Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна - любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь, Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Тема урока: «Любовная лирика А.А.Фета»
Целый мир от красоты.
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать её начало.
Что такое день или век
Перед тем, что
Бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что Вечно,- человечно.
А.А.Фет
Тема любви- одна из основных в творчестве А.А.Фета.
Его стихотворения о любви по-пушкински возвышенные и мудрые. Они говорят о знакомом и близком прекрасными, будто неведомыми словами. Фет сумел передать словами ощущения и душу влюбленного человека. До Фета так о любви никто не писал.
В чем же секрет любовной лирики А.А.Фета?
История любви
Афанасий Фет и Мария Лазич…
Любовная лирика рождается тогда, когда поэт встречает женщину, которая способна вызвать в душе сильные чувства: любовь, страсть, восхищение. Для Фета ею стала Мария Лазич
В годы военной службы А.Фет познакомился с дочерью отставного генерала Марией Лазич. Это была серьезная, образованная девушка, большая ценительница поэзии Фета. Она покорила сердце молодого поэта и сама влюбилась безоглядно и безрассудно. Их отношения продолжались несколько лет, но кончились разлукой…
Мария Лазич была бесприданницей, а Афанасий Фет был лишен дворянского титула и материального достатка. О женитьбе не могло быть и речи. А вскоре произошла трагедия: Мария сгорела, пожар возник, как полагали, от неосторожно брошенной спички. Те, кто знал о ее душевной драме, считали, что это самоубийство. Эта же мысль не давала покоя и Фету.
… Я верить не хочу! Когда в степи, как диво,
В полночной темноте безвременно горя,
Вдали перед тобой прозрачно и красиво
Вставала вдруг заря.
И в эту красоту невольно взор тянуло
В тот величавый блеск за темный весь предел,
Ужель ничто тебе в то время не шепнуло:
Там человек сгорел…
(«Когда читала ты…»)
Только сейчас поэт почувствовал, что счастье, которое было так близко и возможно, погибло. Образ Марии Лазич до последних дней жизни А.Фета стал источником вдохновенных строк о любви, исполненных раскаянием и грустью. Теперь он будет вспоминать, будет говорить и петь об этой любви высокими и
прекрасными стихами.
Стихи, посвященные Марии Лазич, составили «лазьевский цикл»
… У любви есть слова, те слова не умрут.
Нас с тобой ожидает особенный суд;
Он сумеет нас сразу в толпе различить,
И мы вместе придем,
Нас нельзя разлучить!
( Alter ego)
Запись в тетрадь
1.Героиней любовной лирики А.Фета стала Мария Лазич. С ней познакомился поэт во время военной службы. Лазич погибла во время пожара. Поэт тяжело переживал ее смерть, считая себя виновным.Стихи, посвященные Марии Лазич составили «лазьевский» цикл. Они овеяны трагичностью и грустью. Звучат как воспоминание о любви. Почти все они написаны от 1 лица, построены в форме монолога.
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания , и слезы,
И заря, заря!..
Импрессионизм
- Импрессионизм- это художественное направление, возникшее во Франции в 19 веке и нашедшее отражение прежде всего в живописи. Импрессионизм выдвинул выдающихся художников- К.Моне, О.Ренуар, Э.Дега, в России- К.Коровин, В.Борис- Мусатов)
- Характерные черты:
- -воспроизведение мимолетного «впечатления» от предмета
- -изображение изменчивости и подвижности явлений
- -игра освещения, эмоциональность
ов
- Импрессионизм в живописи – это изображение мимолетных впечатлений.
В.Борисов- Мусатов «Водоем»
К.Моне «Бульвар Капуцинок в Париже»
Клод Моне «Впечатление. Восход солнца»
Эдгар Дега «Голубые танцовщицы»
И. Левитан «Первая зелень»
Камиль Писсаро «Оперный презд в Париже»
В.Борисов-Мусатов «Ранним утром. Весна.»
К.А.Коровин «Гавань в Севастополе»
Импрессионизм
- Импрессионизм в литературе не сложился как особое направление. Можно говорить об импрессионизме лишь как о явлении стиля того или иного писателя или поэта.
- Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а через отдельные детали, обрывки, мгновенные и случайные снимки памяти.
Записи в тетрадь
- 2.Стихотворения А.Фета о любви написаны в стиле импрессионизма . Поэт не называет явление или предмет, а передает его через отдельные детали. Предмет не изображается, а фиксируется обрывками.
Вывод:
А.Фет – поэт светлых и чистых чувств.
Своей поэзией он осознанно стремится поднять человека над серыми буднями жизни.