СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности логопедической работы с детьми с нарушением интеллекта

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье изложены особенности логопедической работы с детьми с тяжелой и умеренной умственной отсталостью

Просмотр содержимого документа
«Особенности логопедической работы с детьми с нарушением интеллекта»

Особенности логопедической работы с детьми с нарушением интеллекта


Нарушения речи у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью носят стойкий характер и негативно влияют на всю психофизиологию ребенка, затрудняя общение с окружающими, препятствуя формированию познавательных процессов, обучению, воспитанию и социальной адаптации.

Степень недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обучаемы, способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения, направленного, в первую очередь, на формирование коммуникативной сферы.

Для детей с нарушением интеллекта обучение общению представляет большую значимость. Если ребенок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и адекватно прореагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему миру, научится жить в нем.

Суть логопедического воздействия состоит в создании у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью тех «ключевых звеньев», которые обуславливают развитие речевой системы в целом и которые самостоятельно в речи у них не образуются (Б.М. Гриншпун). В обучении можно выделить два взаимосвязанных раздела:

  1. Формирование основы для овладения навыками коммуникации.

  2. Развитие умений и навыков коммуникации.

Коррекционно-логопедическую работу с детьми, зачисленными на занятия, построила в четыре этапа:

I этап – подготовительный.

II этап – начальный.

III этап – тренировочный.

IV этап – заключительный.

Поэтапное структурирование осуществлялось по спирали, на каждом следующем этапе задачи усложнялись. Период пребывания на том или ином этапе обучения мог быть различным в зависимости от тяжести нарушений в интеллектуальной и речевой сферах: одни дети усваивали материал быстрее, другие медленнее. Материал тематических разделов закреплялся в различных видах деятельности (игровой, предметно-практической, элементарной учебной). Работу направляла на стимулирование речевой функции, речевого общения, на формирование и усвоение средств общения – вербальных и невербальных (жестомимики, пиктографии), на совершенствование функций и процессов высшей нервной деятельности, интеллекта.

Особое место в коррекционно-логопедической работе занимает развитие у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью сенсорного восприятия (А.Р. Маллер). Именно поэтому на всех этапах коррекционно-логопедической работы уделялось особое внимание сенсорному воспитанию детей – основы для развития мышления через расширение поля восприятия (М. Монтессори). Дети знакомились с разнообразием форм, звуков, движений, учились выделять, узнавать, сравнивать, объединять в группы, воспроизводить по подражанию и простейшему образцу. Основное внимание уделялось тому, чтобы воспринятое соединялось со словом для формирования особых представлений о пространственных признаках предметов. Помимо формирования сенсорных эталонов, овладения детьми новыми способами предметно-познавательной деятельности опосредованно происходило расширение словарного запаса, его систематизация.

Поскольку в формировании и развитии устной речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью большое значение имеет уровень их общего и речевого моторного развития, в коррекционно-логопедической работе использовались игры-упражнения на развитие общей моторики, мелкой мускулатуры рук, артикуляционной моторики.

Таким образом, логопедическая работа с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью требует особого подхода и должна осуществляться по следующим направлениям:

- развитие сенсорного восприятия и сенсорно-перцептивной способности;

- развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации;

- развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики;

- развитие функций голоса и дыхания;

- развитие чувства ритма;

- развитие импрессивной речи;

- формирование и развитие экспрессивной речи.

Занятия с данной категорией детей отличаются не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику конкретного ребенка и учитывать следующее:

  • Ребенок познает мир с помощью взрослого путем подражания.

  • В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения.

  • Чтобы новый навык закрепился, необходимо многократное повторение.

  • Содержание материала должно соответствовать детскому опыту.

  • Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала.

  • Необходимо контролировать длительность занятия.

  • Необходима четкая структура занятия.

  • Необходима смена видов деятельности.

  • Перенос знаний.

  • Детям необходима положительная оценка их деятельности.


Библиографический список

  1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: Бук-мастер, 1993.

  2. Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития. – М.: АРКТИ, 2006.

  3. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992.

  4. Питерси М., Трилор Р., Утер Д. и др. Маленькие ступеньки: программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. – М., 1998.

  5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. – М.: Просвещение, 2009.

  6. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Хардфорд, 1996.

  7. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. – М.: Теревинф, 2010.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!