Особенности логопедической работы с детьми с нарушением интеллекта
Нарушения речи у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью носят стойкий характер и негативно влияют на всю психофизиологию ребенка, затрудняя общение с окружающими, препятствуя формированию познавательных процессов, обучению, воспитанию и социальной адаптации.
Степень недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития.
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обучаемы, способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения, направленного, в первую очередь, на формирование коммуникативной сферы.
Для детей с нарушением интеллекта обучение общению представляет большую значимость. Если ребенок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и адекватно прореагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему миру, научится жить в нем.
Суть логопедического воздействия состоит в создании у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью тех «ключевых звеньев», которые обуславливают развитие речевой системы в целом и которые самостоятельно в речи у них не образуются (Б.М. Гриншпун). В обучении можно выделить два взаимосвязанных раздела:
Формирование основы для овладения навыками коммуникации.
Развитие умений и навыков коммуникации.
Коррекционно-логопедическую работу с детьми, зачисленными на занятия, построила в четыре этапа:
I этап – подготовительный.
II этап – начальный.
III этап – тренировочный.
IV этап – заключительный.
Поэтапное структурирование осуществлялось по спирали, на каждом следующем этапе задачи усложнялись. Период пребывания на том или ином этапе обучения мог быть различным в зависимости от тяжести нарушений в интеллектуальной и речевой сферах: одни дети усваивали материал быстрее, другие медленнее. Материал тематических разделов закреплялся в различных видах деятельности (игровой, предметно-практической, элементарной учебной). Работу направляла на стимулирование речевой функции, речевого общения, на формирование и усвоение средств общения – вербальных и невербальных (жестомимики, пиктографии), на совершенствование функций и процессов высшей нервной деятельности, интеллекта.
Особое место в коррекционно-логопедической работе занимает развитие у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью сенсорного восприятия (А.Р. Маллер). Именно поэтому на всех этапах коррекционно-логопедической работы уделялось особое внимание сенсорному воспитанию детей – основы для развития мышления через расширение поля восприятия (М. Монтессори). Дети знакомились с разнообразием форм, звуков, движений, учились выделять, узнавать, сравнивать, объединять в группы, воспроизводить по подражанию и простейшему образцу. Основное внимание уделялось тому, чтобы воспринятое соединялось со словом для формирования особых представлений о пространственных признаках предметов. Помимо формирования сенсорных эталонов, овладения детьми новыми способами предметно-познавательной деятельности опосредованно происходило расширение словарного запаса, его систематизация.
Поскольку в формировании и развитии устной речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью большое значение имеет уровень их общего и речевого моторного развития, в коррекционно-логопедической работе использовались игры-упражнения на развитие общей моторики, мелкой мускулатуры рук, артикуляционной моторики.
Таким образом, логопедическая работа с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью требует особого подхода и должна осуществляться по следующим направлениям:
- развитие сенсорного восприятия и сенсорно-перцептивной способности;
- развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации;
- развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики;
- развитие функций голоса и дыхания;
- развитие чувства ритма;
- развитие импрессивной речи;
- формирование и развитие экспрессивной речи.
Занятия с данной категорией детей отличаются не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику конкретного ребенка и учитывать следующее:
Ребенок познает мир с помощью взрослого путем подражания.
В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения.
Чтобы новый навык закрепился, необходимо многократное повторение.
Содержание материала должно соответствовать детскому опыту.
Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала.
Необходимо контролировать длительность занятия.
Необходима четкая структура занятия.
Необходима смена видов деятельности.
Перенос знаний.
Детям необходима положительная оценка их деятельности.
Библиографический список
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: Бук-мастер, 1993.
Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития. – М.: АРКТИ, 2006.
Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992.
Питерси М., Трилор Р., Утер Д. и др. Маленькие ступеньки: программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. – М., 1998.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. – М.: Просвещение, 2009.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Хардфорд, 1996.
Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. – М.: Теревинф, 2010.