Особенности музыкальной работы с детьми с ограниченными возможностями.
Музыка - один из способов общения людей.
Русский физиолог И. П. Павлов считал, что кора головного мозга черпает энергию из подкорковых образований, ответственных за эмоциональное состояние человека, те же, в свою очередь, - из жизненных впечатлений, общения с людьми, природой, искусством. Ребенок с ограниченными возможностями испытывает дефицит позитивной энергии. Его связь с миром нарушена или искажена. Терапия музыкой, музыкальные занятия, общение с педагогом-
музыкантом выполняют главную цель: восстанавливают, обогащают, развивают непосредственно- чувственные, словесно-логические связи между ребенком и здоровым окружением, между ребенком и средой. Музыка обогащает связь с миром, способствует более полному и разнообразному восприятию предметов и явлений. В процессе практической деятельности с формированием профессиональных способностей и навыков развиваются операции анализа и синтеза. Ребенок начинает логически мыслить, развивается как личность.
Таким образом, музыкотерапия может рассматриваться как составная часть социальной абилитации, призванной сделать более открытыми и цивилизованными нормы взаимодействия детей с ограниченными возможностями со здоровым окружением, способствовать созданию
условий включения всех детей в образовательную среду.
Специализированные центры, учебные заведения, занимающиеся комплексной реабилитацией детей с врожденной или приобретенной
патологией, все чаще обращаются к резервам эстетического воспитания и художественного творчества.
Развитие духовного мира ребенка, его творческих способностей, созидательного отношения к себе и окружающим может быть источником укрепления его физического, душевного и социального здоровья. Оно дает чувство принадлежности к обществу, ощущение "нужности", возможность
выражения своих чувств, формирования и развития личности.
Искусство - это древнейшая форма социализации, самый первый инструмент перевода подсознательных образов и фантазий в формы, понятные другим людям. Это способ конструирования мира, когда еще нет слов.
Своими внутренними резервами музыка воздействует прежде всего на подсознание, которое, в свою очередь, активизирует или даже формирует психические функции. В связи с этим психолог А. Потвик отмечал, что музыкальная терапия означает создание гармоничного равновесия посредством примирения противостоящих элементов внутри целого.
Музыкальная терапия - относительно новое направление деятельности профессиональных музыкантов. Оно призвано максимально способствовать процессу абилитации ребенка с любой патологией. Путь этот тернист и сложен, однако педагоги-музыканты в процессе практической деятельности учатся преодолевать возникающие трудности, разрабатывают и применяют индивидуальные методики. Они творчески используют в своей работе безграничные возможности музыки, применяют разнообразные формы и методы подачи и усвоения учебного материала: от слушания музыки, пения, танцевальных, игровых движений до практического обучения игре на каком-либо инструменте, ансамблевого музицирования и коллективных музыкальных постановок.
Специалисты отмечают положительную роль музыкальных занятий в улучшении физического и психического состояния детей с ограниченными возможностями и инвалидностью.
Обучение подобной категории детей может носить как индивидуальный, так и групповой характер. В обоих случаях необходимо учитывать особенности каждого ребенка, работать, интуитивно угадывая его позитивные импульсы, подстраиваясь под его характер, настроение.
На занятиях могут использоваться фортепиано, синтезатор, шумовые, ударные, народные инструменты. Синтетическая методика занятий с помощью музыкальных средств позволяет освоить счет, узнать буквы, слова, цвета и оттенки и т.п. Ребенок выполняет множество простых и сложных логических, творческих задач. Он не только играет пьесы по нотам, но и сочиняет свои композиции, импровизирует, поет, рисует,
использует многочисленные наглядные пособия для формирования нового эмоционального опыта, приобретения знаний и навыков.
Успешная работа педагога-музыканта с ребенком с ограниченными возможностями зависит от первых занятий, первых встреч-"погружений" в музыку. Стремясь установить с учеником контакт, не нужно требовать от него правильных действий и поступков. Роль взрослого при первых встречах - это роль активного наблюдателя, музыкальными средствами исследующего все изгибы индивидуального поведения ребенка. Здесь
на первый план выходит прием сопровождения действий ребенка музыкальным отрывком на любом инструменте, созвучным его настроению, характеру действий. Сопровождение голосом поможет педагогу прокомментировать движения, выполняемые учеником, установить вербальный контакт.
Совместная игра на музыкальном инструменте - следующий прием, который необходим для установления непринужденного контакта с учеником. При этом не обязательно стремиться к достижению музыкального результата. Важно дать ребенку выразить эмоции в посильной игре на любом инструменте. На данном этапе необходимо понять, что ребенка радует, пугает, настораживает, как влияют на его психическое состояние разные по характеру музыка, звучание инструментов.
Планируя каждое индивидуальное или групповое занятие, музыкант привносит в него элементы импровизации, сохраняя его структуру с помощью повторяющихся действий. Так, например, предлагая ребенку поиграть на одном из инструментов, педагог может разложить их на столе,
стульях. Он называет инструмент, напоминает его звучание, а затем ребенок сам выбирает его.
Подобным образом снимается страх перед неизвестным, который отделяет ребенка от окружающего мира.
Прием чередования видов деятельности позволяет выполнить две задачи. Первая – выстраивание динамического плана урока. Он может базироваться, например, на смене настроения (расслабление
и возбуждение); иногда целесообразно наличие кульминации с постепенным возрастанием игровой активности, с последующим расслаблением. Соответствующим образом применяются музыкальные
произведения, отрывки, композиции, совместное музицирование на тему предложенного образа, стихотворного текста.
Вторая задача - разными видами совместного творчества увлечь ребенка, побудить его к самовыражению, познанию элементов окружающей действительности, расширить эмоциональный опыт.
Использование упражнений, игр, танцевальных движений в качестве творческих заданий – очень важный прием, который дает положительный педагогический результат. Например, для развития слухового внимания можно применять музыкальные игры, загадки с помощью музыкальных
инструментов. Ребенку предлагаются разные инструменты. Преподаватель играет контрастные по характеру, фактуре, тесситуре, темпу музыкальные отрывки. В зависимости от характера музыки ученик выбирает тот или иной инструмент для совместного музицирования. Чувство ритма развивают двух- и трехдольные отстукивания на ударных инструментах, повторение за педагогом простейшего ритма, песенные композиции с ритмическим сопровождением. Для развития пространственных представлений педагог может применить с учеником простейшие танцевальные движения, ходьбу под музыку, игры и т.п.
Чтобы активизировать деятельность мозга, необходимо заниматься специальными упражнениями на развитие мелкой моторики. Ребенок весело откликается на демонстрацию-показ песенок.
То же самое происходит, когда педагог поет и изображает на инструменте интересную игровую ситуацию, которую ученик подыгрывает.
На протяжении всего занятия отслеживаются склонность, способность ребенка к тому или иному виду деятельности, его заинтересованность или пассивность. Преподаватель старается выяснить: какая музыка, какой инструмент нравятся ребенку, что вызывает его эмоциональные реакции
(положительные или отрицательные), как они проявляются. Здесь нужно стремиться выявить степень активности ученика на занятии, изменения его поведения, психологического, эмоционального состояния. Это важно как для анализа текущего урока, так и для корректировки дальнейших занятий, где будут использоваться специальные упражнения и приемы, направленные на решение индивидуальных проблем конкретного ребенка.
Дети, с которыми занимается музыкант, могут иметь разную степень психофизических нарушений.
Многое зависит от возраста, особенностей психического развития, характера, отношений в семье, где проживает ребенок, контакта с педагогом. Важная роль в этом процессе принадлежит подбору
методических средств, которые применяются в работе, умению гибко менять или видоизменять те или иные приемы для позитивного педагогического воздействия.
В целом можно сказать, что общение с музыкой, музицирование на каком-либо музыкальном инструменте целенаправленно воздействует на все психические процессы ребенка. Начинают восстанавливаться функции движения, мелкой моторики, развиваются слух, мышление, воображение, ритм, улучшаются физиологические процессы, связанные с двигательной
активностью, обменом веществ.
Музыка обогащает связь с миром, способствует более полному и разнообразному восприятию предметов и явлений. Ребенок начинает логически мыслить, развивается как личность.
Таким образом, музыкотерапия может рассматриваться как составная часть социальной реабилитации, призванной сделать более открытыми и цивилизованными нормы взаимодействия детей с ограниченными возможностями со здоровым окружением, способствовать созданию
условий включения всех детей в образовательную среду.