обрывками.
Вывод:  А.Фет – поэт светлых и чистых чувств. Своей поэзией он осознанно стремится поднять человека над серыми буднями жизни.

Вывод:

А.Фет – поэт светлых и чистых чувств.

Своей поэзией он осознанно стремится поднять человека над серыми буднями жизни.