СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности методики преподавания портретной живописи

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательный потенциал портретной живописи связан, прежде всего, с мировоззренческим характером, со спецификой искусства создавать целостную картину мира в ярких чувственных образах, напрямую обращённых к чувствам и эмоциям человека. В результате освоения данного раздела изобразительного искусства происходит приобщение учащихся к этическим и эстетическим ценностям национальной и мировой культуры, формируются высшие эстетические ценности, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость. 

Просмотр содержимого документа
«Особенности методики преподавания портретной живописи»

Особенности методики преподавания портретной живописи


В методических пособиях, программах, изучение раздела «Портретная живопись на уроках проводится в контексте изучения других видов живописи.

В некоторых программах, изучению портретной живописи не уделено должное внимание. Например, в программе Б.Н. Неменского предполагается, что знакомство с жанрами в искусстве может предшествовать знаниям о последовательности и смене эпох и соответственно о специфике того или иного жанра в данную эпоху. Это делается без учёта того, что само существование того или иного жанра в разные эпохи проблематично, т.к. жанровая специализация довольно позднее явление в истории искусства и, например любое изображение животных нельзя называть анималистическим жанром, так же как и любое изображение человека нельзя назвать портретом. При таком подходе в теме «Портрет» могут с одинаковым успехом рассматриваться как верные реальной действительности и реалистический портрет И.Е. Репина, и фаюмский портрет [1].

В литературе, в различных рекомендациях, статьях большое внимание уделяется различным видам деятельности школьников. Учителя, психологи советуют активно использовать разные виды деятельности на уроках и во внеурочное время.

В последнее время часто упоминается исследовательская деятельность и особенно метод проектов. Такая форма организации учебной деятельности, как проект, дает возможность учащимся увидеть реальную практическую значимость предмета, его взаимосвязи не только с другими школьными дисциплинами, но и с социумом, во многом определяющим ценностные ориентации школьников. Автор проекта по мировой художественной культуре должен проявить не только умение ориентироваться в информации по предмету, но и осознание своей сопричастности мировой культуре, воображение, умение синтезировать художественную информацию, способность быть сотворцом произведения и придавать конечному продукту художественную форму, адекватную смыслу изучаемого материала.

Очень часто упоминается творческая деятельность учеников при изучении предмета ИЗО, ведь именно с ее помощью развивается творческий потенциал ребенка, прививается любовь к искусству. Этот вид деятельности способствует развитию у детей эмоционально-образного восприятия и художественного вкуса [2].

Важным аспектом также является развитие эмоциональной культуры, чуткости и внимательности людей друг к другу. В этом аспекте портретная живопись обладает исключительно сильным воспитательным потенциалом. Она учит чувствовать другого человека, видеть в глазах изображённого человека страдание, смятение, одиночество. В качестве примера можно рассмотреть портрет Федора Михайловича Достоевского кисти Ильи Глазунова (1992 г.) или картину-портрет кисти Александра Шилова «Зацвел багульник», где пожилая женщина, прообразом которой является московская учительница начальных классов Г. А. Лачинова, с надеждой и какой-то тоской в глазах смотрит на первые весенние лепестки багульника. Важно, чтобы при рассмотрении и разборе этого портрета школьники понимали душевное состояние пожилой женщины, и возможно ассоциировали её с кем то из своего окружения. Тем самым воспитывается сочувствие и уважение к старости.

Создание некой образности привлекает учащихся и создаёт условия для речевого общения, пробуждая у детей добрые чувства [3].

Культуроведческий и воспитательный потенциал использования портретной живописи на уроках реализуется в методической системе, предусматривающей:

  • развитие речи учащихся на основе восприятия живописных полотен и выражения своего понимания картин в коммуникативно-целесообразных высказываниях различных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

  • обогащение словаря и грамматического строя речи учащихся путем овладения искусствоведческими понятиями, отбора языковых средств для выражения авторского замысла в своих устных высказываниях или сочинениях;

  • расширение культурного кругозора учащихся на основе искусствоведческих текстов за счет интегрирования
    речи и искусства.

Специфика культуроведческого подхода в преподавании портретной живописи состоит:

  • в отборе портрета как источника высказывания;

  • в привлечении искусствоведческого текста, являющегося опорой и образцом в интерпретации содержания и эстетики портрета;

  • в применении принципа взаимосвязи уроков русского языка, литературы и изобразительного искусства, опирающегося на зрительный опыт учащихся и эстетически грамотный анализ портрета, его интерпретации.

Воспитательный потенциал портретной живописи связан, прежде всего, с мировоззренческим характером, со спецификой искусства создавать целостную картину мира в ярких чувственных образах, напрямую обращённых к чувствам и эмоциям человека. В результате освоения данного раздела изобразительного искусства происходит приобщение учащихся к этическим и эстетическим ценностям национальной и мировой культуры, формируются высшие эстетические ценности, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость [4].

Развивающий потенциал портретной живописи напрямую связан с использованием характерных для культурологии и искусствоведения методов анализа, в частности культурно-исторического сравнительного анализа, который позволяет решать задачи развития у школьников системного взгляда на мировую художественную культуру; дает представление о её единстве и многообразии; бесконечности и многовекторности ее развития и множественности личных интерпретаций её феноменов. Проблемное поле изобразительного искусства является идеальным для продуктивной, поисковой и творческой деятельности подростка.

Анализ методической литературы показал, что в настоящее время методика преподавания раздела разработана довольно таки слабо. Учителям приходиться создавать свои авторские программы, придумывать свои методики [5].

Проблема портретного искусства постоянно привлекала внимание художников, философов-эстетиков, историков искусства от Аристотеля до наших дней. Портретный жанр в теоретических исследованиях по философии, истории, искусствоведению рассматривается в различных аспектах [6].

Л.Н. Толстой в знаменитом романе «Война и мир» более ста раз описывает выраже­ния глаз и мимику лица. И.В. Гете цитируя Лафатера, восторгался опи­санием портрета молодого героя изящным стилем: «Великодушие и ис­кренняя веселость светятся на этом лице и в самой постановке головы. Неизбывная свежесть восприятия, тонкость вкуса, чистоты духа, добро­та и благородство души, деятельная сила, ощущение как силы, так и сла­бости пронизывают все его лицо». Изображение мимики лица во все времена признавалось инструментом выражения духовной сущности чело­века. Понимание взаимосвязи мими­ки с характером и эмоциями позво­лило художникам создать ряд знаме­нитых портретных композиций. Чем выше мастерство художника, тем он больше готов следить за выражени­ем лица. Всем известна знаменитая улыбка «Джоконды» работы Леонар­до да Винчи, неземная красота лиц мадонн Рафаэля, притягательная сила офортных портретов Рембранта. Ф. Кан сравнивал лицо человек с ландшафтом, который благодаря постоянной смене красок, тона, света и теней, глубины и поверхностей вы­зывает у нас все новые и новые впе­чатления, притом впечатления эти бывают столь безошибочными, что люди, знающие нас, умеют опреде­лять наше душевное состояние уже при одном взгляде на наше лицо.

Многие поколения людей, посе­щая музеи мира, всматриваются в лица на портретах, пытаясь найти ответы на волнующие их вопро­сы. Интерес вызывают как образы древних мудрецов, выдающихся людей, так и образы простых жите­лей планеты. Перед некоторыми портретами зрители могут стоять часами, любуясь четкостью изобра­жения глаз, губ, изгибами шеи и блеском волос. Колдовское воздей­ствие глаз в портрете гениально от­разил Н.В. Гоголь в своем произве­дении «Портрет».

Графические портреты в ряде случаев трудно отделить от порт­ретной живописи. Они находятся в границах одного жанра и по слож­ности, и по построению композиции часто очень схожи. Однако услов­ность языка графики и особенность графических материалов позволя­ют графике портрета иметь свой ху­дожественный язык, который при­дает портретам особую камерную прелесть. Не случайно портретные офорты Рембрандта ценятся боль­ше, чем живопись многих мастеров кисти. Известные коллекционеры трепетно собирали большие соб­рания графических портретов и гордились ими всю жизнь. Причем большая часть коллекций - черно­-белая графика. Чем же привле­кает любителей искусства порт­ретная графика? Условностью, использованием выразительных средств, позволяющих зрителю развивать мысль художника, непосредственностью рисунка и связью с офортом. Все это есть в портретной графике охватывающей значительный диапазон графических техник.

Действительно, одной из специфических особенностей графики является «отвлечение языка». «Графика есть искусство влечения, абстракции; берущее у мира не все, а часть», — пишет известный преподаватель изобразительного искусства А.А. Сидоров. Почему же эта «условная» красота художника на листе бумаги, на котором изображена та или конкретная личность, пробуждает столько чувств, становится для зрителя объектом любования? Все эти удивительные технические средства позволяют концентрированно выразить реальный смысл, одухотворить изображение [7].

Под словом «портрет» обычно подразумевают изображение человека, то есть его, или всего силуэта. Портрет всегда был и остается одной из основных тем в изобразительном искусстве. Художники часто обращаются к портретным изображениям — ведь это только хорошо востребованный и высоко ценимый в обществе живописный жанр, весьма интересная возможность изучить физическую, а в особенности психологичен сущность человека.



Список используемой литературы

1.Морозов А. Проблема портретного жанра сегодня // Советское искусствознание. - М.: Советский художник, 1975. – 486 с.

2. Лоховинин Ю. Богатство творческих индивидуальностей // Искусство. - 1985. - № 8. - С.5

3. Аникушин М. О портретном творчестве / М. Аникушкин // Художник. – 1973. – №3.

4. Басин Е.Я. К определению жанра портрета / Е.Я. Басин // Советское искусствознание. – 1986. – №20.

5. Вачьянц А.М. Вариации прекрасного. Введение в мировую художественную культуру / А.М. Вачьянц. – М.: Айрис-Пресс, 2008.

6. Зингер Л.С. О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета / Л.С. Зингер. – М.: 1969.

7. Искусство портрета / Под ред. А. Г. Габричевского. – М., 1928.