Выполнила: Салахова Эльвина
07.04. Тема: Особенности обучения и развития одаренных детей в начальной школе
Понятие | Определение |
Одаренность | генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии. (К.К. Платонов) |
Одаренность | непременно специальная одаренность к чему-нибудь одному.. нет никакой «одаренности вообще», но существует различные спец. Предрасположения к той или иной деятельности. (Л. С. Выготский) |
Одаренный ребенок | это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности. |
Одаренный ребенок | это ребенок, который отличается от других детей неординарными и выдающимися достижениями в определенном виде деятельности. |
Особенности ОР
Большинству одаренных присущи большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.
Познавательная активность, интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов.
У одаренных высокая чувствительность, развито чувство справедливости, они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени и адекватно оценивать характер этих тенденций.
Классификация ОД
Практическая деятельность | Спортивная Организационная Одаренность в ремеслах |
Познавательная деятельность | |
Художественно – эстетическая деятельность | Хореографическая Сценическая Поэтическая Изобразительная Музыкальная |
Духовно – ценностная деятельность | |
Коммуникативная деятельность | |
Потенциальная О
Актуальная О
«Степень сформированности»
Скрытая О
Явная О
«Форма правления»
Специальная О
«Широта проявлений в различных видах деятельности»
Общая О
«Особенности возрастного развития»
Поздняя О
Ранняя О
По видам деятельности | По степени сформированности | По форме проявления |
В практической | | |
В познавательной |
В художественно - эстетической |
Коммуникативной | | |
Духовно - ценностной |
Признаки ОД
Инструментальный аспект | Мотивационный аспект |
1.Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления. 2.Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. 3.Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области. | 1.Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности либо определенным формам собственной активности, сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия. 2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. 3. Повышенная познавательная потребность, любознательность. 4.Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов. |
Признаки коммуникативной(лидерской) одаренности
Склонность к руководству и организации деятельности других Свободное и легкое общение со сверстниками и взрослыми Регулирование взаимоотношений соклассников, влияние на разрешение конфликтов Инициатива, новаторство и повышенная ответственность в реализации общих дел |
Основные задачи в обучении одаренных детей
Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности, творчества в урочной и внеурочной деятельности
Выявить одаренных детей и создать системы работы с ними
Социальная и психологическая поддержка одаренных детей
Организация разнообразной внеурочной деятельности
Упражнения при работе с лидерски одаренными детьми
1. Упражнение “Лидер - это”
Всем игрокам предоставляются разнообразные канцелярские материалы, газеты, журналы, рекламные проспекты. В течение 30-40 минут они готовят в небольших группах некий коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах. Тема работы – “Я-лидер!”. В работе нужно попытаться в визуальной форме представить качества, которые характеризуют лидера, рассказать о своих способностях вести за собой людей, руководить ими. Пока группа работает, в комнате звучит фоном энергичная, ритмичная музыка, создающая рабочее настроение, поддерживающая творческий настрой участников.
Обсуждение. В заключение на листе ватмана записываем набор лидерских качеств. Итак, “Лидер-это…”. Затем получившиеся качества вырезаем и скотчем прикрепляем к человеку, который не считает себя лидером, но хотел бы развить в себе лидерские качества.
2. Тест “Лидер ли я?”
Инструкция к тесту: “Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голов”.
3. Упражнение “Герб”
Каждому участнику предлагается нарисовать свой герб, который бы отразил его представление о собственных лидерских качествах, возможно, уже увиденных и проявленных в тренинге или желаемых. Ведущий напоминает, что герб может быть любой геометрической формы, а внизу девиз, который сопутствует вашей жизни, так называемый краткий слоган. Время на выполнение задания - 15 минут. После выполнения задания рисунки презентуются участникам занятия.
Виды упражнений и заданий при работе с одаренными детьми
Интеллектуальные разминки с целью максимально быстрого включения учащихся в работу, стимулирования и дальнейшего развития психических механизмов |
|
Интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы и склонности учащихся |
Задания, направленные на развитие психических механизмов |
|
|