СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности обучения детей 6-7 лет игре на гитаре

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помощь преподавателям ДШИ в работе с маленькими гитаристами.

Просмотр содержимого документа
«Особенности обучения детей 6-7 лет игре на гитаре»



Идя в ногу с нашим прогрессивным временем, родители всё чаще стали задумываться о раннем развитии ребёнка. Это коснулось и музыкальных школ, всё больше стали приводить детей 6-7 летнего возраста. Раньше восновном считалось, что начинать заниматься на гитаре лучше всего в 9-10 лет. Но каждый ребёнок развивается индивидуально. Есть дети, которые и в 9-10 лет не слишком быстро и легко усваивают несложные музыкальные знания. Возможно в этом случае нужно просто изменить методику преподавания, найти индивидуальный подход к конкретному ребёнку, в ином виде преподнести учебный материал. Но если ребёнок к 6-7 годам достаточно подрос, окреп и имеет большое желание научиться играть на инструменте, то конечно же его необходимо поддержать. Кроме того, дети раннего возраста имеют больший потенциал для развития, и чем раньше начнут заниматься, тем выше результаты можно ожидать. Работать же с детьми в раннем возрасте очень интересно и отказываться от этого нельзя. Скрипачи и особенно пианисты, чьи школы шли менее тернистым путём развития, чем гитарная школа России, имеют на этот счёт богатый опыт и могут похвастаться наличием уже созданных и опробированных методик обучения игре на инструменте для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В гитарной школе происходит только становление таких методик обучения. В этот период происходят существенные изменения в психическом развитии ребёнка. Качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система со сверстниками и взрослыми. Младший школьный возраст связан с переходом ребёнка к систематическому школьному обучению. Переход к систематическому обучению создаёт условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Для этого возраста характерна внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию. Возраст, когда идёт активное развитие мозга. Музыка способствует интеграции полушарий мозга и улучшает его деятельность - например связанных с лингвистикой, математикой, творческим мышлением, так как движение кисти ускоряет созревание не только сенсомоторных зон головного мозга, но и центра речи. В этот период идет активное осмысление ребенком своих действий через чувства. Личность преподавателя важная составляющая образовательного процесса. Его оценки, суждения воспринимаются как истинные, не подлежащие проверке. Ребёнок тянется к учителю, в котором хочет видеть справедливого, доброго, внимательного человека. Поэтому одно из условий занятий - суметь привлечь к себе симпатии ребёнка. Преподавателю необходимо мыслить не стандартно, так как только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредоточить свое внимание на конкретном задании, музыкальном произведении, объекте, запомнить событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить приятное для него состояние (соприкосновение с инструментом, общение с преподавателем) могут служить для него сильнейшим мотивом деятельности, стимулом к музыкальным занятиям. Если педагог не проявляет чуткости, то воздействие оказывается односторонним, направленным от педагога к ученику. Не имея возможности «раскрыться», ребёнок может замкнуться. Поэтому преподавателю необходимо создавать на уроках непринуждённую, радостную атмосферу, поддерживать веру в свои силы. Еще одним условием, говорящим «за» обучению игре на гитаре в более раннем возрасте, является тот показатель, что связки и мышцы ребенка наиболее мягки и податливы, несмотря на то, что к 5-6 годам костно-мышечная система уже вполне сформирована, полностью этот процесс завершается к 11-12 годам и подвижность мышц снизится.

Для начального обучения игре на гитаре очень важна роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребёнка. Поэтому большую роль в начальный период обучения музыке играет домашнее окружение. Родители могут стать помощниками преподавателя в обучении ребёнка.

Главные задачи на начальном этапе:
- сделать интересным и доступным процесс обучения;
- адаптировать ребёнка к инструменту;
- освоить элементарные игровые действия с помощью комплекса легкодоступных детскому наивно-сказочному восприятию упражнений;

Гитара - инструмент специфический, и не смотря на кажущуюся легкость в овладении игры на инструменте, сразу же возникают и ряд проблем, особенно для детей младшего возраста. Это и невозможность охвата грифа, боль при прижатии струн, а значит и не качественный звук. Конечно, все это может вызвать нервозность у ребенка, и здесь главная задача преподавателя помочь преодолеть ученику трудности, чтобы первые ощущения не стали последним желанием ребенка. Многое зависит от личных качеств малыша, от уровня его музыкального восприятия, интеллектуального развития и физических данных, но разумное бережное отношение к ребенку, нефорсированный процесс обучения, творческий подход помогут преподавателю полностью раскрыть личный потенциал ученика и его творческую индивидуальность.

Первый урок – важное событие в жизни не только ученика, но и преподавателя. Он не только знакомится с преподавателем и инструментом, но и делает первые шаги в мир музыки. И как было раннее сказано от атмосферы, непринуждённости, от того, насколько успешной будет эта встреча, зависит дальнейшее отношение ученика к занятиям, поэтому первые уроки надо построить так, чтобы ученик получил много ярких впечатлений, положительных эмоций. Пусть ребенок освоится в незнакомой для него обстановке, постарайтесь расположить его к себе. Может быть даже ни с каждым учеником сразу получится установить контакт и завоевать его доверие. Педагогическая работа в музыкальной школе требует от преподавателя помимо знания своего предмета, наличия комплекса знаний из области педагогики, психологии, физиологии. Хороший преподаватель, кроме этого, должен обладать рядом человеческих качеств, - главные из которых чувство юмора, доброта и любовь к детям. Главная задача первых уроков – это «заразить» ученика своей увлеченностью, не давать ему отвлечь свое внимание на что-то постороннее.
На первом уроке мы обычно говорим о том, почему ученик из всего многообразия инструментов выбирает именно гитару, запоминаем названия частей гитары, особо непривычные названия повторяем, смотрим, из чего же сделаны струны. После этого, для закрепления материала мы подписываем части гитары на заранее приготовленной картинке.
И, конечно же, в самый первый урок мы пытаемся освоить посадку. Каждый ребенок с нетерпением ждёт этого момента, взять гитару в руки. По поводу посадки и постановки рук написано много литературы. Есть какие-то общие принципы, есть и расхождения. Наверное, нужно индивидуально подходить к вопросу посадки с каждым ребенком, исходя из физического развития и особенностей телосложения. Гитара – один из самых «неудобных» музыкальных инструментов в смысле посадки. В отличие от фортепиано, играя на котором исполнитель сидит прямо, и его спина находиться в симметричном положении, гитара обрекает гитариста на посадку, искривляющую верхнюю часть тела. Другой причиной напряжения является статичное положение. Соприкасаясь с нашим телом, гитара сковывает нас, гитарист как бы обхватывает своим телом гитару, корпус наклонен вперед, что приводит к увеличению нагрузки на позвоночник. Постоянный наклон верхней части корпуса вперед, сведенные сутулые плечи – проявление плохой осанки, при этом сдавливается грудная клетка, смещается точка опоры корпуса. В результате спина находится в постоянно напряженном состоянии. Дети обычно сразу же садятся неправильно, и даже если вы постоянно делаете замечания ученику, он отреагирует на короткое время, и изменит посадку на привычную, ребенок самостоятельно в первое время не может контролировать процесс посадки, так как у него еще не развиты правильные ощущения.
Если ученик устал, нужно просто сменить вид работы. Ребенку в этом возрасте трудно спокойно усидеть на одном месте в течение 40 минут. Можно поставить инструмент и заняться в это время пальчиковой гимнастикой, или просто сделать несколько разминочных упражнений вместе с преподавателем. Обучение детей младшего возраста имеет свои особенности, главная из которых – широкое применение игровых форм. Ребенок по своим психологическим особенностям не может трудиться на перспективу, на далекий результат. Впечатление от реальности он воплощает в игре, как наиболее понятную для него деятельность. Игра делает процесс обучения более увлекательным, понятным, помогает раскрыть способности детей более полно. Чтобы помочь ребенку легче освоить инструмент, почувствовать свое тело, мы делаем с детьми некоторые упражнения, снимающие напряжение с мышц спины, возникающее часто во время урока.

Например:

1. «Кукла» Сидим как кукла на витрине (от 2-20 секунд) как на витрине с прямой спиной, затем расслабиться на 5-10 секунд. Выполнить несколько раз. Кукла раскачивается прямой напряженной спиной вперед и назад, затем завод кончился кукла остановилась – спина расслабилась.
2. «Дерево и ветерок». Туловище расслаблено и согнуто пополам - дерево спит, но вот прилетел ветерок и разбудил его. Зашевелились маленькие листочки (работают только пальцы), ветерок постепенно начинает усиливаться, заколыхались веточки побольше (работают кисти), далее подключает локоть , предплечье и полностью руки. Ветерок ещё усилился и дерево проснулось, поднимаем вверх туловище – делаем, полные круговые движения, при этом правильно дышим. Вверх - вдох, вниз - выдох. Ветер улетает и когда дерево засыпает, проделываем все в обратном порядке». Ребенок воспринимает свою руку всю целиком от кисти до плеча, это упражнение дает ему возможность понять и почувствовать все отделы руки по отдельности.
И еще упражнения на развитие двигательных способностей пальцев, которые мы выполняем для того, чтобы организовать действия кисти и пальцев.

3. «Котенок». Мягкими движениями круглой кистью изображаем как котенок играет с клубком пряжи. Очень часто, во время игры ребенок не контролирует постановку руки, точнее кисти, чаще всего происходит зажим мышц. Я сразу же напоминаю какая мягкая лапка у котенка, реакция незамедлительна - положение кисти исправляется, так как эмоциональный фон близок ребенку.

4. «Бинокль». Каждый пальчик по очереди наступает подушечкой на большой палец. Можно сказать, что это бинокль удаляет картинку по степени перехода пальчиков от указательного к мизинцу, и приближает в переходе от мизинца к указательному.

5.«Обними колобка». Освободившуюся кисть ребёнка кладём на резиновый маленький мячик, чтобы кисть, полежав на мячике, приняла форму «купала». Следим за тем, чтобы пальчики: указательный, средний, безымянный и мизинец были собраны. Эти и другие упражнения помогают при постановке кисти правой руки. И еще у нас есть упражнение-разминка, в основе которой лежит игра словами, «раскрашенными» движениями пальцев, рук или движениями всего корпуса. Текст разминки, это развитие художественного, динамичного речевого склада, так же это тонкая и творческая работа над различными содержательными и звуковыми компонентами слова, изменениями темпа. Речевые формы не только воспитывают у учащихся чувство метроритма, будят образную фантазию, но и приучают детей, с первых шагов осмысленно относится к любым проявлениям интонации.

6.«Колодец и птицы». Упражнение способствует развитию свободы и лёгкости в руках. Скоординированных, свободных, точных, активных и независимых движений в пальцах. «Вот колодец большой с чистой свежею водой». «Прилетели к нему птицы – Дай, колодец, нам напиться». При чтении первой фразы - «вот колодец большой» - ребёнок «рисует» глубокий колодец кулачками, с выставленными большими пальцами, сверху вниз и обратно параллельными линиями. «С чистой свежею водой» - у ребёнка та же позиция рук, только движение ими осуществляется попеременно (поясняющий движения текст – «достаём ведёрками воду из колодца»). Читаются обе фразы «густым, низким» голосом, в медленном темпе с распеванием гласных. Далее, во второй фразе, в движениях скрещенных рук с «порхающими» ладонями изображаются птицы. Это лёгкие, изящные «полёты» кистей рук:Над головой, перед собой, вправо и влево. Текст при этом интонируется более высоким голосом и более подвижном темпе. «Пейте, милые сестрицы! Хватит здесь на всех водицы». «Эти птицы воду пьют, эти песенки поют». Следующая фраза «пейте, милые сестрицы» - сомкнутые в кружок указательный и большой пальцы, опускать и поднимать запястьем, остальные пальцы находятся над «птичьей головой». Поясняющий текст «мы будем поить птичку, опуская клювик в воду». Текст читается назидательно и чётко. «Хватит здесь на всех водицы» - смыкаются и размыкаются средние пальцы с большими пальцами. Текст читается весело и подвижно. Далее, в четвёртой фразе, движения повторяются, «эти птицы воду пьют» - смыкаются большой и безымянный, «эти песенки поют» - смыкаются большой и мизинец. «Песни все свои пропели, встрепенулись, полетели… Да и нам с тобой пора, вот и кончилась игра». «Песни все свои пропели» - прикасаться к большому пальцу по очереди каждым пальцем в прямом и обратном движении. Прочесть текст, замедляя чтение и сделать паузу. «Встрепенулись, полетели…» - легко помахать кистями рук, при этом поднимая их снизу вверх. Речевая интонация имеет плавно восходящую линию, с возможным повторением слов. «Да и нам с тобой пора» - руки держать над головой. «Вот и кончилась игра» - проводить, успокаиваясь руки вниз, почувствовать полное расслабление. Неоценима роль подобных форм работы в организации игрового аппарата в классе гитары, развитие координации, чувствительности пальцев, растяжки и моторики, а также в раскрепощении детей.

При знакомстве со струнами мы каждую струну изображаем своим цветом. Выбирая определенный цвет, мы сразу оговариваем и высоту звучания струны. Так первая струна «ми» желтая - яркая как солнышко, которое выше всех и нотки на ней самые высокие. Вторая струна «си» - это синее небо, где сияет солнышко. Третья струна «соль»- зеленая трава, она ниже солнца и неба. Струна «ре» - рыжая лисичка, «ля» - это фиолетовая или белая лужа из которой пьет лиса и все это находится на черной земле, ноте «ми» - шестой струне, которая ниже всех. И конечно, рисуем рисунок на эту тему. Все впечатления, новые понятия, пьесы переносим из пока еще неясного музыкального мира в более понятный мир рисунка. При работе с цветными нотами, используем авторский сборник Веры Донских «Я рисую музыку», где также применяется система цветных нот. Сборник оказался интересным, ярким и понятным детям. Мы берем для изучения пьесу, разбираем, что на какой струне играется и ребенок раскрашивает нотки в определенные цвета, на что очень хорошо реагирует во время игры. Чтобы не привыкнуть к цвету и не стать беспомощными при черно-белом написании, необходимо использовать в игре на инструменте и простые песенки из сборников, когда ноты уже выучены. Очень удобен в этом смысле авторский сборник Ивановой Л. «Пьесы для начинающих». Произведения в нем яркие и имеют программное название, т.е. несут в себе образ. Таким образом, с первых уроков у детей активизируется музыкально – образное мышление.

Большое влияние на музыкальное развитие ученика оказывает осмысленное понимание содержания песенок. Музыкальный язык неизменно связан с бытовым языком и речью. Бывает, что дети не могут прочитать короткое стихотворение, пословицу, поговорку достаточно выразительно. Вот почему работа над выразительным художественным чтением так важна в классе.

Несколько примеров:
«Динь – дон, динь – дон, загорелся кошкин дом». Слова этой песенки следует прочитать ученику и попросить его повторить, внимательно и терпеливо убеждая, что слова следует произносить звонко, громко, четко, а главное тревожно. «Светит солнышко к нам в окошечко». Совершенно другой характер произношения: ласково, не спеша, тихо.
«Детский сад - у реки. А вокруг – цветники». Короткое стихотворение произносится с удивлением. Первая фраза – весело, достаточно громко. Вторая часть фразы – протяжно и тише.
По своей природе ребенок очень активен, через движение он познаёт окружающий мир. Поэтому во многом музыкальному воспитанию детей способствует такой вид деятельности, как метро - ритмическая пульсация. Конечно и такую важную работу, как развитие метро - ритмического чувства, необходимо начинать с первых занятий. В основном мы занимаемся по стандартным схемам - читаем стихи, прохлопываем ритм и понимаем, что есть частые и редкие хлопки. Затем ученику показываю, как это можно записать:
«Пе – ту - шок, пе –ту - шок, зо – ло – той гре – бе – шок»

Хлопки есть короткие и долгие: короткие соединяют друг с другом палочкой (восьмые), а долгие записываются отдельными палочками (четверти). На первых порах можно помочь сделать правильную запись песенок. Можно также написать ритм нескольких песенок, затем прочитать песенки 3 – 5, а ученик должен выбрать для каждой свой ритм. Гитаристам полезно ритм даже не похлопывать, а отстукивать пальцами по деке.

При обучении игре на гитаре на начальном этапе есть мелочи, без которых порой невозможно объяснить ребенку, элементарные для нас вещи и не совсем понятные ему. Для маленького ребенка обозначение пальцев, то есть аппликатура, просто мертвые звуки. В левой руке - это цифры и с ними еще как- то все понятно, но что такое «p-i-m-a», особенно, если не учишь иностранный язык?! Для маленького человечка мама и папа главные люди и их роли он воспринимает очень хорошо. Поэтому

«p» - папа
«i» - и
«m» - мама
«a» - а Я?
Так мы обозначили пальчики на правой руке. Становится очень понятным почему большой палец правой руки всегда впереди - потому, что «Папа» самый сильный и главный. Первые опыты с взятием двух звуков одновременно тоже упрощается с этой терминологией. Например: если мы берем звук пальцами «p» и «m»- это папа-мама, и т.д. Причем, при взятии двух звуков сразу нарушается, так хорошо уже выстроенная постановка правой руки при игре одного звука поочередно. Обычно, движение кисти идет в сторону - неправильно. Что бы как обратить внимание ученика на этот момент, обычно говорю, что играем в «Жадину», то есть весь звук забираем в ладошку, к себе, «жадничаем», а не «выкидываем» его в сторону.
Часто возникают проблемы в левой руке - в постановке пальца на лад. Дети, как правило, ставят его на начала лада, а не к порожку. Объясняю, что гриф - это лесенка, чтобы перепрыгнуть со ступеньки на ступеньку надо встать поближе к краю. По началу, конечно, часто вспоминаем про «песенку на лесенке», но постепенно ученик привыкает и рука находится в правильном положении, приближенном к положению позиции.
После того, как ученик уже умеет отличать восьмые и четверти, высокие и низкие звуки, правильно сидит и держит инструмент, мы начинаем работать над песенками. Песенки должны быть очень простыми. И сопровождать их должна другая гитара, на которой играет преподаватель. Все песенки написаны крупными длительностями, что дает время на размышления и на счет вслух. Совместная игра преподавателя и ученика, ансамбль, интересная и нужная форма работы на уроке. Гитара – инструмент многоголосный и по технике звукоизвлечения довольно сложный. В дуэте же ученик может играть совсем простые партии, в то время как исполнение партии второй гитары преподавателем дополняет произведение, расширяет диапазон инструмента. Дуэтом можно играть любые несложные многоголосные произведения. Совместная игра повышает интерес ребенка к занятиям, вносит творческий элемент. По разработанным методикам чтения с листа других педагогов – гитаристов, например, Ю. Кузиным, мы часто пользуемся на уроках. Например: не глядя на струны найти нужную струну, не глядя на струны найти определенный лад какой-нибудь струны. Когда левая рука будет быстро находить заданный лад и струну, можно соединить действия рук.
В заключении хочется сказать, что начинать заниматься на гитаре можно в любом возрасте. Это зависит от индивидуальных особенностей человека. Но раннее начало занятий, в 6-7 лет, дает возможность более подробно, глубоко и не спеша остановиться на многих проблемах и тонкостях владения инструментом. Конечно, занятия со старшими детьми дают быстрый результат и не требуют столько сил и самоотдачи, как занятия с малышами. Ведь здесь главная задача сделать обучение на инструменте живым, интересным, захватывающим и полезным. А эмоциональность, восторженность и открытость ребенка составит вам истинную благодарность. Конечно, каждый преподаватель сам решает «чему» и «как» учить своих воспитанников, но нужно помнить, что урок – это творчество двух людей, учителя и ученика, иначе это можно назвать сотворчество, где учитель играет доминирующую роль. И именно преподаватель, создав свою оригинальную систему обучения и воспитания, сможет учитывать и развивать индивидуальные возможности ученика, даст ребенку возможность наиболее широко реализовать свои творческие способности, научит его нестандартно мыслить в будущем.

Список используемой литературы:

Александрова М. Азбука гитариста; учеб. пособие для ДМШ; М. Кифара 2010
Донских В. Я рисую музыку; нот. пособие для ДМШ; С-П. Композитор 2004
Калинин В. Юный гитарист; учеб. пособие для ДМШ; М. Музыка 1997
Кузин Ю. Азбука гитариста; учеб. пособие Новос.1999
Кузин Ю.Чтение с листа на гитаре в первые годы обучения; учеб. пособие Новосибирск. 1997

Электронные ресурсы:
https://konkurs2016.ru/publikacii/dopolnitelnoe/osobennosti-obucenia-igre-na-klassiceskoj-gitare-detej-mladsego-skolnogo-vozrasta , Центр проведения Международных и Всероссийских конкурсов г. Москва. Особенности обучения игре на классической гитаре младшего школьного возраста.

https://peacoat.ru/osobennosti-raboty-s-nachinayushchimi-v-klasse-gitary.html,peacoat.ru Особенности работы с начинающими в классе гитары.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!