СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности общения детей в школьном коллективе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курсовая работа по здоровьесберегающим технологиям в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
««Особенности общения детей в школьном коллективе»»

22

Некоммерческое партнерство
«Центр здоровьесберегающих педагогических технологий»





ИТОГОВАЯ РАБОТА






Тема:
«Особенности общения детей в школьном коллективе»










Слушатель: Портнова Ольга Павловна

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 21 Московского района г.Н.Новгорода



Научный руководитель:

Булатова Елена Анатольевна







2011 – 2012 учебный год

г. Нижний Новгород



Оглавление.


1. Вводная часть…… ………………………………………………... 2

1.1. Актуальность………………………………………………………2-3

1.2. Требования к современному уроку………………………………3-5

1.3. Ссылки на исследования по данной проблеме………………….5-6

2. Содержательная часть……………………………………………….7

2.1. Цели и задачи работы……………………………………………..7-9

2.2. Описание собственного педагогического опыта………………..10-20

2.3. Выводы по проделанной работе…………………………………..20

Литература…………………………………………………………..21






























1.Вводная часть

1.1 Актуальность.

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Традиционная система, связанная с функциональным подходом к человеку, не рассматривающая его как самоценную личность и не учитывающая его внутреннего мира, по словам B.C. Библера, переживает сегодня кризис, который заключается не в недостатках того или иного метода обучения или организации школьной жизни, а в том, что «сейчас заканчивается определенный тип образования и рождается совсем иной смысл школы, иная педагогическая установка от человека образованного к человеку культуры, сопрягающему в своем мышлении и деятельности различные несводимые культуры, формы деятельности, ценностные смысловые спектры».

Обнаружившаяся ограниченность традиционной школы, ее неспособность поддержать человека в поисках новых целей и ценностных ориентиров обусловили постановку вопроса не только об изменении содержания образования, которое становится в большей степени вариативным, но и пересмотра образовательных целей, что требует иных форм; организации учебного процесса.

Активное методологическое обновление, переосмысление основ педагогики, особые образовательные и воспитательные потребности, изменение социально-экономической ситуации привели к новому социальному запросу на школьное обучение в целом. Все это потребовало переосмысления самой системы образования и перехода от традиционной (адаптивно-дисциплинарной модели обучения) на развивающие образовательные технологии.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

  • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта

осуществления разнообразных видов деятельности;

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.


1.2. Требования к современному уроку.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. До 50-ых годов 20 века урок представляет феномен с достаточно жесткой структурой. В 50 - 60ые года происходит отрицание прежних представлений об уроке. Специалисты в области дидактики, педагогики, психологии, методики начинают исследовать «новый» урок, одновременно создавая теорию и практику современного урока.

Существует множество подходов к определению понятия урока. Несмотря на это, можно выделить общие признаки понятия «урок»:

1. Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса, так как на уроке могут быть решены все задачи образования по развитию личности.

2. Урок - элементарная структурообразующая единица образовательного процесса. Значит, в уроке присутствуют все компоненты этого процесса: цели, содержание, методы, средства, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

3. Урок выполняет функции обучения, воспитания и развития учащихся. Задачей урока является реализация этих функций.

В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Следовательно, современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:

  • главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания;

  • на уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению;

  • на уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования;

  • на уроке реализуется деятельностный подход к обучению;

  • организация урока динамична и вариативна;

  • на уроке используются современные педагогические технологии.


Исходная идея современного урока: единство обучения, воспитания и развития

Общая функция урока: целостное формирование личности на основе

воспитывающего и развивающего обучения

Триединая цель урока: обучающий аспект;

воспитывающий аспект;

развивающий аспект.

Основные компоненты современного урока:

  • Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

  • Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

  • Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

  • Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.

  • Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

  • Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.

  • Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

  • Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.


Современный урок, благодаря своему разнообразию, гибкости, динамичности способен решать любые задачи, выдвигаемые обществом - всесторонне развивать личность учащихся, должен быть ориентирован на обязательный минимум содержания образования, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации. По своим целям и дидактической структуре урок - очень подвижная и гибкая форма организации занятий, он находится в постоянном развитии и видоизменяется в зависимости от внешних и внутренних условий. Поэтому в современный урок необходимо закладывать возможность постоянного расширения и обновления его системы задач и средств их достижения.



Критерии урока: • практическая значимость;

• доступность понятий, объема материала;

• эмоциональная значимость фактов и идеи;

• непротиворечивость фактов и идей, проблемность.

Современный урок должен в себя включать:

• цели урока;

• мотивацию учащихся;

• деятельность учащихся;

• деятельность учителя;

• рефлексию деятельности на занятии;

• обратную связь с учащимися.


Характерная особенность современного урока - активная (самостоятельная) учебная деятельность учащихся. Одним из способов активации познавательной активности учащихся является обучение их приёмам мыслительной деятельности: анализу, синтезу, сравнению, обобщению и др.

Современный урок - это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса. Для этого нужна постоянная работа учителя, который находится в поиске нового и достаточная материальная база для проведения и организации практической деятельности. Проведение качественного урока является непростым делом даже для опытного преподавателя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.


1.3.Ссылки на исследования по данной проблеме.

В последнее время современная школа все больше стала опираться в построении процесса обучения на его интерактивные формы и рассматривает эти формы как основу личностного развития школьников (Е.В. Коротаева, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская и др.) Интерактивность, понимаемая как непосредственный диалог, обретает сейчас особое значение. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Видоизменяются формы. Осуществляется переход от подачи готовых знаний на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии учителя и учащегося.

В ряде исследований (М.М. Бахтин, М.С. Библер, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, С.Ю. Курганов и др.) отмечается, что тенденция развития интерактивного обучения непосредственно связана с введением в учебный процесс побуждающего диалога как одной из наиболее эффективных форм общения и познавательной деятельности учащихся на уроке. В связи с этим проблема повышения эффективности урока на основе диалоговой формы обучения приобрела особую актуальность. Как подтверждают научные исследования, успешная реализация человека в современной социальной среде «требует речевой культуры особого характера - способности к эффективной коммуникации, интерактивному взаимодействию, познавательному и деловому общению» (А.Н. Ксефонтова).

Отмечается также, что речевая способность является предпосылкой любой деятельности человека. Кроме того, в истории отечественной психолого-педагогической науки представлены исследования, освещающие различные аспекты теории и практики учебного диалога. Они связаны с анализом истории и современного состояния проблемы общения, изучением педагогического общения (В.А. Кан-Калик, В.А. Сухомлинский) и роли диалога в нем (Г.А. Цукерман), идеи личностного, деятельностного и индивидуального подходов к развитию личности младшего школьника в процессе диалогического обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.)

































2. Содержательная часть.

2.1. Цели и задачи работы.

Содержание и технология обеспечения психолого-педагогической компетентности учителя начальных классов как условие его готовности к реализации развивающих возможностей учебного диалога предусматривают: раскрытие сущности диалога, многогранности данного феномена, структурной организации диалога, роли учителя в диалоге в зависимости от его вида, своеобразия диалога иногда непредсказуемого в своем ходе.

Очень часто учителям приходиться сталкиваться с тем, что дети не хотят участвовать в диалоге, они действительно разучились при развитой речи высказываться в группе, классе, отстаивать свое мнение, не хотят вступать в обсуждения, потому что ранее их никто и ни о чем не спрашивал. Прослеживается низкая мотивация учащихся на предмет получения новых знаний, активность в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных форм и методов обучения. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций в учебном процессе.

Именно активная деятельность учащихся позволяет заменить традиционный урок объяснения нового материала уроком «открытия» этого материала самими обучающимися. В этом и состоит суть проблемно-диалогического обучения, которое в настоящее время является наиболее актуальным.

Исходя из актуальности данной проблемы, мы определили тему работы «Проектирование современного урока в начальной школе на основе проблемно-диалогического обучения»


  • Цель: организация учебного диалога, обучение учащихся ведению диалога.


  • Задачи: создание условий для развития мотивации к продуктивному учебному сотрудничеству на основе создания проблемных ситуаций в учебном процессе.


Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Под проблемными ситуациями в обучении мы понимаем спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.



Ситуации могут различаться степенью самой проблемности. Высшая степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в которой человек:

1) сам формулирует проблему (задачу);

2) сам находит ее решение;

3) решает и

4) самоконтролирует правильность этого решения.

Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.

В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:

  • проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;

  • поиск истины (способа, приема, правила решения);

  • различные точки зрения на один и тот же вопрос;

  • противоречия практической деятельности.


Напомним пути, которыми учитель может привести учеников к проблемной ситуации:

  • побуждающий диалог — это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность и помогает формулировать учебную задачу;

  • подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов — «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия;

  • применение мотивирующих приёмов: «яркое пятно» — сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.);

  • демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), «актуализация» — обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся.

Основными условиями использования проблемных ситуаций являются


Со стороны учащихся:

- новая тема («открытие» новых знаний);

- умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в

новую ситуацию;

- умение определить область «незнания» в новой задаче;

- активная поисковая деятельность.


Со стороны учителя:

- умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;

- формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.



Приёмы создания проблемной ситуации


Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя (или более) фактами

Одновременно предъявить противоречивые факты, теории

Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием

Между житейским представлением учеников и научным фактом

а) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с “ловушкой”;
б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией

С затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Дать практическое задание, не выполнимое вообще

Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

а) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;
б) доказать, что задание учениками не выполнено












2.2. Описание собственного педагогического опыта.

Рассмотрим проблемную ситуацию с подводящим диалогом, вызывая затруднение школьников, на примере урока русского языка.

Тема: Склонение имен прилагательных (новый материал)

Цель урока: Познакомить со склонением имен прилагательных.

учащиеся должны:

- знать опознавательные признаки имен прилагательных;

- уметь находить имена прилагательные среди других частей речи;

- владеть знаниями о падежах и падежных вопросах;

- уметь формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

Учитель: Скажите, какую часть речи в курсе русского языка мы с вами изучаем?

Что вы о ней узнали на предыдущем уроке?

(выводят таблицу на доске)



- Я предлагаю поработать над лексическим значением прилагательного золотой


- Имя прилагательное.



- Имена прилагательные всегда согласуются с именами существительными, т.е. стоят в том роде и числе, в каком стоят существительные.

Предлагают словосочетания, объясняя значение, изменяя прилагательное по родам в зависимости от существительного с которым оно согласуется (говорят о переносном значении)

2. Актуализация знаний

Учитель: У вас на парте таблица.

Рассмотрите ее.

- Что предлагают выполнить?





- Как изменяются имена прилагательные?

- Как прилагательные связаны с существительными?

(вывести схему на доске)

- Что мы выделяли зрительно?


- Что вы заметили?


Схему завершить и вывести тему.

- Как вы думаете, какая тема урока?


- Что для этого необходимо знать?

Таблица для индивидуальной работы.

Дан только именительный падеж, косвенные падежи не даны

- Изменить существительные и прилагательные по падежам.

Выполняют работу вместе с учителем, выделяя окончания и ударения.

- По падежам.


- При помощи вопроса.



- Мы выделяли окончания в вопросах и в прилагательных.

- Окончания вопросов почти совпадают с окончаниями прилагательных.

- Изменение имен прилагательных по падежам.
- Падежные вопросы и окончания вопросов, которые задаются к прилагательному от существительного.

3. Первичное закрепление.

Учитель предлагает работу в парах по эталону (упр.181)

- Выполните задание по рядам.

Первый ряд – мужской род

Второй ряд – женский род

Третий ряд – средний род

- Вернитесь к таблице, которую мы заполнили и воспользуйтесь эталоном выполнения задания.

- Прилагательное мудрый. Окончание имеет сильную или слабую позицию.





- С какой единицы речи мы начали работу?

- Что мы составили?

- К чему мы можем перейти?

Открывают тетради, записывают число, читают задания к упражнению.


Три человека с каждого ряда выполняют задание на доске.





- Слабая позиция, значит необходимо смотреть на окончания у вопросов к прилагательным.

(Проверку осуществляют с помощью сигналов с места, сопоставляя со своей работой)

- Со слова золотой.


- Словосочетания.

- К предложению.

4. Включение нового знания в систему знаний.

Работа над деформированным предложением (В.А.Жуковский был сердечным, добрым и мудрым человеком).

В предложении пропущен глагол, слова стоят в беспорядке.

- Поработайте в группах, восстановите предложение. Придумайте задание к этому предложению.


- Какой завершающий этап работы?

- У вас на парте текст, прочитайте задание и выполните его.

В тексте пропущены прилагательные. Задание дается дифференцировано (текст по уровню сложности). Указать падежи прилагательных, выделить окончания.



- Записать предложение, указать падежи имен прилагательных, выделить окончания.




Работают в группах, с проверкой в итоге работы.

- Работа с текстом.

- Выполняют задание самостоятельно.




Высокий уровень – нет прилагательных.

Средний уровень – даны слова для справок.

Проверку начинают учащиеся среднего уровня.

5. Итог урока.

- Над какой темой мы работали?

Вернутся к таблице, составленной в начале урока.




- Для чего нам нужно знать склонение имен прилагательных?

- Какую задачу мы поставим на следующий урок?


- Склонение имен прилагательных.

- Прилагательные согласуются с существительными и стоят в том роде и падеже, в котором стоят существительные, к которым они относятся.

- Для того, чтобы правильно писать окончания имен прилагательных.

- Работа над правописанием безударных окончаний прилагательных.

6. Домашнее задание.

Стр.137 (правило), упр.183



Перед учителем стоит задача создать ситуацию, в которой дети обнаружат неизвестное. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. Эта задача решается подбором задания с новым знанием. Учащиеся самостоятельно выводят правило, пользуясь запасом уже имеющихся знаний.

В следующем примере рассмотрим диалог учителя и учащихся, который выводит на новое знание - новое знание сокращение частного. Проблемная ситуация стимулирует детей на самостоятельный поиск способа решения, ведь только что они были успешны, выполняя уже знакомые упражнения.

На примере данного урока математики можно рассмотреть процесс сохранения педагогом предметности учебного сотрудничества

Тема: Деление на 1000, 10000…

Сокращение частного (новый материал)

Цель урока: Познакомить с делением на 1000, 10000.

Показать прием сокращение частного.

учащиеся должны:

- знать приемы деления числа на 10 и на 100;

- уметь определять область известного и неизвестного;

- владеть знаниями табличного умножения и деления;

- умение договариваться, распределять работу;

- умение работать по несложному алгоритму, выполнять инструкции, точно следовать образцу;

- осуществлять контроль, взаимоконтроль, находить ошибки в своей и чужой работе, устранять их;

- уметь формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

Учитель: Как разделить число на 10, на 100?


На листочках предлагается записать два примера деления на 10 и два примера деления на 100. Поменяться листочком с соседом по парте.

- Чтобы разделить число на 10 (на 100) надо сократить в делимом столько нулей, сколько в делителе.

Записывают и решают примеры, фронтальная проверка.

2. Актуализация опорных знаний

Учитель: Рассуждая так же, как при делении на 10 и на 100 попробуете решить примеры.

Примеры на доске.

12 000 : 1 000 900 000 : 100 000

80 000 : 10 000 1 000 000 : 100 000

Прием «вертушка» (групповая работа)



- Попробуйте сформулировать правило деления на 1 000, на 10 000…?





Открывают тетради. Записывают примеры. Объясняют решение, начиная с сильного и заканчивая средним учеником . (проверку осуществляют с помощью сигналов с места, сопоставляя со своей работой).



- Чтобы разделить число на 1000, на 10000…, надо сократить в делимом столько нулей, сколько в делителе.

3. Введение знания, постановка учебной задачи.

- Можете сформулировать тему урока?

- Чтобы закрепить навык предлагаю задание № 343.

800 : 400 1 000 : 50 240 : 80

8 : 4 1 00 : 5 24 : 8

- Сравните результаты в парных примерах.

- Иногда удобно разделить делимое и делитель на одно и то же число (если это возможно), а затем найти частное уже полученных чисел.

Показать на первый столбик.

- На какое число делили 800 и 400?

Показать на третий столбик

- На какое число делили 240 и 80?

- Такой прием называют сокращением частного.

Записать пример на доске 600 : 120

- На сколько можно сократить 600 и 120

Записать 600 : 60 = 10

120 : 60 = 2

10 : 2 = 5, зн. 600 : 120 = 5

- Какие знания необходимы для того, чтобы сократить частное?

- Для чего нужен прием сокращения частного? Как вы думаете?



- Деление на 1 000, на 10 000…

Три человека работают у доски, остальные выполняют решение в парах (проверку осуществляют с помощью сигналов с места, сопоставляя со своей работой).

- Результаты одинаковые.







- На 100.


- На 10.




- На 60





- Знания таблицы умножения и деления.


- Чтобы быстрее выполнять вычисления.

4. Включение нового знания в систему знаний.

Предложить задание (дифференцированное по степени сложности)

- Выполнить деление, сокращая частное.

№ 345

110 : 10 на 10

360 : 120 на 10 и 3

840 : 280 на 40

100000 : 5000 на 1000

25000 : 500 на 500

Высокий уровень получает только первый столбик, им надо догадаться самим, на сколько сократить частное.

Средний уровень задание получает полностью.

№ 347

На складе было 25 000 кг капусты.

Со склада капусту увезли на 7 машинах, погрузив на каждую 2 тонны. Сколько тонн капусты осталось?

Работа группами.

- Что необходимо сделать, прежде всего?

- Каким приемом воспользовались? Для чего?

- Смогли вы сразу ответить на вопрос задачи?


- Теперь можете ответить на вопрос?





№ 348

- Подумайте, может ли человек иметь: массу 82 000 г;

рост 1 920 мм

- Ответ поясните.






Выполняют задания (проверку осуществляют с помощью сигналов с места, сопоставляя со своей работой, начиная со среднего уровня).












Решают задачу на листах, решение записывают маркером и показывают учителю. Если решение правильное, записывают в тетрадь.

- 25 000 кг перевели в тонны.

25 000 кг = 25 т



- Сокращением частного. Чтобы легче было решать.

- Нет. Необходимо узнать, сколько капусты увезли со склада.

7 х 2 = 14 (т)

- Да. Мы из того, что было, вычли то, что увезли на машинах.

25 - 14 = 11 (т)

От каждой группы на вопросы должны отвечать слабые ученики


- 82 000 г это 82 кг и человек может столько весить.

- 1 920 мм это 1 м 92 см и человек может быть такого роста.

5. Итог урока.

- Какая была тема урока?

- Как разделить число на 1 000 и 10 000?


- Каким приемом удобно воспользоваться при делении многозначных чисел, оканчивающихся на 0?

- В чем удобство этого приема?


- Деление на 1 000, 10 000,…

- Надо сократить в делимом столько нулей, сколько содержит делитель.


- Приемом сокращения частного.




- Чтобы быстрее выполнять вычисления.

6. Домашнее задание.

Насколько вам эта тема понятна, мы узнаем после того, как вы выполните домашнее задание. Т ч-2 № 1-4

Каждое задание выполняется на время, в тетради записывается и общее время выполнения задания.


Важно подчеркнуть, что проблемная ситуация на уроке — это еще и решение эмоционально-положительного комфорта в обучении, с которым связаны интерес и увлеченность обсуждаемой темой, проблемой. - диалогическое взаимодействие (продуктивное учебное сотрудничество) при решении учебных задач, личностная значимость для учащихся открываемых ими теоретических знаний, процесс общения с педагогом и одноклассниками.

На примере урока математики представим пример диалога учителя и учащихся, когда дети получили невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим.

Тема: Выражения с переменной (новый материал)

Цели урока: Научить решать выражения с переменной.

учащиеся должны:

- познакомится с понятием «переменная»;

- уметь читать выражения с переменной, выделять их из множества

выражений выражения с переменной;

- уметь формулировать учебную задачу урока, задавать вопросы по новой

теме урока, сотрудничать друг с другом;


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг.момент

Учитель предлагает выполнить самопроверку домашнего задания по образцу

- Столкнулись с трудностями при выполнении домашнего задания?

- Что получилось?

- Что не получилось?

- Какие знания помогли при выполнении данного задания?

- Как вы думаете, мы уже все знаем о переменных?

- Что нам предстоит сделать?


Дома учащиеся решали выражения







- Помогли знания о решении выражений.

- Нет.


- Надо продолжить работу над темой выражения

2. Актуализация опорных знаний

На доске запись:

5х3, 7х4, 8+6, 30-25, 48:6, 4+7, Х+3

- Что записано на доске?

На доске появляется карточка с понятием «выражения»

- Давайте найдем значения этих выражений.




- Выражения

- К доске выходят два ученика, остальные работают в тетрадях.

- Учащиеся испытывают затруднения в нахождении значения последнего выражения: Х+3

3.Постановка учебной задачи (проблемы).

- Выполнили задание?

- Почему?


- Что такое Х?

- Какой возникает вопрос?


- Как вы думаете какая тема нашего урока?



- Нет, не все задания.

- Не смогли решить последнее выражение.

- Переменная.

- Надо уметь находить значение выражения с переменной.

- Выражение с переменной.

4. «Открытие» учащимися нового знания

-Ваши предложения?







- Попробуйте это сделать?


- Где можно проверить правильность нашего предположения?

- Откройте учебники и прочитайте вывод самостоятельно.

- Правы ли мы в своих предположениях?



- Учащиеся выдвигают разные предположения, пока кто-то не предложит правильный вариант: для того чтобы найти значение выражения с переменной надо вместо переменной поставить какое либо число

Учащиеся выполняют задание под руководством учителя

- В учебнике.


- Читают правило.


- Да.

5. Первичное закрепление

- Задайте друг другу вопросы по новой теме?




- А теперь поработайте в парах: подумайте и ответьте на вопрос.



- Может ли выражение с переменной не иметь ни одного значения? Если да, то приведите примеры


Варианты:

- как найти значение выражения с переменной?

- Сколько значений может иметь выражение с переменной?

- Работают в парах.

Примерные ответы:

- Например: Х-3, если Х=1; 2; 0.

Х:5, если Х=1; 2; 4.

- Да.

- Например: Х:5, если Х=1; 2; 4.

6. Включение нового знания в систему имеющихся знаний

- Теперь давайте найдем значения выражения с переменной: Х+11, при Х=6; 9; 89, рассуждая по алгоритму.






- Работа в парах.

- На партах лежит карточка с заданиями двух уровней:

Уровень «а» легче, уровень «б» сложнее.

- Вы можете выбрать любое задание.

- Проверьте свою работу по образцу



- Х+11 – Это выражение с переменной, Х – переменная, которая принимает значения 6, 9, 89. Нужно подставит вместо переменной Х её значений.

Если Х=6, то 6+11=17

Если Х=9, то 9+11=20

Если Х=89, то 89+11=100

Работа в парах.



7. Итог урока.

- Над какой темой работали?

- Какую задачу ставили?

- Каким образом удалось ее решить?

- Домашнее задание.


- Выражения с переменной

- Уметь решать выражения с переменной


Среди способов решения дети могут выбрать помощь учителя или обратиться к учебнику. Задача же учителя состоит в том, чтобы направить ребят на самостоятельное изучение нового материала с помощью учебной литературы. Поэтому мне пришлось затронуть личностные смыслы (мотивы) детей: «А кто бы мог сам, или в паре с соседом по парте, поработать с учебником и найти там ответ»? Дети, все без исключения, захотели самостоятельно найти новую информацию.


Урок русского языка. Тема: Глагол (новый материал)

Цели урока: Познакомить с частью речи глагол.

Учащиеся должны:

- познакомиться с морфологическими признаками глагола;

- уметь находить глагол среди других частей речи;

- уметь формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент.

- Скажите, какие части речи в русском языке мы уже изучили?

-Какую часть речи мы изучали последней?

-Что вы о ней узнали?



- Имя существительное, имя прилагательное.

-Имя прилагательное – это часть речи, называющая признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

2. Актуализация знаний.

-На доске записаны слова (прогулка, радостный, школа, сладкий, учится, ребята, небо, тетрадь, интересный, пишет, ветер, гуляет, морской, бегать, парк, гуляет).

-Прочитайте слова и распределите по группам.

-Все слова выписали?

-Почему?





Дети выписывают слова, распределяя их по группам. (Два человека работают у доски)





- Нет.

- Так как некоторые слова (бегать, синеет, гуляет, учится, пишет) нельзя отнести ни к одной из известных нам частей речи

3. Постановка учебной задачи.

-На какой вопрос нам предстоит ответить?


- Какой частью речи являются эти слова?

4 .«Открытие» учащимися нового знания.

- Какие есть предложения?


- Что нам поможет ответить на вопрос?

Дети испытывают затруднения и не могут высказать предположения.

- Мы можем посмотреть ответ в учебнике.

Читают правило в учебнике и делают вывод.

5. Первичное закрепление.

- Задайте друг другу вопросы по новой теме.

- Сформулируйте тему урока.

- Попробуйте, работая в парах, составить таблицу «Глагол», включив в неё полученные знания.


- Что такое глагол?

- На какой вопрос отвечают глаголы?

- Что обозначает глагол?

- Глагол.

Самостоятельная работа с последующим обсуждением полученных вариантов таблицы.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

-Используя составленную схему-опору, выполните упр. 5,с.56

-Оцените свою работу по следующей шкале:

(+) – справился;

( - ) – не справился;

( ! ) – сомневался;



Самостоятельная работа с последующей самопроверкой по образцу.

Самооценка с последующим обсуждением

7. Включение нового знания в систему знаний.

-Достаточно ли одного упражнения для усвоения нового материала?

- Что ещё надо сделать?

Учитель организует выполнение тренировочных упражнений.



-Нет.


-Выполнить тренировочные упражнения.


8. Итог урока.

- С какой новой частью речи познакомились?

- Что вы узнали об этой части речи?

- Оцените свою работу на уроке, работу всего класса.

- Домашнее задание


Отвечают на вопросы.


Отведенное время для самостоятельного поиска неизвестного показало, что учащиеся успешно справились с поставленной задачей. Таким образом, была разрешена проблемная ситуация, а с ее помощью закрепились умения работать самостоятельно с учебным пособием, выдвигать собственные инициативы в виде примеров и др.

В результате спланированной проблемной ситуации удалось выяснить, что у большинства детей сформировано умение самостоятельно добывать новые знания, часть детей работают с помощью взрослых, а у нескольких ребят это умение пока не сформировано.



2.3. Выводы по проделанной работе.

На основе проделанной работы можно сделать вывод: с помощью проблемных ситуаций с подводящим диалогом решаются многие педагогические задачи современного урока:

  1. Самостоятельный поиск новой информации.

  2. Самостоятельная работа с учебником.

  3. Овладение навыком решения задачи.

  4. Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.

  5. Развитие личностных качеств.

  6. Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала.

  7. Решение проблемы психологического комфорта на уроках.


Ученик должен иметь навыки выполнения простейших алгоритмов, самостоятельно определять последовательность действий для решения учебных и прикладных задач. Кроме того, он должен уметь оценивать результаты своей деятельности, выявлять и описывать возникшие трудности и самостоятельно находить пути их устранения. Более того, он должен предвидеть возможные трудности заранее и стараться их избежать.

Школьник должен привыкать к учебному сотрудничеству. Он должен уметь общаться с товарищами, договариваться с ними, при необходимости распределять между ними работу, оценивать свой вклад в общее дело и общий результат деятельность.

Очевидно, что именно начальное образование формирует те общеучебные навыки и умения, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Школьники, успешно завершившие начальное общее образование, продолжают обучение на ступени основного общего образования.


















Литература.



  1. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка. Вестник Московского ун-та. Сер. 14, Психология. 2003. N 4.

  2. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов. Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 2001.

  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс,2003.

  4. Канаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. – Псков, 1993.

  5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении М., Просвещение,2005.

  6. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 2003.

  7. Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Вып.4. — М.: УМЦ «Школа 200...», 2002. 

  8. Мельникова Е.И. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пос. для учителя. — М., 2002.

  9. Мельникова Е.Л. Проблемный диалог как средство самореализации учителя. Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. № 3.

  10. Мельникова Е.Л. Что такое проблемный диалог. Начальная школа плюс до и после. 2008. № 8.

  11. Песняева Н.А. Учебный диалог как средство развития речевой деятельности младших школьников – М.:ПроСофт-2005

  12. Федеральный государственный стандарт образования, М.: Прсвещение,2008

  13. Цукерман Г. А. : Субъект учебной деятельности. Вопросы психологии, 2003, N 3-4 (вместе с В.В. Давыдовым, В.И. Слабодчиковым).