«Особенности межличностных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми»
Цель: уметь находить выход из конфликтных ситуаций, которые возникают между сверстниками и взрослыми.
Задачей является – воспитать культуру взаимоотношений в семье, находить выход из конфликта между взрослыми и сверстниками.
Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны,
что её интересы нарушает, ущемляет,
игнорирует другая сторона.
Уильям Линкольн
Определение слова «конфликт»
Нет на свете человека, который ни разу в жизни не участвовал бы в ссоре. Ссора, спор или скандал представляют собой конфликт.
Какие ассоциации вызывает слово «конфликт»? (Ссора, хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.)
Какое же определение слову «конфликт» дано в словарях русского языка?
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе (БСЭ, т.13, с.84, 1973). Осложнение в международных отношениях, приводящее иногда к вооруженному столкновению.
Самое неприятное в конфликте – это страх, злоба, обида, которые испытывают люди по отношению друг к другу. Мало того, они еще и не скупятся на взаимные упреки и оскорбления.
Конфликты существовали в прошлом тысячелетии, существуют в нынешнем, и будут существовать в следующем. Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной потере индивидуальности, свободы… Они сопровождают человека от рождения до самого последнего дня его жизни. Они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни. Но это не значит, что во всех этих, зачастую кажущихся неразрешимыми, ситуациях обязательно должны быть выигравшие и проигравшие. Противника можно представить партнером и недоразумение будет уладить куда проще.
Ситуации для анализа
Ситуация 1.
Вам позвонили близкие друзья, которые хотят зайти к вам в гости. Вы начинаете лихорадочно убирать, что-то готовить, но явно не успеваете. Обратившись за помощью к своему взрослому ребёнку, слышите в ответ: «Это твои друзья, вот сама с ними и разбирайся».
Как Вы поступите в данной ситуации?
Ситуация № 2.
Мама и папа ждут ребёнка. Мама вяжет и смотрит телевизор, папа спокойно читает газету. Родители поглядывают на часы, ребёнка нет.
М. – Что-то Олеси долго нет, обещала вернуться к 22.00.
П. – Придёт, ну пускать её не нужно было, уроков то ещё не учила.
М. – Ну ты мог бы сам запретить.
П. – Ты же занимаешься ребёнком.
М. – Уже 23.00, а её всё нет.
П. – Придёт, поговорим с ней, негодницей.
М. – Уже 23. 30, почему то трубку не берёт.
П.– Ещё полчаса и пойду искать.
Появляется Олеся.
Крики, плач, непонимание.
Вопрос:
–Чего не хватает семье, чтобы было понимание, любовь, терпение.
Идет обсуждение ситуации
Ситуация № 3
Родители узнают, что у дочери появился молодой человек. Он неформал, это не нравится родителям. Они решили оградить дочь от общения с этим молодым человеком. Не выпускают на улицу, провожают в школу.
Девочка убегает из дома…
Что предпринять родителям, чтобы избежать такой ситуации?
Обсуждение ситуации участниками
Полезная информация
Подростковую психику нередко называют периодом «гормональной дури». У подростка происходит поиск и становление своего «я» - это стремление освободиться от влияния взрослых и общаться со сверстниками. Такие реакции порождают меньше конфликтов и проходят мягче в семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.
Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?
1. Не следует видеть в самостоятельности ребёнка угрозу его лишиться.
2. Помните, что ребёнку нужна не столько самостоятельность, сколько право на неё.
3. Чтобы ребёнок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.
4. Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.
5. Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить её мирным путём.
6. Не забывайте слова И.-В. Гёте: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках».
За и против чего ведёт борьбу ребёнок в переходном возрасте?
1. За то, чтобы перестать быть ребёнком.
2. За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
3. За утверждение среди сверстников.
4. Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.
Советы для родителей:
помочь ребёнку найти компромисс души и тела;
все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не использовать ярлыков;
подробно познакомить подростка с устройством и функционированием организма, подобрать соответствующую литературу по этому вопросу;
необходимо помнить, что пока развивается тело ребёнка, болит и ждёт помощи его душа.
Тест «Как вы действуете в условиях конфликта?»
Приведенные ниже пословицы и афоризмы можно рассматривать как описание различных стратегий, используемых людьми для разрешения конфликтов. Внимательно прочитайте утверждение и по пятибалльной шкале определите, в какой степени каждое из них типично для вашего поведения в условиях конфликта:
5 – весьма типично, 4 – часто, 3 – иногда, 2 – редко, 1 – совсем не типично. Внесите номер утверждения в соответствующий столбец таблицы и подсчитайте общую сумму баллов.
I | II | III | IV | V |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Итого | Итого | Итого | Итого | Итого |
1. Худой мир лучше доброй ссоры.
2. Если не можете другого заставить думать так, как хотите, заставьте его делать, как вы думаете.
3. Мягко стелет, да жестко спать.
4. Рука руку моет. (Почеши мне спину, а я тебе почешу.)
5. Ум хорошо, а два лучше.
6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.
7. Кто сильнее, то и правее.
8. Не подмажешь – не поедешь.
9. С паршивой овцы – хоть шерсти клок.
10. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.
11. Кто ударит и убежит, то сможет драться и на следующий день.
12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.
13. Убивай врагов своих добротой.
14. Честная сделка не вызывает ссоры.
15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
16. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.
17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
19. Ты мне – я тебе.
20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.
21. Кто споит – ни гроша не стоит.
22. Кто не отступает, тот обращается в бегство.
23. Ласковый телёнок двух маток сосёт, а упрямое – ни одной.
24. Кто дарит – друзей наживает.
25. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
26. Лучший способ решать конфликты – избегать их.
27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
28. Кротость торжествует над гневом.
29. Лучше синица в небе, чем журавль в облаках.
30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.
31. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.
32. В этом мире есть только две породы людей: победители и побежденные.
33. Если в тебя швырнули камень, бросай в ответ кусок ваты.
34. Взаимные уступки прекрасно решают дела.
35. Копай и копай без устали – докопаешься до истины.
Оценка результатов
У каждого человека есть две жизненные заботы: достичь личных целей (которые могут субъективно переживаться как очень важные либо маловажные) и сохранить хорошие взаимоотношения с другими людьми (что также может переживаться как важное или маловажное условие). Соотношение этих двух главных забот и составляет основу типологии поведенческих стратегий.
Тип I. «Черепаха» - стратегия ухода под панцирь, то есть отказ от достижения личных целей и от участия во взаимоотношениях с окружающими.
Тип II. «Акула» - силовая стратегия: цели очень важны, взаимоотношения нет. Им не важно, любят ли их, они считают, что конфликты решаются выиграшем одной из сторон и проигрышем второй.
Тип III. «Медвежонок» - стратегия сдерживания острых углов. Взаимоотношения – важны, цели – нет. Хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями.
Тип IV. «Лиса» - стратегия компромисса. Умеренно – и цели, и взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения.
Тип V. «Сова» - стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.
Наибольшее количество баллов указывает на приверженность к той или иной стратегии. Если в каких-либо колонках одинаковое количество баллов, то используются две стратегии.
Очень важно понять, что каждый из окружающих тебя людей имеет свой сложный и богатый внутренний мир.
Притча о старике.
Однажды один человек сидел у входа в город. К нему подошёл юноша и спросил: «Я ни разу здесь не был. Какие люди живут в этом городе?» Старик ответил ему вопросом: «А какие люди были в том городе, из которого ты ушёл?» - «Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда.» - «Здесь ты встретишь таких же»,- ответил ему старик. Немного погодя другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос: «Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?» Старик ответил тем же: «Скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришёл?» - «О, это были добрые, гостеприимные и благородные души. У меня там осталось много друзей, и мне нелегко было с ними расставаться» - «Ты найдёшь таких же и здесь» - ответил старик. Купец, который невдалеке поил своих верблюдов, слышал оба диалога. И, как только путник отошёл, он обратился к старику с упрёком: «Как ты можешь двум людям дать совершенно разные ответы на один и тот же вопрос?» «Сын мой, - говорит старик, - каждый носит свой мир в своём сердце. Тот, кто в прошлом не нашёл ничего хорошего в тех краях, откуда он пришёл, здесь и тем более не найдёт ничего. Напротив, тот, у кого были друзья в другом городе, и здесь найдёт верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся тем, что мы видим в них».
Обсуждение притчи.
А как мы сами ведем себя по отношению к чужим людям и родственникам? Почему мы скорее помогаем чужому человеку и не всегда внимательны к просьбам родных?
Давайте предложим правила, которые необходимо выполнять и детям и родителям. Чтобы не ссориться, нужно:
—Стараться понять друг друга в любой ситуации.
—Никогда не повышать голос друг на друга.
—Уметь дать совет, выслушать совет другого.
—Уметь поддержать в трудную минуту.
—Доверять друг другу.
—Уметь слышать и слушать.
Заключение
Подведение итогов занятия:
– Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом, если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои действия в отношениях друг к другу, насколько бы меньше было неверных поступков.
7